Языки в системе образования Российской Федерации: родной и государственный

388

С.Д. Ермакова, нач. отд. поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России

Конституционно-правовое и законодательное закрепление государственного (или официального) языка является центральным и наиболее значимым элементом правового режима функционирования языков, который затрагивает не только вопросы использования национальных языков в законодательно очерченных сферах официальных отношений в пределах государственной территории, но и права их носителей - как отдельной личности, так и этнической общности.

Наиболее важные и сложные вопросы введения государственного языка в многонациональном федеративном государстве, таком как Российская Федерация, следующие:

  • создание правового механизма защиты прав национальных меньшинств в области национально-языковых отношений;
  • законодательное урегулирование соотношения, условий и порядка использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации, и языков из числа языков народов Российской Федерации.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. (далее - Перепись), численность постоянного населения России составила 142,9 млн чел. (74% - городское население, 26% - сельское население).

По итогам Переписи, в Российской Федерации насчитывается 22 народа, численность которых превышает 400 тыс. чел. Второе после русских место по численности, как и по результатам прошлой всероссийской переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,3 млн чел., или 3,9% от указавших свою этническую принадлежность. На третьем месте по численности находятся украинцы - 1,9 млн чел., или 1,41%.

К другим наиболее многочисленным народам относятся:

  • башкиры - 1,1%;
  • чуваши - 1,1%;
  • чеченцы - 1,0%;
  • армяне - 0,9%;
  • аварцы - 0,7%;
  • мордва, казахи - по 0,5%;
  • азербайджанцы, даргинцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы, кумыки, якуты, лезгины - по 0,4%;
  • буряты, ингуши - по 0,3%.

Общая численность 47 коренных малочисленных народов России (в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255) составила 316,0 тыс. чел. (т. е. на 17,8 тыс. больше, чем в 2002 г.).

Всего по данным Переписи указано 277 языков и диалектов, которыми владеют жители Российской Федерации.

При этом 93,8% населения страны родным языком назвали язык своего народа.

Государственным языком России на всей ее территории в соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации является русский язык. Республики в составе страны вправе устанавливать свои государственные языки.

Автономные округа, автономные области устанавливают собственные государственные языки уставами, несмотря на отсутствие прямого закрепления в Конституции этого права. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

Одной из сфер регулирования в вопросах функционирования языков является социальная сфера в целом и система образования как составная ее часть.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в России гарантируется получение образования на государственном языке, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций (далее - ОО), классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), образовательными стандартами.

Язык (языки) образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факты для сравнения:

1. До вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ:

  • обучающиеся имели право на получение основного общего образования на родном языке;
  • язык, языки обучения устанавливались учредителем;
  • осуществлялась подготовка специалистов для преподавания на родном языке.

2. После вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ:

  • у родителей (законных представителей) и обучающихся есть право получения дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке;
  • в ОО осуществляется преподавание и изучение родного языка;
  • язык, языки образования определяются ОО;
  • экзамен по выбору в рамках государственной итоговой аттестации - родной язык, литература на родном языке - проводится в порядке, установленном субъектом Российской Федерации;
  • осуществляется целевой набор на обучение - подготовка специалистов-преподавателей государственных языков республик Российской Федерации и языков из числа языков народов России.

Поясним подробнее осуществление целевого набора на обучение. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. На федеральном уровне не предусмотрены особые права при приеме на обучение для лиц из числа представителей республик или коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но в то же время нормами ст. 56 Федерального закона № 273-ФЗ закреплены механизмы целевого приема и целевого обучения, определены права, обязанности и ответственность федерального государственного органа, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, государственной (муниципальной) ОО, унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственного общества, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации; субъекта Российской Федерации или муниципального образования, заключивших договор о целевом обучении с гражданином; и граждан, в т. ч. обязательства граждан по трудоустройству. Целевой прием в ОО среднего и высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с договорами ОО с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Статей 4 Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» приведены в соответствие с нормами действующего законодательства в сфере образования следующие статьи Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О языках народов Российской Федерации»):

  • ст. 9 «Право на выбор языка образования»;
  • ст. 10 «Преподавание и изучение языков народов Российской Федерации».

Необходимо отметить, что Законом РФ «О языках народов Российской Федерации» регулируются общие вопросы языковой политики в области образования, а вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регламентированы региональным законодательством (ст. 6 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации»). Так, например, Законом Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.1995 № 1-РЗ (в ред. от 24.04.2014) «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики» (далее - Закон КБР № 1-РЗ) устанавливается, что:

  • Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает реализацию права на обучение на языках народов Кабардино-Балкарской Республики в ОО Кабардино-Балкарской Республики;
  • язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в ОО, определяется с учетом образовательных потребностей населения локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики (ч. 4 Закона КБР № 1-РЗ).

Количество часов, отводимых в ОО с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература», устанавливается субъектом Российской Федерации и (или) самостоятельно ОО. Установление указанных часов не должно противоречить принципу, заложенному в базовом федеральном законе - Федеральном законе № 273-ФЗ - преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации (ч. 3 ст. 14).

Во всех имеющих государственную аккредитацию ОО изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», государственным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), по которому обучаются учащиеся 4-11-х классов, и ФГОС общего образования (приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; от 17.12.2010 № 1897; от 17.05.2012 № 413), по которым в настоящее время обучаются учащиеся 1-3-х классов.

По данным оперативного мониторинга (апрель 2014 г.) по вопросам преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик, а также изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, следует, что, кроме русского языка как государственного языка, обучение ведется на 24 языках республик, входящих в состав Российской Федерации; и 40 языков из числа языков народов России изучаются как учебный предмет.

Кроме того, изучаются предметы национально-региональной направленности: национальная или родная литература, география, краеведение и история на национальных или родных языках из числа языков народов России (табл. 1,2).

Таблица 1

Языки, имеющие государственный статус в республиках Российской Федерации (изучаются или ведется обучение)

Язык и литература

Субъект Российской Федерации

1

2

Абазинский язык

Карачаево-Черкесская Республика

Адыгейский язык

Республика Адыгея

Алтайский язык

Республика Алтай

Башкирский язык

Республика Башкортостан

Бурятский язык

Республика Бурятия

Ингушский язык

Республика Ингушетия

Кабардино-черкесский:

кабардинский язык

черкесский язык

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Калмыцкий язык

Республика Калмыкия

Карачаево-балкарский язык:

балкарский язык

карачаевский язык

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Язык коми

Республика Коми

Марийский язык

Республика Марий Эл

Мокшанский язык

Эрзянский язык

Республика Мордовия

Ногайский язык

Карачаево-Черкесская Республика

Осетинский язык

Республика Северная Осетия - Алания

Татарский язык

Республика Татарстан

Тувинский язык

Республика Тыва

Удмуртский язык

Республика Удмуртия

Хакасский язык

Республика Хакасия

Чеченский язык

Чеченская Республика

Чувашский язык

Чувашская Республика

Язык саха

Республика Саха (Якутия)

Аварский язык

Агульский язык

Азербайджанский язык

Даргинский язык

Кумыкский язык

Лакский язык

Лезгинский язык

Ногайский язык

Рутульский язык

Табасаранский язык

Татский язык

Цахурский язык

Чеченский язык

Республика Дагестан

Украинский язык

Крымско-татарский язык

Республика Крым

Таблица 2

Субъекты Российской Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (с указанием языков, которые изучаются)

Народы

Субъекты Российской Федерации

Численность народов по данным Переписи 2010 г., чел.

1

2

3

Алеуты (алеутский язык)

Камчатский край

401

Вепсы (вепсский язык)

Республика Карелия

3423

Ленинградская область

1380

Вологодская область

412

Долганы (долганский язык)

Красноярский край

5810

Республика Саха (Якутия)

1906

Ительмены (ительменский язык)

Камчатский край

2394

Магаданская область

613

Камчадалы (язык камчадалов)

Камчатский край

1551

Магаданская область

280

Кереки (керекский язык)

Чукотский автономный округ

1

Кеты (кетский язык)

Красноярский край

957

Коряки (корякский язык)

Камчатский край

6640

Магаданская область

900

Чукотский автономный округ

69

Ненецкий автономный округ

7504

Красноярский край

3633

Республика Коми

503

Кумандинцы (язык кумандинцев)

Алтайский край

1401

Республика Алтай

1062

Кемеровская область

225

Манси (мансийский язык)

Тюменская область

11 614

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

10 977

Свердловская область

251

Республика Коми

8

Нанайцы (нанайский язык)

Хабаровский край

11 009

Приморский край

383

Сахалинская область

148

Нганасаны (нганасанский язык)

Красноярский край

807

Негидальцы (негидальский язык)

Хабаровский край

480

Ненцы (ненецкий язык)

Тюменская область (Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)

31 210

Архангельская область

8020

Нивхи (нивхский язык)

Сахалинская область

2290

Хабаровский край

2149

Ороки (уйльта) (орокский язык)

Сахалинская область

259

Орочи (орочский язык)

Хабаровский край

441

Сахалинская область

28

Саамы (саамский язык)

Мурманская область

1599

Селькупы (селькупский язык)

Тюменская область

2065

Ямало-Ненецкий автономный округ

1988

Томская область

1181

Красноярский край

281

Сету (язык сету)

Псковская область

123

Сойоты (сойотский язык)

Республика Бурятия

3579

Тазы (тазов язык - один из говоров северного диалекта китайского языка)

Приморский край

253

Теленгиты (язык теленгитов)

Республика Алтай

3648

Телеуты (телеутский язык)

Кемеровская область

2520

Тофалары (тофаларский язык)

Иркутская область

678

Тубалары (язык тубаларов)

Республика Алтай

1891

Тувинцы-тоджинцы (тоджинский диалект тувинского языка)

Республика Тыва

1856

Удэгейцы (удэгейский язык)

Приморский край

793

Хабаровский край

620

Ульчи (ульчский язык)

Хабаровский край

2621

Ханты (хантыйский язык)

Тюменская область

29 277

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

19 068

Ямало-Ненецкий автономный округ

9489

Томская область

718

Республика Коми

48

Челканцы (челканский язык)

Республика Алтай

1113

Чуванцы (язык чуванцев)

Чукотский автономный округ

857

Магаданская область

57

Чукчи (чукотский язык)

Чукотский автономный округ

12 772

Камчатский край

1496

Республика Саха (Якутия)

670

Магаданская область

285

Чулымцы (чулымский язык)

Томская область

204

Красноярский край

145

Шорцы (шорский язык)

Кемеровская область

10 672

Республика Хакасия

1150

Республика Алтай

87

Эвенки (эвенкийский язык)

Республика Саха (Якутия)

21 008

Хабаровский край

4654

Красноярский край

4372

Республика Бурятия

2974

Забайкальский край

1387

Иркутская область

1272

Амурская область

1481

Сахалинская область

209

Томская область

95

Тюменская область

87

Эвены (эвенский язык)

Республика Саха (Якутия)

15 071

Магаданская область

2635

Камчатский край

1872

Чукотский автономный округ

1392

Хабаровский край

575

Энцы (энецкий язык)

Красноярский край

221

Эскимосы (эскимосский язык)

Чукотский автономный округ

1529

Камчатский край

14

Юкагиры (юкагирский язык)

Республика Саха (Якутия)

1281

Чукотский автономный округ

198

Магаданская область

71

Для русского языка как государственного языка Российской Федерации и национальных языков народов России реальная потребность состоит в том, чтобы сохранить и создавать условия для развития литературного национального языка как культурного наследия и национального достояния.

Если следовать этому направлению в развитии законодательства об использовании языков народов России, будет возможно снять излишнюю напряженность в национально-языковых отношениях, в межнациональных отношениях в целом.

В сфере нормативного правового регулирования национально-языковых отношений задача охраны национальных языков является необходимым условием совершенствования законодательства об использовании национальных языков, в т. ч. и в системе образования, и об использовании русского языка как языка межнационального общения народов Российской Федерации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль