Интенсифицированный педагогический совет «Разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС»

174

Современная система образования в соответствии с действующей нормативно-правовой базой должна создавать максимально благоприятные условия для непрерывного образования. Поэтому лейтмотивом большинства государственных программных документов в системе образования является идея получения образования в течение всей жизни. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» декларируется преемственность основных образовательных программ (ст. 11 гл. II), что неизбежно приводит к преемственности образовательных результатов в условиях стандартизации образования (рисунок).

В 2014/2015 уч. г. в ряде образовательных организаций (далее - ОО) продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС). Поэтому для администрации ОО становится необходимостью такая организация работы педагогов, которая поможет реализовать преемственность образовательных результатов.

Интенсифицированный педагогический совет «Разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС»

Разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС в условиях стандартизации образования

Одной из форм организации работы заместителя директора по УВР или НМР с педагогическим коллективом может быть проведение педагогического совета «на основе работы проблемных групп с частичным соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения вопросов»1, т. е. интенсифицированного педагогического совета. Его организация предполагает два этапа:

  • I этап - традиционный, с классической формой проведения, включающей, например, аналитический доклад;
  • II этап - интенсификация деятельности педагогов путем их вовлечения в обсуждение определенных проблем2.

Интенсифицировать деятельность педагогического коллектива поможет разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС. Именно на уроке достигаются образовательные результаты, формируются универсальные учебные действия, общие компетенции, способствующие, в конечном итоге, формированию профессиональных компетенций личности и выбору видов профессиональной деятельности после окончания ОО.

Чаще всего исследователи (Крылова О.И., Муштавинская И.В., Ермолаева Е.В. и т. д.) пишут о трех основных составляющих урока (учебного занятия) в контексте введения ФГОС:

  • активное целеполагание;
  • использование активных и интерактивных форм проведения занятий (педагогические технологии);
  • рефлексия.

Активное целеполагание подразумевает вариативность целей на одном конкретно взятом уроке. Учитель формулирует цели исходя из планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных) и обобщенных классов задач (учебно-познавательных и учебно-практических), которые он должен предъявлять обучающимся в контексте требований ФГОС. Вместе с тем активное целеполагание как одно из ярких составляющих субъект-субъектного подхода само по себе подразумевает, что у каждого ученика в классе будет своя цель. Следовательно разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС предусматривает прописание целей урока и оказание помощи учащимся в вопросе осознания их собственных целей обучения на данном уроке без попытки навязывания собственного мения.

Применение на уроках современных образовательных технологий призвано развить у обучающихся самостоятельность и сформировать мотивацию к саморазвитию как в ходе урочной деятельности, так и во внеурочное время. Разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС должна совмещаеться с пониманием того, что рефлексия не является формально переименованным завершающим этапом урока. Процесс рефлексии происходит в течение всего урока, причем для каждого отдельного обучающегося - в темпе, удобном только для него, поэтому совершенно не обязательно привязывать ее к завершающему этапу занятия. Так, например, первичная рефлексия может стать весьма действенным приемом на начальных этапах урока, проводником к активному целеполаганию.

Все вышеперечисленное должно побудить заместителя директора по УВР или НМР, планирующего организацию интенсифицированного педагогического совета, пересмотреть подходы к его проведению, т. к. необходимо позволить учителям прочувствовать на собственном опыте особенности той или иной педагогической технологии, мотивировать их пересмотреть разработку учебных занятий с учетом требований ФГОС, активизировать внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий и способствовать повышению качества образовательных услуг в контексте введения ФГОС.

Методическая разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС

В методической разработке интенсифицированного педагогического совета «Методика проектирования современного урока (учебного занятия) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» содержатся приемы и методы, которые педагоги смогут применять в практике преподавания предмета. Одной из форм проведения интенсифицированного педагогического совета может быть педагогическая мастерская «Как построить урок». Данная технология позволяет решить ряд проблем:

1. Проблемы мотивационного характера:

  • конструирование эффективной познавательной деятельности;
  • плодотворное общение всех участников образовательного процесса;
  • развитие понимания смысловой значимости саморазвития и самообразования;
  • стимулирование интереса обучающего к познавательному процессу обучающегося.

2. Проблемы дидактического характера:

  • переход от потребительского восприятия обучающимся работы обучающего к совместной, творческой, созидательной, исследовательской и познавательной деятельности;
  • развитие и раскрытие способностей обучающегося через систематическое погружение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
  • поиск учителем способов преподавания, с помощью которых можно выстроить образовательный процесс от ошибки к знанию, от ошибки к познанию, использовать ошибку для стимулирования мотивов обучения.

3. Проблемы психологического характера:

  • смена акцентов во взаимоотношениях всех участников образовательного процесса - выбор демократического стиля взаимодействия;
  • изменение отношения к ошибкам.

Конспект по технологии педагогических мастерских четко указывает на длительность мероприятия, которая не должна колебаться от 40 до 60 мин (в зависимости от длительности традиционной чести педагогического совета).

Планируемые результаты содержит конспект по технологии педагогических мастерских. Их можно сформулировать следующим образом:

1. Предметные:

  • знакомство с современными подходами к проектированию урока (учебного занятия);
  • выявление типологии урока;
  • выбор приемов и методов активизации образовательного процесса на учебном занятии, базирующихся на основе современных педагогических технологий (личностно ориентированных, социоигровых, проблемного обучения, развития критического мышления, диалогового взаимодействия, педагогической мастерской);
  • развитие умений педагогов проектировать урок (учебное занятие) в соответствии с новыми требованиями, приобретение практического опыта в применении на уроке современных педагогических технологий.

2. Метапредметные:

  • развитие коммуникативной компетентности - стимулирование навыков коммуникации в группе, обмена опытом и взаимообучения;
  • развитие творческого потенциала и инициативности.

3. Личностные:

  • развитие познавательного интереса к проблеме проектирования современного урока (учебного занятия) в соответствии с требованиями ФГОС;
  • развитие мотивации к использованию на уроках современных педагогических технологий, побуждение к саморазвитию и самореализации.

Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы:

  • фронтальная (беседа, презентация итоговых результатов);
  • работа в мобильных мини-группах (усвоение нового материала, выполнение задания по выделению ключевой информации, графическое изображение элементов учебного задания, презентация промежуточных результатов, самооценка и взаимооценка);
  • индивидуальная (проектирование фрагмента урока).

Конспект по технологии педагогических мастерских: организационный момент

Проведение педагогической мастерской начинается с организационного момента. Ведущий распределяет участников на малые группы с помощью приема «Радуга»: при входе в кабинет, где проводится педагогический совет, педагогам предлагается вытянуть из стаканчика любой цветной карандаш на выбор. Определяя количество карандашей, необходимо учитывать, что их должно быть несколько одного цвета (например, всего карандашей 14 - по два каждого цвета). Когда в стаканчике не останется карандашей, ведущий предлагает участникам педагогического совета составить радугу. Первая «радуга» садится за один стол, вторая - за другой и т. д. На столах уже заготовлены карточки соответствующих цветов, на каждой из которых написана одна из букв слова РАДУГА. Цветов - 7, а в слове «радуга» - 6 букв. Не хватает буквы для одного из участников, поэтому на карточках фиолетового цвета нет букв. Но есть знаки: у первой команды «!», у второй - «?». Те, кто выбрал фиолетовые карандаши и получил карточки с восклицательным знаком и знаком вопроса, становятся капитанами. Если число участников не кратно семи, из стаканчика изначально извлекаются лишние карандаши, тогда радуга будет без одной-двух букв, что также предстоит выяснить педагогам в процессе группового взаимодействия и деления на команды. Ситуацию с недостающими цветами-буквами можно интересно обыграть на физкультминутке.

Конспект по технологии педагогических мастерских: «Индуктор, или Начинаем урок»

Этап «Индуктор, или Начинаем урок» основан на собственном опыте педагога, создает условия для включения разных каналов восприятия (визуального, кинестетического, аудиального) и способствует зарождению заинтересованности в учебно-познавательной деятельности. Этот этап складывается из следующих составляющих:

1. Обращение к ассоциативному мышлению. Применяется методический прием «Цветок ассоциаций», для реализации которого используются возможности интерактивной доски. В центре изображается круг (серединка цветка), где записывается главный предмет дальнейшего разговора - «современный урок». Далее командам дается 5 мин на обсуждение, после чего к доске вызываются капитаны, которые должны назвать проявления и характеристики современного урока и записать их в собственноручно дорисованных лепестках (не более четырех характеристик от каждой команды).

2. Целеполагание, которое основывается на первичной рефлексии, призванной определить цели и задачи педагога, участвующего в работе педагогической мастерской. Определить цели и задачи учителям поможет карта рефлексии (табл. 1).

Таблица 1

Карта рефлексии

Цели и задачи участия в педагогической мастерской

Хочу

Могу

Не знаю

1

2

3

4

Проектировать современное занятие в соответствии с требованиями ФГОС

Применять методические приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся

Использовать современные педагогические технологии

Научиться повышать мотивацию обучающихся

Разобраться, что такое активное целеполагание

Научиться составлять технологические карты уроков по ФГОС

Получить практический опыт по использованию на уроках возможностей интерактивной доски

Научиться применять на учебном занятии современные подходы к рефлексии

Разобраться, что изменилось в содержании и технологиях основных этапов урока

Узнать, что нового в оценивании на современном уроке

Получить рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроке

Узнать современные подходы к анализу и самоанализу урока

Другое:

Конспект по технологии педагогических мастерских: разговоры о самом главном

Этап «Работа с материалом, или Разговор о самом главном» предполагает краткое изложение теоретического материала, который предусматривает эффективная разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС. Ведущий обращает внимание участников на следующие моменты:

  • анализ образовательных результатов обучающихся, достижение которых является целью и образовательного процесса в целом, и каждого отдельного урока;
  • анализ обобщенных классов задач, предъявляемых обучающимся (учебно-познавательных, учебно-практических), в контексте требований ФГОС;
  • планирование деятельности обучающихся, необходимой для подготовки к уроку (предварительное знакомство с планом урока, проведение опытов, повторение пройденного материала и т. п.);
  • планирование деятельности обучающихся и учителя на уроке;
  • разработка по образцу технологической карты урока по ФГОС и др.

Участники знакомятся с раздаточным материалом (образцы технологических карт уроков по ФГОС3, перечень обобщенных классов задач, которые помогут при разработке учебных занятий с учетом требований ФГОС). Учителям предлагается оценить свои знания и заполнить таблицу «Как построить урок в соответствии с требованиями ФГОС общего образования», а также закрасить цветным карандашом, полученным при входе в кабинет, те фрагменты лекции, которые уже хорошо известны (табл. 2).

Таблица 2

Как построить урок в соответствии с требованиями ФГОС общего образования

Вопрос

Сектор для закрашивания

Что я узнал(а) в педагогической мастерской?

Как построить урок в соответствии с идеями ФГОС общего образования?

Современный урок - образовательная технология?

Что такое активное целеполагание?

Что изменилось в содержании основного этапа урока?

Что нового появилось в оценивании на современном уроке?

После знакомства с теоретическим материалом ведущий предлагает участникам поработать в группах и записать тему урока из своего учебно-методического комплекса, которую они готовы сейчас перестроить в соответствии с идеями ФГОС. После этого к интерактивной доске снова вызываются капитаны (прием из социоигровых технологий «Слепой капитан»). Им завязывают глаза, предварительно показав слайд, где размещены графические объекты, - под каждым из них «спрятан» отдельный прием педагогической технологии, который следует включить в технологическую карту своего урока. Каждый член команды выбирает для себя объект, после чего совместно с другими членами команды дает инструкции «слепому» капитану, который с помощью стилуса выбирает нужное, стараясь не промахнуться с выбором. Как только он заканчивает, происходит «смена караула», и методический прием для самого капитана выбирает «желтый» (с карандашом желтого цвета) член команды.

Разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС: технологическая карта урока

С целью эффективной организации для учителей консультационной работы по вопросу разработки учебных занятий ведущий предлагает создать образец технологической карты урока по ФГОС по заданной схеме (табл. 3), выбрав любой из вариантов таблицы для описания хода урока, и посетить индивидуальную консультацию с заместителем директора по УВР или НМР, в рамках которой состоится анализ технологической карты.

Таблица 3

Схема для разработки технологической карты

Предмет:

Класс:

Раздел:

Тема:

Тип урока:

Цель:

Основные понятия:

Формы работы:

Технология построения урока:

Материально-техническое оснащение урока:

Ход урока (вариант № 1)

Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов

Действия преподавателя по созданию условий для достижения запланированных результатов

Действия обучающихся для достижения запланированных результатов

Ход урока (вариант № 2)

№ этапа

Этап урока

Время

Методы и приемы

Содержание деятельности

Конспект по технологии педагогических мастерских предусматривает акцентирование внимания учителей на вопросе повышение физической активности обучающихся во время образовательного процесса и на проведение физкультминутки. Ведущий спрашивает участников о том, какие приемы физкультминутки они знают. Каждый член команды по очереди называет по одному приему, чередуясь с членами другой команды. Выигрывает та команда, которая вспомнит больше приемов. После этого ведущий проводит физкультминутку в форме эстафеты с вариациями. Инструктаж проводится короткими командами без дополнительных объяснений, каждый участник самостоятельно выбирает способ действия и действует так, как понимает команду. Команды: встать, перемешаться, сесть.

Когда называют слово, должны встать те, кто соотносит это слово с собой. Хлопок в ладоши - знак, что все должны сесть на свои места. В продолжение приема «Радуга» действует следующий принцип: следует называть слова из детской мнемонической считалочки - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Лучше, если первым словом будет «каждый», тогда, еще не до конца понимая идею игры, встанут все. Но уже после слова «охотник» все станет понятно, что не может не вызвать улыбку. А вот после «охотника» лучше сказать не «желает», а например, «фазан». Так веселее. Если число участников изначально было не кратно семи, ведущий все равно может называть отсутствующий цвет. Просто нужно заранее, еще на организационном этапе, предупредить команды, что если такое происходит, то кто-то из участников должен встать и сказать фразу «Я за него». Необязательно, чтобы это был заранее оговоренный участник. Даже лучше, когда это происходит спонтанно и проявляет ответственность тот, кто быстрее сориентировался в ситуации или оказался внимательнее. В таком случае даже интереснее сделать так, чтобы в командах недоставало разных цветов. И когда в одной команде встает один человек, в другой может никто не встать.

Конспект по технологии педагогических мастерских: итоговая рефлексия

Этап «Рефлексия, или Как закончить урок». Вопрос для подготовки этапа: рефлексия - это добровольно или принудительно? Почему?

Ведущий предлагает оценить вклад каждого члена команды на каждом этапе занятия (проставить оценку от 1 до 10 в колонке I, II или III (табл. 4).

Таблица 4

Карта рефлексии «Я и Мы»

Фамилии членов команды (необходимо закрасить карандашом того цвета, который участник выбрал при распределении на группы)

Этапы

I

II

III

Далее ведущий напоминает, что после урока для учителя наступает не менее важный этап - проведение самоанализа.

Этап «Что “да”, а что “нет”?». Ведущий спрашивает участников педагогической мастерской о том, какие виды анализа им известны. Каждый член команды по очереди называет по одному виду анализа, чередуясь с членами другой команды (методический прием «Обмен ударами»). Выигрывает та команда, участники которой вспомнят больше видов. Например:

1. Полный анализ урока.

2. Структурный анализ.

3. Аспектный анализ.

4. Краткий анализ.

5. Дидактический анализ.

6. Психологический анализ.

7. Комплексный анализ.

Ведущий предлагает проанализировать конспект по технологии педагогических мастерских и вспомнить, что было сделано, на каких методах и приемах основывалась деятельность. Далее проводится работа с карточками предварительной рефлексии, которые участники заполняли в самом начале. Ведущий просит участников сделать выводы о том, удалось ли достичь тех результатов, на которые они рассчитывали, что не удалось, по каким причинам и т. д.

Общее подведение итогов начинается с одного из приемов социоигровых технологий - «Самолетик». На слайде презентации высвечивается схема, как сложить бумажный самолетик, после чего участникам предлагается сложить самолетик из листка карты рефлексии «Я и Мы» и запустить в сторону доски. Затем на интерактивной доске заполняется карта итоговой рефлексии (табл. 5).

Таблица 5

Карта итоговой рефлексии

Команда

Цвет

Оценка преподавателя (экспертная оценка)

Оценка команды (взимооценка)

Самооценка

Команда № 1

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

Команда № 2

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

Методическая работа - это системное явление. В управление ОО прочно вошел системный подход, так характерный для образовательного менеджмента. Поэтому данный педагогический совет может быть первым из целого цикла методических мероприятий4, призванных интенсифицировать профессиональный рост педагогов, стимулировать их мотивацию к саморазвитию, помочь в разработке учебных занятий с учетом требований ФГОС, раскрыть творческий потенциал и, как следствие, повысить качество образовательных услуг в современной, динамично развивающейся ОО.

_______________________________

1См.: Савина Н.М. Виды планирования и формы проведения педагогических советов // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 8. С. 5. - Примеч. авт.

2Там же. С. 8. - Примеч. авт.

3О разъяснении понятия «технологическая карта», структуре технологической карты читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2012. № 10. С. 22.

4О проведении педагогического совета в форме мастер-класса читайте в следующем номере журнала «Справочник заместителя директора школы».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль