Построение образовательной среды лицея: работа с учащимися

123

И.А. Киселева, директор МАОУ лицей № 4 (ТМОЛ), г. Таганрог, Ростовская обл.,

Д.В. Ковтунова, канд. филос. наук, зам. директора по НМР МАОУ лицей № 4 (ТМОЛ), г. Таганрог, Ростовская обл.,

А.В. Байлов, канд. ист. наук, доц. каф. социологии, истории, политологии Института управления в экономических, экологических и социальных системах Инженерно-технологической академии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог, Ростовская обл.

Во всем мире ведется поиск и отбор обучающихся, которые в будущем могут составить интеллектуальную и духовную элиту человечества. Одним из первых это стал делать И. Ньютон, который потратил значительную часть своего состояния на поиск и последующее обучение талантливых детей Великобритании. В России этим начал заниматься А.Н. Колмогоров, создавший первую специализированную физико-математическую школу-интернат при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (далее - МГУ). Аналогичные школы-интернаты были созданы в г. Ленинграде и г. Новосибирске. Учебный процесс в них проводился преподавателями, аспирантами и студентами вузов.

Формы обучения и образовательные программы полного общего образования

К концу 80-х - началу 90-х гг. XX в. вузы нашей страны стали открывать различные специализированные заочные, воскресные, вечерние школы. В 1988 г. в г. Таганроге было создано одно из первых образовательных учреждений такого типа. Первоначально являясь спецклассом с углубленным изучением математики, физики и информатики при Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д. Калмыкова (сегодня - Инженерная технологическая академия ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (далее - ИТА ЮФУ)), оно быстро превратилось в ведущее среднее общеобразовательное учреждение города и в настоящее время эволюционировало в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Таганрога (далее - ТМОЛ). Преподавание в нем осуществлялось силами профессорско-преподавательского состава с использованием библиотеки и научно-технической базы ИТА ЮФУ. В рамках образовательного процесса был преодолен имевшийся на тот период фактический разрыв между уровнем образования выпускников средних общеобразовательных заведений и требованиями, предъявляемыми к обучению в вузе, противоречие между необходимостью дифференцированного и индивидуального подхода к обучению одаренных детей и имеющимися в реальной практике методами и средствами такого подхода.

В настоящее время ТМОЛ занимает одно из ведущих мест в системе подготовки технической элиты в г. Таганроге и на Юге России и обеспечивает выпускникам возможность успешного продолжения обучения в лучших вузах Российской Федерации. Продолжая тесно сотрудничать с подразделениям ИТА ЮФУ, он превратился в признанный центр организации работы с одаренными детьми, опыт которого активно используется аналогичными образовательными организациями (далее - ОО).

Основная стратегическая цель образовательного процесса в ТМОЛ - формирование интеллектуальной культуротворческой, построение образовательной среды (рисунок) на основе общих интеллектуальных и духовных потребностей всех субъектов образовательного процесса.

Основные приоритеты работы ТМОЛ:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, сохранения здоровья и жизни обучающихся;
  • социализация одаренных учащихся, направленная на выявление способностей и путей их совершенствования в условиях построения образовательной среды;
  • развитие различных форм мотивации учащихся к образовательносоциальной деятельности (проектная деятельность, образовательный рейтинг обучающихся, тренинги и т. д.);
  • создание условий для проявления творческой активности и мотивации к ней учащихся в различных сферах социально значимой деятельности;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий - развитие системы непрерывного дистанционного образования.

Построение образовательной среды лицея: работа с учащимися

Модель культуротворческой интеллектуальной среды: построение образовательной среды

Особенностями организации образовательного процесса в ТМОЛ являются:

1. Система подготовки расписания и максимальная интенсификация образовательного процесса. Так, в профильных лицейских классах (8-11-е классы) расписание включает сдвоенные уроки (пары), что позволяет минимизировать затраты времени на подготовку к урокам, т. к. обучающимся необходимо готовиться не к шести учебным предметам на следующий день, а к трем. Расписание преподавателей ИТА ЮФУ, работающих в ТМОЛ по совместительству, тоже составляется особым образом. Администрация ТМОЛ тесно сотрудничает с диспетчерской службой ИТА ЮФУ, которая занимается составлением расписания, поэтому уроки, которые профессорско-преподавательский состав проводит в ТМОЛ, включены в их общее расписание.

2. Особый подход к формированию и постоянному переформированию состава учебных групп. В профильные классы ТМОЛ (8-10-е классы) набор обучающихся осуществляется при условии успешного участия обучающихся в межшкольной олимпиаде («ТМОЛиаде»). Для организации поступления в классы на учебный курс физико-математического профиля олимпиада проводится по трем предметам (математика, физика, русский язык). На основе набранных баллов составляется рейтинг участия в межшкольной олимпиаде. Для организации поступления в классы социально-экономического и химико-биологического профиля олимпиада проводится по математике, русскому языку, истории и географии (социально-экономический профиль) или химии и биологии (химико-биологический). В 2013/14 уч. г. впервые осуществлен набор учащихся 5-х классов. Межшкольная олимпиада не проводилась, рейтинг был определен по результатам конкурса портфолио. Когда заканчивается предварительное формирование классов, в первую неделю сентября лицеисты пишут входную диагностическую работу, по результатам которой администрация ТМОЛ еще раз делит класс на две группы для таких предметов, как английский язык, информатика. Учащихся 10-х классов позже еще раз делят на дополнительные группы для занятий по физике, алгебре, русскому языку.

3. Высокая степень научного, кадрового, материального обеспечения работы ТМОЛ благодаря реальному участию ИТА ЮФУ: использовалась материальная база ИТА ЮФУ, с момента начала функционирования ТМОЛ учебные предметы преподавали высококвалифицированные специалисты этого вуза. Сегодня в лицее работают 17 кандидатов наук и 1 доктор наук - опытные преподаватели ИТА ЮФУ, ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» и др.

4. Конкретизация профессиональной ориентации лицеистов: каждый получает возможность и обязанность «живого» контакта с факультетами ИТА ЮФУ. Для этого администрацией ТМОЛ организован ряд факультативов совместно с кафедрами ИТА ЮФУ. Лицеисты посещают занятия в институте 1 раз в неделю по 2 ч для ознакомления с деятельностью кафедр (предметы: программирование C++ и криптография, робототехника, нанотехнологии). Также администрацией ТМОЛ из бюджета ОО оплачиваются дополнительные факультативные занятия с преподавателями ИТА ЮФУ.

5. Наличие консультанта (куратора, попечителя, коуч-тренера) из числа студентов старших курсов и аспирантов. В рамках договора администрации ТМОЛ и ИТА ЮФУ лицеисты посещают занятия, где их учат работать на оборудовании кафедры. Работу лицеиста организует аспирант, который выстраивает вместе с обучающимся график индивидуальных занятий. Таким образом, обучающиеся ТМОЛ участвуют в проведении научного эксперимента, выполняемого при подготовке диссертации. Лицеисты по окончании эксперимента готовят исследовательские работы, с которыми выступают на конференциях различного уровня. Так, в 2010/11 уч. г. был подготовлен проект «Разработка методики формирования нанолокальных областей для позиционирования углеродных нанотрубок на подложке», победивший в VI Всероссийской олимпиаде школьников по нанотехнологиям (2012 г.).

Образовательная деятельность - систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и личностного присваивания, освоения культурных форм и способов действия.

В ТМОЛ реализуются образовательные программы полного общего образования: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, обеспечивающие углубленную подготовку обучающихся по предметам физико-математического цикла. Профильная составляющая образовательного процесса в соответствии с реализуемыми образовательными программами представлена в табл. 1.

Таблица 1

Профильная составляющая образовательного процесса в ТМОЛ

Класс

Профиль

Учебные предметы

Профильные спецкурсы (количество, ч)

8 л

Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла

Математика

Физика

8

4

9 л

Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла

Математика

Физика

Информатика

8

4

2

9 э

Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла

Математика

Физика

Информатика

8

4

2

10 а, б

Физико-математический профиль

Математика

Физика

Информатика

9

6

4

10 в

Профильное изучение математики и информатики

Математика

Информатика

8

4

10 э

Физико-математический профиль

Математика

Физика

Информатика

8

6

4

10 с

Социально-экономический профиль

Обществознание

Экономика

География

3

2

3

10 с

Химико-биологический профиль

Химия

Биология

Русский язык

5

4

3

11 а, б

Углубленное изучение физики, математики

Математика

Физика

Информатика

8

7

4

11 в

Профильное изучение математики

Математика

Информатика

8

4

11 с

Социально-экономический профиль

Обществознание

Экономика

География

3

2

3

ТМОЛ является областной пилотной площадкой по апробации учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ) по русскому языку издательства «Дрофа» (приказ Минобразования Ростовской области от 27.10.2010 № 845). С 2011 г. педагогический коллектив ТМОЛ участвует в апробации учебника нового поколения по физике (Степанова Г.Н., «Физика, 7 класс», «Физика, 8 класс», «Физика, 10-11 класс»). В апробации учебника принимают участие 3 параллели классов: 7-е, 8-е и 11-е.

Учащиеся лицея и их роль в формировании интеллектуальной образовательной среды

Научно-исследовательская деятельность - это работа лицеистов над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, который служит для иллюстрации законов природы), предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированная, исходя из принятых в науке традиций. Это организованная педагогом коллективно-распределенная или индивидуальная деятельность учащегося в рамках образовательного процесса обязательной и вариативной частей, которые предполагают образовательные программы полного общего образования, направленные на решение практических задач, формирование ключевых компетентностей и практического опыта. Научно-исследовательская деятельность носит индивидуальный и групповой характер и тесно связана и использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательном процессе. Особенно это проявляется в процессе подготовки обучающихся к участию в интернет-конкурсах, интернет-олимпиадах. Учащиеся ТМОЛ второй год принимают участие в интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты», несколько команд вошли в 1-ю лигу. Команды формируются по возрастному принципу, в них входят эрудированные, одаренные обучающиеся. Участие в конкурсе способствует раскрытию интеллектуального потенциала, выявлению новых талантов. Также широко используются ИКТ в процессе участия лицеистов в заочных олимпиадах, проводимых вузами. Вузы г. Москвы и г. Санкт-Петербурга регулярно проводят предметные олимпиады, в которых, как правило, первый тур проходит заочно и дистанционно, что дает возможность старшеклассникам принимать в них участие и в случае выхода во 2-й тур поступать в вуз, имея 100-балльный результат по предмету. В 2011 г. администраций ТМОЛ заключено соглашение о сотрудничестве с МГУ. В рамках соглашения на базе ТМОЛ проводятся очные олимпиады по механике для учащихся Южного федерального округа.

Учащиеся лицея ТМОЛ ежегодно становятся победителями всероссийских олимпиад, победа в которых соответствует 100 баллам на ЕГЭ (в 2012/13 уч. г.: 12 чел. по физике, 4 - по математике и 1 - по обществознанию; в 2013/14 уч. г.: 14 чел. по физике, 5 - по математике, 8 - по русскому языку и 1 - по химии).

Образовательные программы полного общего образования ТМОЛ - это программа школы полного дня, которая организует пространство жизнедеятельности учащегося, чередуя разнообразные виды его деятельности в наиболее комфортном для него порядке. Расширить образовательную среду ТМОЛ, не перегружая ее при этом, позволило развитие сетевой модели образования, использование возможностей других ОО, учреждений культуры и спорта для выявления и поддержки талантливых учащихся (например, для организации работы кружков и спортивных секций лицеистов используется материально-техническая база ИТА ЮФУ, для публикации о деятельности и достижениях ТМОЛ организовано сотрудничество со средствами массовой информации: «Независимая газета» г. Таганрога, газета «Радиосигнал» ИТА ЮФУ и т. д.). В 2011 г. ТМОЛ стал площадкой для проведения V Всероссийского интеллектуального форума-олимпиады по нанотехнологиям «Нанотехнологии - прорыв в будущее». С 2013 г. ТМОЛ сотрудничает с АНПО «Школьная Лига РОСНАНО». Цели участия в проекте:

  • над- и межпредметная (научно-междисциплинарная) учебная интеграция, организованная в укрупненных дидактических формах;
  • социальное партнерство с ведущими учреждениями науки и индустрии в сфере нанотехнологий;
  • учебно-практическое моделирование и конструирование (игровое, компьютерное, лабораторное и т. п.) в сферах естествознания, техники и социальных наук;
  • проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся 5-11-х классов в области естествознания;
  • активное использование в организации образовательного процесса вариативного и модульного принципов, системы индивидуального сопровождения учащихся и их педагогической поддержки, способствующих развитию внутренней мотивации к познавательной и социально-инициативной творческой деятельности;
  • учебно-практическое освоение общекультурного контекста естествознания (популяризация науки в средствах массовой информации, через «музеи науки» и т. п.);
  • проектирование и реализация современной информационной образовательной среды (далее - ИОС) для организации образовательного процесса.

Также с целью расширения образовательной и научно-исследовательской инновационной деятельности участников образовательного процесса администрацией ТМОЛ было заключено соглашение о партнерстве с автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «СофтЛайн Эдюкейшн», руководителем которой является выпускник ТМОЛ. Цель сотрудничества - организация, проведение и участие в образовательных проектах по внедрению инновационных решений по повышению качества общего образования и реализации соответствующих эффективных образовательных практик, включая разработку и внедрение образовательных программ полного общего образования и методических материалов для обучения педагогов использованию инновационных решений. Партнеры создали и обслуживают сайт ТМОЛ, организовали для учащихся лицея бесплатные факультативные занятия по программированию, также бесплатно занимаются с учащимися и помогают им готовить научно-исследовательские работы по информатике.

Электронный класс Университета, или новые образовательные программы полного общего образования

В 2010/11 уч. г. стартовал новый экспериментальный проект «Электронный класс Университета»1. При поддержке Центра довузовской подготовки Таганрогского технологического института ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (далее - ТТИ ЮФУ) был сформирован электронный класс, в котором учащиеся лицея 10-х классов начали изучение отдельных предметов (русский язык, физика и математика) с использованием интерактивных учебных ресурсов, размещенных в электронной ИОС профильного обучения.

Электронные курсы по каждому предмету включают:

  • 96 интерактивных лекций;
  • 24 тематических теста;
  • 12 контрольных работ;
  • тренинги и тесты самоконтроля по каждой теме;
  • тренажеры для подготовки к ЕГЭ, репетиция ЕГЭ онлайн;
  • система родительского контроля.

Занятия проходят в мультимедийном классе, оборудованном интерактивной доской и мобильным проекционным оборудованием, 30 персональными рабочими местами с высокоскоростным выходом в ИОС.

Учебный план предусматривает обычное число аудиторных (очных) занятий. Во время этих занятий все учащиеся лицея могут работать в локальной сети с современными электронными образовательными ресурсами по схеме «1 ученик - 1 компьютер». Доступ к ИОС возможен также с любого компьютера, подключенного к Интернету. Это позволяет активизировать домашнюю подготовку к занятиям и превратить ее в творческий процесс, сочетающий индивидуальную и групповую формы деятельности. Учащиеся лицея имеют возможность круглосуточной индивидуальной и коллективной работы с ресурсами ИОС и другими сетевыми источниками. Домашние задания могут выполняться в режимах онлайн или офлайн с последующим введением результата в режиме онлайн. Все учебные достижения каждого обучающегося учитываются и сохраняются в ИОС.

В результате реализации проекта учащиеся лицея собрали для себя солидный портфолио: лицеисты принимают участие и побеждают не только в общешкольных и городских мероприятиях, но и во всероссийских. В 2012/13 уч. г. был первый выпуск электронного класса. Все учащиеся класса успешно сдали ЕГЭ, 8 учащихся стали призерами всероссийских олимпиад школьников, внесенных в Перечень олимпиад школьников, утв. приказом Минобрнауки России от 07.11.2011 № 2598.

Методическая работа в ТМОЛ осуществляется в соответствии с целью - совершенствование личностных и профессиональных качеств учителя; в соответствии с единой методической темой по формированию проектно-исследовательской и построению образовательной среды ТМОЛ в контексте гуманизации и повышения качества образования.

Реализуемая в течение последних 25 лет модель образования в ТМОЛ, компоненты которой были представлены выше, является средством развития мотивации учащихся, т. к. она позволила разработать и обосновать содержание образования, образовательные программы полного общего образования, включающее специально спроектированные задания и упражнения, направленные на развитие мотивации обучающегося, выбрать технологии обучения, которые позволяют сформировать на оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности, которые демонстрируют учащиеся лицея.

С целью объективной оценки качества образования в ТМОЛ систематически ведется мониторинг развития личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.

С 2007 г. в ТМОЛ введена матричная система организации образовательного процесса, новые образовательные программы полного общего образования, которые предполагает работу различных творческих групп в рамках тематических лабораторий. Задачи, которые стоят перед коллективом ТМОЛ:

  • проведение диагностики уровня сформированных компетенций обучающихся, поступивших в текущем учебном году;
  • совершенствование условий индивидуального развития личности учащихся, соответствующих их способностям и дарованиям;
  • реализация условий для осуществления исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в процессе совместной разработки проектов в области профессионального образования.

Построение образовательной среды: основные мероприятия     

С целью более эффективной разработки проектов в области профильного образования педагогическим коллективом и администрацией ТМОЛ проводятся следующие мероприятия:

1. Углубленная и профильная подготовка учащихся 8-11-х классов по физике, информатике, математике.

2. Профориентационная подготовка учащихся 10-11-х классов, оказание помощи в выборе будущей профессии, знакомство с профессиограммами, вузами г. Таганрога, Ростовской области и России, тестирование на выявление сферы профессиональных интересов и т. д.

3. Разработка телекоммуникационных междисциплинарных проектов.

4. Участие в дистанционных олимпиадах для учащихся 8-11-х классов, основной целью которых является развитие интереса у учащихся лицея к различным учебным дисциплинам, популяризация научного знания, совершенствование навыков самообучения, работы с различными информационными источниками, а также развитие творческого мышления.

5. Внедрение в образовательный процесс дистанционных курсов системы Moodle Центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ.

6. Воскресная математическая школа «Вектор» для учащихся г. Таганрога (по математике - 5-8-е классы, информатике - 6-8-е классы, физике - 7-8-е классы).

7. Школа раннего развития «УМКА» и др.

Работа с одаренными детьми - это многогранная и многофункциональная деятельность всего педагогического коллектива. Необходимо предусмотреть степень и меру самораскрытия, на которые способны учащиеся лицея, создать развивающую среду, обогатить содержание лицейского образования через исследовательский метод обучения, сознательно организованное индивидуальное и предметное окружение учащегося. Индивидуальное поле ученика, обогащенная образовательная среда - это пространство воспитания и обучения, совместно создаваемое учителем и учеником по законам творчества и диалектики познания. Одним из направлений стимулирования мотивации к обучению одаренных обучающихся является работа в научном обществе обучающихся.

Научное общество обучающихся (далее - НОО) «ТМОЛиУМ» объединяет лицеистов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Работа в научном обществе дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает творческие способности и вырабатывает исследовательские навыки;
  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • дает возможность определить профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной и трудовой деятельности;
  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует самоутверждению обучающихся.

Кроме того, обучающиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при обучении в вузах.

В начале учебного года учащиеся лицея выбирают темы исследования, работают над ними весь учебный год, а результаты докладывают на научно-практической конференции исследовательских работ, которая проводится в ТМОЛ в конце учебного года. Лучшие работы, которые показали учащиеся лицея, представляются на студенческих конференциях вузов, городского научного общества, всероссийских и областных конкурсах. Награждение победителей и призеров конференций различного уровня проводятся в актовом зале Центральной городской публичной библиотеки имени А.П. Чехова г. Таганрога. В 2013 г. был выпущен первый совместный сборник исследовательских работ, в настоящее время готовится к выпуску второй сборник.

Эффективность системы образования в ТМОЛ коррелируется с показателями результативности участия лицеистов в олимпиадах, научно-исследовательских проектах, конкурсах. Так, по итогам участия учащихся г. Таганрога в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) в 2013 г. наибольшее количество победителей и призеров среди учащихся ТМОЛ. В 2012 и 2014 гг. лицеисты становились призерами заключительного этапа ВсОШ по физике.

Традиционно лицеисты становятся победителями и призерами олимпиад, проводимых ведущими вузами страны, в т. ч. всероссийского уровня, внесенных в Перечень олимпиад школьников (утв. ежегодным приказом Минобрнауки России):

  • заочная олимпиада по физике ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» (далее - МИФИ);
  • олимпиада «Ломоносов» по физике и по механике, проводимая МГУ;
  • олимпиада по математике ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» (далее - ФИЗТЕХ) и др.

В 2012 и 2013 гг. команда лицеистов принимала участие в 21-й и 22-й Международной Олимпиаде «Интеллектуальный марафон» (2012 г. - г. Салоники, Греция; 2013 г. - г. Барселона, Испания), по итогам которых заняла I место в командном первенстве и завоевала более 10 медалей в личных первенствах. В 2012 г. сборная команда лицея «ТМОЛимпийцы» заняла II место во Всероссийском конкурсе «Турнир юных естествоиспытателей». В международном «Турнире юных естествоиспытателей», который проходил в мае 2013 г. в Турции, команда лицея заняла III место. В 2013 г. сборная команда лицея «Космос» заняла I место во всероссийском конкурсе «Турнир юных естествоиспытателей» и будет принимать участие в международном «Турнире юных естествоиспытателей» в августе 2014 г. в г. Кустендиль (Болгария).

В декабре 2013 г. в г. Москва учащиеся ТМОЛ приняли участие в Первой международной олимпиаде по экспериментальной физике IEPhO - 2013, результат - I место.

Также качество организации образовательного процесса подтверждается результатами участия лицеистов в ЕГЭ по профильным предметам (табл. 2).

Таблица 2

Результаты участия лицеистов в ЕГЭ по профильным предметам

Предмет

2012 г.

2013 г.

Высший балл ТМОЛ

Средний балл ТМОЛ

Средний балл в г. Таганроге

Средний балл в регионе

Высший балл ТМОЛ

Средний балл ТМОЛ

Средний балл в г. Таганроге

Средний балл в регионе

Математика

92

61,75

49,42

44,2

98

61,85

52,21

48,93

Физика

98

54

49,5

44,33

100

65,01

55,19

50,78

Информатика и ИКТ

100

70

62,2

55,33

100

76,44

65,36

58,42

Русский язык

98

72,6

70,37

61,75

98

72,36

71,24

64,56

Ежегодно в вузы поступают 100% лицеистов, из них студентами высших учебных заведений г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога становятся 60% выпускников, 40% лицеистов продолжают успешно обучение в ведущих вузах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (МГУ, ФИЗТЕХ, Учреждение Российской академии наук Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, МИФИ, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» и др.).

___________________________________________

1О возможностях электронной информационно-образовательной среды профильного и предпрофильного обучения можно узнать по адресу: www.cdp.tti.sfedu.ru. - Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль