Проведение педагогического совета, посвященного технологии подготовки урока в ИОС

196

Т.С. Патрикова, канд. техн. наук, доц. каф. технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула

Методическая работа в общеобразовательной организации (далее – ОО) – многокомпонентный процесс, призванный сформировать у учителя мотивацию к саморазвитию. Методическая работа работа в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования требует системного отношения и, как никакой другой элемент образовательной среды, нацелена на повышение качества образования через развитие профессиональной компетентности учителя. И одним из ведущих компонентов этой работы, безусловно, является педагогический совет.

Педагогический совет образовательной организации – мастер-класс1 по теме «Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде» проводится согласно созданной нами «дорожной карте» проектирования методической работы ОО после интенсифицированного педагогического совета «Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования»2 (табл. 1).

Таблица 1

Фрагмент «дорожной карты» методической работы ОО в режиме перехода на ФГОС общего образования

Проведение педагогического совета, посвященного технологии подготовки урока в ИОС

Интенсифицированный педагогический совет образовательной организации

На интенсифицированном педагогическом совете образовательной организации «Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования»3 учителям предложено было разработать образцы технологические карты уроков по ФГОС общего образования. В течение месяца они должны были представить их заместителю директора по УВР (или НМР) для обсуждения и дальнейшей корректировки. Поэтому на второй педагогический совет в данном учебном году учителя приходят с домашними заготовками. Следующим этапом работы над методической темой «Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования» должна стать разработка электронного образовательного ресурса (далее – ЭОР) для проведения урока (учебного занятия). В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) учителя могут проводить уроки в т. ч. с использованием самостоятельно разработанных или адаптированных ЭОР. Понятие ЭОР входит в перечень основных понятий, используемых в Федеральном законе № 273-ФЗ, где ЭОР обозначены как:

  • составляющая понятия «средства обучения и воспитания» (ст. 2 гл. I);
  • одно из условий реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий (ст. 16 гл. II);
  • составляющая материально-технического обеспечения ОО, информация о котором включена в понятие «информационной открытости ОО» (ст. 29 гл. III).

К сожалению, даже самые инициативные и творческие учителя не всегда осознают, насколько широкий спектр возможностей открывают перед ними информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Чаще всего используются мультимедийные презентации – в репродуктивных целях и в качестве замены мела, доски и печатных наглядных пособий. Кроме этого, педагоги недостаточно ясно могут осознавать, что представляет собой информационно-образовательная среда (далее – ИОС). В рамках курсов повышения квалификации сотрудниками кафедры технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» г. Тулы был проведен опрос о создании и функционировании ИОС, в котором участвовали более 60 человек, 86% из которых поставили знак равенства между ИКТ и ИОС.

Согласно ФГОС основного общего образования, развитие информационно-образовательной среды школы понимается как создание открытой педагогической системы, сформированной на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационнотелекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ (ИКТ- компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ4.

В структуре ИОС выделяются три основных элемента:

  • комплекс информационно-образовательных ресурсов (в т. ч. ЭОР);
  • совокупность технических средств ИКТ;
  • система современных педагогических технологий.

Педагогический совет образовательной организации, посвященный ИОС: цели, результаты, формы работы

Главная цель педагогического совета образовательной организации, который мы предлагаем провести в форме мастер-класса, заключается в развитии профессиональной компетентности педагога по использованию на уроке комплекса современных технических средств, информационных образовательных ресурсов и современных педагогических технологий.

При этом планируется достичь следующих результатов:

1. Предметные:

  • уточнить понятия (ИОС, информационные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР), ЭОР);
  • познакомиться с практикой применения на уроке технологии кейсов;
  • приобрести опыт использования на уроке технологии организации проектной деятельности.

2. Метапредметные:

  • развить навыки командной работы, взаимовыручки, взаимоответственности;
  • развить ИКТ-компетентность.

3. Личностные:

  • стимулировать педагогов к самоуправлению профессиональным ростом;
  • развить мотивацию к использованию на уроках ЭОР.

Для достижения этих результатов будут применены репродуктивный и проблемно-поисковый методы обучения.

Формы работы:

  • фронтальная (беседа, презентация итоговых результатов);
  • работа в мобильных мини-группах (усвоение нового материала, выполнение задания на выделение ключевой информации, графическое изображение элементов учебного задания, презентация промежуточных результатов, самооценка и взаимооценка).

Продолжительность работы педагогического совета образовательной организации, включая все этапы, рассчитана на 90 мин с учетом длительности традиционной части педагогического совета, которую в этом случае предлагается проводить в нетрадиционной форме (табл. 2).

Таблица 2

Расчет времени и этапы педагогического совета

Цвет, обозначающий команду

Хочу узнать

Могу рассказать

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

Данная карта изначально распечатывается с двух сторон и заполняется в начале первого этапа педсовета и по его завершении, что позволяет каждому участнику и команде в целом провести внутреннюю рефлексию. Далее командам предлагается поработать с кейсом.

Организация и проведение педагогического совета с использованием кейс-технологий

Предлагаем организовать групповую работу педагогов, направленную на поиск необходимой для работы информации и ее систематизацию, с использованием кейс-технологии, которая базируется на следующих дидактических принципах:

1. Индивидуализация (в процессе обсуждения каждый использует собственные возможности, учится дополнять других и развивать групповое суждение).

2. Вариативность (позволяет, как и в социоигровых технологиях, использовать различные способы решения поставленных учебных задач, рассматривать проблему с различных точек зрения; обеспечивает свободу выбора).

3. Наглядность (сама суть кейса – портфеля материалов – подразумевает работу с целым комплексом наглядных средств).

4. Прагматизм (следует сохранять только фактическую, непосредственно необходимую для практической работы информацию).

5. Активность (только через обоюдное вовлечение обучающихся (в нашем случае – участников педагогического совета) в активный образовательный процесс можно достичь высоких результатов).

6. Успешность (вся современная дидактика, и кейс-технологии не являются исключением, строится на создании ситуации успеха ученика на уроке).

7. Проблемность (учебные задачи должны быть конкретны, привязаны к реальной практике, и их решение должно опираться на собственный практический опыт обучающихся – в этом и заключается сама суть деятельностного подхода в образовании).

Участникам педагогического совета образовательной организации предлагается кейс, состоящий из трех частей:

1. Проанализируйте ситуацию. Для анализа ситуации используйте следующий текст: «Исследователи института “Евролингвист” (Голландия) доказали, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Программы мультимедиа представляют информацию в различных формах и делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Несмотря на эти преимущества, использование в образовательном процессе мультимедийных технологий и ЭОР продолжает зависеть от “человеческого фактора”. И наличие даже самого современного оборудования не помогает решению педагогических задач. Педагоги отказываются учить по-новому».

2. Подготовьте ответы на вопросы:

  • Почему учителя не хотят использовать ИКТ на уроках?
  • Какие способы мотивации учителей к использованию ИКТ вы знаете?
  • Так ли хороши мультимедийные технологии, как нас пытаются убедить?
  • Какие риски существуют в повсеместном внедрении ИКТ в образовательный процесс?
  • Какие преимущества открывают ИКТ перед учителем?
  • Что может помешать учителю улучшить свои пользовательские навыки владения ИКТ?

3. Выполните задание: предложите комплекс мероприятий по активизации использования ИКТ на уроке.

Участникам педагогического совета образовательной организации дается 30 мин на ознакомление с разложенными на столах материалами. С их помощью они должны ответить на поставленные в кейсе вопросы и найти решение учебной задачи. Нами осознанно был выбран большой, неструктурированный кейс, подразумевающий работу с достаточно объемным, в чем-то даже избыточным материалом (3040 страниц). Не всей этой информации удастся найти применение. Работать с таким типом кейсов на уроках с учащимися непродуктивно, даже в старших классах они редко способны в стрессовой ситуации (работая на время, соревнуясь с другими командами) адекватно обработать большой объем данных и структурировать их, выделив самое главное. В работе со взрослыми такие кейсы использовать интереснее. Полученные в ходе работы выводы участники представляют либо традиционно – на ватмане (представитель команды выходит к доске и поясняет обозначенные на бумаге позиции), либо более современно – с помощью совместно созданной мультимедийной презентации (не более пяти слайдов). Также можно предложить участникам педагогического совета разработать интеллект-карту (рисунок).

Проведение педагогического совета, посвященного технологии подготовки урока в ИОС

Как педагогический совет образовательной организации может повлиять на ИКТ-компетентность учителей

Интеллект-карта «Комплекс мероприятий по активизации использования ИКТ на уроке»

Для того чтобы сам процесс визуализации графических материалов в ходе работы с кейсом также работал на развитие информационно-образовательной среды школы через повышание ИКТ-компетентности учителей, на каждом командном столе стоит ноутбук с выходом в Интернет, все материалы кейса дублируются – представлены как в бумажном, так и в электронном виде. Искать нужную информацию проще на бумаге, а презентовать результаты изысканий интереснее сразу в электронном виде. Это позволяет не просто познакомиться с проблемой, вынесенной на обсуждение, но и активизировать знания ИКТ и их применение на практике. В то же время, если попавшим в одну команду учителям пока еще трудно в жестких временных рамках самостоятельно разрабатывать презентацию, бумажный вариант может стать для них более удобным. По завершении презентаций командам предлагается вернуться к карте «Хочу узнать и могу рассказать», перевернуть ее и заново заполнить уже на основе тех данных, которые были получены при работе с материалами кейса. На весь первый этап педагогического совета отводится не более 40 мин.

На втором этапе педагогического совета образовательной организации ведущий напоминает командам о технологии организации проектной деятельности, предлагая ознакомиться с ее описанием и этапами, которые представлены как в раздаточном материале, так и на интерактивной доске (табл. 4). После того как команды ознакомятся с теоретическим материалом, перед ними ставятся конкретные задачи:

1. Проанализировать образцы технологических карт уроков по ФГОС членов команды, составленные по результатам предыдущего педагогического совета, и выбрать ту, для реализации которой можно создать специальный интерактивный ЭОР.

2. Совместно переработать данную технологическую карту, и командными усилиями спроектировать для нее новый ЭОР.

Выстроить совместную работу командам предлагается в логике технологии проектной деятельности. Итогом проектной деятельности становится развернутый план содержания ЭОР, подготовка которого будет осуществляться к следующему педагогическому совету в форме творческого отчета и серии открытых уроков.

Существует мнение, что технические средства обучения, созданные с помощью обычных офисных приложений, не совсем отвечают современным стандартам и требованиям, предъявляемым к информационным образовательным ресурсам. Мы считаем иначе. Разумеется, такие программные продукты, как AvtoPlay, позволяют создавать ЭОР качественно иного уровня и влиять на развитие информационно-образовательной среды школы.

Таблица 4

Проектная деятельность

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

Оргмомент

5

Задает обучающимся вопросы, помогающие сформулировать тему урока

Отвечают на вопросы и предлагают разные версии формулировки темы урока

Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний

5

Формулирует и сообщает обучающимся, в чем будет заключаться их учебная деятельность, объясняет, как работать с ЭОР, обосновывает критерии оценки их ответов

Слушают и задают вопросы, повторяют правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой

Всесторонняя проверка знаний

30

Вызывает обучающихся к доске, заслушивает их ответы, корректирует ответы в случае необходимости, выставляет оценки, предоставляет обучающимся возможность исправить неудовлетворительную оценку

Выходят к доске, отвечают на открывающиеся в ЭОР вопросы, проверяют свои ответы с помощью интерактивных средств. Слушают преподавателя, задают вопросы

Информирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5

Озвучивает домашнее задание, предлагает выбрать домашнее задание из списка

Записывают домашнее задание

В презентации для обучающихся на первом слайде предлагается инструкция, описывающая алгоритм действий при работе с ЭОР:

1. Выберите число. При нажатии на число указателем мыши откроется вопрос.

2. Прочтите вопрос и подумайте над ответом (не более 5 мин).

3. Дайте ответ.

4. Проверьте свой ответ, щелкнув указателем мышки в любой части экрана.

5. Один обучающийся может выбрать не более трех чисел.

Дальше следует таблица, описывающая шкалу отметок. Если обучающийся отвечает на все три вопроса, он получает отметку «пять», если на два – «четыре», если на один – «три». Если обучающийся не дает правильного ответа ни на один вопрос, то получает отметку «два». На следующем слайде обучающимся предлагается таблица с числами от 1 до 70. Каждое из них представляет собой гипертекстовую ссылку, при нажатии на которую открывается слайд с вопросом. Обучающийся должен обдумать вопрос и дать на него краткий ответ. После чего он может проверить себя, сделав щелчок мышью в любой части экрана и открыв таким образом правильный ответ на вопрос. Данный ЭОР является интерактивным аналогом метода работы с карточками, когда на одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Обучающийся берет со стола преподавателя карточку, размышляет над ответом, дает его и тут же проверяет себя, переворачивая карточку. Однако анимированный вариант работы с карточками делает процесс обучения более интенсивным и разнообразным. В нашем случае объектами запоминания становятся не только слова, даты, термины, но и чертежи, технологические карты и т. п.

После того как проекты выполнены, переходим к общей рефлексии деятельности, осуществлявшейся на всех этапах педагогического совета. Можно использовать один из интерактивных приемов рефлексии «Чемодан, корзина, вещмешок». На доске закрепляются три больших листа (или на интерактивной доске выводится таблица из трех колонок) с изображением чемодана, корзины для бумаг и вещмешка. В первую колонку («Чемодан») следует занести самое главное, что сегодня будет вынесено участниками с педсовета, во вторую («Корзина») – помещаются сведения, которые были лишними или не вызвали интереса, а в третью («Вещмешок») – записывается то, что кажется важным, но для применения на практике требует дополнительного осмысления. В самом конце на обсуждение выносится предложение провести следующий педагогический совет в виде творческого отчета – серии открытых уроков делегированных командами учителей, чьи технологические карты были отобраны для совместной разработки ЭОР. Причем вся команда должна помогать им готовиться к открытым урокам, которые должны быть проведены не позднее чем через месяц в рамках следующего педагогического совета «Достижение на уроке образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования».

Следовательно, цикл из трех педагогических советов позволяет:

  • всесторонне разобрать методическую тему «Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования»;
  • реализовать методическое сопровождение введения ФГОС общего образования;
  • повысить профессиональную компетентность каждого учителя;
  • побудить учителей использовать на своих уроках современные педагогические технологии, в т. ч. ИКТ;
  • повысить качество образовательного процесса в целом.

_____________________________

1См.: Савина Н.М. Виды планирования и формы проведения педагогических советов // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 8. С. 5. – Примеч. авт.

2См.: Патрикова Т.С. Интенсифицированный педагогический совет «Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 8. С. 76. – Примеч. авт.

3См.: Патрикова Т.С. Интенсифицированный педагогический совет «Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 8. С. 76. – Примеч. авт.

4Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. С. 429. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль