Как достигается эффективная организация образовательного процесса

237

Е.В. Киприянова, д-р пед. наук, директор МБОУлицей № 11, г. Челябинск

Качество образования – показатель успешности образовательной организации (далее – ОО). В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образования трактуется как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ст. 2 гл. I).

Повышение качества образования через формирование образовательной среды школы

Для повышения качества образования необходимо создание эффективной организация образовательного процесса, которая способствует:

  • реализации государственных требований к результатам образования и социальных ожиданий субъектов образовательного процесса, особенно учащихся и их родителей (законных представителей);
  • формированию субъектной позиции участников образовательного процесса;
  • изменению условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогов;
  • формированию внешних связей, открытости.

Образовательно-профессиональная среда представляет собой комплекс ресурсных подсистем сопровождения: научно-методического, нормативно-правового, финансово-экономического, материально-технического, кадрового, организационного (информационного).

Эффективная организация образовательного процесса напрямую связана с развитием этих ресурсных подсистем. При этом в каждой ОО существуют свои особенности ресурсной обеспеченности. Признаки эффективной ОО:

  • автономия ОО и развитая система отчетности перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности ОО;
  • автономия в разработке учебного плана и программ, приобретении оборудования и материалов;
  • хорошая дисциплина;
  • обеспечение равных возможностей получения образования через выстраивание индивидуальных траекторий обучения;
  • наличие независимой системы оценивания качества образования;
  • адекватная заработная плата учителей и др.

Остановимся на нескольких приоритетах, определенных по итогам образовательной практики администрации и педагогического коллектива МБОУ лицей № 11 г. Челябинска (далее – лицей).

Во-первых, это эффективная образовательно-технологическая инфраструктура, составляющими которой являются:

  • предметные кабинеты-студии (современная IT-структура, интерактивное оборудование, системы тестирования, мобильный Интернет);
  • лаборатории (инженерной технологии, радиотехники и электроники, робототехники, физики и возобновляемых источников энергии, химии, биологии, экологии);
  • компьютерные классы (центры дистанционного обучения, медиацентр с открытым доступом к книжным изданиям и электронным образовательным ресурсам, модульной мебелью).

Главными качествами образовательно-технологической инфраструктуры являются следующие: безопасность для обучающихся, соответствие существующим нормам и санитарно-эпидемиологическим требованиям; многофункциональность, возможность использования помещений ОО (рекреаций, вестибюлей, студий, медиацентров и т. д.) для различных целей, а именно для проведения занятий, семинаров, презентаций, собраний; трансформируемость, наличие оборудования для трансформации учебного пространства (передвижные экраны, стены, мониторы, рабочие места).

Модульная мебель состоит из составных частей, которые возможно собрать в «диалоговый» круг или поставить отдельными индивидуальными партами. Ее можно переносить в различные помещения при необходимости организации диалогового проектного пространства.

Открытый доступ в Интернет – это оснащенные компьютерным оборудованием классы с Wi-Fi для реализации различных направлений образовательного процесса:

  • дистанционного обучения (разработки сайтов учителей, на которых размещены задания для обучающихся, программ дистанционных курсов, блогов и т. п.);
  • участия в дистанционных олимпиадах по различным предметам;
  • повышения компетентности обучающихся в работе с информационными источниками и редактирования различных документов в Интернете.

В дистанционном режиме педагоги и учащиеся используют собственные интернет-ресурсы, например, сайт «Проба пера»1, созданный учащимися в рамках деятельности пресс-центра лицея. В процессе преподавания информатики и английского языка учителя активно пользуются блогами, сетевыми серверами для реализации программ элективных курсов. Группы и сообщества в социальных сетях используются педагогами для обучения учащихся по программам элективных курсов «Основы рекламного дела», дополнительных образовательных услуг («Прикладная лингвистика», «Испанский язык»). Кабинеты-студии c выходом в Интернет позволяют организовать работу как в индивидуальном, индивидуально-групповом режиме, так и во фронтальном. Кабинет-студия представляет комфортное диалоговое пространство для выполнения обучающимися проектных и исследовательских работ, знакомства с виртуальными лабораторными экспериментами и т. п., оснащенное компьютерным оборудованием, зоной отдыха и др. Благодаря варьированию индивидуальных, групповых и фронтальных занятий, урочных и внеурочных занятий в лицее развивается интегрированная класс-среда, которая дает администрации и педагогическому коллективу возможность реализовывать тьюторский стиль преподавания, проводить занятия в больших группах, разделяя их на малые для индивидуальной работы.

Эффективная организация образовательного процесса: организация мероприятий

С целью формирования эффективной образовательно-профессиональной среды были проведены мероприятия, направленные на изменение содержания образовательного процесса:

1. Реализованы индивидуальные образовательные кластеры, траектории и программы, которые включают профильное обучение, т. е. систему элективных курсов, реализацию научно-исследовательского проекта под руководством научного руководителя, семинары, занятия в школе олимпиадников для подготовки к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников, прохождение образовательной (учебной) практики, например, участие в конференции, стендовом докладе, выездной школе, дистанционных курсах и т. д. С целью индивидуализации обучения реализована технология Дальтон-плана через формирование самостоятельности мышления учащихся (подготовка к олимпиадам, разработка исследовательской работы). Обучающимся предоставляется свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получает от учителя-тьютора указание, как ему лучше спланировать свою работу по определенному заданию, а затем работает самостоятельно. Особое внимание уделяется учету работы учащихся при помощи системы учетных карточек. На занятиях по Дальтон-плану в основном активизируются продуктивные виды деятельности на базе частично-поисковых, поисковых, исследовательских упражнений, а также творческие работы.

2. Функционирует вариативная и многообразная система дополнительного образования. Ежегодно программа дополнительного образования лицея представлена более чем 30 кружками и секциями, обеспеченными лицензированными образовательными программами, среди которых:

  • решение нестандартных задач;
  • теория решения изобретательских задач (ТРИЗ для школьников);
  • научный эксперимент;
  • робототехника;
  • творческое программирование;
  • второй иностранный язык;
  • прикладная лингвистика;
  • современное языкознание;
  • студии декоративно-прикладного искусства;
  • вокальная студия;
  • танцевальная студия и танцевально-спортивный клуб;
  • спортивные секции и др.

3. Поддерживается климат высоких ожиданий: педагогический коллектив лицея верит и демонстрирует, что все обучающиеся могут овладеть программами. В данном случае важно различать уровни требований и ожиданий. Требования – это стандарты, а ожидания – внутренняя система убеждения взрослых в том, что можно научить всех обучающихся.

Эффективная организация образовательного процесса: научно-образовательная практика

Интенсивная научно-образовательная практика – это непрерывная образовательная траектория, выстроенная с целью развития академических и исследовательских способностей перспективного обучающегося, его включения в деятельностный, учебно-исследовательский режимы обучения. Интенсивная образовательная практика позволяет организовать дополнительное образование по учебным предметам и внеурочной деятельности с целью интенсивной углубленной подготовки учащихся и социализации научно-исследовательского и поликультурного типов. Развитие системы научно-образовательных практик в лицее направлено на организацию исследовательской деятельности обучающихся, включение в научно-образовательные программы различных уровней, интенсивные сессии и учебно-тренировочные сборы в рамках специальных семинаров, публичных лекций, школ олимпиадной подготовки муниципального, регионального уровней.

Одним из примеров организации научно-образавательной практики является деятельность в рамках сотрудничества с ГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» (далее – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Лицей – это координационным центр всероссийской научно-образовательной программы «Шаг в будущее» и площадка проведения Федерального окружного соревнования Уральского федерального округа Российской Федерации (далее – УрФО РФ). Лицей входит в число организаторов всероссийской программы, что значительно обогащает событийное пространство ОО. Соревнованию предшествует заочный этап, в рамках которого обучающиеся 8-11-х классов ОО субъектов УрФО РФ представляют в соответствии с требованиями исследовательские работы (творческие проекты). Для конкурсного отбора принимаются научные, исследовательские, прикладные и творческие работы (проекты) по направлениям:

  • техника и инженерные области знаний (транспортные машины и роботы, аэрокосмонавтика, радио-оптические и электронные системы, нанотехнологии, энергетика, машиностроительные технологии, биоинженерия, экология техносферы);
  • естественные науки (химия и химические технологии, биология, медицина, валеология);
  • медико-биологические науки;
  • математика и информационные технологии (математика, информатика и системы управления, информационно-кибернетические системы и технологии, информационная безопасность);
  • социально-гуманитарные и экономические науки (литературоведение, языкознание, история, историческое краеведение, этнология, социология, инженерный бизнес и менеджмент).

Представители экспертного совета (профессорско-преподавательский состав) провели для участников соревнования научные семинары и консультации по темам «Современные тенденции развития энергетики», «Процессы преобразования энергии», «Актуальные вопросы обществознания».

Сотрудничество с различными вузами позволяет выстроить систему образовательных проектов, участниками которых становятся обучающиеся лицея. С каждым из вузов связан конкретный образовательный проект. Определены тьюторы – педагоги, сопровождающие деятельность учащихся по данным направлениям. Руководители структурных подразделений составляют списки слушателей:

  • дистанционных курсов Всероссийской заочной многопредметной школы при ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»;
  • интернет-школы информатики и программирования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»;
  • заочной школы при ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» (далее – МФТИ);
  • летней многопредметной школы ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”».

Следует различать участие в программе довузовской подготовки как одну из сторон реализации образовательного проекта и как организацию образовательного события. В организованном событии участвуют не только молодые исследователи, но и юные журналисты, актив старшеклассников, родители, педагоги в качестве руководителей работ и экспертов. В таком формате лицей в течение 6 лет сотрудничает с МФТИ и является региональной площадкой международной научно-практической конференции «Старт в науку».

Кроме научно-образовательных проектов, лицей активно включается в традиционные для лицеистов образовательные практики – математические и физические турниры («Кубок Урала» для учащихся 6-7-х классов; открытая физико-математическая школа (г. Киров)). В перспективе – участие в Международном математическом турнире старшеклассников «Кубок памяти А.Н. Колмогорова»; во Всероссийском турнире математических боев им. А.П. Савина; в Уральском турнире юных математиков и др.

Формирование образовательной среды школы через стажировку учащихся в профильных лагерях

Еще одна разновидность учебных практик – стажировки в профильных лагерях: физический лагерь «Рысь» (г. Челябинск); смены научного общества «Курчатовец» (г. Челябинск); летняя многопрофильная школа (г. Киров); Летняя школа специализированного учебно-научного центра ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»; летняя школа «Комбинаторная математика и теория алгоритмов» (Костромская обл.) и др.

Помимо образовательных проектов, реализуемых совместно с вузами как социальными партнерами лицея, одним из главных факторов создания специальных сред выступает социальная практика в школе. Функция данного вида организации образовательного процесса – ориентирующая. Предусмотрена возможность самостоятельных проб – действий, имеющих реальный социальный эффект. Особое место в открытой образовательной среде занимают проектные формы и методы образования:

  • социальные проекты – осуществляются на основе волонтерства (акции «Подари книгу детскому саду!», «Книжная полка в больнице», помощь гематологическому центру);
  • социально-образовательные проекты – выход на собственное действие через включение в реальный социальный контекст (акция «Потеряшка», «Спасем тигренка Жорика!»);
  • социально-трудовая практика – в основе лежит формирование определенного трудового навыка в сфере какой-либо профессии (работа в библиотеке им. А.С. Пушкина с целью освоения профессии библиотекаря).

Опыт социальных практик широко внедрен в деятельность социально-экономического факультета лицея: организованы тематические выезды старшеклассников с реконструкцией исторических событий, играми на взаимодействие и т. д.

В 2014 г. в лицее реализуется новый сетевой социальный проект «Искать нельзя забыть». Организаторы проекта – Челябинская региональная общественная организация «Поисковый отряд “Ориентир”» и лицей. Проект направлен на взаимодействие с различными социальными институтами с целью подготовки поисковиков: Государственным архивом Челябинской обл., центром независимой судебно-медицинской экспертизы, учебно-методическим центром «Медицина катастроф», «Поисково-спасательной службой Челябинской области», ГУ МВД России по Челябинской обл., Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск), Челябинской областной ассоциацией учителей истории и обществознания, Советом ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов г. Челябинска и др.

Цель проекта «Искать нельзя забыть» – обеспечить теоретическую и практическую подготовку участников поисковых отрядов; воспитать осознанное отношение к этому виду деятельности; потребность к изучению истории своего Отечества; способствовать формированию гражданской, активной жизненной позиции. Данный проект – совместный, партнер (Челябинская региональная общественная организация «Поисковый отряд “Ориентир”») имеет длительный опыт поисковой работы. Члены организации участвовали в полевых поисковых экспедициях на территории западной части РФ. Два члена организации осуществляют работы, связанные с архивным обеспечением поисковых мероприятий, установлением личности обнаруженных военнослужащих, розыском их родственников. Они же взаимодействуют с органами государственной власти, местного самоуправления, средствами массовой информации. Механизмы реализации проекта:

  • разработка нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности центра по подготовке поисковиков (паспорт проекта, образовательная программа, стратегия взаимовыгодного сотрудничества ОО и социальных партнеров). Проект согласован с Управлением по делам образования г. Челябинска, проведена презентация проекта с представителями ОО и организационная встреча с участниками проекта. Информация о проекте размещена на сайте лицея, представлена в средствах массовой информации региона;
  • апробация образовательной программы;
  • привлечение специалистов;
  • составление расписания занятий.

Результатом работы лицея является формирование у обучающихся таких компетенций, как умение анализировать, моделировать и прогнозировать свою деятельность, выбирать главное, формулировать цель деятельности, ориентироваться в информационном пространстве, и таких качеств, как самостоятельность, способность к творчеству, исследованию, социальному взаимодействию, гражданственность, патриотизм, толерантность, потребность в самовоспитании, самообучении. В 2013 г. проект был отмечен национальной премией «Гражданская инициатива» в номинации «Память» (г. Москва).

Таким образом, чем больше образовательных событий, шире спектр научных, социальных, образовательных практик, тем многообразнее и эффективнее образовательно-профессиональная среда.

Эффективная организация образовательного процесса и служба педагогической навигации

Еще одним направлением работы лицея, способствующим развитию образовательно-профессиональной среды, является организация службы педагогической навигации. Работа с педагогами, развитие профессиональных качеств и личностный рост – важнейшие составляющие повышения качества образовательного процесса. Работа с педагогами опирается на следующие позиции:

  • системность и структурность форм профессиональных объединений педагогов (методические объединения педагогов-предметников, научно-методический совет, службы организации образовательного процесса и службы сопровождения образовательного процесса – педагогическая лаборатория, психологическая служба, временные творческие коллективы, решающие актуальную задачу, например, написание основной образовательной программы, и др.);
  • договорная система приема, предполагающая возможность не только бюджетного, но и внебюджетного финансирования, на условиях в т. ч. и договоров подряда, за консультирование и публичные лекции ведущих ученых региона, а также привлечение специалистов вузов;
  • внедрение эффективной системы критериев качества педагогической деятельности;
  • индивидуальное сопровождение профессиональной траектории педагогов;
  • педагогический консалтинг как консультирование педагогов в ОО (педагогическая лаборатория); вместе с тем и сам педагог, являясь экспертом, осуществляет консалтинг, поскольку лицей работает в режиме стажировочной площадки и ресурсного центра, а также обладает собственным кадровым научным потенциалом;
  • персонифицированные программы развития профессиональных компетенций, на основании которых педагоги планируют и организуют учебно педагогическую деятельность, включая организационную, методическую, научно-методическую деятельность, публикации и выступления в рамках зоны актуального развития ОО и саморазвития;
  • вовлечение педагогов в активную (задаваемую ОО) научно-исследовательскую деятельность;
  • организация и проведение научно-практических конференций, стажировок и др.

Педагогический консалтинг – консультативное структурирование, связанное с образовательной поддержкой развивающих процессов обучения, а также деятельность, позволяющая дать независимую экспертную оценку эффективности использования обучающих технологий. Тренинг консалтинговой структуры в образовании повышает коммуникативную активность и выявляет методы актуализации творческой активности педагогов ОО, формы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Лицей не является стажерской площадкой ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», но только в 2013 г. в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. были проведены стажировки для педагогов РФ, педагогов Ханты-Мансийского автономного округа и др. При проведении стажировок используются очные и заочные формы взаимодействия.

Эффективная организация образовательного процесса и система ее мониторинга

Любая поставленная цель (в данном случае по созданию эффективной образовательно-профессиональной среды) должна быть измеримой. Так, одним из приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества образования, включающей внешние и внутренние объективные формы оценки.

Система оценки качества регламентирована федеральным государственным образовательным стандартом. Кроме того, в субъектах РФ создаются концепции региональной системы оценки качества, которая является нормативным документом, регламентирующим критерии оценки качества на уровне региональных, муниципальных и локальных систем.

Эффективная ОО обязана иметь внутреннюю автономную систему оценки качества, включающую мониторинг:

  • условий образования, в т. ч. развития профессиональной компетентности учителя;
  • качества процессов и содержания реализуемого образования (образовательные программы по учебным предметам, учебно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение; педагогические и информационные технологии);
  • качества результатов – индивидуальных достижений обучающихся.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной ОО, деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем. В настоящее время в лицее совершенствуется система мониторинга качества, разработано новое Положение о мониторинге качества образования. Лицей проводит мониторинг силами своих специалистов, которые объединены в группы:

1. Аналитическая группа (директор, его заместители, руководители структурных подразделений):

  • внедряет внутришкольный мониторинг качества образования, включая мониторинг условий, процесса (содержания), результатов;
  • устанавливает и утверждает регламент, периодичность проведения мониторинговых исследований;
  • определяет направления дальнейшего развития.

2. Творческая группа (педагоги – составители текстов контрольных, диагностических работ, тестов по предметам):

  • проводит мониторинговые исследования результатов образования;
  • анализирует результаты мониторинга и ведет учет результатов;
  • вырабатывает рекомендации по решению проблем организации образовательного процесса.

3. Статистическая группа (учителя, классные руководители):

  • контролирует всеобуч каждого обучающегося;
  • своевременно доводит итоги успеваемости до сведения родителей;
  • анализирует динамику развития личности каждого обучающегося;
  • определяет и анализирует уровень учебных достижений обучающихся по предметам по результатам тестирования, контрольных срезов;
  • намечает пути повышения степени обученности учащихся;
  • своевременно предоставляет информацию в творческую и аналитическую группы.

Все вышесказанное характеризует приоритеты управления эффективной образовательно-профессиональной средой лицея.

Внутришкольный мониторинг качества образования – это система сбора, обработки данных по показателям и индикаторам,хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности лицея, в т. ч. в рамках лицензирования, государственной аккредитации, контроля и надзора.

Внутришкольные показатели и индикаторы мониторинга качества образования – это комплекс показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования.

Педагогическая лаборатория – структурное подразделение лицея, созданное в целях организации инновационной, экспериментальной, научноисследовательской деятельности, разработки стратегии развития ОО, ее миссии, целей и задач. Направления деятельности:

1. Организационно-управленческая деятельность по созданию условий для формирования личности лицеиста, осуществления экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, научного и методического обеспечения педагогического процесса.

2. Научно-исследовательская деятельность по проектированию, моделированию образовательного процесса в инновационном режиме.

3. Информационно-аналитическая деятельность, предполагающая анализ научно-исследовательской деятельности участников образовательного процесса, развитие участников образовательного процесса, планирование и прогнозирование результатов деятельности.

4. Создание банка педагогических идей, картотеки передового опыта, разработка авторских программ, учебных пособий, рекомендаций.

5. Издательская деятельность по печатному оформлению и присвоению авторского права на методические разработки, сборники научных статей, трудов, рецензирование публикаций в научно-методические журналы.

6. Организация и координация научно-исследовательской деятельности учащихся через структурные подразделения (службы организации образовательного процесса).

7. Навигация исследовательской, научно-методической, методической деятельности учителя и организация системы непрерывного развития компетентности педагогов.

8. Деятельность, обеспечивающая эффективность кадровой политики, направленная на повышение квалификации педагогических работников.

9. Обеспечение нормативно-правовой регламентации научно-исследовательского эксперимента и инновационной образовательной деятельности в локальном образовательном пространстве.

  • Руководителем педагогической лаборатории является заместитель директора по научно-методической работе, который назначается директором ОО. Органом самоуправления педагогической лаборатории является трудовой коллектив, включающий:
  • специалистов, обеспечивающих информационно-аналитическую деятельность;
  • специалиста, обеспечивающего методическую работу и повышение квалификации педагогических кадров;
  • лаборанта, обеспечивающего документооборот.

Структура педагогической лаборатории:

  • экспертный авторский совет, включающий директора лицея, заместителя директора по научно-методической работе, научного консультанта. Расширенный совет представлен составом экспертного авторского совета и внешним ученым советом;
  • школа молодого исследователя, представленная соискателями степени кандидата наук, работающими в лицее;
  • временный научно-исследовательский коллектив, определяемый на основании приказа директора лицея;
  • тематические объединения (творческие группы), в составе которых работают педагоги на основе профессионального интереса, где осуществляется разработка и обобщение педагогического опыта, изучение новых педагогических технологий и др.

Итак, модель современной эффективной ОО, на наш взгляд, предполагает создание описанного выше комплекса условий, создание гуманистически ориентированной образовательно-профессиональной среды для главного – роста познавательного, исследовательского, интеллектуального и, в целом, творческого потенциалов личности, осознания социокультурной идентичности, принятия ценностных установок на созидание. Ключевыми результатами работы такой ОО являются способности выпускника действовать творчески, самостоятельно, ответственно, гражданственно при постановке и решении как учебных, так и практических, исследовательских, инновационных задач с целью социализации научно-исследовательского и поликультурного типов, разворачиваемых в контексте учебной и внеучебной деятельности, содержащей исследовательские практики социальной и профессиональной направленности и создающих возможности для соединения психических устремлений личности с реальной жизнью.

Последствия образовательных реформ, миссия ОО в современном обществе – формирование гражданина и творца – с разумными потребностями, позитивными ценностями, направленными на максимальную самоотдачу во благо общества.

________________________

1Подробнее см.: www.proba.l-11.ru. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль