Внутришкольный контроль в условиях введения ФГОС основного общего образования

6636

С 1 сентября 2013/14 уч. г. ряд образовательных организаций (далее – ОО) РФ участвует в пилотном проекте по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (на основании приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Второй год работы по пилотному введению и определению ФГОС требует дополнить перечень традиционных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты деятельности ОО в рамках организации внутришкольного контроля (далее – ВШК) и в условиях пилотного введения ФГОС.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

ВШК в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования предполагает всестороннее изучение и анализ образовательного процесса в ОО с целью координации деятельности для предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу. Контроль качества образования – одна из значимых функций управления, которая напрямую связана с планированием на основе анализа и целеполагания, организацией и руководством ОО. В отличие от внешних проверок в рамках федерального государственного контроля качества образования, ВШК осуществляется ОО. Это совместный вид деятельности администрации с педагогическим коллективом и представителями общественных организаций по продвижению учебно-воспитательной работы ОО на диагностической основе1.

Профессиональная справочная система для руководителей и специалистов общего и дошкольного образования, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня ⇒ vip.1obraz.ru!

Основанием для изменений в ВШК являются следующие нормативные документы федерального уровня:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”»;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»;
  • письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Анализ ФГОС и нормативных документов позволяет выделить направления ВШК, связанные с изучением уровня образовательных достижений обучающихся. Так, Федеральный закон № 273-ФЗ (п. 3 ст. 28 гл. III) к компетенции и ответственности ОО относит проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Таким образом, часть аналитических справок и заключений ВШК может являться составляющей внутренней системы оценки качества образования.

Внутришкольный контроль в условиях введения ФГОС

ФГОС определяет деятельность руководителей ОО, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП)2. Для ОО главным документом является образовательная программа. Соответственно, вносятся изменения в локальные акты ОО, такие как Положение о ВШК, Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО, Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП, Положение о портфолио обучающихся и др. Другого прочтения требуют и должностные инструкции учителя, заместителя директора и других участников образовательного процесса.

ФГОС можно рассматривать как основу для выделения существенных признаков, свойств, определяющих качество. В теории социального управления качество социальной системы определяется как «степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть»3. В этом случае три группы требований к качеству в ФГОС основного общего образования определяют три направления ВШК, соответствующие направлениям оценки качества образования. Изменения в ВШК в соответствии с требованиями ФГОС можно представить следующей схемой (рисунок).

Внутришкольный контроль в условиях введения ФГОС основного общего образования

Как изменился контроль качества образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС 

Содержание ВШК в соответствии с ФГОС может быть включено в единый план ВШК отдельным модулем.

Алгоритм проектирования ВШК:

  • цели ВШК как результат деятельности всех субъектов, определяющих качество образования в ОО;
  • содержание контрольных действий в соответствии с поставленными целями (объекты контроля в школе, критерии оценки качества объектов);
  • диагностический инструментарий (вид и форма контроля, методы, технологии измерения, сроки);
  • формат получаемых продуктов (справка, аналитические документы, результаты мониторингов, технологии измерений);
  • механизм обратной связи (управление по результатам ВШК).

Рассмотрим последовательно особенности реализации направлений ВШК, представленных в схеме.

1. ВШК качества результатов (оценка достижения планируемых результатов) освоения ООП: в разделе ВШК «Контроль результатов» анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения ООП основного общего образования. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в ОО на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.

Критерии оценки качества образования4 – показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования:

  • адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований ФГОС;
  • условия реализации ООП, ресурсное обеспечение образовательного процесса и соответствие ООП требованиям ФГОС;
  • реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освоения ООП и оценке планируемых результатов по ФГОС, так и на уровне ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Для оценки личностных образовательных результатов обязательными должны стать как минимум три показателя, отражающие требования ФГОС основного общего образования:

  • сформированность основ гражданской идентичности личности;
  • готовность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
  • сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание5.

Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:

  • уровень реализации регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД);
  • уровень реализации познавательных УУД;
  • уровень реализации коммуникативных УУД;
  • уровень развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Качество и динамика обученности – показатель, который входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Положительная динамика образовательных достижений – важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или ОО, системы образования в целом6. В таблице 1 представлена система ВШК качества результатов освоения ООП.

Таблица 1

ВШК качества результатов освоения ООП

ВШК качества результатов освоения ООП
Скачать в .docx

Показатель

Комментарий

Методы

Ответственные за реализацию ВШК

1

2

3

4

Личностные образовательные результаты

Уровень сформированности социальных компетенций

Ценностно-смысловые установки и моральные нормы.

Опыт социальных и межличностных отношений.

Правосознание

Включенное наблюдение, анкетирование, тренинг, рефлексия

Заместители директора по УВР, ВР, педагог-психолог

Уровень учебно-познавательной мотивации

Готовность к самообразованию. Готовность к выбору направления профильного образования

Включенное наблюдение, анкетирование

Заместитель директора по УВР, руководители предметных кафедр (методических объединений)

Уровень сформированное™ основ гражданской идентичности личности

Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Включенное наблюдение, анкетирование, тестирование

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

Метапредметные образовательные результаты

Уровень реализации регулятивных УУД

Способность к проектированию. Способность ставить новые учебные цели и задачи. Способность планировать реализацию целей и задач: осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

Стартовая диагностика, учебные исследования и проекты, промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, включенное наблюдение, специальные контрольно-мониторинговые средства

Заместитель директора по УВР, руководители предметных кафедр (методических объединений), учителя- предметники

Уровень реализации познавательных УУД

Освоение проектно-исследовательской деятельности.

Развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией. Освоение методов познания, использование логических действий и операций

Уровень реализации коммуникативных УУД

Формирование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развитие речевой деятельности. Практическое освоение умений ставить коммуникативные задачи, оценивать ситуацию, учитывать способы коммуникации

Уровень развития ИКТ-компетентности

Поиск, преобразование, передача и использование информации

Специальные контрольноизмерительные материалы, наблюдение за эффективностью использования ИКТ

Предметные образовательные результаты

Подтверждение обученности

По результатам внешней, независимой оценки

Контрольно-измерительные материалы внешней экспертизы

Заместитель директора по УВР

Уровень достижений планируемых результатов

Уровни: базовый, повышенный, высокий, пониженный, низкий

Мониторинг обученности (стартовая диагностика, тематические и итоговые проверочные работы, творческие работы, включая учебные исследования и проекты)

Заместитель директора по УВР, руководители предметных кафедр (методических объединений), учителя-предметники

Уровень знаний, умений и навыков по предметам, классам

По всем ступеням обучения по отдельности и во взаимосвязи

Мониторинг результативности в динамике

Уровень качества знаний, показанный выпускниками в ходе государственной итоговой аттестации

Мониторинг результативности

Заместитель директора по УВР

Уровень достижений в разных видах деятельности

Виды деятельности: социальная, коммуникативная, физкультурно-оздоровительная, трудовая. Протекают как в рамках повседневной образовательной практики, так и за ее пределами.

В том числе подразумеваются результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы

Мониторинг результативности.

Портфель достижений обучающегося

Заместители директора по УВР, ВР, классные руководители

ВШК качества результатов освоения ООП
Скачать в .docx

Современные требования к качеству образования определяют введение в образовательные отношения новых качеств как новых характеристик процесса.

ФГОС с этих позиций требует обязательного введения в ВШК образовательного мониторинга показателей личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности; мониторинга уровня развития надпредметных и метапредметных общеучебных умений.

Таблица 1 поможет систематизировать информацию внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных). Основными составляющими таблицы являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, что позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием7.

Порядок и особенности контроля результатов освоения ООП регламентируются Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО8.

Согласно ФГОС, контроль результатов освоения ООП включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Данный вид контроля регламентируется соответствующим положением и обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ООП (предметных, метапредметных, личностных), позволяет оценить динамики учебных достижений обучающихся и оценить эффективность деятельности ОО.

Оценка личностных результатов9 обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, и осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария с привлечением педагогов-психологов, специалистов, обладающих необходимой компетентностью. Возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, участие в общественной жизни, ответственность за результаты обучения, осознанный выбор образовательной траектории).

Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга метапредметных образовательных достижений являются материалы10:

  • стартовой диагностики;
  • текущего выполнения учебных исследований и проектов;
  • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
  • защиты итогового индивидуального проекта11.

Оценка достижений предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и при проверке выполнения итоговых проверочных работ по отдельным предметам. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Таким образом, ВШК качества результатов освоения ООП позволяет

отслеживать ход образовательного процесса в целях выявления и оценивания его промежуточных результатов, а также реализовать управленческие решения по регулированию и коррекции, предупреждать неуспешность обучения и способствовать обеспечению качества образования.

2. ВШК качества условий реализации ООП. Введение в ФГОС подразумевает, что интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации ООП должен стать уровень созданных условий, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических. Цели данного раздела внутришкольного контроля по ФГОС определены как «...обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения»12.

ФГОС, определяя систему требований к структуре ООП, рассматривает качество системы управления через реализацию учебного плана ОО, программ отдельных учебных предметов, курсов, духовно-нравственного развития, воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы, систему достижений планируемых результатов освоения ООП.

Исходя из перечисленных требований, целесообразно выделить в разделе ВШК следующие подразделы: «ВШК профессиональной деятельности педагогов», «ВШК условий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса», «ВШК материально-технических условий», «ВШК информационно-методических условий» (табл. 2).

Одним из ресурсов, необходимых для выполнения приказов ВШК в школе, является контроль качества профессиональной деятельности, реализуемый через систему научно-методической работы ОО. ВШК качества профессиональной деятельности педагогов может включать в себя:

  • уровень профессиональной компетентности учителя;
  • качество методической деятельности ОО;
  • качество деятельности ресурсных центров ОО (информационно-методического, аналитического, экспериментального, информационно-библиотечного);
  • качество деятельности социально-психологической службы.

Объектом ВШК профессиональной деятельности педагогов могут быть планы-графики непрерывного профессионального образования педагогических работников, графики аттестации кадров на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию. Система методической работы ОО регламентируется положением о предметной кафедре (методическом объединении). Контроль качества освоения педагогическими кадрами учебно-методических и информационно-методических ресурсов, использования в образовательном процессе ИКТ и современного учебно-лабораторного оборудования, необходимых для успешной реализации ФГОС, может осуществляться через посещение учебных занятий, курсов и занятий внеурочной деятельности.

ВШК условий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, может включать диагностические процедуры, проводимые педагогом-психологом с обучающимися (предупреждение дезадаптации обучающихся, выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния обучающихся и др.), контроль эффективности профилактической, коррекционной работы (мониторинг здоровья обучающихся, психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения, выявление и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями).

ВШК материально-технических условий реализации ООП предусматривает анализ состояния учебных кабинетов, помещений для занятий внеурочной деятельностью, помещений для организации питания, медицинского обслуживания, административных помещений, а также системы материально-технических условий для организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

ВШК информационно-методических условий реализации ООП предусматривает анализ эффективности информационно-образовательных ресурсов (в контексте Федерального закона № 273-ФЗ в части информационной открытости ОО13, доступ к электронным образовательным ресурсам14, привлечение органов государственно-общественного управления ОО к проектированию и реализации ООП15).

В таблице 2 представлена система ВШК качества условий реализации ООП.

Таблица 2

ВШК качества условий реализации ООП

Таблица 2
Скачать в .docx

Показатель

Методы

Субъекты реализации ВШК

1

2

3

ВШК профессиональной деятельности

Уровень профессиональной компетентности учителя (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»)

Мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя. Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя. Анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП, в т. ч. по формированию у обучающихся УУД, для своевременного оказания методической помощи.

Оценка качества преподавания в процессе учебных занятий и внеурочной деятельности.

Оценка работы классного руководителя с учетом программ воспитания и развития обучающихся, здоровьесбережения и коррекционной работы в рамках ООП.

Мониторинг овладения современными педагогическими технологиями (исследовательскими, проектного и проблемного обучения). Анализ использования в образовательном процессе ИКТ.

Оценка учителем результатов своего труда, удовлетворенность своими результатами, уровнем своего профессионализма.

Педагогическая рефлексия – способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе как ее субъекту16

Заместитель директора по УВР, руководители предметных кафедр (методических объединений)

Качество методической деятельности ОО

Динамика профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников (планы самообразования педагогов, перспективные планы повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОО).

Мониторинг реализации методического сопровождения образовательного процесса

Анализ работы методических объединений (кафедр) с ориентацией на проблемы ФГОС.

Изучение профессиональных потребностей педагогов

Заместитель директора по УВР

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Анализ кадрового обеспечения (наличие перспективного плана кадрового обеспечения).

Соответствие должностных инструкций Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Анализ работы с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогическими работниками

Заместитель директора по УВР, педагоги-наставники молодых специалистов

ВШК условий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса

Качество деятельности социально-психологической службы

Изучение эффективности диагностических процедур, направленных на выявление особенностей статуса обучающегося.

Анализ системы консультирования педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся с учетом результатов диагностических исследований.

Изучение психологического состояния педагогических работников, их отношения к должностным обязанностям

Педагог-психолог,

медицинский работник,

социальный педагог

Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса

Анализ рабочих программ педагогических работников с целью обеспечения преемственности содержания и форм организации образовательного процесса

Заместитель директора по УВР

Контроль эффективности работы по профилактике отставания в освоении программы по учебному предмету, коррекционной работы

Мониторинг здоровья обучающихся.

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения.

Поддержка детских объединений и ученического самоуправления. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Выявление и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями

Педагог-психолог,

медицинский работник,

социальный педагог

ВШК материально-технических условий

Оснащение ОО учебным и лабораторным оборудованием

Мониторинг учебного и лабораторного оборудования в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении образовательных учреждений учебным и лабораторным оборудованием»

Заместитель директора по АХЧ (АХД)

Соответствие материально-технического оборудования санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в ОО

Паспортизация учебных кабинетов, помещений, в которых осуществляется образовательный процесс, помещений библиотек, актового зала, спортивных сооружений, помещений для питания обучающихся, помещений медицинского назначения, административных и иных помещений

Соответствие условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ОО

Контроль ведения журналов по охране труда и технике безопасности. Контроль проведения инструктажей по охране труда с работниками и обучающимися

Заместитель директора по УВР, сотрудник ОО, отвечающий за технику безопасности

Качество сохранности учебных кабинетов, помещений для внеурочной деятельности, помещений для питания, помещений медицинского назначения, административных помещений

Диагностика состояния учебных кабинетов (проведение смотра учебных кабинетов), помещений для занятий естественнонаучной деятельностью, моделированием, техническим творчеством, музыкой, хореографией, изобразительным искусством, помещений библиотек, актового зала, спортивных сооружений, помещений для питания обучающихся, помещений медицинского назначения, административных и иных помещений

Заместитель директора по АХЧ (АХД)

Оценка состояния условий для организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Анализ создания условий для безбарьерной среды обучения

Медицинский работник, заместитель директора по АХЧ (АХД)

Эффективность моделей взаимодействия с ОО, реализующими программы дополнительного образования детей

Мониторинг необходимых условий для обеспечения организации внеурочной деятельности (заключение договоров с ОО, реализующими программы дополнительного образования детей)

Заместители директора по УВР, АХЧ (АХД)

ВШК информационно-методических условий

Наличие информационно-образовательных ресурсов

Оценка наличия и состояния печатной и мультимедийной продукции.

Определение перечня учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.

Анализ укомплектованности информационно-библиотечного центра печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)

Заместитель директора по АХЧ (АХД), библиотекарь

Контроль доступа к электронным образовательным ресурсам

Контроль функционирования контентной фильтрации ресурсов сети Интернет, обеспечивающей ограничение доступа к запрещенным ресурсам, а также ресурсам, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования обучающихся

Сотрудник ОО, ответственный за информационную безопасность

Обеспечение технической, методической и организационной поддержки

Мониторинг технических средств, программных инструментов

Заместители директора по УВР, АХЧ (АХД)

Качество функционирования органов государственно-общественного управления образовательным процессом

Анализ работы по реализации принятых решений на заседаниях органов государственно-общественного управления.

Анализ информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений, обоснованных прогнозированием образовательного процесса

Заместитель директора по УВР, председатель органов государственно-общественного управления

Таблица 2
Скачать в .docx

3. ВШК соответствия структуры и содержания ООП требованиям ФГОС. Мониторинг выполнения ООП и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в образовательные достижения обучающихся и одновременно являются важным средством обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности ОО перед социумом-заказчиком.

ФГОС определяет требования к структуре ООП, в т. ч. к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса17. Исходя из этого, целесообразно выделить направление ВШК, обеспечивающее контроль процесса и результатов разработки ООП. Оценивая общие подходы к проектированию ООП, его целевого, содержательного и организационного разделов, можно выделить направления ВШК: соответствия структуры и содержания ООП требованиям ФГОС (табл. 3).

Таблица 3

ВШК соответствия структуры и содержания ООП требованиям ФГОС

Направление

Содержание направления

ВШК реализации общих подходов к разработке ООП

Проектирование обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Соответствие требованиям ФГОС основного общего образования:

  1. структуры ООП;
  2. целей ООП;
  3. содержания ООП

ВШК разработки целевого раздела ООП

Качество пояснительной записки ООП.

Полнота планируемых результатов освоения обучающимися ООП.

Разработанность системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Качество разработки образовательной программы основного общего образования (содержательного раздела).

Качество программ отдельных учебных предметов, курсов, в т. ч. внеурочных. Разработанность программы воспитания и социализации обучающихся. Разработанность программы коррекционной работы

ВШК разработки организационного раздела ООП

Разработанность учебного плана, в т. ч. плана внеурочной деятельности. Оптимальность системы условий реализации ООП

Таблица 3
Скачать в .docx

Данные направления ВШК позволят ОО провести самооценку и внешнюю экспертизу ООП (приложение «Экспертная карта “Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС”»).

Второй год реализации ФГОС в пилотных ОО требует внесения уточнений и дополнений в ООП, в первую очередь в разделы, связанные с созданием рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации, коррекционной работы. Ежегодно утверждается учебный план основного общего образования, корректируется планирование условий реализации ООП. Кроме контроля соответствия структуры ООП требованиям ФГОС основного общего образования, необходимо учитывать разделы ВШК, связанные с качеством управления образовательным процессом, информационно-аналитическим обеспечением системы управления качеством образовательного процесса, качеством ведения документации ОО, компетентностью субъектов управления ОО. В таблице 4 представлена система ВШК качества процесса управления реализацией ООП.

Таблица 4

ВШК качества процесса управления реализацией ООП

Таблица 4
Скачать в .docx

Показатель

Методы

Субъекты реализации ВШК

1

2

3

Качество реализации ООП

Соответствие структуры, содержания и механизмов реализации ООП требованиям ФГОС основного общего образования

Сопоставление сетевого графика с реальным ходом выполнения ООП с целью коррекции. Самооценка ООП.

Оценка уровня (степени) реализации (выполнения) требований ФГОС к модели выпускника основной школы, результатам освоения ООП, моделям социального запроса ОО (государственного задания)

Директор, заместитель директора по УВР, председатель органов государственно-общественного управления

Информационно-аналитическое обеспечение ВШК качества образовательного процесса

Открытость системы ВШК для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников информации (ст. 97 гл. XII Федерального закона № 273-ФЗ)

Мониторинг информации официального сайта ОО. Изучение общественного мнения через публичный отчет руководителя ОО.

Стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности

Заместитель директора по УВР, ответственный за поддержание работы официального сайта ОО

Наличие информационно-аналитических механизмов прогнозирования

Оценка организации образовательного процесса относительно потребностей и возможностей развития ОО

Заместитель директора по УВР, председатель органов государственно-общественного управления

Степень автономности основных подсистем системы управления

Критериальная система оценивания состава и структуры ВШК

Заместитель директора по УВР

Полнота, объективность, обработка и хранение собираемой информации о результативности образовательного процесса в ОО и тенденциях его изменения при реализации ООП

Внутренний самоаудит результативности образовательного процесса

Направленность системы управления качеством образовательного процесса на развитие личности обучающегося, учителя, учет их интересов и запросов, потребностей семьи и окружающего ОО социума

Оценка потребностей, интересов и запросов обучающихся, социума, родителей (законных представителей)

Заместитель директора по УВР, председатель органов государственно-общественного управления

Ориентация разработанной системы управления качеством образовательного процесса на использование конкурентных преимуществ в развитии ОО

Оценка конкурентоспособности ОО.

Определение организаций для сетевого взаимодействия в образовательном процессе

Заместители директора по УВР, ВР

ВШК реализации системы управления качеством образовательного процесса

Актуальность и рациональность выбора стратегических, тактических и оперативных целей

Соответствие целевых установок ВШК требованиям ФГОС

Заместитель директора по УВР

Степень диагностичности поставленных целей

Диагностический инструментарий целевых установок ВШК

Степень полноты, целостности и реалистичности (рациональный баланс между заказом со стороны общества, семьи и личности) программно-целевых документов ОО

Соответствие программно-целевых документов ОО требованиям ФГОС.

Оценка соответствия системы управления требованиям ФГОС

Прогнозирование деятельности ОО по управлению качеством образовательного процесса посредством разработки программ качества

Анализ деятельности ОО по управлению качеством образовательного процесса.

Анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления

Конструирование целостной системы мер по переходу ОО в новое качественное состояние через совокупность комплексно-целевых программ

Мониторинг системы оценки качества образования

ВШК педагогической деятельности по созданию системы управления качеством образовательного процесса

Вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса

Прогнозирование процесса развития ОО, оценка профессиональной культуры, результатов творческого поиска педагога, научно-методическое руководство процессом внедрения науки в практику

Заместитель директора по УВР, руководители предметных (методических объединений)

Учет образовательных потребностей личности на различных ступенях обучения

Мониторинг образовательных потребностей обучающихся

Заместитель директора по УВР

Содержательная преемственность ступеней образования

Анализ ООП на соответствие принципу преемственности.

Анализ рабочих программ педагогов

Заместитель директора по УВР, руководители предметных кафедр (методических объединений)

Многоуровневость структуры общеобразовательной и допрофессиональной подготовки

Анализ учебного плана и программы воспитания и социализации на соответствие требованиям ФГОС в части предпрофильной и профильной подготовки обучающихся

Заместитель директора по УВР

Многоуровневость структуры развития личности в условиях ее социокультурного становления

Мониторинг воспитательной системы ОО

Заместитель директора по ВР

ВШК эффективности системы управления качеством образовательного процесса

Реализация маркетинговой стратегии ОО

Изучение характеристики социума в микрорайоне и его образовательных запросов, освоение новых образовательных услуг и т. п.

Заместитель директора по УВР

Уровень выполнения квалификационных требований

Экспертная оценка уровня квалификации педагогических работников

Системный характер диагностики, периодичность ее осуществления, ориентация диагностики на выявление динамики промежуточных и конечных результатов деятельности системы или отдельных ее звеньев

Соотнесение плана ВШК с результатами деятельности ОО

ВШК эффективности руководства педагогическим коллективом в системе управления качеством образовательного процесса

Оптимальность системы стимулирования деятельности педагогов

Разработка критериев стимулирования педагогической деятельности учителей

Директор, заместитель директора по УВР

Полнота и качество документации по управлению образовательным процессом

Анализ соответствия документации положению о документообороте ОО

Заместитель директора по УВР, делопроизводитель

Создание условий для преодоления педагогических затруднений, для профессионального роста и творческой самореализации

Мониторинг педагогических затруднений при реализации ООП.

Контроль профессиональной переподготовки, повышения квалификации педагогических работников. Изучение и распространение педагогического опыта учителей

Заместитель директора по УВР, руководители предметных кафедр (методических объединений)

Состояние социально-психологического климата в коллективе

Оценка социально-психологического климата в коллективе

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог

Удовлетворенность педагогического коллектива системой управления качеством образовательного процесса в ОО

Анализ степени удовлетворенности педагогического коллектива системой управления качеством образовательного процесса в ОО

Заместитель директора по УВР

Таблица 4
Скачать в .docx

Оценивая качество процесса, необходимо определить, как ВШК действует в качестве ресурса управления. Для этого возможно использовать оценочные показатели процесса реализации ВШК как ресурса управления

(табл. 5). В качестве критериев определены функции управленческой деятельности18, а показателями служат характеристики процессов.

Таблица 5

Оценочные показатели процесса реализации ВШК как ресурса управления

Показатель

Уровень, определяющий качество процесса ВШК

Мотивационно-целевая функция

Содержание ВШК

Оптимальный уровень (в ВШК отражаются требования ФГОС к результатам, условиям, структуре ООП).

Критический уровень (содержание ВШК не отражает требования ФГОС, но связано с должностными инструкциями педагогических работников).

Недопустимый уровень (ВШК не отражает требований ФГОС и должностных инструкций)

Информационно-аналитическая функция

Технологичность, информативность и оперативность реализации ВШК

Оптимальный уровень (эффективно и оперативно реализуется аналитическая функция ВШК, используется электронная система документооборота).

Критический уровень (информативная функция ВШК частично реализуется с помощью электронной системы сбора и анализа информации).

Недопустимый уровень (в ОО нет возможности получения оперативной информации о реализации ООП)

Контрольно-диагностическая функция

Объективность и действенность анализа результатов ВШК

Оптимальный уровень (результаты деятельности ОО открыты и общедоступны для обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей), социума). Критический уровень (результаты ВШК периодически сообщаются педагогическим работникам ОО).

Недопустимый уровень (результаты ВШК используются только администрацией ОО)

Организационно-исполнительская функция

Качество организации процесса ВШК

Оптимальный уровень (выбранные формы и методы организации ВШК адекватны поставленным целям, время распределено рационально).

Критический уровень (наблюдается расхождение целей ВШК с результатом). Недопустимый уровень (цели ВШК не совпадают с результатом, контроль осуществляется несистематично)

Планово-прогностическая функция управления

Качество ВШК как инструмента планирования и прогноза

Оптимальный уровень (ВШК выявляет и корректирует процессы, связанные с отклонением от ФГОС в работе ОО, замеряет динамику позитивных показателей).

Критический уровень (результаты ВШК используются бессистемно).

Недопустимый уровень (результаты ВШК не являются объектом деятельности ОО)

Таблица 5
Скачать в .docx

Для планирования и контроля условий реализации ФГОС основного общего образования можно использовать комплексную карту ВШК (табл. 6).

Таблица 6

Комплексная карта ВШК

Направление ВШК

Месяц

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Контроль результатов освоения ООП

а/с

с/з

п

з/рг

ус

мо

а/с

с/з

а/с

Контроль условий реализации ООП

а/с

ус

с/з

а/с

п

з/кс

а/с

мо

з/рг

Контроль соответствия структуры и содержания ООП требованиям ФГОС

а/с

мо

ус

а/с

с/з

з/рг

а/с

п

з/кс

Комплексная карта
Скачать в .docx

Примечание. В таблице использованы следующие сокращения:

п – педагогический совет;

а/с – административное совещание;

с/з – совещание при заместителе директора по УВР;

ус – заседание управляющего совета;

мо – заседание предметных кафедр (методических объединений);

з/рг – заседание рабочей группы по подготовке и реализации ООП;

з/кс – заседание координационного совета по реализации ФГОС.

Читайте также по теме ФГОС:

  • ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса
  • ФГОС начального общего образования – составляем локальные акты
  • Подготовка педагогов к введению ФГОС
  • ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями 2016 г

Приложение

Экспертная карта «Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС основного общего образования» (CКАЧАТЬ)

Внутришкольный контроль в условиях введения ФГОС основного общего образования

______________________________

1Управление контролем за результатами освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования

2ФГОС основного общего образования, п. 7. разд. 1. Общие положения. Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

3Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: «Книжный мир», 2003. – Примеч. авт.

4Глоссарий ФГОС. Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

5Примерная образовательная программа основного общего образования. Разд. 1.3.2. Особенности оценки личностных результатов. Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

6Примерная образовательная программа основного общего образования. Разд. 1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

7ООП основного общего образования. Разд. 1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

8Подробнее об актуальных вопросах промежуточной аттестации обучающихся читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. №. 5. С. 58.

9ООП основного общего образования. Разд. 1.3.2. Особенности оценки личностных результатов. Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

10ООП основного общего образования. Разд. 1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов. Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

11Особенности оценки индивидуального проекта рассматривались в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 7. С. 90. – Примеч. авт.

12ФГОС основного общего образования. Разд. 3. Требования к структуре ООП ООО, п. 18.3.2. Система условий реализации ООП основного общего образования. Подробнее см.: www.standart. edu.ru. – Примеч. авт.

13Требования к официальному сайту ОО излагаются в ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ. – Примеч. авт.

14«В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в т. ч. цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам» (п. 1 ст. 18 Федерального закона № 273-ФЗ). – Примеч. авт.

15«Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» (п. 1 ст. 89 Федерального закона № 273-ФЗ). – Примеч. авт.

16Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. С. 60. – Примеч. авт.

17ФГОС основного общего образования. Общие положения, п. 1. Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

18Применительно к ОО функции менеджмента имеют специфические особенности и подфункции. Третьяков П.И. в книге «Управление школой по результатам» выделяет следующие функции управления: информационно-аналитическую; мотивационно-целевую; планово-прогностическую; организационно-исполнительскую; контрольно-диагностическую; регулятивно-коррекционную. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Экспертная карта.docx



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль