Строим активную школу: создание условий для сохранения здоровья обучающихся

131

Н.А. Пилипушко, директор ГБОУ СОШ № 335, г. Москва,

Д.В. Бесполов, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 335, заслуженный учитель РФ, г. Москва,

Е.Н. Карпов, канд. пед. наук, старший методист ГБОУ СОШ № 335, почетный работник общего образования РФ, г. Москва

Результаты многочисленных исследований, проведенных в последние годы в России, подтверждают, что современные учащиеся и подростки стали меньше двигаться, реже бывать на свежем воздухе и в условиях возрастающей учебной нагрузки все чаще отдают предпочтение пассивным формам досуга. Все это негативно влияет на здоровье молодого поколения, вызывает тревогу врачей и озабоченность общественности. Напомним, что сегодня среди выпускников российских общеобразовательных организаций (далее – ОО) здоровых подростков насчитывается не более 15%. Администрация ОО и педагоги не могут оставаться в стороне от этих проблем. Ведь в ОО учащийся проводит значительное количество времени, а значит, образовательная среда обязана представлять собой эталонную здоровую среду и активно формировать у обучающихся четкие представления о здоровом образе жизни.

Развитие физической культуры в школе (на примере ГБОУ СОШ № 335 г. Москвы)

В образовательном процессе ГБОУ СОШ № 335 г. Москвы (далее – СОШ № 335) одним из главных является физкультурно-спортивное и оздоровительное направление работы педагогического коллектива. В середине 80-х гг. были созданы первые спортивные классы: появились юные регбисты, футболисты, волейболисты, гимнасты и даже ватерполисты. Педагогический коллектив СОШ № 335 пытался с помощью спорта отвлечь обучающихся от уличных шалостей и вредных привычек.

Развитие физической культуры в школе вышло на новый уровень с появлением спортивных классов. На территории ОО появилось регбийное поле с настоящими регбийными воротами. Чуть позже рядом со зданием ОО была построена хоккейная коробка, которую в 2011 г. сменила современная многофункциональная площадка с синтетическим покрытием. Летом на площадке можно играть в футбол, зимой она превращается в каток и место жарких хоккейных баталий. Очередной этап благоустройства территории – это оборудование летом 2014 г. спортивной площадки для школы с силовыми тренажерами, беговой дорожкой, трибунами для зрителей, полосой препятствий. Администрация СОШ № 335 совместно с Ассоциацией учителей физической культуры России прорабатывает вопрос об оборудовании дополнительных уличных площадок для занятий настольным теннисом, волейболом и бадминтоном. В этой работе педагогический коллектив руководствуется простым постулатом: территория ОО – это часть образовательного пространства, которая должна формировать у учащихся желание с пользой и интересом проводить свободное время, мотивировать их на занятия физкультурой и спортом.

Такие же изменения происходят и внутри ОО. В 2013/14 уч. г. в СОШ № 335 оборудован многофункциональный малый спортивный зал для занятий спортивными единоборствами и гимнастикой. На очереди масштабная модернизация большого спортивного зала, которая превратит его в гибкое многофункциональное пространство, оснащенное современным модульным спортивным оборудованием. Такой зал будет легко трансформироваться под конкретные задачи урока физической культуры, того или иного соревнования или физкультурно-спортивного мероприятия.

К спортивной инфраструктуре ОО относится музей «Спорт: годы, события, люди». Музейная экспозиция вобрала в себя множество раритетных экспонатов и отражает историю спорта с дореволюционных времен до наших дней. Особое место в музее занимают экспонаты, рассказывающие о спортивных победах выпускников СОШ № 335: фотографии, спортивные майки, бутсы, боксерские перчатки и теплые пожелания учащимся. Частыми гостями в музее бывают учащиеся СОШ № 335 и обучающиеся других ОО. Им особенно нравятся истории о том, как простые мальчишки и девчонки становятся известными чемпионами.

Список известных спортсменов – выпускников СОШ № 335 – убеждает в правильности работы по реализации физкультурно-спортивного направления. Среди выпускников ОО – целая плеяда прославленных регбистов: Сергей Белоусов, Александр Журавлев, Андрей Темнов, Алексей Юдакин, Никита Зингалев, Геннадий Бережнов. Учились в СОШ № 335 известные футболисты: Денис Бояринцев, Александр Буров, Никита Чагров, Антон Искусных. «Нашими» педагоги этой ОО назвают чемпионку Европы по боксу Евгению Блинникову, призера чемпионата Европы по армрестлингу Анну Дронову, трехкратного чемпиона России по боксу Сергея Пыхонина, члена юниорской сборной России по керлингу Артура Али.

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся: методический аспект

В ОО накоплен и значительный опыт научно-методической работы в области здоровьесбережения. С 2003 по 2012 г. на базе СОШ № 335 действовала городская экспериментальная площадка, в рамках которой отрабатывалось внедрение в образовательный процесс инновационных здоровьесберегающих медико-психолого-педагогических практик.

Результатом научно-методической и инновационной работы стала организация в ОО центра мониторинга здоровья учащихся и здоровьесберегающей деятельности (далее – Центр) (2009/10 уч. г.), системы мероприятий в рамках мониторинга состояния здоровья обучающихся. Несколько раз в течение учебного года фиксируются актуальные показатели состояния здоровья учащихся, его медицинские, психологические, физиологические, социальные аспекты – для дальнейшей корректировки физкультурно-оздоровительной деятельности педагогического коллектива.

В работе экспериментальной площадки принимают участие 15 ОО. Все участники обеспечены бланками анкет, тестов, компьютерной базой данных. Проведены обследования, собраны базы данных для сравнительного анализа состояния здоровья учащихся в зависимости от факторов образовательной среды. Ежегодно в рамках работы экспериментальной площадки проводится мониторинг состояния здоровья учащихся ОО, включающий:

  • заполнение социальных паспортов учащихся;
  • заполнение социальных анкет на учащихся группы риска (слабоуспевающих, находящихся в социально опасном окружении и т. п.). Например, обследование слабоуспевающих учащихся начальных классов проводится с участием врачей, педагога- психолога, учителя начальной школы, социального педагога, родителей (законных представителей) обучающегося. На основании проведенного обследования выявляются основные причины неуспеваемости, разрабатываются рекомендации по преодолению неуспеваемости обучающихся;
  • педагогический и психологический скрининг;
  • комплексный медицинский осмотр, содержащий оценку логопедического развития и тестирование физического состояния, в котором участвуют учителя, врач, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

Педагогический и психологический скрининг – это методика исследования готовности учащихся 1-х классов и воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) к систематическому обучению в ОО, разработанная Е.А. Екжановой. Результаты диагностики позволяют получить данные о развитии у выпускника ДОО предпосылок к учебной деятельности, об уровне развития интеллекта, обучаемости, о представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и т. д. С помощью исследования происходит выявление специфических трудностей у будущих первоклассников, а также сильных сторон для дальнейшего создания педагогом программы целенаправленной индивидуализированной профилактической и коррекционно-развивающей поддержки. Результаты исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития первоклассника в результате проведенного обучения.

Главный вывод, который был сделан, заключался в том, что здоровье обучающегося – не только медицинский показатель. На здоровье влияет целый комплекс психологических, социальных и эмоциональных факторов. Успешное развитие учащегося зависит от качества среды, в которой он живет, а значит, в т. ч. и от качества образовательной среды ОО. Комфортность и безопасность образовательного процесса, доброжелательность и приветливость атмосферы в ОО оказывают существенное влияние на эмоциональное состояние обучающегося не только в плане развития учебной успешности, но и в плане повышения социальной и творческой активности. Также Центром организованы обследования состояния здоровья обучающихся, направленные на выявление состояния опорно-двигательного аппарата. Обследование проводили врачи детской городской больницы № 19 им. Т.С. Зацепина. Были обследованы 2500 учащихся шести ОО, участвующих в работе экспериментальной площадки. По итогам обследования педагогическими коллективами ОО подготовлены рекомендации родителям.

Семинары для педагогов, направленные на создание условий для сохранения здоровья обучающихся

Неоднократно в рамках работы экспериментальной площадки проводились семинары для педагогов ОО, итоговые конференции ОО – участниц городской экспериментальной площадки (например, по теме «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, формирующих здоровую образовательную среду»). С 2011/12 уч. г. СОШ № 335 является стажировочной площадкой проведения курсов повышения квалификации учителей физической культуры г. Москвы по проблеме «Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании».

С целью развития системы преподавания физической культуры администрацией и учителями физической культуры ОО, участвующих в работе экспериментальной площадки, специалистами ГБОУ г. Москвы детский оздоровительно-образовательный центр «Юго-Восточный», профессорско-преподавательским составом кафедры спортивных игр и гимнастики ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» разработана и реализуется модульная программа третьего урока физической культуры для 1-11-х классов (далее – модульная программа).

Модульная программа третьего урока физической культуры для 1-11-х классов ОО рекомендована экспертным советом Минобрнауки России по совершенствованию системы воспитания физической культуры учащихся в ОО Российской Федерации для использования в образовательном процессе по учебному предмету «Физическая культура». В 2011 г. модульная программа получила ежегодно предоставляемый грант для поддержки проектов в области образования общегородского значения (положение «О Грантах Москвы в сфере образования», утв. постановлением Правительства г Москвы от 05.09.2006 № 665-ПП).

Цель программы – формирование разносторонне и гармонически физически развитой личности, способной совершенствовать физические способности в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, а также активно использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни и укреплении собственного здоровья.

Предметом обучения на уроках физической культуры является двигательная деятельность. В процессе овладения этой деятельностью у обучающихся укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Изучение предмета «Физическая культура» должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области. Также физическая культура обеспечивает развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях. Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:

  • укрепление физического здоровья, развитие основных физических качеств, закаливание организма;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте;
  • формирование здорового образа жизни и заинтересованности в уроке физической культуры, желания у «сидящего» ученика подняться со скамейки;
  • развитие у обучающихся способностей коллективного взаимодействия с другими обучающимися, а также общения с природой в процессе занятий физической культурой;
  • формирование умения развивать свою личность в культурном плане путем приобретения знаний о национальных и местных традициях.
  • Новизна модульной программы состоит в том, что каждый учитель физической культуры может выбрать из нее модуль, которым он на данный момент владеет лучше и может применить.

Мониторинг результатов внедрения программы, проведенный среди обучающихся, показал значительный рост интереса к физической культуре. Согласно методическим рекомендациям о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 08.10.2010 № ИК-1494/19) предлагается программа для урока физической культуры, состоящая из набора основных модулей, освоение которых направлено на повышение роли физической культуры в воспитании современных обучающихся, укрепление их здоровья (таблица).

Структура модульной программы третьего урока физической культуры для 1-11-х классов

Название модуля

Класс

Краткое описание модуля

Группы заданий

Примеры и комментарии к содержанию модуля

1

2

3

4

5

«Освоение пространства»

1-4

Включает информационный и игровой элементы для постепенного и непрерывного освоения обучающимся пространства спортивного зала и стадиона. Знакомство с разметкой спортивного зала. Знакомство со специальной разметкой и ее освоение через подвижные интеллектуальные игры (система В.М. Виноградова). Знакомство со структурой стадиона и открытыми площадками, с элементами ориентирования на местности

1. Знакомство с разметкой зала: движение по линиям, салочки по линиям.

2. Подвижные игры:

- «Автомобили»;

«Самолеты»;

- «Веселая десяточка»;

- «Веселая математика»;

- «Элементы спортивного ориентирования»

Подвижная игра «Автомобили».

На первом занятии обучающиеся делятся на две группы: «Автомобили» и «Пассажиры». Автомобиль – первый номер, пассажир – второй. Учащиеся движутся по залу, соблюдая линии разметки, стараясь не сталкиваться, затем меняются местами. В следующем задании идет вызов «автомобиля» и доставка «пассажира» до определенной станции. Станциями могут быть: «Маты», «Скамейки», «Мячи» и т. д. Возможна дальнейшая импровизация: появление специальных автомобилей и регулировщиков

«Интерпретация известных спортивных и подвижных игр»

1-7

Включает организацию, составление и проведение игр «для жизни»

1. Подвижные игры:

музыкальные мини-проекты;

- «Радость общения»;

- «Палочки»;

- «Мягкие кубики и досочки»;

- «Карандаши»;

- «Газета»;

- «Королевская крепость».

2. Спортивные игры по упрощенным правилам:

- волейбол;

- бадминтон

Подвижная игра «Королевская крепость» является интерпретацией игры «Снайперы», когда две команды выбивают друг друга мячом по определенным правилам: игроки, в которых попал мяч, переходят за обозначенную линию, и тогда команда соперника подвергается нападению с двух сторон. Однако игра становится совсем неинтересной, когда находится умный противник, который напоследок оставляет одного, самого слабого участника из команды соперников, чтобы тот не смог выручить своих. Поэтому существует несколько способов разнообразить эту игру, сделать ее более сложной и захватывающей. Например, чтобы защитить слабых ребят от быстрого выбывания, каждой команде дается по гимнастическому мату, за которым можно прятаться от мяча. Таким образом, даже когда игрок остается один, он надежно защищен от обстрела. Участники могут перемещаться с матом по своей территории, но если мат падает на пол, команда, не сохранившая свою «крепость», автоматически проигрывает

«Игры, в которые можно играть всю жизнь»

5-11

Доступные спортивные игры, проведение которых возможно в условиях обычного двора, зон отдыха и др. В этом модуле возможно использование проектной деятельности, включающей создание и проведение новых подвижных игр обучающимися

1. Софтбол.

2. Фрисби.

3. Корфбол.

4. Флорбол.

5. Ринго

Флорбол – командный вид спорта. Играется пластиковым мячом, удары по которому наносятся клюшкой. Цель игры – забить мяч в ворота соперника. В рамках модуля предполагается обучение правилам игры и техническим действиям в атаке, защите в группах и индивидуально (играется не менее двух матчей)

«Русские народные игры»

2-11

Модуль представлен на примере игры «Русская лапта»

Русская лапта

Русская лапта – русская народная двусторонняя командная игра с мячом и битой, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды – в отведенное для игры время совершить как можно больше перебежек после ударов битой по мячу. Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды – поймать больше «свечей» и с помощью осаливания мячом не дать соперникам сделать перебежки. Осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание). Занятия проводятся на открытой спортивной площадке и в спортивном зале. Модуль предполагает знакомство с площадкой и инвентарем; освоение правил и основных технических действий с соблюдением традиций и терминов в народном варианте игры; обучение технике владения малым мячом, индивидуальному прорыву, в парах, в группах

«Современные доступные системы физического воспитания»

1-11

Модуль включает изучение различных видов фитнеса, аэробики, физических упражнений, направленных на формирование телосложения и развитие разных групп мышц

1. Танцевальная аэробика.

2. Степ-аэробика.

3. Фитбол-аэробика.

4. Боевое искусство (тай-бо).

5. Стретчинг

Стретчинг – выполнение упражнений, направленных на развитие гибкости с учетом возрастных и анатомических особенностей обучающихся:

- групповые упражнения (для мышц рук и плечевого пояса, упражнения с отягощениями);

- специальные упражнения с гимнастическими предметами (с гимнастической палкой, мячом, на гимнастической скамейке).

В качестве домашнего задания обучающиеся составляют собственный комплекс упражнений стретчинга

«Спортивные бальные, детские ритмические и современные эстрадные танцы»

1-11

Модуль направлен на разучивание различных видов танца, воспитание чувства ритма, музыкальной и пластичной выразительности

1. Детские ритмические танцы (полька, «Вару-вару», «Рилио», диско, «Макарена», «Утята», «Сударушка», «Кукла»).

2. Спортивные бальные танцы: европейская программа (медленный вальс, танго, венский вальс, фигурный вальс, квикстеп).

3. Спортивные бальные танцы: латиноамериканская программа (самба, ча-ча-ча, румба, джайв).

4. Современные эстрадные танцы (диско, джаз, хип-хоп, диско-фристайл, тектоник, брейк-данс, электрик буги)

Спортивные бальные танцы: европейская программа. По мере освоения материала происходит постановка обучающихся в пары, выполнение изученных композиций совместно партнером и партнершей, в учебной позиции. Сначала медленно под счет учителя, а затем под медленную музыку. Также осуществляется формирование правильной осанки, необходимых позиций рук, ног, головы, обучение правильному дыханию во время исполнения танца, а также правильной работе стоп и коленей

«Регби»

1-11

В рамках модуля предусмотрено знакомство с игрой «ТЕГ-регби» по упрощенным правилам для стадионов, спортивных площадок, спортивных залов

«ТЕГ-регби»:

- правила игры;

- начало игры;

- передача мяча;

- попытка;

- действие игрока без ленты;

- действия игрока, сорвавшего ленту, и др.

«ТЕГ-регби» – игра, в которую играют регбийным мячом, соответствующим возрасту занимающихся. Размер мяча – от № 3 до № 5.

Цель игры – набрать наибольшее количество очков путем приземления мяча в зачетное поле соперника и не допустить приземления мяча в свое зачетное поле

«Игры народов России»

3-11

Модуль представлен на примере игр с элементами калмыцкой национальной борьбы. Включает организацию и проведение игр с элементами борьбы для формирования первичных навыков и облегчения прохождения раздела «Единоборства» программы по физической культуре, а также развития физических качеств, расширения двигательных навыков, необходимых в повседневной жизни, воспитания толерантности и приобщения к культурному наследию народов России

1. Парные игры с элементами калмыцкой национальной борьбы:

- «Вытащи соперника из круга»;

- «Затащи соперника в свой круг»;

- «Вытолкай соперника из круга»;

- «Оторви соперника от ковра и вынеси из круга»;

- «Затащи соперника за свою линию»;

- «Вытолкай соперника за линию» и др.

2. Групповые игры с элементами калмыцкой национальной борьбы:

- «Защити свое плечо»;

- «Затащите соперников за свою линию»;

- «Вытолкайте соперников за линию»;

- «Вытолкни кого-нибудь из круга»

Цель игры «Затащи соперника за свою линию» – развитие физических качеств занимающихся, быстроты перемещений, координации движений и дифференцированных усилий, умения вести элементарную борьбу. Инвентарь – два кушака разного цвета. Правила игры: один из играющих становится спиной к сопернику, другой захватывает его двумя руками за пояс. Задача играющих – затащить своего соперника за начерченные или обозначенные линии. Разрывать захват во время игры запрещено. После окончания игры и выявления победителя играющие должны поменяться местами или же они могут поменять захват за кушак (хват сверху или хват снизу). В программе предложены варианты усложнения игры

«Конькобежная подготовка»

4-6

Модуль направлен на развитие координации, формирование равновесия, умения передвигаться на коньках. Занятия проводятся на свежем воздухе, на хоккейной площадке. Обязательно должно быть предусмотрено освоение правил и техники безопасности на катке. Обучение правильному подбору коньков, надеванию, шнуровке ботинок, выходу первый раз на лед, уходу за коньками. Модуль способствует закаливанию учащихся

1. Элементы фигурного катания.

2. Хоккейная подготовка

Хоккейная подготовка включает знакомство с техникой владения клюшкой и шайбой. Обучение технике владения шайбой. Обучение индивидуальному прорыву, в парах, в группах. Освоение бросков по воротам. Участие в двусторонней игре по упрощенным правилам

В результате обучения по модульной программе учащиеся достигают следующих образовательных результатов. Личностные результаты < включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфичные для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • осознавать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками относительно правил проведения подвижных игр и соревнований;
  • выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами в изменяющихся, вариативных условиях;
  • расширять свой двигательный опыт за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Таким образом, интегрированным результатом программы является образование выпускника, который:

  • понимает моральные ценности российской культуры;
  • может изменить собственные эгоистические взгляды через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе; который осознает, что рядом могут находиться более слабые люди;
  • способен, используя полученные знания, самостоятельно организовывать свои занятия физической активностью;
  • заботится о национальном наследии, традициях ОО, сохраняя их; в то же время он открывает для себя другие культуры и испытывает радость от многообразия форм человеческого самовыражения в физической активности;
  • получает удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимает принципы взаимодействия человека и природы;
  • владеет научными основами в области физической культуры, на собственном примере понимает, что происходит с организмом под воздействием правильно организованной нагрузки;
  • ведет здоровый образ жизни учащегося, принося пользу себе, близким людям и Отечеству.

Развитие физической активности обучающихся – процесс непрерывный и многоплановый. Важное место в нем занимает организация внеурочной деятельности обучающихся и развитие двигательной активности на переменах между учебными занятиями. Ежедневно в 8.20 в СОШ № 335 включается задорная мелодия – сигнал к утренней зарядке, которая уже давно стала привычной частью распорядка дня. Особенно радуются зарядке учащиеся начальных классов. Администрация СОШ № 335 и к началу 2014/15 уч. г. планирует установить в холле блока, в котором размещаются начальные классы, модульное напольное резиновое покрытие для подвижных игр. Особенностью покрытия является то, что оно легко конструируется по принципу пазлов в зависимости от потребностей. При этом на площадке можно быстро поменять разметку. Например, футбольное поле за считанные минуты превратить в площадку для игры в «классики». Таким образом, на переменах и в рамках организации внеурочной деятельности можно будет целенаправленно развивать двигательную активность обучающихся.

Развитию двигательной активности также способствуют и спортивные секции системы дополнительного образования: подвижные игры для учащихся начальных классов, регби, бокс, борьба, плавание и др. Немало радости приносят и занятия в танцевальном клубе «Музыкальное движение». В ОО проводится немало традиционных спортивных соревнований. В «Осеннем кроссе» вместе с обучающимися принимают участие их родители и педагоги. Таким же массовым оказался прошлогодний лонгмоб «Сочи-2014», посвященный сочинской Олимпиаде, в рамках которого совместными усилиями было преодолено 649 км. Традиционными стали и «Встречи с чемпионами», гостями которых становятся прославленные советские и российские спортсмены. В преддверии Олимпийских игр в Сочи на встречу с учащимися пришли известные паралимпийцы во главе с многократным чемпионом по лыжным гонкам Сергеем Шиловым.

Традиционными стали и ежегодная школьная спартакиада, и волейбольный турнир памяти Е.Г. Дьяковой, и прощальное спортивное соревнование выпускников «Последний свисток».

С темой спорта и здоровья связано большое количество проектных работ, ежегодно выполняемых обучающимися. Немало побед и призовых мест принесло участие в городских конкурсах проектных работ «Здоровые истины» и «Изменим мир к лучшему». Совсем недавно учащиеся СОШ № 335 заняли II место в городском конкурсе внеклассного мероприятия по формированию культуры здоровья.

Девизом педагогического коллектива СОШ № 335 является следующая фраза: «В простом увидеть прекрасное!». Мы хотим, чтобы наши учащиеся увидели прекрасное в активном и здоровом образе жизни, чтобы здоровье воспринималось ими как одна из главных ценностей жизни. И мы готовы им в этом помочь.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль