Подписка со скидкой 50% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

ВСОКО в школе

7 ноября 2019
60722
Средний балл: 5 из 5

Обеспечение качества предоставления образовательных услуг, основанное на соотнесении уровня знаний и учебных компетенций школьников требованиям действующих стандартов и нормативов, является прямой обязанностью российских школ — это регламентирует Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2016 г. «Об образовании в РФ». ВСОКО в школе в соответствии с ФГОС представляет собой внутреннюю систему оценки качества образования, направленную на проведение систематической диагностики ключевых факторов организации учебно-воспитательного процесса, условиях реализации образовательных программ и учебных успехов школьников в конкретной школе. Характерные черты ВСОКО как базовой управленческой модели — это:

  • сформированность взаимосвязи с локальной системой школьного мониторинга и комплексом внутришкольного контроля (при этом приравнивание ВШК к ВСОКО является грубой ошибкой);
  • строгое подчинение требованиям регулятора в вопросах проведения оценочных процедур, в том числе самообследование;
  • реализация оптимальных путей осуществления диагностики и самообследования во избежание создания дополнительной нагрузки на участников образовательных отношений.

ВСОКО в школе в соответствии с ФГОС

Отечественная система общего образования проживает очередной этап становления подходов к оценке качества образования. Предпосылка этого этапа — новая компетенция образовательной организации, закрепленная ч. 13, п. 3, ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2016 г. «Об образовании в РФ». Реализация комплекса ВСОКО в школе в соответствии с ФГОС хоть и продолжает логику традиционного внутришкольного мониторинга, но ее идеологические и нормативно-правовые аспекты принципиально отличаются от ранее выполнявшихся школой видов работ по оценке и мониторингу. Это предусматривает не только необходимость пересмотра сложившихся управленческих практик по данному направлению деятельности, но и организацию комплексной информационно-разъяснительной работы с участниками образовательного процесса.

Принцип соответствия показателей образовательной работы требованиям ФГОС, положенный в основу ВСОКО, существенно повлиял на подходы к оценке качества образования, но именно к таким подходам оказалась не готова не только родительская общественность, но и педагогические коллективы школ. Менталитет социума, привыкшего видеть в образовании исключительно просвещение и не сумевшего адекватно принять статус образования как государственной услуги, вступил в противоречие с компетентностной парадигмой требований действующих стандартов к результатам образования; равно как и школы, привыкшие оперировать процедурами ВШК с его линейным инспектированием наличного состояния образовательной системы. Все это привело к неизменным сложностям и противоречиям реализации ВСOКО, в числе которых особенно хочется выделить следующие:

  1. Острая необходимость предоставления обратной связи потребителям и субъектам функционирования системы ВСОКО в школе. Если ранее вмененное школам проведение ВШК имело своей задачей получение данных для преимущественного использования узким кругом администраторов, то задачей комплексной системы качества образования стало получение таких данных, которые, в прямом или обработанном виде, должны были быть предметом коммуникации всех участников образовательных отношений.
  2. Возросшая значимость информирования всех групп потребителей результатов ВСОКО о средствах обеспечения качества образования, включая кадровые, психолого-педагогические, материальнотехнические, финансовые и информационно-методические условия образовательной деятельности.
платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Рекомендации о способах презентации результатов независимой оценки качества образования читайте в тематических статьях:

- Как могут быть представлены результаты независимой оценки качества образования

(популярные формы)

- Что обязательно проверят в вашей школе во время федерального контроля качества образования

 (чек-лист для руководителя)

Большое количество затруднений в вопросах качественной реализации диагностических процедур нового времени в образовании также вызвано широко распространенным непониманием управленцами разницы между модулями ВСОКО и ВШК, которые, несмотря на большое количество методических разработок, в большинстве школ представлены в неполной мере или действуют параллельно, что в первом случае не позволяет получить достоверные показатели функционирования учебно-воспитательного комплекса, в другой — грозит перегрузкой педагогов и учащихся. В связи с этим в рамках данной статьи целесообразно выделить ключевые задачи ВСОКО в школе в соответствии с ФГОС:

  1. Определение уровня соответствия содержания реализуемых образовательных программ нормативным требованиям и запросам участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Гарантия доступности качественного образования всем школьникам, в том числе в рамках инклюзии.
  3. Оценка актуального уровня индивидуальных образовательных достижения обучающихся — предметных, личностных и метапредметных.
  4. Выявление факторов, влияющих на качество учебно-воспитательного процесса.
  5. Обеспечение содействия профессиональному росту педагогов, принимающих участие в мониторинговых проектах и улучшении показателей качества образования в организации.
  6. Определение приоритетных направлений повышения квалификационного уровня учителей, актуализация работы по вопросам аттестационного оценивания и саморазвития.
  7. Разработать рейтинговую систему оценивания педагогического труда и механизма начисления стимулирующих выплат.
  8. Расширение участия родительской общественности в управлении качеством школьного образования в каждом учреждении.

Организация эффективной структуры ВСОКО в школе предусматривает определение ключевых управленческих функций по направлению, разработку соответствующих локальных актов, назначение ответственных и определение порядок интерпретации и применения результатов проводимого оценивания.

Документы по ВСОКО в школе

В рамках проекта разработки и внедрения ВСОКО одним из ключевых заданий, которое ставится перед директором организации, является разработка документационного обеспечения, обеспечивающего регулирование диагностической процедуры. Положение — наиболее значимый документ по ВСОКО, в который рекомендуется включить следующие содержательные блоки:

  1. Общую информацию (нормативное обоснование, расшифровка используемых понятий и аббревиатур).
  2. Особенности организации ВСОКО — короткое описание объектов оценивания и основных контрольно-мониторинговых мероприятий.
  3. Оценку учебных достижений результатов школьников — формы аттестационного оценивания, порядок подачи, учета и интерпретации сводных данных.
  4. Оценку образовательной деятельности — объекты контроля (основные и дополнительные образовательные программы) и критерии их тестирования на соответствие нормативным требованиям.
  5. Оценку условий реализации программного содержания — порядок проведения стартовой оценки, систематические контроль-оценивающие мероприятия.
  6. Мониторинги (список мероприятий и сроки проведения, порядок оформления и презентации результатов).
  7. Документы ВСОКО — описание процедур подготовки и подачи.

Можно выбрать и другую структуру положения: при наличии региональных образцов необходимо ориентироваться на них. Главное — отразить в данном локальном акте особенности используемой модели ВСОКО, принцип распределения обязанностей между работниками, перечень мероприятий, реализация которых предусмотрена в рамках работы по направлению, порядок фиксации результатов, необходимых для принятия коррекционных административных решений.

Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Актуализировать знания о нормативном регулировании образовательной деятельности ОО, требованиях к квалификации педагога (учителя), разработке основных образовательных программ общеобразовательной организации поможет обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

В число обязательных документов по ВСОКО в школе входит график проведения контрольных мероприятий, который следует составлять с учетом сроков проведения ВШК с обязательным указанием сроков реализации поставленных задач, ответственных лиц и перечня отчетной документации. Чтобы обеспечить высокие показатели эффективности контрольной и оценочной работы, следует отказаться от копирования схожих мероприятий. Оптимальная управленческая модель — когда результаты мониторингового оценивания используются в ходе подготовки отчетов по внутреннему контролю и самообследования.

С локальной документацией, регламентирующей ВСОКО, следует ознакомить всех заинтересованных участников учебно-воспитательного процесса, в первую очередь — обсудить содержание документов на заседании управляющего совета. Мнение педагогов, родительской и ученической общественности также должно быть принято во внимание — в противном случае могут возникнуть дополнительные сложности при реализации проекта.

Реализация ВСОКО в школе: образец программы

В условиях необходимости внедрения комплекса мероприятий, направленных на выявление соответствия содержания учебно-воспитательного процесса федеральным нормативам и требованиям, сохраняется высокий риск формализма. Оценка качества образования — это не просто комплексная характеристика показателей образовательной деятельности в конкретной школе, а в первую очередь эффективный механизм развития отрасли, создания оптимальных условий для ведения результативного педагогического процесса. Именно поэтому руководителю ОУ так важно обеспечить последовательную реализацию ВСОКО в школе, ориентируясь на необходимость оценки условий реализации ООП и планирование образовательных результатов учащихся, что отражено в документах, представленных ниже.

При разработке программы реализации ВСОКО в школе руководителю следует четко обозначить, какие организационно-контрольные компоненты следует включить в ее структуру, чтобы достигнуть заявленных результатов, не создавая рисков для нормального течения учебно-воспитательного процесса. С целью выявления соответствия между требованиями ФГОС и образовательными результатами, демонстрируемыми учащимися конкретной школы, возникает необходимость системного мониторинга трех компонентов: качества и условий реализации программного содержания, а также учебных достижений школьников. А поскольку данные показатели охватывают практически все сферы деятельности ОУ (за исключением кластера дополнительного образования, оценка которого также может стать критерием внутренней системы оценки качества образования), то параллельное осуществление внутришкольного контроля становится избыточным.  

На компонентах, которые могут стать основой шаблона ВСОКО в школе, остановимся подробнее. 

Блок 1. Оценка результатов освоения ООП.

В рамках реализации данной части программы ВСОКО в школе следует осуществить мероприятия, позволяющие узнать успехи учащихся по освоению программного содержания. Это может быть:

  • предметные достижения школьников всех возрастных группы, в том числе результаты ГИА (9 и 11 классы), ВПР и НИКО;
  • сформированность метапредментых компетенций учащихся;
  • личностные достижения детей, в особенности испытывающих сложности с адаптацией, социализацией, профориентацией;
  • изменения состояния здоровья школьников, являющиеся отражением эффективности ведения оздоровительной работы;
  • достижение учеников по результатам олимпиадной, соревновательной образовательной деятельности;
  • показатели удовлетворенности представителей семей качеством предоставления учебно-воспитательных услуг. 
Чтобы упростить проведение оценки, при разработке программы реализации ВСОКО в школе следует учитывать системы диагностики, предусмотренные в ООП. Благодаря этому удастся избежать увеличение нагрузки на педагогов и детей, не подвергая риску показатели эффективности мониторинга. 

Блок 2. Оценка образовательной деятельности.

Проект ВСОКО в школе по умолчанию охватывает весь образовательный кластер, в том числе ведение дополнительной воспитательной работы. Чтобы провести проверку по данному направлению, необходимо оценить:

  1. Содержание реализуемых ООП на соответствие требованиям актуальных нормативов. 
  2. Характер ведения учителям индивидуальной работы с учащимися. 
  3. Удовлетворенность родителей школьников работой педагогического состава и реализацией учебно-воспитательного модуля в целом. 
  4. Качество подготовки детей по курсу дополнительного образования.

Ведение мониторингово-оценочной деятельности удобнее всего осуществлять в соответствии с листами анализа, структура и содержание которых составляется на учебном совете, апробируется, корректируется и дополняется. С применяемой критериальной шкалой педагогов следует ознакомить заранее, чтобы избежать недопонимания. Результаты за отчетный период передаются учителю для ознакомления под роспись с рекомендациями, какие показатели учебно-воспитательной деятельности необходимо улучшить в будущем. В рамках повторного контроля, даты которого назначаются заранее, целесообразно отслеживать динамику педагогических достижений.

Блок 3. Оценка условий реализации образовательной деятельности.

Изменения последних лет, произошедшие в образовательной среде, предусматривают обязательный контроль условий ведения учебно-воспитательного процесса и соотнесение их с федеральными требованиями. Построение успешной системы ВСОКО в школе возможно при условии комплексной проверки всех значимых показателей, влияющих на уровень оказания педагогических услуг:

  1. Кадровая обеспеченность (уровень укомплектованности ОО педагогическими, управленческими и вспомогательными работниками, соответствие их квалификационных характеристик характеру реализуемой деятельности, наличие системы непрерывного профессионального образования).
  2. Финансирование (достаточно ли финансовых ресурсов, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС и ООП на должном уровне, проработана ли структура расходов).
  3. Материально-технические условия, необходимые для формирование высоких личностных, предметных и метапредметных компетенций (соответствие санитарно-гигиеническим нормам, показатель доступности образовательной среды для всех учащихся без исключения).
  4. Психолого-педагогические условия. В ходе проведения ВСОКО необходимо оценить сформированность принципов преемственности образования, учет психовозрастных особенностей развития детей при подготовке рабочих программ и планов учебной деятельности, наличие возможностей для повышения психолого-педагогического потенциала участников учебно-воспитательного процесса и уровень реализации профессиональной поддержки (работа школьнйо психологической службы).
  5. Информационно-методические, к которым относятся имеющиеся в распоряжении сотрудников школы методические и программные разработки, дидактические материалы, учебное оборудование, необходимые для результативного обучения по утвержденным программам, в том числе в рамках дистанционного образования. По данному пункту также проводится оценка укомплектованности школы учебниками, методической литературой для педагогов и определение уровня сформированности информационной поддержки учебно-воспитательного процесса через ведение собственной интернет-странички.

Проект ВСОКО в школе: проблемы и перспективы

В большинстве российских школ успешно действует система внутришкольного контроля, гарантирующая функционирование учебно-воспитательного уровня на должном уровне, в то время как организация непрерывного аудита качества образования продолжает вызывать практические сложности у большинства управленцев. Для большинства ОУ до сих пор типично сохранение риска полного или частичного отождествления и ВСОКО и ВШК. Различие между двумя показателями образовательной системы наглядно представлено в таблице.

Скачать файл «Отличия ВШК и ВСОКО»Скачать бесплатно в .docx

Параметры сравнения ВШК ВСОКО
Стратегическая цель Внутришкольный контроль — важный управленческий процесс, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного комплекса в конкретной организации.  Внутришкольная система оценки качества образования в школе — оценочная процедура, позволяющая определить соответствие реальных и планируемых результатов профильной деятельности, соблюдение нормативов ФГОС.
Главная задача Обеспечение успешного функционирования школы. Аудиторный мониторинг текущего состояния образовательной системы.
Направления
  1. Гарантия соблюдения нормативных требований и рекомендаций, локальных актов и постановлений.
  2. Контроль реализации программного содержания.
  3. Эффективность системы допобразования.
  4. Определение статуса ресурсного обеспечения ОО. 
Фиксация актуальных показателей деятельности школы, первоочередно — через аудит учебных достижений детей, качества и условий реализации программного содержания.
Текущее состояние Сегодня ВШК следует классифицировать как перспективную управленческую функцию, способствующую повышению конкурентоспособности школы.  Проведение ВСОКО является эффективным инструментом управления качества учебно-воспитательного модуля и необходимым условием для обеспечения информационной открытости организации.

Отмечая разницу между ВСОКО и ВШК, следует обратить внимание на тот факт, что «займ» определенных данных для оценочного аудита из системы контроля является оптимальным организационным решением, обеспечивающим снижение нагрузки на участников учебно-воспитательного процесса, но полностью компилировать эти два процесса вряд ли удастся. Критерии ВСОКО в школе в соответствии с ФГОС следует представлять в открытом доступе, а отдельные направления работы школы (например, показатели эффективности отдельных педагогических технологий, порядок электронного документооборота, исполнение локальных актов и прочее) нецелесообразно выносить на суд общественности без веских оснований. Кроме того, отдельные показатели ВШК в определенный период времени могут оказаться ниже критериального минимума, что в случае публикации негативно скажется на репутации школы. Вместе с тем выход за эти рамки при условии получения отличных показателй поможет укрепить имидж ОО. Таким образом, целесообразно параллельно проводить ВШК и ВСОКО, обеспечивая их максимальную компиляцию, и вместе с тем оставляя возможности для быстрого выявления и устранения несовершенств учебно-воспитательного процесса.

Еще одна серьезная проблема — разнородность внешних влияний на образовательный процесс и необходимость обеспечения обратной связи с потребителями услуг не могли не повлиять на изменения субъекта ВСОКО. Если раньше с внутришкольной оценкой справлялся заместитель по учебно-воспитательной работе, который решал и стратегические, и операциональные задачи локального контроля, то сегодня, в силу усложнения подходов к оценке качества и расширения пространства использования результатов оценки, возникла необходимость переосмысления ролей в рамках ведения работы по данному направлению. Опираясь на принципы исполнения контрольной функции в других социальных сферах, эксперты выдвигают идею формирования коллективно-распределенного субъекта внутренней системы качества оценки образовательного процесса. 
Необходимость расширения широты охвата проекта ВСОКО в школе обусловлена рядом фактором, находящих отражение в современном образовательном процессе.
  1. Состав и неоднородность задач контроля ведет к необходимости разведения функционала между исполнителями с разным набором профессиональных компетенций.
  2. Все виды работ в рамках ВСОКО призваны аккумулировать некую совокупную информацию для принятия управленческих решений. Качество такой информации невозможно без согласованного взаимодействия всех исполнителей оценочных работ, их коммуникации и координации. 
  3. Несмотря на формальное закрепление ответственности за одним из заместителей руководителя, фактически функционирование ВСОКО обеспечивает каждый из администраторов. Причем каждый из них «ведет» специфичный фронт работ.
  4. Автономия во время непосредственного исполнения оценочно-аналитических работ исключает текущую координацию исполнителей, однако требует внутренних установок на должный уровень внутриорганизационной согласованности. 
  5. Аналитические данные ВСОКО можно считать сложной информацией. Скорость и адекватность ее применения — предпосылка командных форматов обеспечения функционирования ВСОКО.
В свете вышесказанного можно утверждать, что эффективная реализации программы ВСОКО в начальной и основной школе возможна только в условиях слаженного командного взаимодействия, что не только не отменяет широту управленческих функций, но и повышает их значимость, позволяя преодолеть существующую фрагментарность опыта и обеспечение актуальных организационных задач.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.