Внутренняя система оценки качества образования в школе

16460

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование положения о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) к компетенции образовательной организации (далее – ОО). Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему современной оценки качества обучения, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур. Каких-либо единых требований и рекомендаций на этот счет не существует и, по логике вышеозначенного положения закона, не предусмотрено. Вместе с тем большинство практиков нуждаются в неких ориентирах, ссылаясь на которые, можно было бы должным образом обеспечить функционирование ВСОКО. В настоящей статье, выстроенной в вопросно-ответной форме изложения, раскрыты наиболее существенные организационно-управленческие ориентиры обеспечения функционирования ВСОКО.

Нужно ли отражать в локальном нормативном акте положения ВСОКО

В настоящее время можно выделить как минимум три нормативно-правовых основания. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ, где в числе обязательных компетенций ОО отмечены проведение самообследования и обеспечение функционирования ВСОКО. Порядок проведения самообследования ОО утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». Порядок проведения самообследования ОО предписывает включать данные по ВСОКО в публичный отчет ОО о проведении самообследования. В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462 приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» утверждены показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие некий минимум содержания оценочной деятельности. В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы (далее – ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы»1; также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», «Программа социализации и воспитания обучающихся»; рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана основного общего обучения.

Все эти нормативно-правовые основания ведут к тому, что любая ОО, в т. ч. общеобразовательная, должна спроектировать цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы критериев оценки качества образования и отразить их в локальном нормативном акте – Положении о внутренней системе оценки качества образования2.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

С чего начинается внутренняя система оценки качества в школе

Разработка ВСОКО начинается с:

1. Оценки условий реализации ООП

  • приложение 1 «Структура оценки условий реализации ООП»;
  • приложение 2 «Структура стартовой оценки содержания обучения и образовательной деятельности (качества процесса)».

2. Планирования результатов реализации ООП

  • приложение 3 «Структура оценки достижения предметных результатов освоения ООП»;
  • приложение 4 «Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися ООП (помимо результатов, оцениваемых эмпирически в ходе группового проекта и индивидуального итогового проекта учащихся)»;
  • приложение 5 «Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися ООП».

Только так, иначе оценка качества результатов образования будет носить формальный характер, поскольку результаты – это целевые ориентиры образовательной деятельности, вокруг которых и формируется качество и содержание обучения, процесс и условия его реализации. Результаты (целевые ориентиры) образовательной деятельности планируются в соответствии ООП с требованиями ФГОС общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП соответствующей оценки уровня современного школьного образования. В рамках общего обучения результаты планируются на уровень (начального, основного и среднего общего). В силу особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д., единого (федерального или регионального) пакета результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО.

Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и выполнения «дорожной карты» развития условий, тоже будет разной. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ ВСОКО не может регламентироваться на федеральном уровне и даже в случае следования каким-то примерным порядкам регионального значения останется самостоятельной, оригинальной единицей образовательной практики современной ОО и социальной практики в школе.

Профессиональная справочная система для руководителей и специалистов общего и дошкольного образования, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня ⇒ vip.1obraz.ru!

Внутренняя система оценки качества образования в школе: параметры

Параметры внутренней системы качества образования в школе формируются исходя из триединства составляющих качества обучения:

  • качества условий (приложение 1);
  • качества содержания (программ, процессов) (приложение 2);
  • качества результатов (приложения 3-5).

Это триединство заложено в тексте Федерального закона № 273-ФЗ, где сказано, что качество обучения – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется учебная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов освоения ООП» (ст. 2 гл. II). Важно, что в Федеральном законе № 273-ФЗ качество обучения понимается как соответствие требованиям тех или иных стандартов, а требования ФГОС как раз и распространяются на содержание, условия образовательной деятельности и ее результаты. Следовательно, данное триединство и есть функционально-организационное ядро параметров ВСОКО.

Разница между ВСОКО и ВШК

Прежде всего, в назначении. ВШК – это контроль качества образования и управление системой обучения, ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества обучения требованиям ФГОС, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия. Совершенно естественно, что по мере погружения в проблематику организации ВСОКО администрация ОО задается вопросом: если уже налажен ВШК, зачем еще какая-то внутренняя оценка деятельности образовательной организации? Вопрос закономерный, поскольку и ВШК, и ВСОКО «работают» с одним и тем же материалом: содержанием учебной деятельности в ОО, ее результатами, ее ресурсным обеспечением. И ВШК, и ВСОКО как будто бы имеют одинаковую цель – обеспечить качество. Наконец, ВШК и ВСОКО осуществляются практически одним и тем же составом субъектов: администраторы, руководители предметных кафедр или методических объединений, педагоги. И все-таки ВШК и ВСОКО далеко не одно и то же. Цель ВШК – контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних управленческих решений.

Цель внутришкольная система оценки качества образования – самоаудит образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого обучения требованиям ФГОС в средней школе.

Использование материалов ВШК при проведении ВСОКО

Материалы ВШК можно использовать в рамках ВСОКО. Особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. Часть справок по итогам ВШК вполне может быть отражена в отчетности по ВСОКО. Например:

  • результаты итоговой аттестации учащихся ;
  • результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся;
  • результативность участия учащихся в олимпиадах, конференциях и др. (применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД));
  • результативность проектной деятельности учащихся (применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся);
  • состояние материально-технической базы ОО, в т. ч. оснащенность кабинетов и др.;
  • состояние кадрового ресурса ОО.

Можно сделать и больший «заем» из материалов ВШК, но учитывая цель ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям ФГОС – в отчетности по ВСОКО не следует выходить за рамки этих требований. К примеру, излишней будет информация, связанная с эффективностью педагогических технологий учебного процесса, особенностями электронного документооборота и особенностями общественно-государственного управления в ОО и др. К тому же информация ВСОКО открыта для потребителей, и если ОО решает выйти за предполагаемый стандартом «оценочный» минимум, то это должно сработать на укрепление ее имиджа, а не наоборот.

Формирование системы оценки качества образования с учетом результатов самообследования

Ранее уже было отмечено, что согласно приказу Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», ВСОКО – одно из направлений самой процедуры самообследования. Дословная выдержка из приказа: «в процессе самообследования проводится оценка учебной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования ». Никаких комментариев к тому, как информация о ВСОКО должна быть представлена в отчете о самообследовании, нет. Эта проблема решается на региональном или институциональном уровне. Достаточно включить в отчет о самообследовании ссылку на размещенное на сайте ОО Положение о внутренней системе оценки качества образования и в пояснительной части к отчету указать, в каких его разделах отражаются те или иные итоги ВСОКО.

Единое положение о внутренней системе оценки качества образования в школе

Помним, что цель ВСОКО – установление степени соответствия имеющегося качества образования требованиям действующих ФГОС. Однако, несмотря на разницу ФГОС и ФКГОС, двух Положений о ВСОКО быть не должно, тем более что ФГОС сохраняет требования к учебным результатам, сформулированным в ФКГОС, и добавляет требования к содержанию и условиям образовательной деятельности. Необходимо поэтому иметь единое Положение о внутренней оценке качества образования, где различия в параметрах оценки по ФГОС и по ФКГОС будут акцентированы в блоках «Оценка содержания образования» (приложение 2), «Оценка результатов образования» (приложения 3-5).

Взаимосвязь параметров внутренней и внешней системы оценки качества образования

Во-первых, подчеркнем, что связь эта обязательна, иначе ВСОКО теряет смысл. Понятие «внутренняя» здесь не означает «самобытная», «уникальная». Внутренняя – значит проведенная самостоятельно, внутри организации, но с учетом измерителей качества, используемых в процедурах внешней оценки.

Всероссийская система качества образования пока еще формируется, однако в большинстве субъектов РФ уже функционируют региональные системы оценки уровня качества образования, критерии которых необходимо учитывать при разработке образовательной программы основного общего образования. В любом случае целесообразно принять во внимание письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования в ОУ, реализующих ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»3. В данном документе представлены оценочные параметры, охватывающие и качество содержания учебы, и качество условий, и качество результатов. Кроме того, в целях согласования внешней и внутренней оценок следует принять в расчет и показатели эффективности образовательной деятельности ОО, подлежащей самообследованию (приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «О показателях деятельности ОО, подлежащей самообследованию»). С необходимыми ОО коррективами и дополнениями указанные внешние измерители лягут в основу параметров внутренней оценки качества образования в школе. Примеры оценочных параметров, ориентированных на взаимосвязь внешней и внутренней оценок качества образования, представлены в приложениях 1-5.

Приложение 1

Структура оценки условий реализации ООП
(сводный бланк для стартовой и контрольной оценки)

Группа условий

Параметр оценки

Едини-
ца изме-
рения

Факти-
ческий показа-
тель на старте

Плани-
руемый показа-
тель («дорож-
ная карта»)

Факт выпол-
нения «дорож-
ной карты»

1

2

3

4

5

6

Кадровые

Количество / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников

Чел./%

Количество / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

Чел./%

Количество / удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в т. ч.:

  • первая;
  • высшая

Чел./%

Количество /удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:

  • до 5 лет;
  • свыше 30 лет

Чел./%

Количество/ удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в ОО деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

Чел./%

Количество/ удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю / направлению профессиональной деятельности или иной осуществляемой в ОО деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

Чел./%

Количество/ удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации по введению в процесс ФГОС общего образования (по уровням), в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

Чел./%

Матери-
ально-
техни-
ческие, в т. ч. информа-
ционно-образова-
тельная среда

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

Ед.

Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС / федеральными или региональными требованиями)

Ед./%

Наличие читального зала библиотеки, в т. ч.

  • свыше 30 лет:
  • с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров;
  • медиатекой (включая электронные учебные ресурсы);
  • оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов;
  • с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки;
  • контролируемой распечаткой бумажных материалов

Да/нет

Численность / удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

Чел./%

Общая площадь помещений, в которых осуществляется учебная деятельность, в расчете на одного учащегося

Кв. м

Учебно-
методи-
ческие

Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося

Ед.

Соответствие используемых учебников федеральному перечню

Соответ-
ствует / не соответ-
ствует

Соответствие содержания сайта требованиям ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ

Соответ-
ствует / не соответ-
ствует

Приложение 1
Скачать в .pdf

Приложение 2

Структура стартовой оценки содержания образования и образовательной деятельности (качества процесса)

Параметр оценки

Единица измерения

1

2

3

1. Образовательная деятельность

1.1

Общая численность обучающихся, осваивающих ООП

Чел.

1.2

Общая численность обучающихся, осваивающих ООП:

  • начального общего образования

Чел.

  • основного общего образования

Чел.

  • среднего общего образования

Чел.

1.3

Формы получения образования в ОО:

  • очная

Имеется / не имеется.
Коли-
чество чел.

  • очно-заочная

Имеется / не имеется.
Коли-
чество чел.

  • заочная

Имеется / не имеется.
Коли-
чество чел.

  • индивидуальный учебный план

Имеется / не имеется.
Коли-
чество чел.

  • надомное обучение

Имеется / не имеется.
Коли-
чество чел.

1.4

Реализация ООП по уровням общего образования:

  • сетевая форма

Имеется / не имеется.
Коли-
чество чел.

  • с применением дистанционных образовательных технологий

Имеется / не имеется.
Коли-
чество чел.

  • с применением электронного обучения

Имеется / не имеется.
Коли-
чество чел.

2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС

2.1

Соответствие структуры и содержания учебного плана структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г.

Соответ-
ствует / не соответ-
ствует

2.2

Наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очно-заочной, заочной формах обучения; по индивидуальному плану

Имеется / не имеется

2.3

Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО

Имеется / не имеется

2.4

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана

Имеется / не имеется

2.5

Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС

Соответ-
ствует / не соответ-
ствует

2.6

Реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(-ым) предмету(-ам), курсу(-ам), дисциплине(-ам), модулю(-ям) (выполнение рабочих программ)

Да/нет

2.7

Наличие программ воспитательной направленности

Имеется / не имеется

2.8

Наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП

Имеется / не имеется

2.9

Наличие рабочих программ и другой документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению

Имеется / не имеется

2.10

Реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности

Да/нет

2.11

Наличие программ работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению

Имеется / не имеется

2.12

Наличие адаптированных образовательных программ

Имеется / не имеется

2.13

Наличие индивидуальных учебных планов и графиков

Имеется / не имеется

2.14

Наличие плана работы с молодыми талантами и мотивированными обучающимися

Имеется / не имеется

3. Соответствие содержания образования требованиям ФГОС

3.1

Соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС общего образования:

  • ФГОС начального общего образования

Соответ-
ствует/ не соответ-
ствует

  • ФГОС основного общего образования
  • ФГОС среднего (полного) общего образования

3.2

Учет в ООП (по уровням общего образования) специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг

Имеется / не имеется

3.3

Наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов соответствующего ФГОС (по уровням общего образования)

3.4

Наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП (по уровням общего образования) в очной, очно-заочной и заочной формах обучения; обучение школьников по индивидуальному учебному плану (согласно образовательным потребностям и возможностям обучающихся)

3.5

Соответствие объема часов за определенный период обучения согласно требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего (полного) общего образования) и учебного плана ОО по уровням образования

Соответ-
ствует / не соответ-
ствует

3.6

Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участниками образовательных отношений

Имеется / не имеется

3.7

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС

Имеется / не имеется

3.8

Реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(-ым) предмету(-ам), курсу(-ам), дисципине(-ам), модулю(-ям) (выполнение рабочих программ)

Да/нет

3.9

Наличие программы формирования и развития УУД

Имеется / не имеется

3.10

Наличие программы духовно-нравственного развития обучающихся (для начального общего образования)

3.11

Наличие программы социализации и воспитания обучающихся (для основного общего образования)

3.12

Наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами и другой документацией по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению

3.13

Реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности

Да/нет

Приложение 2
Скачать в .pdf

Приложение 3

Структура оценки достижения предметных результатов освоения ООП

Показатель

Единица измере
ния

1

2

3

1

Количество / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся

Чел./%

2

Средний балл государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) выпускников 9-го класса по русскому языку

Балл

3

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике

4

Средний балл единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) выпускников 11-го класса по русскому языку

5

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике

6

Количество / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса

Чел./%

7

Количество / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, в общей численности выпускников 9-го класса

8

Количество / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го класса

9

Количество / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го класса

10

Количество / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса

11

Количество / удельный вес численности выпускников 11-го класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го класса

12

Количество / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса

Чел./%

13

Количество / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11-го класса

14

Количество / удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся

15

Численность / удельный вес численности учащихся – победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в т. ч.:

  • муниципального уровня;
  • регионального уровня;
  • федерального уровня;
  • международного уровня

16

Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся

17

Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся

Приложение 3
Скачать в .pdf

Приложение 4

Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы
(помимо результатов, оцениваемых эмпирически в ходе группового проекта)

Образова-
тельный результат

Параметр оценки

Индикатор

Оценоч-
ная процедура

Исполни-
тель

Периодич-
ность  оценки*

1

2

3

4

5

6

7

1

Представ-
ление о собственном стиле познава-
тельной деятель-
ности (индиви-
дуальном познава-
тельном стиле)

Освоение понятий:

темперамент, характер, познава-
тельный стиль;

аудиал, визуал, кинестетик;

анализ, синтез, дедукция, индукция;

знание, информация

Количество учащихся, демонстри-
рующих освоение указанных понятий и терминов

Опрос или тест

Классный руково-
дитель, тьютор, иное лицо, исходя из кадровых возмож-
ностей ОО

24, 44, 7, 9, 11-й классы. Для вновь прибыв-
ших учащихся – индиви-
дуально

Опыт рефлексии собственного стиля познава-
тельной деятельности

Количество специальных занятий (психолого-педагогические тренинги; консультации) или самостоятельно освоенных развивающих веб-программ, веб-лекций, обеспечи-
вающих учащемуся опыт рефлексии собственного стиля познава-
тельной деятельности

Стати-
стичес-
кий учет

Классный руково-
дитель, тьютор

Ежегодно, в конце учебного года

2

Навыки работы с инфор-
мацией

Умение кодировать информацию (в т. ч. полученную в сети Интернет) посредством:

плана (простого, сложного, тезисного, цитатного);

тезисов;

конспекта;

таблицы;

схемы или графика;

кластера

Количество учащихся, демонстри-
рующих владение указанными умениями

Контроль-
ные работы

Педагог-филолог или иное лицо, исходя из кадровых возмож-
ностей ОО

44, 7, 9, 11-й классы.

Для вновь прибыв-
ших учащихся – индиви-
дуально

Умение реферировать и рецензировать информацию (писать реферат и рецензию); представлять информацию в виде текстов публицисти-
ческого стиля

Уроки защиты рефератов

Умение представлять информацию в виде сообщения, доклада

Мини-
сессии публичных выступ-
лений

3

Смысловое чтение (чита-
тельская компе-
тенция)

Умение выделять главную информацию в тексте и видеть избыточную (лишнюю, не нужную для решения постав-
ленной задачи).

Количество учащихся, демонстри-
рующих владение указанными умениями

Комплекс-
ная контроль-
ная работа.

Ситуа-
ционные задачи и (или) проектные задачи.

Педагог-математик или иное лицо, исходя из кадровых возмож-
ностей ОО.

4, 7, 9, 11-й классы.

Для вновь прибывших учащихся – индиви-
дуально

Умение распознавать информационный подтекст (для текстов художественного и публицистического стиля)

Анализ текста

Педагог-филолог или иное лицо, исходя из кадровых возмож-
ностей ОО

4

Владение ИКТ- техноло-
гиями

Умение использовать ИКТ-
технологии в познава-
тельной деятельности и социальной практике с соблюдением требований эргономики, техники безопасности

Количество учащихся, демонстри-
рующих владение указанными умениями

Само-
оценка учащихся в ходе анкети-
рования. Отзыв родителей

Препо-
даватель инфор-
матики

44, 7, 9, 11-й классы.

Для вновь прибывших учащихся – индиви-
дуально

Приложение 4
Скачать в .pdf

Приложение 5

Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися основной образовательной программы

Образова-
тельный результат

Параметр оценки

Индикатор

Оценочная процедура

Исполнитель

Периодичность оценки5

1

2

3

4

5

6

7

1

Готовность к активной гражданской позиции

Сформиро-
ванность ценностной ориентации гражданского выбора и владение общественно-политической терминологией

Количество учащихся, демонстри-
рующих сформи-
рованность ценностной ориентации гражданского выбора и владение общественно-политической термино-
логией

Тестирование

Педагог-психолог (или классный руководитель) совместно с преподавателем общественно-политических дисциплин

Ежегодно, в конце учебного года

Социально-культурный опыт учащихся

Единицы портфолио, подтвер-
ждающие социально-культурный опыт учащегося

Статисти-
ческий учет

Классный руководитель, тьютор

2

Готовность к продолжению образования на профильном уровне, к выбору профиля

Понимание учащимся собственных професси-ональных склонностей и способностей

Количество учащихся, своевременно ознакомленных с заключением психолога о професси-
ональных склонностях и способностях учащихся

Первый раз – на этапе предпрофильной подготовки (по окончании учащимися 7-8-го класса). Второй раз – по окончании уровня основного общего образования

Положительный опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответствующих рекомендо-
ванному профилю обучения

Количество учащихся, имеющих опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответ-
ствующих рекомендо-ванному профилю обучения

Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых соответствует рекомендо-
ванному профилю

Количество учащихся, имеющих завершенные и презенто-
ванные проекты, тематика которых соответствует рекомендо-
ванному профилю обучения

3

Готовность и способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций, традиций этноса

Освоение учащимися существующих норм морали, национальных традиций, традиций этноса

Количество учащихся, демонстри-
рующих освоение содержания понятий: ценностная ориентация, нормы морали, национальная и этническая идентичность, семья, брак и др.

Опрос

Педагог-психолог и (или) классный руководитель, тьютор в рамках содержания рабочих программ по обществознанию и (или) литературе

Ежегодно, в конце учебного года

Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых свидетель-
ствует о патриоти-
ческих чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа, ценностям семьи и брака и др.

Количество учащихся, имеющих завершенные и презентованные проекты, тематика которых свидетель-
ствует о патрио-
тических чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа

Статисти-
ческий учет

Классный руководитель, тьютор

4

Сформи-
рованноcть культуры здорового образа жизни

Демонстрация культуры здорового образа жизни в среде образования и социальной практике

Стабильность посещения занятий физической культурой.

Статистический учет

Сокращения количества пропусков уроков по болезни.

Отзыв классного руково-
дителя

Соблюдение элементарных правил гигиены

5

Сформиро-
ванность основ экологической культуры

Готовность учащихся к экологически безопасному поведению в быту, социальной и професси-
ональной практике

Освоение понятий экологического содержания.

Опрос

Препо-
даватель экологии или биологии совместно с классным руково-
дителем, тьютором

Единицы портфолио, подтвер-
ждающие социально-культурный опыт учащегося

Статисти-
ческий учет

Приложение 5
Скачать в .pdf

________________________

1О проектировании раздела основной образовательной программы «Система оценки достижения планируемых результатов» подробнее читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 8.

2Там же.

3При применении документа следует учитывать, что с 01.09.2013 вопросы государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентируются ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ.

4По решению администрации ОО.

5Оценочные данные дополняются аналитической справкой о развитости системы внеурочных форм воспитания учащихся (студии, клубы, мастерские и др.), занятости в них учащихся, а также аналитической справкой о школьной системе допобразования и (или) о системе учета занятости учащихся в организациях допобразования детей.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль