Методическое сопровождение деятельности педагога

1574

Требования, предъявляемые к общему образованию в контексте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС), предполагают смену позиции педагога: от «транслятора», передающего информацию обучающимся, к тьютору, сопровождающему учащегося и содействующему его развитию. Для этого необходимо изменить стереотип мышления педагога и ориентировать его на непрерывное профессиональное образование, адекватное требованиям государственной образовательной политики и существующим профессиональным проблемам.

Как реализуется методическое сопровождение деятельности педагога

В образовательной организации (далее – ОО) создается система сопровождения профессиональной деятельности педагогов. Если обратиться к сущности сопровождения, то данное понятие трактуется следующим образом: сопровождать кого-то означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»1. Методическое сопровождение профессионального роста педагогов в ОО предполагает соучастие наставника в индивидуальном развитии педагога за счет формирования потребности в саморазвитии, самостоятельном решении профессиональных задач с опорой на существующие ресурсы.

Сопровождение деятельности педагогов осуществляется администрацией ОО, членами педагогического коллектива или внешними тьюторами, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих профессиональных задач:

  • анализировать информацию о возможностях и потребностях педагогов в условиях реализации ФГОС;
  • помогать в реализации индивидуальных образовательных программ педагогических работников;
  • координировать взаимодействие членов коллектива друг с другом по проектированию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • организовывать работу с ресурсами социальных партнеров на основе запросов всех участников образовательного процесса;
  • координировать процесс самообразования педагогов с целью повышения уровня профессиональной компетентности.

Для успешного сопровождения профессиональной деятельности важен мотив успеха педагогических работников, который приведет к осознанному выбору пути развития профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС. Инструментом профессионального развития становится индивидуальная образовательная программа педагога2.

Сопровождение ее реализации осуществляется посредством четырех этапов:

I этап. Помощь в организации самоаудита профессиональной деятельности.

II этап. Консультирование педагога в процессе реализации индивидуальной образовательной программы.

III этап. Организация мероприятий, направленных на реализацию индивидуальной образовательной программы педагога.

IV этап. Совместное обсуждение результатов предыдущих этапов.

I этап – помощь педагогу в организации самоаудита профессиональной деятельности – предполагает организацию работы администрации ОО и педагогов, направленную на оценку деятельности образовательной организации, содержания и качества подготовки обучающихся (например, государственной итоговой аттестации (далее – ГИА)), организации образовательного процесса. В условиях реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС) общего образования администрация ОО может рассматривать самоаудит педагога (форма 1), в т. ч. как составляющую плана работы по подготовке и проведению работ по самообследованию ОО на основе приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» и приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

Форма 1

Форма самоаудита педагога (как составляющая самообследования ОО)

1. Результаты промежуточной итоговой аттестации учащихся

Предмет

Класс

Количество учащихся в классе

Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5», в общей численности учащихся

2. Результаты ГИА учащихся 9-х классов

Предмет

Класс

Количество учащихся в классе

Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты, в общей численности выпускников 9-го класса

3. Результаты ГИА учащихся 11-х классов

Предмет

Класс

Количество учащихся в классе

Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших неудовлетворительные результаты, в общей численности выпускников 11-го класса

4. Победители и призеры предметных олимпиад, смотров, конкурсов, интеллектуальных марафонов и др.

4.1. Общее количество учащихся – участников олимпиад, конкурсов и т. п.

Предмет

Класс

Количество учащихся в классе

Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся

4.2. Индивидуальные достижения учащихся – участников олимпиад, конкурсов и т. д.

Ф. И. О. учащегося

Класс

Название олимпиады, смотра, конкурса

Уровень участия

Место

Результат

Процедура самообследования педагога в условиях реализации ФГОС направлена на выявление проблем, связанных с профессиональной подготовкой педагога, ориентированной на сопровождение индивидуального образовательного маршрута ученика. Поэтому администрация ОО может предложить учителю форму самоаудита, позволяющую определить динамику его профессиональной компетентности и образовательных результатов учащихся (форма 2).

Форма 2

Форма самоаудита педагога в ходе построения и реализации индивидуальной образовательной программы

Уважаемые коллеги! Обращаем ваше внимание на то, что необходимо выполнить анализ своей профессиональной деятельности за 20___/___уч. г.

Ф. И. О. __________________________________________________________

Предмет (ы): ______________________ Кабинет:________________________

Классное руководство (класс, какой год возглавляете класс): _______________

Тема самообразования: _____________________________________________

Внеурочная деятельность (название, параллель): ________________________

1. Реализуемые программы в соответствии с учебным планом ОО

Компонент учебного плана

Название предмета (программы)

Количество учащихся

Ожидаемый результат

2. Образовательные результаты учащихся

Образовательные результаты, уровни

Показатели

% учащихся, выполнивших задание

1

2

3

Предметные результаты

Репродуктивный уровень

Знания:

  • понятий, терминов;
  • формулировок законов, правил

Продуктивный уровень

Умения:

  • решать задачу по известному алгоритму;
  • применять знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, в которых необходимо преобразовать полученные знания

Метапредметные результаты

Коммуникативные универсальные учебные действия (далее – УУД)

  • Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Формирование коммуникативной компетентности.
  • Развитие речевой деятельности

Познавательные УУД

  • Освоение основ проектно-исследовательской деятельности.
  • Развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией.
  • Практическое освоение методов познания

Регулятивные УУД

  • Формирование действий целеполагания.
  • Планирование и реализация целей и задач.
  • Осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей.
  • Оценивание своих действий по результату и способу выполнения.
  • Внесение соответствующих корректив в их выполнение

Личностные результаты

  • Основы гражданской идентичности личности.
  • Основы социальных компетенций.
  • Готовность и способность перейти к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.
  • Осуществление выбора направления профильного образования

3. Победители и призеры предметных олимпиад, смотров, конкурсов, интеллектуальных марафонов и др.

3.1. Общее количество учащихся – участников олимпиад, конкурсов и т. п.

Предмет

Класс

Количество учащихся в классе

Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся

3.2. Индивидуальные достижения учащихся – участников олимпиад, конкурсов и т. д.

Ф. И. О. учащегося

Класс

Название олимпиады, смотра, конкурса

Уровень

участия

Место

Результат

Причины неучастия учащихся в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и др.

______________________________________________________________________________

4. Проблемы учащихся в достижении образовательных результатов и возможные проблемы учителя

Результаты

Желаемые образовательные результаты учащихся

Реальные образовательные результаты учащихся

Проблемы учащихся в достижении образовательных результатов

Возможные проблемы учителя

Предметные

Метапредметные

Личностные

5. Организация работы с неуспевающими, слабоуспевающими учащимися по предмету

Ф. И. учащегося

Класс

Проблема

Причина возникновения

Деятельность по преодолению проблем

6. Внеурочная деятельность

Название учебного курса

Предмет

Количество учащихся

Ожидаемый результат

Достигнутый результат

7. Подготовка проектных работ учащимися

Ф. И. учащегося

Класс

Предмет

Название проекта

Название мероприятия

Уровень проведения

Результат участия

Укажите причины отсутствия проектных работ у учащихся

______________________________________________________________________________

8. Воспитательная работа

8.1. Основные достижения класса по направлениям воспитательной работы

Ме-
ро-
прия-
тие

Результаты, достигнутые по направлениям воспитательной работы

Духов-
но-
нрав-
ствен-
ное

Физ-
куль-
турно-cпор-
тив-
ное,
оздоро-
витель-
ное

Соци-
аль-
ное

Обще-
интел-
лек-
туаль-
ное

Обще-
куль-
тур-
ное

Эко-
логи-
чес-
кое

Проф-
ори-
ента-
ция

Учени-
ческое самоу-
прав-
ление

Вза-
имо-
дей-
ствие с роди-
теля-
ми

8.2. Организация выездов, экскурсий с учащимися

Место

Цель выезда

Количество учащихся

Достигнутые результаты

Выводы, сделанные педагогическим работником

______________________________________________________________________________

9. Обобщение и представление собственного опыта

9. 1. Публикация в средствах массовой информации

Название публикации

Способ представления (текст, электронный ресурс)

Место публикации (издательство, сайт)

9.2. Обмен опытом (с указанием темы выступления и приложением материала)

Мастер-класс

Открытый урок

Семинар

ОО

Муниципалитет (округ)

Регион

ОО

Муниципалитет (округ)

Регион

ОО

Муниципалитет (округ)

Регион

9.3. Участие в профессиональных конкурсах, смотрах

Название конкурса

Уровень участия

Результат

9.4. Участие в педагогических советах

Дата выступления

Тема выступления

Особенностью содержания самоаудита педагога является анализ и оценка результатов урочной и внеурочной деятельности. Это объясняется спецификой ФГОС, требованиями к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, в реализации которой учитель принимает участие, приоритетом формирования личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся. Поэтому в содержание самоаудита учителя могут быть включены вопросы организации внеклассной работы, трансляция педагогического опыта и ряд других показателей, которые необходимы учителю для подготовки к итоговой аттестации.

II этап – консультирование педагога в процессе реализации индивидуальной образовательной программы – предполагает совокупность процедур, направленных на помощь в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры педагога, совершенствования личности и межличностных отношений. В процессе реализации индивидуальной образовательной программы педагог может испытывать затруднения вследствие существующих проблем, выявленных в ходе анализа или самоанализа профессиональной деятельности, нередко ему приходится составлять индивидуальный план работы с неуспевающими учащимися. 

Содержательные линии консультаций могут быть различными. Темы консультаций зависят от проблем и затруднений, которые возникают у педагога в профессиональной деятельности. Поэтому консультантом может быть высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии.

Для начала консультационной работы необходимо установить межличностные отношения с педагогом. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между педагогом и консультантом является качество присутствия, т. е. способность невербального выражения консультантом вовлеченности в беседу. Наряду с этим большое значение имеет безусловное положительное отношение и эмпатия консультанта, что подразумевает безоценочное принятие профессионального опыта педагога, а также проявление теплоты и заботы. Эмпатия консультанта обеспечивает педагога уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания того, как он переживает результаты своей профессиональной деятельности.

В процессе работы консультант не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах педагога и принимать решение о том, что нужно сделать для улучшения его профессиональной деятельности. Цель консультирования состоит в том, чтобы создать особые условия, благодаря которым педагог получает возможность решения своих профессиональных проблем.

Очень часто он обращается за помощью в состоянии кризиса. Неоднократные попытки самостоятельно решить ту или иную профессиональную проблему потерпели крушение, поэтому он приходит с надеждой, но испытывает сильную тревогу. Чувства надежды и страха влияют на поведение педагога: он одновременно и открывает, и скрывает свои потребности, причем и то, и другое может происходить как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на профессиональные потребности педагога.

III этап – организация мероприятий, направленных на реализацию индивидуальной образовательной программы педагога.

Формами организации методической деятельности педагогических работников, выполняющими функции сопровождения профессионального развития педагога, в т. ч. реализацию индивидуальной образовательной программы, являются различные методические события: проблемные семинары, педагогические советы, круглые столы, мастер-классы, тренинги, открытые занятия, научно-практические конференции, педагогические мастерские, деловые и имитационные игры.

Критериями оценки методических событий является уровень индивидуального стиля учебно педагогической деятельности: имитационный, конструктивный, творческий. Имитационный уровень индивидуального стиля педагогической деятельности – это умение строить модели и описывать процессы по образцу, а также «проигрывать» их во времени. Конструктивный уровень индивидуального стиля педагогической деятельности – применение профессиональных компетенций в измененной педагогической ситуации. Творческий уровень индивидуального стиля педагогической деятельности – овладение новыми способами и приемами действий на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования результатов и способов деятельности.

Приведем пример такого методического события – это мастер-класс «Проектирование индивидуальной образовательной траектории или как стать успешным». Цель: сформировать мотивацию и интерес к проектированию индивидуальной образовательной траектории у участника мастер-класса. Основные научные подходы: логико-структурный, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный. Последовательные действия мастера и участников мастер-класса – пошаговый алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории (авторская система работы мастера). Качественно новый результат: желание и умение участника проектировать индивидуальную образовательную траекторию в режиме технологии мастера.

Структура проведения мастер-класса:

1. Презентация профессионального опыта мастера:

  • обоснование необходимости проектирования индивидуальной образовательной траектории;
  • характеристика творческой лаборатории (описание профессиональных достижений в опыте работы, источников, откуда мастер черпал свои разработки, и др.);
  • определение проблем и перспектив в работе мастера (таблица).

Определение проблем и перспектив развития профессионального опыта педагога

Проблемы

Перспективы

1

2

Стереотип мышления учителя: «Учу по образцу»

Введение ФГОС – фактор, требующий смены стереотипа мышления учителя. Тиражирование алгоритма проектирования индивидуальных образовательных траекторий участников образовательных отношений

Формальный подход к процедуре аттестации педагогических работников

Индивидуальная образовательная программа педагога как главный компонент профессионального портфолио.

Индивидуальная образовательная программа учащегося как компонент портфолио

2. Описание занятия в режиме проектирования индивидуальной образовательной траектории, представляемой мастером.

Этап 1 – подготовительный. Вопросы для участников мастер-класса:

  • С какими словами ассоциируется слово «успех»? Напишите 3 слова- ассоциации.
  • Какие значения заложены в слово «успех»? Являются ли они одинаковыми по смыслу? Почему?

После обсуждения предложенных ответов, участники приходят к выводу, что успех – образ желаемого, некий результат прогнозируемой деятельности. Прогнозируемый результат индивидуален, следовательно, путь достижения результата тоже индивидуальный.

Этап 2 – основной. Ведущий предлагает участникам мастер-класса ответить на вопрос: от каких факторов зависит профессиональная деятельность педагога? Далее он предлагает участникам выбрать и ранжировать 3 фактора из предложенного списка: мотив, условия, интерес, содержание, ресурсы, угрозы, сопровождение. Участники также могут предложить другие факторы. После дискуссии слушатели приходят к выводу о том, что педагоги и учащиеся, мотивированные на продуктивную деятельность, способны к профессиональному и личностному росту. Профессиональный и личностный рост – это качественные «приращения» в показателях деятельности. Поэтому необходим инструмент для планирования деятельности, направленной на достижение успеха, который позволит выявить возможные риски, минимизировать существующие угрозы.

3. Проектирование индивидуальной образовательной программы педагога. Участникам мастер-класса предлагается выявить составляющие индивидуальной образовательной программы педагога (блоки, уровни, ступени) и систематизировать критерии и показатели реализации педагогом индивидуальной образовательной программы (форма 3).

Форма 3

Структура индивидуальной образовательной программы педагога

I блок. Информационно-аналитический

Уровни

Критерии

Показатели

Степень выполнения (%)

Имитационный

Умение строить и «проигрывать» модели по образцу

Конкретные умения

Конструктивный

Применение профессионально-личностных компетенций в измененной ситуации

Конкретные умения

Творческий

Овладение новыми способами и приемами действий на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования результатов и способов деятельности

Конкретные умения

II блок. Проблемный

Критерии

Желаемые результаты

Проблемы

1

2

3

Умение строить и «проигрывать» модели по образцу

Умение строить модель образовательной технологии

Применение профессионально-личностных компетенций в измененной ситуации

Применение образовательной технологии в разных классах

Овладение новыми способами и приемами действий на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования результатов и способов деятельности

Проектирование авторской образовательной технологии

III блок. Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Задачи

Действия

Ресурсы

Сроки

Примечание

IV блок. Рефлексия

Проблемы

Пути решения

Полученный результат

Внешняя оценка

Направления

совершенствования

Этап 3 – проектный. Составление участниками мастер-класса проектов индивидуальных образовательных программ, используя предложенную форму. Ведущий мастер-класса предлагает участникам ответить на вопрос о том, какие умения формируются (или развиваются) в процессе работы со структурой индивидуальной образовательной программы педагога? Происходит обсуждение авторских моделей индивидуальных образовательных траекторий, определенных участниками. Во время рефлексии ведущий проводит дискуссию по результатам совместной деятельности мастера и участников.

Этап 4 – завершающий. Предполагает совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов. Для обсуждения итогов проведения методических событий, направленных на реализацию индивидуальной образовательной программы педагога, могут быть проведены круглые столы по темам:

  • «Индивидуальное развитие педагога в условиях многофункционального образовательного комплекса: миф или реальность?»;
  • «Индивидуальная образовательная программа педагога и индивидуальная образовательная программа ученика: потребности, условия, результаты»;
  • «Сопровождение индивидуальной образовательной программы педагога: анализ, проблемы, возможности».

Результаты обсуждений успехов и неудач в ходе реализации индивидуальной образовательной программы педагога могут быть использованы для корректировки сопровождения, осуществляемого на уровне институциональной методической системы ОО.

________________________________

1Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. Подробнее см.: www. ozhegov.info. – Примеч. авт.

2Гоглова М.Н. Индивидуальная образовательная программа педагога: проектирование и научнометодическое сопровождение // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: Сборник научных статей международной научно-практической конференции 19-21 июня 2012 г. / Сост. Е.В. Василевская, А.А. Василевская; под общ. ред. Л.Н. Горбуновой. М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2012 г. Подробнее см.: www.apkpro.ru. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль