Кодекс профессиональной этики педагога школы как инструмент управления кадрами

227

О.А. Пронина, зам. директора по УМР МБОУ СОШ № 28, г. Ульяновск

Проблема стандартизации профессиональной педагогической деятельности сегодня особенно актуальна в связи с высокими требованиями, предъявляемыми к качеству образовательных услуг. С 1 января 2015 г. вступает в силу приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (далее – Профстандарт педагога).

Нормы Профстандарта педагога будут применяться администрацией общеобразовательных организаций (далее – ОО) при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке новых должностных инструкций работников школы и установлении систем оплаты труда. С введением Профстандарта педагога вышаются требования к уровню профессионализма учителя. Речь идет не только об уровне образования, квалификации, опыте работы. Значительно возрастает уровень требований к нравственно-этической составляющей оценки готовности дипломированных специалистов к выполнению профессиональных функций учителя.

Кодекс профессиональной этики педагога школы – в помощь сотрудникам ОО

Необходимость Профстандарта педагога для работников сферы образования возникла достаточно давно и обусловлена постоянно усложняющимися требованиями к профессии учителя. Профстандарт педагога является инструментом повышения качества образования, т. к. его положения можно использовать как эталон для оценки квалификации работника. Это рамочный документ, выделяющий пространство для создания внутренних стандартов, связанных со спецификой региональной политики и конкретной ОО.

Одной из составляющих описания любой трудовой функции в Профстандарте педагога (общепедагогическая функция, обучение (3.1.1), воспитательная деятельность (3.1.2), развивающая деятельность (3.1.3), педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (3.2.3) и др.) является соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Для адаптации педагогических работников к требованиям, изложенным в Профстандарте педагога, а также с целью оптимизации системы управления кадрами в МБОУ СОШ № 28 г. Ульяновска (далее – СОШ № 28) было принято решение о разработке внутреннего локального акта «Кодекс профессиональной этики педагогических и административных работников» (далее – Кодекс). Кодекс должен был стать документом, в котором закреплены уже существующие в ОО нормы корпоративной этики. Перед разработчиками Кодекса была поставлена задача создания практико-ориентированного документа, имеющего целью четко определить требования к профессиональному поведению учителя. В итоге Кодекс содержит систему требований к служебному поведению педагогических работников и принципы, на которых они основаны (приложение 1).

Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций: внедрение

Внедрению Кодекса в ОО предшествовало его широкое обсуждение всеми участниками образовательных отношений, с привлечением обучающихся, родителей, ветеранов педагогического труда, молодых педагогов. Цель этих мероприятий по внедрению – сделать Кодекс понятным всем участникам образовательных отношений. Данный документ – управленческий инструмент, поэтому необходимо было научить сотрудников использовать его в практической деятельности, в т. ч. и для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение необходимости введения Кодекса, значимости практической реализации документа для работников ОО, обучающихся и их родителей (законных представителей) проходило в разнообразных формах: диспуты, интерактивные семинары, внутрифирменные PR-компании. Самой эффективной формой разъяснения необходимости введения Кодекса стала трансляция его исполнения администрацией ОО, демонстрирующая, что руководство СОШ № 28 не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет.

Дальнейшая процедура внедрения Кодекса предполагает соотнесение требований документа и профессионального опыта каждого педагогического работника, что непременно должно привести к постоянной самооценке профессиональной деятельности, самообразованию и саморазвитию педагогов. Практическую реализацию Кодекса администрация СОШ № 28 сопровождает внутренним аудитом профессиональной деятельности педагогических работников. Для решения указанных задач методической службой СОШ № 28 разработаны анкеты, адресованные руководящим работникам и педагогам, а также другие формы выявления степени результативности и профессиональных дефицитов в рамках реализации управленческих и педагогических технологий: опросы, тесты, обобщение опыта (приложение 2).

Кроме очевидной репутационной (имиджевой) составляющей Кодекс применяется при заполнении оценочных листов работников в рамках реализации системы мероприятий, стимулирующих педагогическую деятельность, и является базой для формулирования критериев эффективности труда учителя. Кандидаты, претендующие на замещение педагогических должностей, на этапе собеседования с руководителем ОО с помощью Кодекса проводят самоанализ личностной и специальной профессиональной готовности для выполнения должностных обязанностей учителя. Имеются существенные резервы использования данного локального акта при проведении служебных проверок, вынесения решений Комиссией по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений.

Администрацией и педагогами СОШ № 28 Кодекс рассматривается как инструмент поддержания высокого статуса учителя и установления основных стандартов поведения, предотвращения коррупционных проявлений, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения педагогическими работниками должностных обязанностей.

Приложение 1

Как реализовать кодекс профессиональной этики педагога школы (на примере МБОУ СОШ № 28 г. Ульяновска)

1. Общие положения

1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических и административных работников (далее – Кодекс) МБОУ СОШ № 28 г. Ульяновска (далее – Школа) распространяется на лиц, замещающих педагогические и административные должности (далее – работники).

1.2. Кодекс определяет принципы, наиболее важные правила профессиональной этики работников и направлен на повышение имиджа профессии учителя и Школы, добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей работниками, формирование их устойчивого антикоррупционного поведения.

1.3. Кодекс разработан в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов РФ, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка Школы, а также с учетом общечеловеческих нравственноэтических принципов.

2. Принципы профессиональной этики работников

2.1. Школа является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. Школа создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного качественного общего образования всех уровней.

2.2. Основными принципами профессиональной этики, которыми должны руководствоваться работники Школы, являются:

  • гуманность – реализация права на получение образования каждого обучающегося, исключая какую-либо дискриминацию (вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных убеждений, материального положения и др.);
  • законность – неукоснительное соблюдение при исполнении должностных обязанностей требований законодательства РФ и законодательства Ульяновской области
  • профессионализм – глубокое знание своей специальности, своевременное и качественное выполнение поставленных задач, постоянное совершенствование профессиональных функций учителя;
  • уважение личности – уважение чести и достоинства обучающихся и их родителей (законных представителей), коллег по работе;
  • неподкупность – противостояние проявлению коррупции во всех ее видах, а также обязательность принятия мер по недопущению возникновения коррупционно опасной ситуации;
  • преемственность – уважение к труду и опыту старших поколений, эффективное использование института наставничества, лучших педагогических практик;
  • взаимное уважение – командный дух в работе, доверие, доброжелательность и сотрудничество в процессе решения поставленных задач;
  • инициативность – активность и самостоятельность работников в оптимизации исполнения должностных обязанностей;
  • открытость к диалогу – открытый и честный обмен информацией, готовность совместно выработать оптимальное решение.

2.3. Администрация Школы строит отношения с педагогическими работниками на принципах долгосрочного сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания и стабильности.

2.4. Работники должны всемерно содействовать формированию позитивного облика Школы и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб их репутации или авторитету.

3. Основные правила профессиональной этики работников

3.1. Правила профессиональной этики распространяются на всех педагогических работников и обязывают их:

  • исполнять должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Школы;
  • способствовать созданию и поддержанию в Школе психологически безопасной и комфортной образовательной среды, осуществлять профилактику конфликтных ситуаций, различных форм насилия;
  • объективно оценивать знания обучающихся в соответствии с их реальными учебными возможностями;
  • стремиться к формированию учебно-познавательной мотивации у обучающихся, укреплению в них веры в собственные силы и способности;
  • использовать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в т. ч. с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; с ограниченными возможностями здоровья;
  • владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому учащемуся вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья;
  • придерживаться стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить свое и чужое время;
  • вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение людей к профессии учителя, к Школе;
  • не проявлять по отношению к окружающим высокомерия, грубости, неуважительного отношения, оскорбительных высказываний и угроз;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на профессиональную деятельность;
  • придерживаться грамотности в речи, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
  • принимать активное участие в корпоративных оздоровительных, спортивных и культурных мероприятиях;
  • придерживаться делового стиля в одежде, а также иметь аккуратный и опрятный внешний вид.

3.2. Дополнительные требования к работникам, замещающим административные должности, обязывают их:

  • быть образцом профессионализма, безупречной репутации, доброжелательности и внимательности к людям;
  • способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;
  • одинаково относиться к коллегам и подчиненным, не допуская пристрастной, необъективной оценки работы кого-либо из них;
  • не допускать некорректную и неконструктивную критику подчиненных, сохранять эмоциональную устойчивость в сложной ситуации;
  • уметь признавать перед коллегами, подчиненными свои ошибки и не преследовать их за конструктивную критику в свой адрес;
  • достойно представлять коллектив Школы в рамках исполняемых должностных обязанностей.

4. Предотвращение коррупционных правонарушений

4.1. В Школе поддерживается атмосфера нетерпимости к коррупции.

4.2. Работники Школы должны избегать любых ситуаций, способных вызвать конфликт интересов, и исключать действия, связанные с возможным проявлением какой-либо личной, имущественной (подарки, вознаграждения) и иной заинтересованности, оказывающие влияние на независимость и честность.

4.3. В случае возникновения конфликта интересов или возможности его возникновения работник должен уведомить об этом директора Школы.

4.4. Во взаимоотношениях с участниками образовательных отношений работник не должен допускать нарушений их законных прав и интересов и обязан строго руководствоваться нормами законодательства, своими должностными обязанностями.

5. Обращение со служебной информацией

Работник обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность и (или) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

6. Ответственность за несоблюдение Кодекса

6.1. Работники обязаны соблюдать принципы, нормы и правила, установленные Кодексом, и принимать необходимые меры для выполнения его требований.

6.2. Нарушение работниками положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом Школы, и (или) Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

6.3. Наряду с моральной ответственностью работники, допустившие нарушение норм Кодекса и совершившие в связи с этим дисциплинарный проступок, несут дисциплинарную ответственность.

6.4. Соблюдение работниками положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работниками, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

7. Заключительные положения

7.1. Содержащиеся в Кодексе нормы профессиональной этики работников носят характер общих принципов.

7.2. Вопросы, касающиеся области применения Кодекса в специфических условиях, рассматриваются директором Школы.

7.3. Каждый работник, вновь принятый на работу в Школу, должен ознакомиться с Кодексом под подпись, кадровая служба Школы выдаст ему экземпляр Кодекса.

Приложение 2

Кодекс профессиональной этики педагога школы: диагностика этапов внедрения 

______________________________________________________

(Ф. И. О. педагога)

Название диагностируемого направления

Да

Нет

Отчасти

1

2

3

4

Применение правил Кодекса профессиональной этики

Испытываю затруднения

При организации профессиональной деятельности с обучающимися

При организации профессиональной деятельности с родителями (законными представителями) обучающихся

При взаимодействии с коллегами по работе

При взаимодействии с внешними социальными институтами

Другое: ...

Понимание понятий и положений Кодекса

Принципы профессиональной этики педагогических работников – это ....

Гуманность – это ...

Законность – это ...

Профессионализм – это ...

Уважение личности – это ...

Инициативность – это ...

Правила профессиональной этики – это ...

Предотвращение коррупционных правонарушений – это ...

Обращение со служебной информацией – это ...

Применение норм Кодекса профессиональной этики

Имею положительный опыт

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности

При разрешении сложных нравственно-этических ситуаций

При разрешении конфликтных ситуаций

В процессе реализации программы «Введение в должность», «Наставничество»

При заполнении оценочного листа работника для назначения стимулирующих выплат

Другое: ...

Считаю Кодекс профессиональной этики работников ОО

Формальным документом, не имеющим практического значения

Своевременным и необходимым для организации труда работников ОО документом

Предлагаю внести изменения в Кодекс профессиональной этики работников ОО

1. ...

2. ...



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль