Возможности облачных технологий: дидактический потенциал

180

В научной и научно-технической литературе часто встречается термин «облачные технологии». Этим термином обозначается модель сетевого доступа по требованию пользователя к общему набору настраиваемых компьютерных ресурсов (включая сети, серверы, хранилища, приложения, услуги), которая может быть быстро подготовлена и реализована в практической деятельности при минимальном управлении и взаимодействии с поставщиком услуг (определение предложено Национальным институтом стандартов и технологий (NIST, США)). Однако в научной и научно-методической педагогической литературе он встречается редко. Все чаще в научно-технических статьях используются следующие термины: «облачные приложения», «облачные сервисы», «облачные хранилища данных», «облачные услуги»1. Рассмотрим, в чем их отличия.

Популярные облачные технологии сети интернет

Облачные услуги – функции, которые предоставляются поставщиком облачных технологий для пользователей. Включают в себя облачные приложения, облачные сервисы и облачные хранилища данных.

Облачные приложения – законченная программа, которая запускается на серверах поставщика облачных услуг, выполняется в собственной программной среде и доступна для работы пользователя.

Облачные сервисы – функционально законченный набор услуг, предоставляемый поставщиком облачных технологий, имеющий собственный интерфейс и возможность доработки в процессе функционирования без остановки работы пользователей.

Облачные хранилища данных – места хранения информации, расположенные у поставщиков облачных услуг, не привязанные к конкретному оборудованию и доступные через Интернет.

Среда современных облачных технологий и услуг открывает возможность создания учебных ситуаций, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать компетентности, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (далее – ФГОС):

  • компетентность в работе с информацией – умение осуществлять эффективный поиск информации, способность распознавать и использовать различные типы информационных ресурсов;
  • управленческая компетентность – способность планировать время работы индивидуально и в группе, принимать эффективные решения по вопросам планирования и организации собственной учебно-познавательной деятельности;
  • технологическая компетентность – способность к использованию современных средств обучения для решения учебных задач;
  • коммуникативная компетентность – владение навыками эффективного общения и сотрудничества.

При использовании телекоммуникационных технологий, облачных услуг и облачных технологий в образовании, а также сервисов сети Интернет в процессе обучения, у участников образовательного процесса появляется возможность:

  • обмениваться сообщениями, заданиями, контрольными вопросами в режиме онлайн и офлайн, используя различные поисковые сервисы (например, хранить, создавать и совместно редактировать презентации, текстовые документы, рисунки и таблицы с помощью сервисов, позволяющих осуществлять совместную работу удаленных друг от друга пользователей);
  • проводить обсуждения и консультации в дистанционном режиме обучения;
  • просматривать лекции или практические занятия в онлайн-режиме (используются сервисы для просмотра видеофайлов);
  • проводить коллективное обсуждение проектных или исследовательских работ (используются сервисы социальных сетей);
  • опрашивать участников образовательного процесса: одноклассников, родителей, педагогов.

В профессиональном педагогическом сообществе в последнее время достаточно активно обсуждаются дидактические возможности облачных технологий и технологий Web 2.02 (интерактивные многопользовательские системы, контент которых наполняется пользователями сети Интернет).

Как в образовательной деятельности можно использовать возможности облачных технологий

Для обучающихся облачные технологии и услуги обеспечивают возможность мобильного общения в сети, способствуют социализации. Однако, если не использовать дидактический потенциал таких технологий и возможностей, предоставляемых каждому пользователю сети Интернет (в т. ч. и обучающемуся) для развития у него способностей мыслить, выбирать, анализировать, критически относиться к информации, конструктивно общаться, работать в команде, то современные среды и средства могут стать еще одной ступенькой на пути увеличения цифровой пропасти между поколениями. По результатам исследований уровня владения информационными и телекоммуникационными технологиями можно отметить, что администрация практически каждой образовательной организации (далее – ОО) в своих публичных отчетах указывает, что 100% учителей владеют или обучены работе с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ). Однако можно отметить «цифровой разрыв» между преподавателями и родителями, с одной стороны, и детьми (учащимися) – с другой. Одни не могут или не хотят активно использовать ИКТ и потенциал электронных ресурсов в образовании или повседневной жизни. Другие, как правило, уже не могут жить вне цифровой реальности. Формируется ситуация, когда поколения разделяют не возраст и жизненный опыт, а технологические рамки.

Кроме очевидного удобства облачных сервисов в виде доступности данных с любого устройства (компьютер, смартфон, планшет, нетбук или ноутбук), есть в такой архитектуре и другие преимущества:

  1. Бесплатный доступ к сервисам. Это позволяет работать с документами без установки специальных программ на компьютерное устройство. Например, сервисы и услуги, ориентированные на сетевое взаимодействие участников образовательного процесса в условиях общения и сотрудничества, позволяют: воплотить уже имеющие дидактические и методические материалы в наглядную форму, доступную каждому учащемуся не только в классе, но и в любой точке мира; поделиться проектом с одноклассником; организовать коллективное обсуждение или голосование, используя возможность перевести документ из частного в частичный или полный общий доступ.
  2. Простота совместного использования. Например, можно разрабатывать новый стиль оформления документов или проведения презентаций:
    • подсказывать новые педагогические и организационные решения учебных ситуаций;
    • делать процесс обучения открытым для учеников, учителей и родителей;
    • предоставлять возможность обмениваться ссылками на важные мероприятия или новости;
    • получать место для публикации своих последних новостей и подборок интересующих ссылок;
    • устанавливать и поддерживать связи с теми, кому предназначены материалы;
    • использовать возможность коллективно готовить доклад, составлять отчет или аккумулировать идеи.
  3. Надежность хранения информации. Потерянные USB-флеш- накопители и сломавшиеся жесткие диски обычно являются самыми распространенными отговорками для учащихся, не выполнивших домашнее задание. Если для хранения информации используются облачные технологии, то она становится доступной одновременно нескольким пользователям в режиме реального времени. От физического воздействия и бытовых неприятностей данные защищены лучше, чем на домашнем компьютере или мобильном устройстве.
  4. Эффективное решение проблемы безопасного хранения. Неумелые действия родственников или посторонних людей не причинят вреда данным, хранящимся «в облаке». Вирусные программы, которые также могут повредить информацию, сохраненную на локальном диске, никак не смогут взаимодействовать с данными «в облаке», т. к. вся входящая информация, отправляемая и хранимая «в облаке», проходит антивирусный контроль.
  5. Простота использования облачных приложений. Во-первых, они полностью соответствуют своим локальным версиям (интерфейс, расположение кнопок меню, команды и т. д.). Во-вторых, эти программы не надо скачивать и инсталлировать на свой компьютер, как было уже сказано ранее, а можно работать непосредственно в сети Интернет через любой браузер. В-третьих, если обновляется программа или добавляются новые функции, то это происходит автоматически и без задержек для пользователя.
  6. Эффективная организация коллективной работы пользователей. Преподаватели могут:
    • формулировать вопросы и задания для обучающихся;
    • составлять список ссылок на дополнительные материалы и ресурсы по определенной теме;
    • организовывать обсуждение тем учебного курса, стимулирующее обучающихся к самостоятельному анализу полученной информации;
    • публиковать новости, ссылки, идеи, заметки;
    • привлекать коллег, учащихся и их родителей к обсуждению и коррекции содержания темы в процессе подготовки материалов и документов.

Однако, говоря о большом количестве преимуществ облачных технологий и облачных услуг, необходимо обратить внимание на риски, возникающие при их использовании:

  1. Возможность потери контроля пользователя над собственными данными и информацией. Эта проблема может возникнуть при отключении провайдером доступа в сеть Интернет, в результате переезда пользователя в другой населенный пункт, где нет свободного и повсеместного доступа к интернет-услугам. Также пользователь может столкнуться с нецелевым использованием данных: в некоторых поисковых сервисах реклама и ссылки совпадают с темами переписок и запросов, т. е. поисковая система сканирует почту, чтобы знать темы интересов пользователя. В блогах, фотоальбомах и других публичных сервисах проблема усугубляется тем, что эту информацию учитывают и совершенно посторонние приложения, например другие поисковые системы и спам-боты.
  2. Вирусная угроза безопасности данных. Существует в том случае, когда пользователь работает на компьютере, зараженном троянскими и шпионскими программами. В момент ввода пароля и логина вся информация, которая находится в «облаке», становится доступной злоумышленникам.
  3. Хакерская атака или случайная ошибка программиста. Например, записи в блогах и фото, помеченные как «приватные» или «личные», могут стать кратковременно доступными любому желающему из-за ошибки в серверных программах. Также известны случаи халатности в дата-центрах, когда высокие стандарты надежности не соблюдались, что приводило к утере части данных или их недоступности в течение нескольких дней.

Облачные технологии сети интернет: классификация

Несмотря на риски, перечисленные выше, количество облачных сервисов растет с каждым днем. Изменяется их визуальное оформление, совершенствуются технические требования к программному обеспечению, расширяются функциональные возможности и т. д. Рассмотрим классификацию облачных сервисов, основанную на следующих параметрах:

  1. Хранение и синхронизация файлов:
    • Box.net – файловое облачное хранилище. Оно совместимо с любой операционной системой, доступно через сеть Интернет. Позволяет хранить документы Word, Excel, PowerPoint, музыкальные и видеофайлы, открывать к ним доступ коллегам и обучающимся. Предоставляет возможность осуществлять кросс-платформенную синхронизацию файлов.
    • Dropbox.com – файловое хранилище, позволяющее хранить и синхронизировать документы на всех устройствах, где есть доступ к сети Интернет.
    • Яндекс – сервис отечественной компании, позволяющий реализовать такие же функции, что box.net и dropbox.com. Отличительной особенностью является количество места, которое предоставляется пользователю для работы, – 10 Гб.

    Такие сервисы хорошо подойдут для поддерживания актуальной версии файлов. В процессе работы с материалами всегда существуют несколько сохраненных вариантов одного и того же документа. При работе с USB-флеш- накопителями и почтой можно ошибиться файлом, не перезаписать его, записать устаревшую версию. Если использовать облачные сервисы хранения, то подобный риск снижается. Создав и сохранив документ в специальной папке на компьютере, пользователь автоматически синхронизирует файл в облачном хранилище. Придя домой и подключившись к сети Интернет, он может продолжить работу с документом с момента последнего сохранения. В одной и той же учетной записи пользователь может разделить уровень доступа к имеющемуся материалу между другими пользователями (например, учащимися).

  2. Хранение закладок и заметок:
    • Diigo.com – ресурс, позволяющий сохранять закладки, группировать их, открывать к ним доступ и сохранять заметки к этим ресурсам. Также позволяет писать комментарии к закладками. Особенность заключается в том, что есть возможность коллективного доступа к закладкам с совместным редактированием, а также возможность работать с любого устройства и браузера. Ресурс может быть использован в процессе дифференциации обучения предмету, при работе над совместными проектами или подготовке классного часа – в один аккаунт с разных компьютеров можно записывать закладки на конкретную тематику.
    • Microsoft Office OneNote – программный продукт, позволяющий работать с заметками практически на любом мобильном устройстве, с последующей загрузкой «в облако» и возможностью их просматривания и редактирования на обычном компьютере. У любого учителя с собой всегда есть либо блокнот, либо ежедневник, в который записываются мысли, идеи, дела, задачи, распоряжения. Для тех же задач можно использовать облачные сервисы, которые позволяют создавать короткие заметки, разделять их по категориям. Впоследствии поиск в записях осуществляется по ключевым словам. Доступ к заметкам может быть предоставлен с любого компьютерного и мобильного устройства.
  3. Управление временем:
    • Smartsheet.com – пример ресурса – планировщика проектов в режиме реального времени, который позволяет ставить задачи, контролировать ход их выполнения и отслеживать динамику во времени. Используя диаграмму Г. Ганта, администратор ОО или учитель может планировать работу нескольких человек (педагогов или учащихся). Доступ осуществляется с любого компьютерного устройства, подключенного к сети Интернет. Такое программное обеспечение удобно использовать для организации взаимодействия учителя с обучающимися в рамках подготовки к мероприятиям, конкурсам и проектам. Для администрации ОО использование такого инструмента позволит организовать работу учителей и администрации по созданию текущей документации, отчетов, при подготовке к аттестации и т. д.
  4. Программные приложения:
    • Microsoft Office. В каждой ОО много работают с документами. Чаще всего для этого используют программы Microsoft. Microsoft Office 365 – это стандартный пакет, работающий как приложение в сети Интернет. Облачные приложения – это законченная программа, которая запускается на серверах поставщика облачных услуг, выполняется в собственной программной среде и доступна для работы любого пользователя. Можно работать с документами, не имея локальной копии Office программ, под индивидуальными логином и паролем. Работа через браузер легка и знакома, потому что весь привычный интерфейс Microsoft Office сохранен.
    • Google Документы (таблицы, презентации и т. п.) – это облачный офис, который можно использовать бесплатно. Основная особенность – возможность совместной, коллективной работы. Заполнение журналов нагрузки, создание коллективных отчетов, проставление количества отработанных часов – все эти данные могут вносить несколько человек одновременно, формируя сводную таблицу, поддерживающую стандартные функции Microsoft Excel. Помимо прочего, есть возможность создавать специальные формы, которые автоматизируют ввод данных в таблицы.

Современное программное обеспечение в совокупности с широкополосными каналами связи дает высокопроизводительный инструмент для решения повседневных задач в ОО. Процессы хранения файлов, подбора закладок, тематических заметок и планирование работы существенно упрощаются. Возможность разделения доступа к материалам, хранящимся в облачных сервисах, позволяет точно дозировать доступ и предоставлять документы для целевого использования.

____________________________

1Горбатова А. Облачные технологии накроют мир. Подробнее см.: www.strf.ru. – Примеч. авт.

2Гриншкун В.В., ЗаславскийА.А. Построение индивидуальной траектории обучения информатике с использованием электронной базы учебных материалов. // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». М.: РУДН, 2010, № 3. С. 32-37. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль