Обучение пониманию текста, интерпретирования и оценки

266

Обучение написанию сочинения предполагает формирование у учащихся умений понимать, интерпретировать и оценивать текст. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (далее - ФГОС) эти умения определены как стратегии смыслового чтения, которые формируются на метапредметном уровне. При обучении учащихся писать сочинение в жанре характеристики текста1 необходимо выбрать такую форму подготовки к сочинению, которая позволяет реализовать в образовательном процессе задания трех типов, формирующие умения понимать, интерпретировать, оценивать текст. В каждом из типов заданий существуют определенные разновидности. Система заданий, выполнение которых способствует формированию вышеназванных умений, представлена на схеме (рисунок).

Обучение пониманию текста, интерпретирования и оценки

Система заданий, направленных на обучение пониманию, интерпретации и оценке текста

Обучение пониманию текста

Задания, направленные на обучение пониманию текста, включают в свою структуру семантизирующе-фактуальные, когнитивно-концептуальные, распредмечивающе-подтекстовые задания. Разновидности этих заданий выделены на основе типов понимания (Г.И. Богин2) и типов информации (Р.Я. Гальперин3), извлекаемой с их помощью.

Понимать текст на уровне семантики составляющих его слов (семантизирующий тип понимания текста), извлекать из текста факты и осознавать, о каких именно фактах идет речь (вычленять фактуальную информацию), учащийся учится с помощью семантизирующе-фактуальных заданий. Когнитивно-концептуальные задания способствуют развитию когнитивного типа понимания, т. е. пониманию концепции текста, формированию умений обобщать усвоенную из текста информацию, формулировать понятия. Распредмечивающе-подтекстовые задания непосредственно связаны с пониманием смысла, выраженного в подтексте, замысла автора текста, усвоением подтекстовой информации.

Работа с семантизирующе-фактуальными заданиями начинается на базовом формирующем этапе обучения характеристике текста (5-6-е классы)4.

Семантизирующе-фактуальные задания являются базовыми как на предметном, так и на метапредметном уровне на протяжении всех лет обучения. Для понимания текста любого типа по любым учебным предметам необходимо добиваться полного понимания его лексического состава. Поэтому обязательными заданиями этой разновидности, с одной стороны, являются задания на формирование умений увидеть в тексте необычные, незнакомые слова или словосочетания и правильно их истолковать, с другой, - задания на формирование умений правильно отвечать на вопросы, связанные с фактуальной информацией текста, ориентироваться в его информационном пространстве и формулировать тему на уровне поверхностных смыслов.

Формирование умения усваивать фактуальную информацию происходит, если системно использовать при работе с текстом вопросы, связанные с его темой, главными действующими лицами, сюжетом произведения, о том, в какой части текста содержится искомая информация.

Примеры семантизирующе-фактуальных заданий:

  1. С помощью толкового словаря объясните значение непонятных слов.
  2. Установите, в каком значении употребляется многозначное слово.
  3. Определите по контексту и проверьте по словарю значение слов и словосочетаний из текста.
  4. Докажите, что слово является многозначным.
  5. Подберите синонимы к слову. Проверьте себя по толковому словарю и словарю синонимов.
  6. Подберите к слову антонимы. Проверьте себя по словарю антонимов.

Когнитивно-концептуальные задания можно активно использовать, когда учащиеся становятся способными к обобщениям. Этот этап обучения характеристике текста называется базовым технологическим (7-8-е классы)5.

Задания данной разновидности способствуют формированию у учащихся умений вычленять из текста концептуальную информацию, понимать тему текста на обобщенно-смысловом уровне, формулировать его основную мысль, анализировать причины событий, о которых идет речь в тексте. Когнитивно-концептуальные задания необходимы как для обучения русскому языку, так и для всего учебного процесса в целом.

Следует подчеркнуть, что когнитивный тип понимания опирается на семантизирующий и предполагает системную деятельность по формированию и семантизирующего, и когнитивного типов понимания текста. Когнитивно-концептуальные задания отличаются направленностью на формирование познавательных процессов учащихся и ориентированы на формирование умений понимать и определять смысл концептуальных для данного текста понятий (ключевых слов), видеть смысловую структуру текста, правильно делить его на части и составлять план.

Примеры когнитивно-концептуальных заданий:

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Поясните, как тема и основная мысль текста связаны с его заголовком.
  3. Найдите в тексте ключевые слова. Как они помогают понять смысл текста?
  4. На какие смысловые части можно разделить данный текст? Составьте план текста.

Важной составляющей когнитивно-концептуальных заданий является направленность на выявление в тексте функций языковых средств, акцентированных автором в тексте, поэтому задания этой разновидности способствуют формированию умения выявлять взаимосвязь плана содержания и плана выражения текста (при достаточном развитии у обучающихся обобщенности и аналитичности мышления). Подобные задания при обучении различным разделам языка могут быть очень многообразны.

Примеры Когнитивно-концептуальные задания:

  1. Выпишите из текста несколько неологизмов, созданных автором. Что помогает понять значение этих слов?
  2. Какова роль этих слов в поэтическом тексте?
  3. Как название текста связано с его содержанием, отбором языковых средств?

Распредмечивающе-подтекстовые задания применимы в работе с художественными и художественно-публицистическими текстами и направлены на формирование распредмечивающего (Г.И. Богин6) понимания текста и умения выявлять подтекстовую информацию.

Задания этой разновидности используются на продвинутом технологическом этапе (9-11-е классы)7 в комплексе с двумя предыдущими видами заданий. В отличие от предыдущих разновидностей заданий, являющихся базовыми на метапредметном уровне в самом широком понимании этого термина, распредмечивающе-подтекстовые задания приемлемы только для уроков русского языка и литературы.  При использовании заданий данного вида художественный текст воспринимается как эстетический объект, наполненный многогранным и неоднозначным смыслом, а его автор - как интересный и мудрый собеседник, разносторонняя личность.

Главная особенность распредмечивающе-подтекстовых заданий заключается в их направленности на понимание смысловой неоднозначности художественного текста вообще и его элементов (например, заголовка) в частности, на выявление разных сторон мировоззрения автора, на умение понять глубинные смыслы текста, укорененные в культуре.

Примеры распредмечивающе-подтекстовых заданий:

  1. Покажите на примерах из текстов, как повтор синтаксической конструкции создает выразительность поэтического текста.
  2. Какие языковые средства (фонетические, интонационные, лексические, грамматические) помогают автору изобразить, как начинается дождь, как он постепенно усиливается?8
  3. Какую роль играет инверсия в создании поэтической картины?
  4. Какие чувства и мысли стремился передать автор?

Интерпретация художественного текста

Второй тип заданий направлен на обучение интерпретации текста. В ходе проведения характеристики текста, особенно лингвокультурологической, учащиеся должны научиться формулировать выявленные с помощью этого анализа смыслы текста. Для наилучшего понимания текста его необходимо анализировать с трех сторон: лингвистической, речеведческой и культурологической. Поэтому сформулированы три разновидности заданий. Подчеркнем, что смысл всех интерпретирующих заданий (лингвистических, речеведческих и культурологических) заключается в их комплексном и системном использовании: с их помощью каждый текст, с которым ведется работа на уроках русского языка, подвергается системному взгляду на него как единицу языка, речи и культуры.

Также важно, что каждая выявленная особенность текста при интерпретации рассматривается через призму ее функций в тексте. Задания на обучение интерпретации текста трансформируются в зависимости от этапа обучения характеристике текста. Так, на базовом формирующем этапе9 используются лингвистические функциональные задания. По мере знакомства с элементами речеведения используются следующие речеведческие задания:

  • докажите, что перед вами текст;
  • охарактеризуйте средства связи между предложениями и стилистические особенности, свойственные данному тексту;
  • опишите особенности данного текста как определенного типа речи;
  • охарактеризуйте образные средства речи, использованные автором в данном тексте.

Культурологические задания на данном этапе могут предполагать опору на этимологию при толковании значения слова; работу со словами, имеющими национально-культурные коннотации значений. На базовом технологическом этапе названные виды применяются к конкретному тексту комплексно, обеспечивая постепенное формирование умений комплексного анализа текста. На продвинутом технологическом этапе используются комплексные задания.

Лингвистические задания направлены на обучение интерпретации текста как единицы языка. Они традиционны для уроков русского языка и, как правило, с их помощью при работе с текстом повторяют, закрепляют знания о языковом строе. Обычно, изучая уровневые особенности языка, его категории, учитель обращает внимание учащихся на текст как дидактический материал. В таком случае текст является языковым материалом и не воспринимается как авторское художественное произведение, т. к. в фокусе внимания находятся только изучаемые языковые категории. При обучении характеристике текста этот фокус смещается с определенной языковой категории (она по-прежнему изучается на данном уроке) на сам текст, который становится отправной точкой для разговора об этой категории. Поэтому важным моментом для обучения характеристике текста является функциональный аспект лингвистического задания: необходимо не только найти в данном тексте какие- либо языковые единицы, категории, но и определить их функции.

Примеры лингвистических заданий:

  • Выпишите из текста глаголы, определите их время и вид. Почему в тексте так много глаголов? Как использование глаголов настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида соотносится с содержанием текста?

Лингвистические задания при работе с текстом могут быть использованы и учителями, преподающими другие предметы. Зачастую при работе с учебным текстом на любом предмете важно обратить внимание учащихся на морфемный состав слова, особенности использованных в тексте частей речи, проанализировать грамматическую структуру предложений, наиболее важных для понимания или имеющих определенные трудности.

Речеведческие задания способствуют осмыслению текста как единицы речи и позволяют рассмотреть его речеведческие и содержательные характеристики, например, сформулировать тему и основную мысль текста, определить тип и стиль речи.

Примеры речеведческих заданий:

  1. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них. Какими языковыми средствами создается перспектива описания?
  2. Расскажите о текстообразующей роли глаголов в текстах-повествованиях и описаниях. Самостоятельно подберите примеры или материал упражнений.

Деление текста на части, озаглавливание его, пересказ по частям, сжатие информации - это формы работы с текстом, которые должны быть реализованы на уроках по всем учебным дисциплинам.

Культурологические задания позволяют выявить связь текста с культурой, воспринять его как единицу культуры. Чаще всего культурологическая работа с текстом ограничивается вниманием к лексике: рассмотрением ее этимологии, национально-культурных коннотаций значения.

Введение в обучение лингвокультурологической характеристики текста актуализирует такие виды работы с текстом, как концептный анализ текста, культурологическое комментирование текста, ассоциативный анализ, культурологический анализ изобразительно-выразительных средств текста и т. п. Задания такого типа отличаются метапредметностью. При культурологической работе с текстом могут использоваться и приемы работы с лексикой: опора на этимологию при толковании значения слова и работа со словами, имеющими национально-культурные коннотации.

Культурологическое комментирование текста подразумевает получение учащимися необходимых для адекватного понимания текста культурологических сведений о реалиях, описанных в нем. Культурологического комментирования в художественных текстах требуют прецедентные элементы, позволяющие автору в свернутом виде включать в свой текст дополнительные смыслы. Ассоциативный анализ текста на уроках русского языка используется в упрощенном виде и подразумевает выявление ассоциаций, которые вызывает данное художественное произведение, объяснение их причин. Культурологический анализ изобразительно-выразительных средств - это выявление культурных смыслов, заложенных в метафоре, олицетворении, эпитетах и т. п.

Пример культурологического задания:

  • «Какие изобразительно-выразительные средства, характерные для произведений народной словесности, используются в тексте?».

Процесс выполнения данного задания требует культурологического комментария к тексту, культурологического анализа изобразительно-выразительных средств. Из культурологических заданий учителями-несловесниками чаще всего используется культурологическое комментирование, т. к. оно помогает устанавливать взаимосвязи между школьными дисциплинами, включать изучаемый материал в единый культурный контекст.

Обучение пониманию текста через его оценку

Задания, направленные на обучение оценке текста, ориентированы на формирование умения выражать свое отношение к тексту на основе его интерпретации и глубокого понимания. Все виды оценивающих заданий имеют своей опорой лингвистические и речеведческие знания, полученные в ходе изучения языка и речи, а также базу фоновых знаний, необходимую для адекватного восприятия текста. Разрозненные оценивающие задания в каждом классе систематизируются алгоритмами10, которые содержат обязательные составляющие:

  • квалифицирующую (определить, квалифицировать языковую особенность текста);
  • функциональную (функция этой особенности в тексте);
  • характеризующую (выражение своего отношения к этой особенности).

Художественное произведение всегда производит сильное эмоциональное впечатление, поэтому при подготовке к сочинению важно это впечатление зафиксировать в сознании учащихся, научить их выражать свои чувства. С этой целью используются задания, обучающие эмоциональной характеристике текста.

Для уроков русского языка и литературы такие задания не новы, они помогают учащимся выразить эмоциональный отклик на прочитанный, услышанный текст. Чаще всего задается вопрос о том, понравился ли учащимся прочитанный текст. Реже звучит предложение аргументировать высказанную точку зрения.

Задания, направленные на обучение эмоциональной характеристике текста, должны помогать учащимся осмысливать и формулировать собственное впечатление от текста как от произведения искусства, обосновывать свое высказывание аргументами, полученными в ходе характеристики текста.

Примеры заданий, направленные на формирование умений давать тексту эмоциональную характеристику:

  1. Нравится ли вам это стихотворение (отрывок из произведения, миниатюра)?
  2. Какое впечатление оно (он, она) оставляет?
  3. Можете ли вы своими словами передать впечатление от созданной поэтом картины природы (описанной ситуации и др.)?
  4. Каково общее настроение произведения? Чем оно создается?
  5. Каков эмоциональный настрой стихотворения - минорный или мажорный? Как он отражен в поэтической речи?11

Эмоциональная характеристика текста может быть связана как с содержанием текста, так и с его языковой формой, о чем должны говорить учащиеся, обосновывая свое впечатление от текста.

При обучении характеристике языковых и речеведческих особенностей текста следует использовать языковую и речеведческую характеристику текста.

Языковые характеристики текста классифицируются в соответствии с изучаемыми разделами: фонетическая, морфемная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, при наличии определенных орфографических или пунктуационных особенностей - орфографическая и пунктуационная. Лексическая характеристика текста связана с семантизирующей деятельностью, умение ее проводить формирует основу для обучения учащихся концептному анализу текста (элементы которого можно использовать на базовом технологическом и продвинутом технологическом этапе). Речеведческая характеристика текста предполагает оценку текста как речевого произведения (см. речеведческие задания) с точки зрения его функционально-речевой принадлежности, содержащихся в нем изобразительно-выразительных средств.

Примеры заданий, способствующих обучению языковой и речеведческой характеристикам текста:

  1. Охарактеризуйте особенности звуковой организации поэтического текста. Что такое звуковая гармония? Как она достигается?
  2. Охарактеризуйте синтаксические особенности каждого из цитируемых в тексте отрывков из произведений А.С. Пушкина.
  3. Подготовьте характеристику изобразительно-выразительных средств, использованных автором. Найдите лексику, характерную для художественного текста12.

Комплекс заданий, позволяющих выразить отношение к тексту как единице культуры, - культурологическая характеристика текста. Главной задачей является выявление заложенных в тексте культурных смыслов и выражение отношения к ним.

Примеры заданий, способствующих обучению культурологической характеристики текста:

  1. Опишите ассоциации, которые вызывало у вас данное художественное произведение.
  2. Найдите в тексте слова с национально-культурной коннотацией и поясните, какую функцию они выполняют в данном тексте.
  3. Определите, какие образы текста являются ключевыми? Проведите анализ этих слов как концептов. Какие смыслы текста помог выявить концептный анализ текста? Обобщите глубинные смыслы данного текста.
  4. Выразите собственное отношение к данному тексту как произведению культуры.

Задания, направленные на обучение характеристике авторской позиции, способствуют последовательному обучению учащихся умению вычленять способы выражения авторской позиции в тексте и выражать свое отношение к ней.

Примеры заданий, способствующих обучению характеристике авторской позиции:

  1. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
  2. Какие языковые средства используются поэтом для выражения отношения к Москве?
  3. Какие языковые средства в высказывании В.А. Жуковского помогают выразить чувство восхищения? Какие слова содержат высокую оценку?
  4. Найдите в тексте опорные оценочные слова, являющиеся одним из средств описания природы. К каким частям речи они относятся?
  5. С помощью каких языковых средств (лексических, фонетических, грамматических) автор создает настроение, выражает отношение, оценку?
  6. Выразите письменно свое отношение к позиции автора. Обоснуйте свое согласие (или несогласие) с автором (возможны ссылки на разные источники, цитаты)13.

Для выражения отношения к ценностным установкам в тексте используются задания, направленные на обучение давать тексту ценностные характеристики. Задания этого вида связаны с языковыми характеристиками и базируются на них. Обобщить характеристики текста, соответствующие разным языковым уровням и реализующие результаты речеведческого, культурологического анализа текста и авторской позиции, позволяют уроки повторения, обобщения пройденного материала или развития речи, где можно использовать комплексные характеристики текста, содержание и структура которых в большей мере обусловлены особенностями текста. Проведение ценностной характеристики текста возможно после глубокого комплексного анализа текста, позволяющего выявить его глубинные смыслы и эстетическую ценность.

Примеры заданий, способствующих созданию ценностной характеристики текста и связанных с эстетическим восприятием текста:

  1. Определите тип сказуемых. Объясните, какова эстетическая функция простых предложений в данном тексте.
  2. Укажите средства художественной изобразительности. Поясните, как с их помощью реализуется эстетическая функция языка14.

Лингвокультурологическая характеристика текста - комплексный вид характеристики, позволяющий увидеть текст как целостную единицу языка, речи и культуры. Обучение этому виду характеристики текста подразумевает поэтапное введение в образовательный процесс всех описанных выше заданий. На базовом формирующем этапе учащиеся обучаются таким видам характеристики текста, как эмоциональная, языковая (фонетическая, лексическая, морфологическая), речеведческая.

На базовом технологическом этапе у учащихся закрепляется умение использовать все уже известные виды характеристики текста. В процессе дальнейшего изучения строя языка они обучаются давать тексту морфологическую и синтаксическую характеристики, знакомятся с такими видами характеристик текста, как ценностная и характеристика авторской позиции. Учащиеся обучаются комплексной форме характеристики текста - неполной лингвокультурологической, объем и инструментарий которой определяются задачами каждого конкретного урока и особенностями текста. На продвинутом технологическом этапе основное внимание уделяется формированию умения давать тексту развернутую лингвокультурологическую характеристику.

Обобщая приведенную типологию заданий, направленную на формирование у обучающихся умений понимать, интерпретировать и оценивать текст, отметим основные направления работы с учителями по подготовке учащихся к сочинению. Приведенная типология заданий ориентирована на обучение характеристике текста как жанру сочинения. В контексте реализации ФГОС целью заместителя директора по УВР является направление всех учителей-предметников по пути обучения учащихся пониманию, интерпретации и оценке текста как необходимых умений при написании сочинения для последующего допуска обучающегося к единому государственному экзамену.

Отметим основные направления работы заместителя директора по УВР с учителями по подготовке учащихся к сочинению. Заместитель директора по УВР может отслеживать, включаются ли задания, ориентированные на обучение пониманию и интерпретации текста в образовательный процесс на предметном и метапредметном уровне (т. е. не только учителями русского языка и литературы, но и учителями, преподающими другие предметы), и если включаются, то насколько системно. Что касается учителей русского языка и литературы, то заместитель директора по УВР может контролировать:

  • использование всей описанной выше системы заданий, которые учитель реализует при обучении пониманию, интерпретации и оценке текста;
  • мониторинг учителем сформированных у обучающихся умений посредством проведения и проверки сочинений в жанре характеристики текста;
  • системность проведения сочинений в жанре характеристики текста в образовательном процессе.

Для осуществления заместителем директора по УВР контроля работы учителей по формированию умений учащихся писать сочинение (понимать, интерпретировать и оценивать текст) могут быть использованы следующие формы технологических карт, применимых для тех уроков, на которых ведется работа с текстом: для учителей-несловесников и для словесников (табл. 1, 2). Заместитель директора (при посещении урока) и учитель (при подготовке к уроку) определяет, на формирование каких умений учащихся будет направлена педагогическая деятельность (первая пустая горизонтальная графа в табл. 1) и какие виды заданий он будет использовать для этого (нижняя свободная горизонтальная графа в табл. 1). Такие технологические карты не требуют много времени для заполнения, легко распечатываются и позволяют заместителю директора получить достаточно полную картину о направленности деятельности всех учителей-предметников в ОО по формированию следующих умений учащихся:

  1. Умения, свойственные для семантизирующего типа понимания текста:
    • видеть необычное слово или словосочетание;
    • истолковать правильно необычное слово или словосочетание;
    • ориентироваться в информационном пространстве текста;
    • отвечать на предметные вопросы по тексту;
    • понимать тему текста на предметном уровне.
  2. Умения, свойственные для когнитивного типа понимания текста:
    • выделять ключевые слова текста;
    • понимать и определять смысл концептуальных для данного текста понятий;
    • понимать обобщенно-смысловой уровень темы;
    • устанавливать взаимосвязь плана содержания и плана выражения.
  3. Умения, свойственные для распредмечивающего типа понимания текста:
    • осознавать заголовок художественного произведения на обобщенносмысловом уровне;
    • видеть вариативность смысла названия художественного произведения;
    • формулировать для художественного произведения собственный заголовок на обобщенно-смысловом уровне;
    • видеть вариативность ответов на смысловые вопросы по тексту;
    • формулировать вариативные ответы на вопросы о личности автора.
  4. Умения интерпретировать текст:
    • анализировать текст с целью интерпретации его смыслов;
    • выражать собственными словами предметный и (или) обобщенный, философский смысл миниатюры;
    • откликаться на философское настроение, выраженное автором;
    • выражать свои мысли в связном тексте;
    • анализировать способы выражения авторской индивидуальности;
    • выражать собственное настроение после прочтения текста (эмоциональный отклик);
    • описывать собственные ассоциации, возникшие при чтении текста;
    • видеть и отражать в своем высказывании эстетический план текста (если речь идет о художественном произведении).
  5. Умения оценивать текст:
    • выбирать аспект характеристики текста самостоятельно;
    • осуществлять отбор фактов, на которые опирается характеристика текста;
    • формулировать эмоциональную характеристику текста;
    • писать неполную и (или) полную языковую характеристику текста;
    • готовить речеведческую характеристику;
    • писать культурологическую характеристику текста;
    • формулировать характеристику авторской позиции;
    • определять ценностную характеристику текста;
    • писать неполную и (или) полную лингвокультурологическую характеристику текста.

Обучение пониманию текста, интерпретирования и оценки

Обучение пониманию текста, интерпретирования и оценки

____________________________

1Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13-26. – Примеч. авт.

2Богин Г.И. Типология понимания текста / Г.И. Богин. Калинин: КГУ, 1986. 86 с. – Примеч. авт.

3Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М.: КомКнига, 2007. 144 с. – Примеч. авт.

4Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13–26. – Примеч. авт.

5Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13–26. – Примеч. авт.

6Богин Г.И. Типология понимания текста / Г.И. Богин. Калинин: КГУ, 1986. 86 с. – Примеч. авт.

7Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13-26. – Примеч. авт.

8Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011. Ч. 1, 255 с.; Ч. 2, 189 с. – Примеч. авт.

9Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 20. – Примеч. авт.

10Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13–26. – Примеч. авт.

11Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011. Ч. 1, 255 с.; Ч. 2, 189 с.– Примеч. авт.

12Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011. Ч. 1, 255 с.; Ч. 2, 189 с. –– Примеч. авт.

13Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011. Ч. 1,255 с.; Ч. 2, 189 с. – Примеч. авт.

14Там же. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль