Развивающая деятельность учителя и реализация психологического подхода

522

Профстандарт педагога: развивающая деятельность учителя

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» 01.01.2015 вводится профессиональный стандарт педагога (далее - Профстандарт педагога). С этого времени он применяется работодателями в управлении персоналом образовательной организации (далее - ОО), при обучении и аттестации педагогов, заключении с ними трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Основная цель профессиональной деятельности педагога - оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам (далее - ООП) в рамках деятельности ОО. Поэтому в Профстандарт педагога включены следующие виды обобщенных трудовых функций:

  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП.

В структуре обобщенной трудовой функции, связанной с проектированием и реализацией образовательного процесса, в ОО выделяют следующие трудовые функции:

  • обучающая деятельность (общепедагогическая функция);
  • воспитательная деятельность;
  • развивающая деятельность.

Развивающая деятельность учителя, в структуре обобщенной трудовой функции по проектированию и реализации ООП, занимает особое место наряду с трудовыми функциями по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования и таких модулей, как : «Предметное обучение. Математика», «Предметное обучение. Русский язык». Содержание каждой трудовой функции представлено в тексте Профстандарта педагога как единство следующих составляющих: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики, в том числе и развивающая деятельность учителя.

Трудовая функция «Развивающая деятельность учителя» направлена на индивидуализацию образовательного процесса, применение психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы с обучающимися, интеграцию работы учителя и педагога-психолога по реализации индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся и т. д. Именно поэтому в трудовую функцию (среди перечня необходимых умений) включен такой пункт, как использование учителем в практике своей работы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего.

Проведем анализ последовательных действий учителя, которые необходимы для осмысления, формулировки и реализации психологического подхода в обучении (например, культурно-исторический подход в образовании, интегрированный в языковое образование). Психологические подходы в образовании в своей деятельности требуют от учителя обладания определенным уровнем развития исследовательских умений:

  • выявлять теоретическую основу психологического подхода;
  • создавать модель реализации подхода в преподавании предметной области и отдельного предмета (или использовать готовую модель, например, культурно-исторический подход в образовании);
  • определять содержание образовательных результатов (компетенций) обучающихся;
  • разрабатывать задания (программу модульного курса, учебно-методические пакеты и т. п.), содержание которых соответствует основным положениям внедряемого подхода, компонентам созданной педагогом модели и представленным в ее структуре образовательным результатам.

Итак, для дальнейшего психологические подходы в образовании могут быть использованы учителем, если тот сможет логически обосновать (например, при подготовке педагогического опыта) возможность и необходимость его внедрения в преподавание предмета и выявить педагогические условия, необходимые для его реализации.

Требование Профстандарта педагога, направленное на реализацию психологических подходов в деятельности учителя, не противоречит другим трудовым функциям педагога, связанным с реализацией федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС). Учитель разрабатывает рабочую программу по предмету на основе ООП, обеспечивает ее выполнение, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в т. ч. по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС. Но кроме знания ФГОС, ООП и рабочей программы по предмету требования Профстандарта педагога предписывают знать современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (необходимые знания; трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»). Таким образом, знания учителя не сводятся автоматически только к знанию ФГОС. В своей деятельности он может реализовать как системно-деятельностный подход (основной в соответствии с требованиями ФГОС), так и компетентностный, культурно-исторический подход в образовании и развивающий. Развивающая деятельность учителя не ограничивает его в выборе технологий в рамках различных подходов, возможности применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также на современные информационные технологии и методики обучения (необходимые умения; трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования»).

Психологические подходы в образовании: обоснование использования 

Психологические подходы в образовании - совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо или в воздействии на кого-либо, что-либо1.

Обоснование использования психологического подхода в образовании связано с определением основной теории, которая является для него базовой. Поскольку психологические подходы в образовании предлагают иллюстрирование, например, культурно-исторический подход в образовании, то обратимся к основным положениям культурно-исторической теории развития личности (Л.С. Выготский и его последователи).

Основные положения культурно-исторической теории развития личности становятся первым блоком схемы «Теоретические основы культурно-исторического подхода в языковом образовании» (рис. 1). Изучение культурно-исторической теории развития личности приводит к определению личности с позиций многомерности: любой ребенок развивается как носитель социальных ролей и субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого осуществляет преобразование природы, общества и самого себя.

Развивающая деятельность учителя и его личности тождественна культурному развитию, существование личности - это культурное существование2. Поэтому одним из основных результатов обучения является вхождение обучающегося в определенное культурное пространство. Присвоение обучающимся социокультурного опыта - это особый способ развития не только психики человека, но и объективно-исторический способ развития культуры, т. к. ребенок, осваивая определенный опыт в процессе взросления, изменяет культурное пространство3. Основной фактор подобного изменения - творческая активность человека4.

Положения культурно-исторического подхода, которые проектируются на основании вывода о многомерности личности, следующие:

  • обучение - это процесс культурного творчества;
  • учащемуся в процессе обучения необходимо перейти от режима усвоения культурных образцов к режиму овладения ими.

Вторым блоком схемы (рис. 1) является классификация исторически обусловленных реальностей существования человека и основных характеристик реальностей культуры, с которой он взаимодействует.

Центральным моментом культурного развития личности становится формирование мировоззрения и картины мира. Под влиянием социальных воздействий формируются культурные психические процессы - высшие психические функции (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, воля, чувства и т. п.). Основное отличие их формирования - знаковая опосредованность - изменение природы и структуры психического процесса через знак как компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением.

Культура концентрируется в знаково-символической форме как коллективное и исторически обусловленное явление. Развивающая деятельность учителя для понимания закономерностей развития человека следует определить пространство человеческой культуры: реальность предметного мира; образно-знаковых систем; социального пространства; природная реальность. Например, реальность предметного мира - это предметы и отношение к ним. На развитие культуры влияет новое поколение вещей, замещающее природные функции организма (электронная записная книжка - память) и создающее иные условия жизни (сеть Интернет - преодоление пространства).

Особое место отводится знаково-символическим системам. Любой знак, особенно языковой, имеет личностный смысл для человека, т. к. представляет собой и орудие общения, и средство познания. Поэтому еще одно положение культурно-исторического подхода в образовании в языковом образовании является необходимость помочь обучающемуся осознать себя носителем определенной культуры и осознать пространство (в т. ч. знаково-символическое) национальной культуры на современном этапе существования.

Определение «культурно-исторический подход в образовании» состоит из двух компонентов: включает процесс культурной идентификации обучающегося и определяет взаимодействие с исторически обусловленными реальностями культуры. Современный тип культуры отличается от всех предыдущих типов колоссальным усилением роли информационного обмена в социокультурных процессах и определяется как информационный. Поэтому главными для обучающегося становится способность работать с информацией на русском языке как родном и неродном, на иностранных языках, на языке учебного предмета и применять информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) для трансляции этой информации.

Третьим блоком схемы «Теоретические основы культурно-исторического подхода в языковом образовании» (рис. 1) является концепция культурно-исторического типа школы и основные характеристики деятельности в процессе усвоения культуры6, на которых строится развивающая деятельность учителя. В современном социуме человеку необходимо «находить себя» одновременно в различных видах деятельности: он функционирует в условиях разных социальных отношений и включается в разные (или противоположные) виды деятельности. Эффективность подобного многомерного функционирования будет зависеть от того, в какой мере человек способен не к одному конкретному виду деятельности, а к различным; понимает принципы жизнедеятельности разных социальных общностей и может (исходя из этого понимания) координировать типы своей деятельности и поведение одновременно в различных социальных общностях. Культурно-исторический подход дает возможность педагогу организовать процесс интеграции обучающегося в культуру, в рамках которой протекает его жизнедеятельность, для дальнейшего свободного, самостоятельного и ответственного выбора своего места в жизни. Именно это и позволяет учащемуся находить себя в различных видах деятельности, функционировать в условиях разных социальных отношений.

В рамках культурно-исторического подхода целесообразно рассматривать вопросы языкового образования, т. к. присвоение культуры возможно в процессе освоения языка, а оценка личности и деятельности личности с позиций многомерности возможна тогда, когда данная личность интегрирована в культуру. Поэтому основными понятиями, через которые определена сущность культурно-исторического подхода, становятся «Личность», «Культура» и «Язык» (как деятельность) (рис. 1).

Развивающая деятельность учителя и реализация психологического подхода

Рис. 1. Теоретические основы культурно-исторического подхода в языковом образовании

Психологические подходы в образовании: модель реализации (на примере культурно-исторического предмета)

Чтобы реализовать культурно-исторический подход в языковом образовании, развивающая деятельность учителя требует от него разработки модели культурно-исторического подхода в языковом образовании и простроения системы определенных ориентиров.

«Ориентир» определяется как избранная цель в жизни, поведении.

«Модель» чаще всего определяется как образ, аналог (изображение, схема) какого-либо процесса, объекта, явления7.

Предлагаемая модель включает (кроме трех основных блоков) три компонента: целевой, содержательный и организационный (рис. 2). Модель культурно-исторического подхода в языковом образовании - это путь взаимодействия педагога и учащегося, поэтому в ее структуре представлены следующие цели подобного взаимодействия:

  • многомерное развитие личности учащегося в процессе интеграции в культуру;
  • осознание самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте;
  • развитие умения работать с функционирующими в данной культуре техническими и семиотическими артефактами, т. е. работать с информацией (на русском как родном, как неродном языке, на иностранных языках и языке учебного предмета).

В содержательный компонент модели включены три блока: «Личность», «Культура» и «Язык (как деятельность)». «Личность» понимается как постоянное самоопределение человека в реальном мире, регулирующее познавательные процессы, поступки, переживания и др.; «Культура» – это указатель оптимального способа действий в мире и границ, влияющих на выбор этого

оптимального способа; «Язык» рассматривается как система значений, отражающая качества и свойства реального мира, средство диалога между миром и личностью8. В качестве такого средства диалога выступает информационная деятельность, обслуживающая другие виды деятельности9.

С блоком «Личность» связан аксиологический (ценностный) компонент:

  • осознание учащимся себя носителем информационного типа культуры с базовым национальным компонентом;
  • смысловое отношение к культуре, осознание самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте.

С блоком «Культура» связан информационно-целевой компонент:

  • представление о доминирующем типе и реальностях культуры;
  • знаниях, формирующих языковую картину мира;
  • знаниях и умениях, обеспечивающих коммуникацию с представителями других культур.

С блоком «Язык» объединен коммуникативно-деятельностный компонент, который ориентирован:

  • на многомерное развитие деятельности, поиск информации для решения задачи;
  • способность работать с информацией (на русском как родном, как неродном языке, иностранных языках, языке учебного предмета);
  • развитие речевой деятельности в других видах деятельности (интеграция с учебной, игровой, познавательной).

Организационный компонент включает условия, обеспечивающие осуществление деятельности по сбору, обработке информации, ее представления с помощью различных элементов образно-знаковых систем и средств ИКТ, т. е. информационно-коммуникативную среду. Средством реализации модели выступает модульный курс10, а способом реализации - медиаобразовательный проект.

Психологические подходы в образовании - это формулирование основных положений и последующая разработка модели его реализации - сложная и трудоемкая деятельность для учителя (как и внедрение уже готовой модели и достижение образовательных результатов, которые проектировались в ее структуре). Поэтому возможны некоторые варианты определения образовательных результатов в структуре модели. Компонент модели, который поясняет, какой результат получат после реализации модели учитель, обязателен. Название и содержание образовательных результатов (или компетенций) учитель может выбрать так, как считает необходимым. Самый простой вариант - определение образовательных результатов внедрения культурно-исторического подхода в языковое образование в соответствии с требованиями ФГОС на примере основного общего образования (табл. 1).

Таблица 1

Культурно-исторический подход в образовании в языковом образовании в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: результаты внедрения

Образовательный результат в соответствии с ФГОС основного общего образования

Компонент модели реализации культурно-исторического подхода в языковом образовании

1

2

Личностные результаты освоения ООП

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

1-й блок «Личность». Аксиологический компонент

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и всего мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Метапредметные результаты освоения ООП

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение. Развивающая деятельность учителя, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность.

Владение устной и письменной, монологической контекстной речью

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

1-й блок «Личность». Аксиологический компонент.

3-й блок «Язык». Коммуникативнодеятельностный компонент

Предметные результаты освоения ООП. Русский язык

Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и (или) родного языков

1-й блок «Личность». Аксиологический компонент

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию - развивающая деятельность учителя.

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность

1-й блок «Личность». Аксиологический компонент

Предметные результаты освоения ООП. Иностранный язык. Второй иностранный язык

Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; обогащение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.

Достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в т. ч. на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго (третьего) иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Другой вариант определения результатов внедрения модели культурно-исторического подхода в языковом образовании связан с анализом существующих требований федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС) и требований ФГОС к образовательным результатам, а также основных положений компетентностного подхода и классификаций различных компетенций. Например, культурно-исторический подход в образовании целью реализации может использовать формирование у обучающихся информационно-коммуникативной компетенции как показателя владения учащимися основами информационной культуры (на примере 5-9-х классов):

  • культуры устной и письменной речи;
  • навыками использования различных образно-знаковых систем (языковых и неязыковых) в различных сферах и ситуациях общения, в т. ч. для получения, переработки и трансляции информации о национально-культурных особенностях своей страны (других стран при изучении иностранных языков).

В структуру информационно-коммуникативной деятельности могут быть включены три компонента: социокультурный, информационный и коммуникативный. Социокультурный компонент соответствует аксиологическому компоненту модели реализации культурно-исторического подхода в языковом образовании, информационный - информационно-целевому, коммуникативный - коммуникативно-деятельностному (рис. 2). Уровни сформированности компонентов информационно-коммуникативной компетенции учащихся 5-9-х классов отражены в табл. 2.

Таким образом, оценивая возможности реализации психологического подхода в образовании и практике работы учителя как требования Профстандарта педагога и профессионального стандарта педагога-психолога в 2016 году, предлагаем один из способов его реализации непосредственно в обучении на примере внедрения культурно-исторического подхода в языковое образование.

Развивающая деятельность учителя и реализация психологического подхода

Рис. 2. Модель культурно-исторического подхода в языковом образовании

Таблица 2

Компоненты и показатели информационно-коммуникативной компетенции учащихся 5-9-х классов

Компонент

Показатели компетенции учащихся

1

2

Начальный уровень (выпускник начальных классов)

Коммуникативный

У учащегося развиты навыки диалогической речи (выстраивает диалоги по заданной тематике, не допускает повтора слов в диалоге, не использует однословные предложения) и монологической речи (делит текст на части, раскрывает все микротемы, выстраивает логические связи, использует грамотно построенные сложные предложения).

Учащийся владеет такими видами речевой деятельности, как:

  • слушание (осознает цели и ситуацию устного общения, понимает на слух информацию, содержащуюся в тексте, может определить основную мысль текста и передать содержание текста по вопросам);
  • говорение (выбирает языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, практически владеет монологической и диалогической формой устной речи, строит высказывание в соответствии с учебной задачей, т. е. описание, повествование, рассуждение, умеет начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание);
  • чтение (понимает прочитанный текст, владеет методом выборочного чтения с целью нахождения учебного материала, формулирует выводы, анализирует структуру текста);
  • письмо (владеет письменным изложением содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное), создает собственные тексты по интересной для него тематике)

Социокультурный

Учащийся может:

  • определить сферу своих интересов в области истории и культуры; назвать отдельные исторические эпохи и открытия, играющие роль для развития культуры, сделанные в это время;
  • описать несколькими фразами или словосочетаниями вклад культуры своей родной страны в развитие мировой культуры, определить главные факты истории своей страны (например, героические победы в истории Великой Отечественной войны);
  • определить, что значит быть гражданином России, рассказать историю государственных символов, дать их описание;
  • изложить информацию о культурных достопримечательностях своей страны;
  • определить сферу интересов в области культуры других стран

Информационный

Учащийся с целью представления информации, полученной во время обучения различным предметам, осуществляет:

  • поиск информации по ключевым словам, в т. ч. с использованием компьютера;
  • сохранение информации на компьютере;
  • работу с простыми информационными объектами, такими как текст, таблица, рисунок (преобразование, сохранение или удаление)

Основной уровень (выпускник 8-9-х классов)

Коммуникативный

У учащегося отмечается развитие умения речевого общения (знает разновидности речевого общения, сферы речевого общения, ситуации, условия, прогнозирует успешность речевого общения) и развитие следующих видов речевой деятельности:

  • чтение (овладение разными видами чтения, приемами работы с информационными источниками);
  • аудирование (понимание коммуникативных целей говорящего, восприятие на слух информации разных по стилю текстов, установление смысловых частей текста);
  • говорение (продуцирование устных монологических высказываний на различные темы, участие в диалогах различных видов);
  • письмо (адекватная передача прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости, создание собственных письменных текстов на актуальные темы).

Отмечается развитие умения создавать текст разных типов речи и стилей (смысловая и композиционная цельность, анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения; способность информационной переработки текста, создание плана, конспекта, аннотации, выбор схем и таблиц, отражающих основное содержание текста)

Социокультурный

Учащийся:

  • четко определяет свою сферу интересов в изучении культуры и истории России и других стран;
  • составляет текст о культурном вкладе своей страны в развитие мировой культуры (определяет стиль или направление в искусстве, называет имена основных представителей этого стиля или направления и произведения, созданные в рамках этого направления), о роли другой страны в развитии направлений культуры;
  • анализирует информацию о каком-либо историческом событии, знает имена исторических лиц, оказавших влияние на развитие культуры России, определяет вклад названных деятелей в развитие культуры и истории государства;
  • знает государственные символы РФ, их историю;
  • составляет текст о достопримечательностях своей страны, других стран, о культурных особенностях и традициях региона (города)

Информационный

Учащийся систематически использует ИКТ в обучении, представляет учебный материал с помощью различных знаковых систем:

  • создает текст посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, работает с фрагментами текста (страница, абзац, ссылка, заголовок, оглавление);
  • планирует работу над текстом в электронном виде; работает с деловой перепиской, учебной публикацией (доклад, реферат);
  • представляет результаты изучения определенного раздела или темы учебной программы в виде публикации, презентации, сайта (по выбору)

Развивающая деятельность учитлея предполагает, что он четко должен понимать, какие теоретические основы имеет культурно-исторический подход в образовании, основные характеристики развития личности (многомерность, обладание множеством социальных ролей, выбор жизненного пути, преобразование природы, общества и себя и др.), характеристики реальностей культуры (предметный мир, образно-знаковые системы, природная реальность, социальное пространство), основные характеристики развития деятельности (многомерность, нахождение себя в различных видах деятельности, функционирование в условиях разных социальных отношений). Опираясь на основные положения психологического подхода, учитель может проектировать модель его реализации в преподавании предмета и образовательные результаты (или воспользоваться готовой моделью).

_____________________

1Большой толковый словарь рус. яз. / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2009. - Примеч. авт.

2Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 2. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002. С. 160-164. - Примеч. авт.

3Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 2. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002. С. 345-385. - Примеч. авт.

4Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 2. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002. С. 95–128. – Примеч. авт.

5Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2о0б. - Примеч. авт.

6Рубцов В.В.Основы социально-генетической психологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - Примеч. авт.

7Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова в 4 т. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1940. – Примеч. авт.

8Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – Примеч. авт.

9Горлова Н.А. Педагогика личности. М.: МГПУ, 2004. – Примеч. авт.

10О возможном применении модульного курса подробнее см.: Горлова Н.А., Медведева Ю.В. Социокультурные медиаобразовательные проекты на уроках русского языка // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 2. С. 58; Медведева Ю.В. Культурно-исторический подход в языковом образовании учащихся // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 4. С. 136. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль