Зачем троечникам участвовать в олимпиаде, или кому по силам решение олимпиадных заданий?

165

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ), в т. ч. по математике, изначально была задумана как способ, стимулирующий обучающихся к углубленным занятиям и проявлению творческого мышления. Именно школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников помогают выявить тех учащихся, которые могут заниматься предметом углубленно. Существует довольно тонкая связь между успешными результатами обучающегося во время решения олимпиадных заданий и теми результатами, которых он добивается ежедневно на уроках по предмету. Часто учащийся, имеющий отметку «удовлетворительно», может быть вполне успешен.

Первые этапы Всероссийской олимпиады школьников

Цель проведения любой олимпиады (не только ВсОШ) - предоставить учащемуся возможность открыть для себя предмет. Иногда это второй шанс. Разумеется, возникает вопрос о том, почему это «открытие предмета» не произошло раньше. Причины разные: у обучающегося не сложился контакт с учителем, из-за болезни была пропущена какая-то часть материала, а позже не было возможности освоить другие темы по предмету и т. д. На олимпиадах иногда бывают задания, при выполнении которых не требуется специальных или особенно углубленных предметных знаний. Самым главным при выполнении подобных заданий является умение нестандартно подойти к решению, т. е. оригинально мыслить. Поэтому ученик, получающий, например, на уроках математики тройки и четверки, иногда выступает успешнее обучающегося, который всегда получает пятерки. Ведь бывает так, что отличник может изучать предмет достаточно формально. Он выполняет все предложенные учителем задания, что, разумеется, очень хорошо, но у него нет творческого восприятия учебного материала. А изучение предмета для «повседневного применения» и его творческое освоение - это принципиальное различие, лежащее в основе успеха или поражения обучающегося, принимающего участие в различных турах каких-либо олимпиад.

Соотношение образовательных результатов учащихся и результатов участия в олимпиадах не является прямо пропорциональным. Как показывает статистика результатов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), победители олимпиад часто не достигают результата 100 баллов. Учащиеся - члены сборной команды России на Международной математической олимпиаде в 2014 г. (т. е. наиболее сильные в изучении математики) не набрали 100 балов на ЕГЭ по данному предмету. Каждый из них потерял несколько баллов, а интервал результатов составил 95-98 баллов. При этом сборная России вошла в пятерку стран c сильнейшим уровнем математической подготовки обучающихся и в общекомандном зачете заняла IV место (в Международной математической олимпиаде в 2014 г. участвовало более 100 стран). Такое несоответствие результатов возникает по той причине, что оценивание на уроках математики и в рамках математической олимпиады достаточно разное. На ЕГЭ необходимо безошибочно решить много достаточно типовых заданий, а на олимпиадах - меньше заданий, но более творческих.

Этапы Всероссийской олимпиады школьников: процедура оценивания

Заместителю директора, учителю, ученику и его родителям (законным представителям) необходимо знать процедуру оценивания результатов обучающегося на уроках математики и результатов выполнения заданий в рамках проведения олимпиады, а также понимать разницу между ними. Учителю при выполнии плана подготовки учащихся к олимпиадам обязательно оценивать работу в соответствии с требованиями организаторов данной олимпиады и объяснять учащемуся то, каким образом оценивается выполнение заданий. Например, согласно «Методическим рекомендациям по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике в 2014/2015 учебном году», утвержденным на заседании Центральной предметно-методической комиссии ВсОШ по математике (протокол № 2 от 03.06.2014), необходимо использовать 7-балльную шкалу оценивания. Именно 7-балльная шкала зарекомендовала себя наилучшим образом на математических олимпиадах и на всех соревнованиях от начального уровня до международного. Каждая задача оценивается целым числом баллов от 0 до 7. Итог подводится по сумме баллов, набранных участником. Основные принципы оценивания приведены в таблице.

7-балльная шкала оценивания результатов. Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

7

Полное верное решение олимпиадных заданий

6-7

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение

5-6

Решение в целом верное. Однако оно содержит ряд ошибок либо не рассмотрены отдельные случаи, но решение может стать правильным после небольших исправлений или дополнений

4

Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев

2-3

Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи

1

Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении)

0

Решение олимпиадных заданий неверное, продвижения отсутствуют. Решение отсутствует

Любое правильное решение олимпиадных заданий оценивается в 7 баллов. Не допускается снятие баллов, если решение обучающегося:

  • слишком длинное;
  • отличается от приведенного в методических рекомендациях по проведению школьного и муниципального этапов ВсОШ;
  • не соответствует другим решениям, известным жюри.

При проверке работ члены жюри вникают в логику рассуждений участника олимпиады, оценивают степень их правильности и полноты. Также можно отметить несколько иное, чем на уроках математики или при заполнении бланков ЕГЭ, отношение к исправлениям в работе обучающегося. Олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в ней (например, зачеркивание ранее написанного текста) не являются основанием для снятия баллов. Также не допускается снятие баллов в работе за неаккуратность записи решений при ее выполнении. Более того, на олимпиадах, как правило, «прощаются» описки, небольшие погрешности оформления, не влияющие на ход решения.

Конечно, проверяется, как участник решил задание. Но если при выполнении контрольной работы на уроке математики учащемуся, допустившему арифметическую ошибку и получившему неправильный ответ, снижают отметку, то на олимпиаде ценится новая идея решения задачи, оригинальный подход. Если обучающийся придумал ключевую идею, то только за это он может получить достаточно большое количество баллов. 7-балльная шкала, по которой оценивается каждая олимпиадная задача, может быть соотнесена со шкалой качественного оценивания, которая принята на олимпиадах в г. Москве:

  • «+» - задача решена;
  • «+,-» - решение задачи в целом верное, но имеются недочеты, в т. ч. арифметические ошибки;
  • «-,+» - имеется идея решения, но решения нет;
  • «-» - решение олимпиадных заданий неверное, нет идеи решения, нет решения.

Следует подчеркнуть, что на олимпиаде не оцениваются образовательные

результаты учащегося по математике, а оценивается каждая задача отдельно. Шкала качественного оценивания отличается от традиционного 5-балльного оценивания и может быть трансформирована учителем в 7-балльную шкалу.

Разные шкалы оценивания контрольной работы по математике и олимпиадных задач - это совершенно нормальное явление, т. к. на олимпиаде учащийся проявляет творческий потенциал, творческие умения, даже если они не доведены до своего совершенства, а на уроке особых творческих подходов к решению задач от него может не потребоваться. На контрольной работе у учащихся проверяется освоение предметного материала и умение без ошибок сделать те действия, которым его научили. Именно поэтому учащийся, который не завершил решение задачи, в результате проверки контрольной работы получит отметку «два», а участник олимпиады, который придумал оригинальные идеи решения, но не завершил процесс решения, может стать победителем. Этот момент поддержки учащегося и признания оригинальности его идей часто становится решающим. После олимпиады такой ученик начинает понимать, зачем ему дальше развивать технические навыки, учиться доводить до конца начатое решение задачи, не ограничиваясь только оригинальностью идеи, стремиться уменьшать количество арифметических ошибок. Разумеется, региональный, а тем более всероссийский этап такой участник не сможет выиграть, потому что на финальных этапах достаточное количество обучающихся, которые могут не только придумать оригинальную идею, но и завершить решение олимпиадных заданий. Но, получив поддержку, пройдя первые (школьные) этапы Всероссийской олимпиады школьников, яркий и творческий учащийся начнет лучше готовиться к предстоящим этапам олимпиады или к участию в олимпиаде в следующем году, лучше заниматься на уроках.

Хотелось бы отметить, что отличия в подходах к оцениванию олимпиадных работ (а также на ЕГЭ и в рамках проведения текущего контроля) требуют в обязательном порядке проводить обучение педагогов, привлекаемых к проверке выполнения олимпиадных заданий. Это могут быть специализированные модули на курсах повышения квалификации, специальные семинары.

Решение олимпиадных заданий: сложности и особенности 

Главная проблема организации школьных этапов Всероссийской олимпиады школьников  заключается в том, что существует тенденция устанавливать жесткие связи между отметками учащегося и участием в олимпиаде. В частности, администрация образовательных организаций (далее - ОО) г. Москвы старается избегать тенденции, когда вместо проведения школьного этапа члены педагогического коллектива пишут протокол, в котором в качестве победителей фигурируют учащиеся, обучающиеся на «отлично» по математике. В г. Москве подобную практику в целом удалось искоренить, но это потребовало существенных организационных усилий и нескольких лет работы.

Именно школьному этапу необходимо уделять самое пристальное внимание. Важно избегать формального подхода и практики выдачи олимпиадных заданий отличникам для решения дома. Это противоречит главному принципу олимпиады - дать возможность каждому «открыть себя» в предмете. Учащийся может увлекаться другим предметом, не обращая внимания на математику, но, посмотрев на задания школьного этапа, он вдруг поймет, что был не совсем прав. Главная функция любой ОО в том, чтобы дать обучающемуся посмотреть на себя с разных сторон, познакомиться со всеми предметными областями, чтобы он в выпускном классе уже выбрал ту образовательную траекторию и тот вуз, которые ему действительно необходимы. И олимпиады - это первый шаг в профориентации. Этапы Всероссийской олимпиады школьников, которые проводит система образования в каждой ОО и для каждого обучающегося (в отличие от олимпиад, которые организуют вузы) имеют особое значение: непроведение в какой-то ОО школьного этапа по предмету - это лишение учащихся шанса «открыть себя».

Кому легко дается решение олимпиадных заданий?

Очень важно, что этапы Всероссийской олимпиады школьников - максимально информационно открыты . Все задания, критерии оценивания, решения опубликованы в сети Интернет, что дает возможность на более высоком уровне подготовиться к участию в олимпиаде. В г. Москве сканированный вариант олимпиадной работы после проведения олимпиады может посмотреть каждый ее участник. Это полезно сделать, чтобы и учащиеся, и учителя, и родители четко понимали, что и как оценивается на олимпиадных турах. С 2014 г. во всех субъектах РФ должны находиться в открытом доступе сканированные работы победителей и призеров.

Участник должен быть готов к тому, как его будут оценивать и исходя из критериев оценивания планировать подготовку, рассматривая всеэтапы Всероссийской олимпиады школьников. Необходимо пробовать решать разные задачи всех предложенных вариантов и отслеживать время, потраченное на решение олимпиадных заданий. Важно не останавливаться на решении какого-либо задания, если оно не слишком хорошо получается, и обязательно пробовать решать все остальные задачи. Участникам необходимо записывать свои мысли, связанные с решением, даже если они не являются абсолютно завершенными. Возможно, такие мысли - «почти решение», даже если обучающийся не получил ответ. Но это тоже может быть оценено достаточным количеством баллов. На любой олимпиаде учащийся может пользоваться не только теми знаниями, которые получены на уроках. От него ожидают использования всего спектра имеющихся у него знаний, в т. ч. из других предметных областей, жизненного опыта, особенно в старших классах. Также очень ценится выражение своего мнения. В рамках математической олимпиады, конечно, такие метапредметные и межпредметные знания, возможно, проявить не совсем удастся, но на других предметных олимпиадах такой шанс очень высок.

Администрация ОО при подготовке участника олимпиады должна обращать особенное внимание на тех учащихся, которые никогда не участвовали в олимпиаде. Безусловно, существуют ОО, которые традиционно готовят победителей и призеров всероссийского и международного уровня по разным предметам. Но хотелось бы обратить внимание на то, что учащийся может всего год заниматься в кружке или углубленно изучать предмет, например литературу, а до этого увлекаться чтением и стать победителем регионального и всероссийского этапов. И очень важно, чтобы именно такого учащегося впервые заметили на школьном этапе. Администрация ни одной из ОО в России не должна говорить о том, что ее учащиеся - это самый слабый контингент, поэтому никто участвовать в муниципальном этапе не будет. Хотелось бы отметить, что все регионы стараются выдвинуть участников на всероссийские этапы Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам. Не должно быть ситуации, когда региональное министерство образования заявляет, что участника по астрономии, например, не будет, т. к. этот предмет в регионе представлен достаточно слабо. Это значит, что обучающегося лишают шанса себя проявить.

При подготовке участника олимпиады, безусловно, учитывается территориальная специфика. Возможно, что в ОО нет кружков по всем предметам, нет возможности проведения дополнительных занятий. Хотя администрация ОО должна понимать, что без системы кружковой работы (а это минимум 2 ч в неделю) и организации факультативов, индивидуального консультирования участника олимпиады (также минимум 2 ч в неделю до и после олимпиадного тура) не будет системы индивидуализации, обеспечивающей возможность раскрытия таланта учащегося. Очень важна система поощрения учителей, которые готовят участников и победителей различных олимпиад, проводят школьный тур и т. д., закрепленная в нормативном локальном акте ОО. Проведение факультатива по трудозатратам учителя не менее чем в 2 раза выше, чем проведение простого урока. На уроке можно только выявить будущего участника или победителя олимпиады и попробовать решать с ним творческие задачи. Но организовать полноценную индивидуальную работу с этими обучающимися возможно только в рамках факультативов, кружков и индивидуального консультирования.

В случае отсутствия дополнительных занятий и кружковой работы существует возможность обратиться к сайту ВсОШ1. На уроках давать задания повышенной сложности (олимпиадные задания) и оценивать их с помощью качественной шкалы («+» - задача решена; «+,-» - решение задачи в целом верное, но имеются недочеты, в т. ч. арифметические ошибки и т. д.). Главное, чтобы учащийся решал много разных задач, над которыми необходимо подумать (а не задачи, где, например, действий больше), и записывал все, что делает для последующего анализа с учителем. Примером может быть задача С6 ЕГЭ 2014 г., спецификация которой остается в рамках предметной программы 7-8-го класса, но является самой сложной, потому что надо придумать решение олимпиадных заданий. Специфическая подготовка, ориентированная на то, чтобы учащийся понимал 7-балльную шкалу оценивания и планировал свою работу в соответствии с оцениванием, необходима только на заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников (региональном и всероссийском).

С целью подготовки участника олимпиады учащиеся и учителя могут обратиться не только к сайту ВсОШ, но и к сайту олимпиад для школьников2. Сейчас в разгаре цикл отборочных этапов Российского совета олимпиад школьников (далее - РСОШ). РСОШ формирует перечень олимпиад школьников на текущий учебный год совместно с Минобрнауки России и определяет политику организации их проведения, а также (совместно с государственными органами власти) осуществляет контроль и надзор качества проведения олимпиад, включенных в этот перечень3. Председателем РСОШ является президент Российского союза ректоров, ректор ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» академик В.А. Садовничий. Цель работы РСОШ - обеспечение доступности олимпиад школьников и других интеллектуальных соревнований для детей и молодежи вне зависимости от территории их проживания, материального достатка, социального положения и физических возможностей. Все олимпиады, проводимые под эгидой РСОШ, являются бесплатными. Поэтому каждый учитель и учащийся может познакомиться с совершенно разными заданиями, подготовиться и принять участие в определенной олимпиаде, руководствуясь календарем проведения олимпиад, размещенном на сайте РСОШ.

На многих сайтах, посвященных олимпиадам, есть возможность задать вопрос, сформулировав свои трудности в решении. Учителю и учащемуся можно посмотреть региональные сайты, посвященные ВсОШ, сайт РСОШ, а также сайты НОУ «Московский центр непрерывного математического образования»4 и ГОУ «Центр педагогического мастерства»5. Ни одному учащемуся, который задаст интересный вопрос, не откажут в консультационной помощи.

Важно отметить, что только результаты финала - заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников и победы в олимпиадах из перечня, утвержденного Минобрнауки России, могут давать прямые льготы при поступлении в вуз (прием без экзаменов, зачет 100 баллов по профильному предмету ЕГЭ, зачет максимальной оценки по дополнительному вступительному испытанию). Результаты других олимпиад могут учитываться только через систему портфолио. Олимпиады, участие в которых является платным, не попадают в перечень, а их результаты не учитываются при поступлении в вуз. Об этом также необходимо помнить обучающимся и учителям, выбирая олимпиаду для участия.

___________________________

1Подробнее см.: www.rosolymp.ru. - Примеч. авт.

2Подробнее см.: www.olimpiada.ru. - Примеч. авт.

3Подробнее см.: www.rsr-olymp.ru. - Примеч. авт.

4Подробнее см.: www.mccme.ru. - Примеч. авт.

5Подробнее см.: www.pedagog-master.ru. - Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль