Повышение конкурентоспособности образовательной организации: репутация ОО и педагогов

603

В современном обществе все яснее осознается возрастающая роль образования в процессе дальнейшего развития страны, а система образования начинает восприниматься не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития, но и как важное условие показает конкурентоспособность образовательной организации. Главная идея системы - здоровая конкуренция между образовательными организациями (далее - ОО), которая позволит в конечном счете повысить качество образования. Переход на подушевое финансирование и привлечение внебюджетных средств делают «борьбу за ученика» реальным фактом. Стихийное формирование репутации является условием низкой конкурентоспособности ОО. Поэтому возникает потребность в разработке и научном обосновании системы обеспечения повышения конкурентоспособности образовательной организации       .

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием общеобразовательной организации

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Конкурентоспособность образовательной организации: имидж и репутация ОО

Первые публикации на тему формирования репутации и имиджа ОО появились в середине 90-х гг. Но вплотную занялись разработкой этой проблемы сравнительно недавно, после 2000-го г. В основном авторы, изучающие репутацию и пути улучшения имиджа ОО, ссылаются на исследования Е.В. Гришуниной (1995), Т.Н. Пискуновой (1998), Е.Б. Карпова (2002), О.Я. Нестерчук, Е.А. Петровой и М.С. Пискунова.

Понятие «имидж» (от лат. imago - изображение, образ) трактуется как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие в целях популяризации и рекламы. В современной литературе наиболее часто встречается такое определение: «имидж ОО - эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения» (Т.Н. Пискунова). Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности.

С понятием имиджа тесно связана и репутация ОО, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Репутация (reputation) - это общественное мнение о ком-либо; мнение о достоинствах или недостатках товаров, фирмы-производителя и т. п. При описании значения этого слова просле-живается прямая связь репутации с таким понятием, как честь (honour) - положение организации или человека в обществе, а также чувство уважения, возникающее в связи с таким положением1.

Ежегодно тысячи родителей задаются вопросом: кому доверить образование своего ребенка? Перед началом учебного года можно наблюдать длинные очереди в одни ОО и систематические недоборы учеников в другие.

Конкурентоспособность образовательной организации зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре, удовлетворить свои притязания, потребности в самореализации (О.А. Абдуллина, 1996).

Действительно, конкурентоспособность образовательной организации зависит от качества образования, его соответствия потребностям общества и самого человека.

Повышение конкурентоспособности образовательной организации: основные шаги

Формирование конкурентоспособной личности учащихся возможно только, если присутствует конкурентоспособность образовательной организации, которая основывается на профессиональной компетентности педагогов, ориентированных на формирование и повышение конкурентоспособности образовательной организации, личности учащихся. При этом конкурентоспособная ОО характеризуется следующими показателями:

  • оптимальное осуществление инновационной деятельности, направленной на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса;
  • освоение маркетинговой деятельности, способствующей реализации стратегических задач ОО, анализ изменений потребительского спроса с целью создания конкурентоспособного продукта;
  • обеспечение качества образования, соответствующего современным требованиям педагогической теории и практики, способного удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства;
  • ведение успешной финансово-экономической деятельности за счет маневрирования материальными и финансовыми ресурсами;
  • повышение профессионального роста педагогов.

Что может служить лучшим показателем авторитетности ОО и как повысить конкурентоспособность образовательной организацииь? Предлагаем пример того, как достигается повышение конкурентоспособности образовательной организации (рисунок).

Повышение конкурентоспособности образовательной организации: репутация ОО и педагогов

Модель повышения конкурентоспособности ОО

Повышение конкурентоспособности образовательной организации определется группой участников проекта по повышению конкурентоспособности ОО, показана их возможная заинтересованность в участии в проекте (табл.1).

Таблица 1

Группы участников проекта по повышению конкурентоспособности ОО

 

Наименование групп участников проекта

Интересы / мотивы

Инструмент влияния

Обучающиеся

Комфорт / получение качественного образования

Участие в творческих проектах, конкурсах и т. п., результаты государственной итоговой аттестации обучающихся

Педагоги

Самореализация /заработная плата

Родители

Качественное образование, безопасность /социализация ребенка

Поддержка творческих начинаний

Администрация ОО

Повышение результативности / выживание ОО

Инициирование и сопровождение

Администрация муниципального образования

Имидж / демография

Лоббирование проекта по повышению конкурентоспособности образовательной организации

Учредители ОО

Рейтинг / финансы

Поддержка проекта по повышению конкурентоспособности образовательной организации

Повышение конкурентоспособности образовательной организации доступно благодаря разботке пошаговой инструкции формирования репутации ОО «Репутационный навигатор» и определены управленческие действия, которые будут предприниматься в ходе реализации проекта в ОО регионов. Данный алгоритм включает в себя ряд шагов.

1-й шаг. Репутационный аудит. Комплексный анализ репутации дает возможность получить информацию о том, как ОО воспринимается аудиторией сегодня и как она должна выглядеть завтра. Репутационный аудит проводится согласно следующим целям:

  • выявить и описать существующий образ ОО и ее руководства в представлении внешних целевых аудиторий;
  • определить «профиль репутации» ОО, описать основные составляющие характеристики ее деловой репутации, определяющие отношение различных целевых групп;
  • выявить сильные и слабые стороны образа ОО и ее руководства (репутационные активы и пассивы);
  • сравнить основные имиджевые и репутационные характеристики ОО с имиджем и репутацией конкурентов;
  • определить наиболее значимые факторы репутации, влияющие на восприятие ОО во внешних целевых аудиториях;
  • выработать рекомендации по имиджевому позиционированию и управлению репутацией ОО и ее руководства в целевых группах.

Репутационный аудит можно использовать не только в качестве основы для выработки коммуникационных стратегий, но и как индикатор эффективности деятельности в области связей с общественностью. Разрабатываемая на его основе система ключевых показателей коммуникационной деятельности может служить одним из методов определения степени результативности PR-активности ОО и служить основой для формирования бюджетов в области коммуникационной деятельности.

PR (англ. Public Relations, связи с общественностью) - это управленческая и аналитическая деятельность, направленная на изучение отношения общественности к какой-либо услуге, бренду или организации с целью установления взаимовыгодных, гармоничных отношений, от которых зависит успех функционирования бизнеса. Это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы ОО и повышения ее репутации.

Осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации. Современная ОО может использовать такие виды рекламы:

  • публикации информации о деятельности ОО в адресных справочниках (в больших городах);
  • создание сайта в системе Интернет (эффективно для платных образовательных услуг в ОО);
  • публикация информации о работе ОО в местной печати;
  • демонстрация содержательной информации и рекламных роликов по местному или кабельному телевидению;
  • выпуск рекламных буклетов, рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в жилых домах, автотранспорте, железнодорожных и автовокзалах;
  • установка рекламных щитов в период активного выбора родителями (законными представителями) и обучающимися ОО (март-август);
  • создание сувениров - предметов с символикой ОО (майки, ручки, карандаши и т. д.).

Аудит проводится посредством использования следующих диагностических инструментов:

  • рейтинг ОО;
  • анкетирование групп участников проекта;
  • контент-анализ образовательного процесса ОО;
  • блицопрос;
  • интервьюирование.

2-й шаг. Репутационный аудит: оценка результатов. Результат репутационного аудита - три вида оценок от групп участников проекта (табл. 2).

Таблица 2

Оценивание имиджа ОО участниками репутационного аудита

Выбор ответа

Количество опрошенных, %

«Неудовлетворен имиджем ОО»

0-33

«Имидж ОО скорее устраивает, чем нет»

34-66

«Имидж ОО полностью устраивает»

67-100

Данные анализа позволяют определить сильные и слабые стороны в деятельности ОО, по мнению групп участников проекта, выявить существующие преимущества и репутационный потенциал через фокус-группы. Окончательную формулировку целей, факторов, механизмов формирования репутации и методов ее управления можно произвести только после обработки результатов аудита.

3-й шаг. Разработка плана репутационных мероприятий, которые следуют за тем, как был проведен репутационный аудит. Согласно полученной оценке осуществляются конкретные мероприятия, направленные на улучшение общественного мнения групп участников проекта (табл. 3).

Таблица 3

План мероприятий по формированию репутации ОО

Мероприятие

Цель

Участники

Сроки

1

2

3

4

Подготовительный этап

Совещание при руководителе ОО

Создание рабочей группы, протокол

Педагогический коллектив

Октябрь

Педагогический совет образовательной организации «Модель повышения конкурентоспособности образовательной организации»

Владение информацией для организации работы

Члены рабочей группы, педагогический коллектив

1-я неделя ноября

Заключение договора с вузами-партнерами о проведении семинара (вебинара) «Азбука репутационного менеджмента»

Организация сотрудничества ОО с социальными партнерами, заключение договора

Руководитель проекта, менеджер проекта, PR-специалист, представители вузов-партнеров

Обучающий семинар (вебинар) для педагогов ОО «Азбука репутационного менеджмента»

Формирование компетенций педагогов ОО в рамках репутационного менеджмента

Специалист по репутационному менеджменту, педагогический коллектив

2-я неделя ноября

Онлайн-интервью с руководителем проекта

Формирование положительного имиджа ОО

Руководитель проекта, ответственный за сайт ОО

Основной этап. Репутационный аудит

Социологический опрос (обучающихся, родителей, педагогов, учредителей, представителей местной власти) на предмет удовлетворенности деятельностью ОО

Сбор информации о существующей репутации ОО

Члены рабочей группы, классные руководители, волонтеры

3-я неделя ноября

Анализ социологического опроса (обучающихся, родителей, педагогов, учредителей, представителей местной власти) на предмет удовлетворенности деятельностью ОО

Получение результата социологического опроса

Рабочая группа, педагог-психолог

4-я неделя ноября

Подготовка и рассылка пресс-релизов

Формирование репутации ОО

PR-специалист, IT-специалист

В течение года

Совещание при руководителе ОО «Контент-анализ конкурентоспособности ОО»

Информирование педагогического коллектива о работе ОО в рамках проекта

Члены рабочей группы, педагогический коллектив

1-я неделя декабря

Конкурс PR-проектов обучающихся «Моя школа» в ОО

Включение обучающихся в процесс формирования социального опыта, коммуникативных умений и навыков, выбор лучшего проекта обучающихся для сайта ОО

Руководитель проекта, обучающиеся

Декабрь — январь

Открытая муниципальная конференция «Репутация ОО как фактор повышения конкурентоспособности образовательной организации»

Формирование у групп участников проекта (обучающихся, родителей, педагогов, учредителей, представителей местной власти) устойчивого имиджа ОО

Учредитель, члены рабочей группы, педагогический коллектив

2-я неделя декабря

Общешкольное родительское собрание «Путь к успеху»

Усиление взаимодействия между родителями и педагогами

Члены рабочей группы, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, родители

3-я неделя января

Ежемесячный блиц-опрос обучающихся «Учитель глазами детей»

Оценка рейтинга педагогов с позиции обучающихся

Обучающиеся, волонтеры

Ежемесячно

Основной этап. Внедрение алгоритма «Репутационный навигатор» - мероприятия по улучшению и поддержанию репутации

Индивидуальные психологические консультации для педагогов

Расширение профессиональных компетенций педагогов

Педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, учителя начальной школы

По мере необходимости

Тренинг для педагогов по формированию корпоративной культуры «Наши ценности»

Формирование ценностного отношения педагогов к ОО

Члены рабочей группы, педагогический коллектив

1 раз в четверть

Мониторинг участия и результативности учащихся, учителей в различных мероприятиях в учебной и внеучебной деятельности

Сбор и анализ информации

Члены рабочей группы

1 раз в четверть

Конкурс дизайнерских идей в ОО по оформлению внутреннего пространства School-Art

Формирование социально активной позиции обучающихся

Руководитель проекта, заместитель директора, обучающиеся

Апрель

Основной этап. Мониторинг изменения репутационных характеристик в процессе реализации плана, оценка результативности и эффективности плановых мер, текущая корректировка

Онлайн-конференция «Вопросы и ответы»

Включение родителей в процесс формирования доступности и открытости ОО

Члены рабочей группы

1 раз в квартал

Анкетирование групп участников (обучающихся, родителей, педагогов, учредителей, представителей администрации муниципального образования) на предмет удовлетворенности деятельностью ОО

Сбор и анализ информации о репутации ОО

Члены рабочей группы, классные руководители, волонтеры

Март, сентябрь

Заседание рабочей группы «Регулировка репутационного навигатора»

Анализ работы и эффективности внедрения проекта в ОО, коррекция работы

Руководитель проекта, рабочая группа

Апрель

Заключительный этап

Публичная презентация опыта по внедрению проекта

Реклама проекта, укрепление имиджа ОО

Участники проекта

Май

Выставка материалов по внедрению проекта на муниципальном педагогическом форуме

Анализ и обобщение опыта внедрения проекта в ОО и распространение его на муниципальном уровне

Руководитель проекта, рабочая группа

Август

Муниципальный брифинг «Итоги внедрения алгоритма “Репутационный навигатор”»

Изучение и обобщение опыта внедрения проекта в ОО на муниципальном уровне

Руководитель проекта

Сентябрь

4-й шаг. Мониторинг изменения репутационных характеристик в процессе реализации плана, оценка результативности и эффективности проведенных мер, текущая корректировка.

На этом этапе проводится повторный репутационный аудит (промежуточный или итоговый) и коррекция дальнейших управленческих действий.

Главными лицами, ответственными за эффективную реализацию проекта, являются руководитель и менеджер проекта. Мониторинг эффективности проекта необходимо проводить не менее трех раз за все время его реализации. Корректировать ход реализации проекта можно путем организации совещаний, круглого стола. Оповещение общественности о результатах проекта осуществляется через СМИ и сайт ОО. Сформулируем набор индикаторов, позволяющих отслеживать эффективность запланированных мероприятий.

Индикаторы эффективности реализации педагогического исследования

  1. Содержательно-деятельностный:
    • создание алгоритма, в состав которого входят мероприятия, повышающие репутацию ОО.
  2. Организационно-управленческий:
    • достижение нового уровня взаимодействия с социальными партнерами.
  3. Образовательный:
    • овладение педагогами основами репутационного менеджмента;
    • повышение учебной мотивации у учащихся в связи с широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
  4. Социальный:
    • повышение репутации ОО;
    • улучшение психологического климата в коллективе за счет активной позиции педагогов;
    • увеличение численности педагогов, участвующих в совместной инновационной деятельности ОО;
    • рост числа выпускников, выбирающих педагогические специальности;
    • увеличение количества молодых педагогов, пришедших работать в ОО;
    • создание благоприятного климата в ОО;
    • повышение частоты и качества общения педагогического коллектива, родителей и обучающихся через участие в совместных мероприятиях.
  5. Профессиональный:
    • эффективное распространение передового опыта;
    • повышение личной заинтересованности и ответственности педагогов за результаты своего труда.

Спецификой модели повышения конкурентоспособности образовательной организации, обеспечения узнаваемости бренда школы является создание пошаговой инструкции стратегического планирования процесса формирования репутации ОО «Репутационный навигатор». Пошаговая инструкция дает возможность перейти от стихийного формирования репутации ОО к управляемому процессу, тем самым повысить ее конкурентоспособность.

Эффективность данного инструмента позволит решить целый ряд других проблем, напрямую связанных со стратегией развития ОО: привлечение высокомотивированных педагогов, обеспечение профессионального роста учителя и, как следствие, повышение качества образования в самом широком смысле.

Постпроектное сопровождение включает в себя три основных направления:

  • Совершенствование содержательной стороны в рамках алгоритма «Репутационный навигатор», т. к. в условиях здоровой конкуренции в конце каждого завершенного цикла применения алгоритма ОО будет подниматься на более высокий уровень, для чего потребуется более совершенный инструментарий.
  • Прогнозирование ожиданий основных групп участников проекта на ближайшие 3-5 лет, т. к. их требования к ОО в условиях стремительно развивающейся рыночной экономики также будут увеличиваться.
  • Распространение опыта на муниципальном и региональном уровне будет способствовать созданию ассоциации ОО - участников проекта.

_______________

1Подробнее см.: www.slovari.yandex.ru.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль