Профстандарт педагога образовательной организации: аспекты введения и реализации

6391

С 1 января 2015 г. вступит в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»1 (далее - Профстандарт педагога). Что нужно знать и учесть руководителю общеобразовательной организации (далее - ОО) в своей управленческой деятельности, а педагогам в профессиональной деятельности (оказании образовательных услуг по основным общеобразовательным программам (далее - ООП), чтобы его введение было безболезненным и эффективным, способствовало совершенствованию системы образования?

Обращение к вопросу о готовности введения Профстандарта педагога в ОО общего образования, реализующих ООП начального общего, основного общего и среднего общего образования не случайно, а вызвано насущной потребностью. Прошел год с момента утверждения Профстандарта педагога, меньше месяца осталось до его официального вступления в силу. Страсти поутихли, времени на осмысление и первые шаги к его введению на институциональном уровне было достаточно.

Сразу отметим, что речь идет только о практическом аспекте введения Профстандарта педагога - какие мероприятия по подготовке к введению Профстандарта педагога ведутся с участниками образовательных отношений на федеральном уровне, какие - на уровне ОО, что сделано и планируется сделать, как изменена система работы в структурных подразделениях (профессиональных объединениях) и т. п.

Системные инновационные изменения, инициированные государством, среди которых поэтапное введение по уровням общего образования с 2010 г. федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) общего образования и реализация с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) приводят к пониманию того, что на современном этапе нужны руководитель ОО и педагоги с новыми компетенциями, позволяющими достичь реализации приоритетных целей образования.

Направления и содержание деятельности руководителя ОО и педагогов должны быть существенно переориентированы, а в некоторых случаях и изменены. Профстандарт педагога, утверждение, подготовка и обсуждение проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» - закономерность, вызванная требованиями времени, логичное продолжение инновационных процессов, происходящих в образовании.

Профстандарт педагога: понятие и нормативная база

Понятие «профессиональный стандарт» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт в сфере образования позволяет уточнить понятие «квалификационные характеристики» - краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к специалистам различных направлений в ОО; государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста, сформулированные в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих2. Следовательно, Профстандарт педагога разработан для применения3:

  • при разработке профессиональных образовательных программ в ОО профессионального образования;
  • при формировании кадровой политики ОО, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • при разработке в установленном порядке ФГОС профессионального образования (Минобрнауки России)
  • Если имеется Профстандарт педагога, это позволит:
  • руководителю (как работодателю) обосновать и узаконить на институциональном уровне в локальных нормативных актах (положениях, должностных инструкциях и др.) конкретные требования, в т. ч. и к качеству работы педагога (специалиста);
  • педагогу соотнести имеющуюся профессиональную подготовку с предъявляемыми требованиями с целью выявления проблемных зон для последующего их нивелирования и планирования индивидуальной программы профессионального и(или) карьерного развития.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что «запуском» стандартизации в образовании среди прочих можно считать нормы ч. 5 ст. 43 Конституции РФ, согласно которой «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Дальнейшее развитие процесса стандартизации - это закрепление в нормативных правовых актах самого понятия «профессиональный стандарт»: так, Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании”» введена статья в Трудовой кодекс РФ (ст. 195.1 «Понятие квалификации работника, профессионального стандарта»), в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 7 ст. 11, ч. 1 ст. 46, ч. 2 ст. 51 и др.) также закреплены отдельные нормы.

Если говорить собственно о подходах к разработке, утверждению и применению Профстандарта педагога, то необходимо обратить внимание на следующие нормативные документы, утвержденные на федеральном уровне и имеющие далеко не отраслевой характер:

  1. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
  2. Приказ Минтруда России от 25.03.2013 № 118н «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
  3. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта».
  4. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
  5. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы».

В рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р подготовлены проекты следующих документов:

  1. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Проект подготовлен в соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ в целях оказания помощи работодателям и работникам по использованию профессиональных стандартов в практической деятельности. Методические рекомендации содержат разъяснения по применению профессиональных стандартов при: определении трудовой функции работника, заключении, изменении трудового договора; разработке должностной инструкции, установлении оплаты труда; организации обучения и аттестации работников.
  2. Проект приказа Минтруда России «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»4. Проектом предлагается утвердить форму ведения реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), а также указания по ее заполнению. Устанавливается, что реестр (перечень) размещается на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты». Одновременно определяется порядок включения в названный реестр профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда России.

  3. Проект Методических рекомендаций по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов5. В целях оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов предлагается утвердить методические рекомендации, определяющие: порядок организации профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами; правила проведения экспертизы проекта профессионального стандарта; учет результатов профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта профессионального стандарта.

Таким образом, ознакомление руководителя с содержанием обозначенных выше документов позволит понять сложность вопроса, предоставит возможность вести диалог с участниками образовательных отношений на профессиональном языке, а также выстроить грамотную и эффективную систему работы на уровне ОО по организации и введению Профстандарта педагога.

Говоря о Профстандарте педагога, отметим две важные позиции - в общих сведениях определен вид профессиональной деятельности и его основная цель, что является новизной и должно быть в обязательном порядке разъяснено педагогам ОО. К виду профессиональной деятельности отнесены дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Основная цель вида профессиональной деятельности определена как оказание ОО образовательных услуг по ООП.

Профстандарт педагога: трудовые функции и уровень квалификации

Профстандартом педагога определены две обобщенные трудовые функции (далее - ОТФ): первая ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; вторая ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП (5-й и 6-й уровни квалификации). Профстандарт педагога в ОТФ указывается как уровень квалификации (5-й или 6-й) без его расшифровки, что в какой-то степени затрудняет понимание его сути. Поэтому руководителю ОО и (или) педагогу для более полного восприятия содержания Профстандарта педагога необходимо познакомиться с текстом приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», в котором представлено описание уровней по показателям: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний, а также определены основные пути достижения уровней.

Итак, первая ОТФ включает в себя три трудовые функции:

  • общепедагогическая функция, обучение (6-й уровень квалификации);
  • воспитательная деятельность (6-й уровень квалификации);
  • развивающая деятельность (6-й уровень квалификации).

Вторая ОТФ включает в себя пять трудовых функций:

  • педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования (5-й уровень квалификации);
  • педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования (6-й уровень квалификации);
  • педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (6-й уровень квалификации);
  • модуль «Предметное обучение. Математика» (6-й уровень квалификации);
  • модуль «Предметное обучение. Русский язык» (6-й уровень квалификации).

В состав ОТФ входят трудовые функции педагога.

Профстандарт педагога устанавливает, что трудовые функции педагога включают:

  • разработку и реализацию программ учебных дисциплин в рамках ООП;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС соответствующих уровней образования;
  • участие в разработке и реализации программы развития ОО в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
  • организацию, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимися;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • развитие навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
  • совершенствование мотивации к обучению;
  • объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся.

Сопоставление трудовых функций, которые представляет Профстандарт педагога, нормах Федерального закона № 273-ФЗ и требований ФГОС (по уровням образования), показывает, что в большинстве они максимально близки, а отдельные - идентичны.

Важность понимания трудовых функций существенна. Во-первых, трудовые функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) являются обязательным условием для включения в трудовой договор (ст. 57 Трудового кодекса РФ). Во-вторых, они включаются в должностные инструкции (в случае их наличия в ОО).  Профстандарт педагога, как и профессиональный стандарт педагога-психолога, на стадии создания разработчиками был определен необходимый перечень процедур, в которых планируется применение профессионального стандарта6:

  1. Модернизация системы подготовки кадров (определение компетенций начальной ступени профессионального развития; разработка инструментария независимой оценки выпускников педагогических программ и др.).
  2. Профессиональное развитие работающих педагогов (создание методики и инструментария добровольной самооценки работающих педагогов с целью определения соответствия квалификационным требованиям Профстандарта педагога; разработка персонифицированной модели профессионального развития педагогов, направленной на восполнение дефицитов профессиональных компетентностей и др.).
  3. Оценка результатов профессиональной деятельности (модернизация существующего порядка аттестации с учетом требований Профстандарта педагога, внесения соответствующих изменений в законодательные документы).
  4. Перечень педагогических работников, трудовые отношения, карьера педагога (определение соответствия номенклатуры должностей педагогических работников 2016 уровням профессионального развития педагога; разработка методических рекомендаций по определению должностных обязанностей педагогических работников исходя из системы трудовых функций и штатного расписания ОО и т. п.).
  5. Новая система оплаты труда.

Знакомство с данным перечнем свидетельствует о его актуальности и на настоящем этапе. Мы рассматриваем только профессиональное развитие работающих педагогов, т. е. систему подготовки (переподготовки). Говоря о готовности ОО к работе в условиях введения Профстандарта педагога, стоит заметить, что ее возможно рассматривать в двух плоскостях: с позиции готовности самого ОО, т. е. управленческого аспекта его введения (создания условий администрацией) и с позиции готовности педагогов, работающих в ОО.

Затрагивая проблему готовности педагогов работать в условиях внедрения Профстандарта педагога, стоит отметить, что степень готовности педагогического коллектива в различных ОО будет существенно отличаться в силу разного качественного состава педагогов (по уровню образования, квалификационным категориям, стажу, возрасту и др.), разного режима жизнедеятельности ОО (развития или функционирования), разной степени активности введения ФГОС, наличия (или отсутствия) ресурсов и т. п.

С другой стороны, работающие педагоги уже имеют, как правило, соответствующее образование и опыт работы, владеют набором определенных педагогических технологий, методик, т. е. имеют соответствующую базу, что позволяет говорить об их достаточной готовности к работе в свете новых требований - требований Профстандарта педагога. Поскольку требования, предъявляемые к трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям для них не новы, просто необходима на институциональном уровне системная планомерная работа и (или) коррекция существующей работы как в целом по ОО, так и в отдельных подразделениях. Безусловно, степень готовности не может быть одинакова по всем ОО страны.

Убежденность в том, что педагоги готовы к работе в новых условиях, определена следующим:

  • спецификой профессиональной деятельности;
  • законодательными нормами: право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, получившие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ);
  • требованиями ФГОС (по уровням общего образования) к квалификации педагогических кадров;
  • анализом ОТФ, определенных Профстандартом педагога.

При введении с 2010 г ФГОС начального образования, позже - ФГОС основного образования, во всех субъектах РФ была проведена, да и сейчас проводится, колоссальная работа по подготовке кадров к работе в новых условиях, т. е. организовано повышение квалификации как обязательное требование ФГОС общего образования. Начальная школа практически полностью завершила цикл введения ФГОС, соответственно почти весь массив педагогов уже прошел обучение, и многие «пошли» на второй виток (вспомним, что повышение квалификации происходит 1 раз в 3 года). Несколько иная ситуация с педагогами основного общего и среднего общего образования - переход на ФГОС основного общего образования и тем более ФГОС среднего (полного) общего образования еще необязателен, а по мере готовности. Однако, несмотря на это, по сведениям мониторинговых исследований, процесс подготовки данной категории педагогов к работе по новым стандартам идет достаточно активно.

Еще один комментарий, который подтверждает, что педагоги готовы работать в условиях введения Профстандарта педагога, касается ОТФ:

  • анализ первой ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО и далее по тексту, приводит к пониманию, что представленные трудовые функции практически отвечают тому, чему педагога учили в вузе, что он выполняет с момента его окончания. Отличие заключается в детализации и конкретизации, появлении новых, ранее не предусмотренных в программах учебных дисциплин. Поэтому есть отдельные трудовые функции, необходимые знания и необходимые умения, которые у педагогов будут «прихрамывать», но для ликвидации этого есть различные пути - и самообразование, и консалтинговое сопровождение, и внутрифирменное повышение квалификации, и повышение квалификации в организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы;
  • анализ второй ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП, показывает, что ее выполнение будет зависеть не только от наличия уровня образования, повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки педагога, но и от непосредственного (практического) участия в разработке ООП общего образования, что, к сожалению, практикуется пока крайне редко – в основном ООП разрабатывает администрация ОО.

Нельзя оставить без внимания существующую позицию общероссийского профсоюза образования7 о переносе срока введения в действие и обязательное применение Профстандарта педагога с 1 января 2018 г. Обоснование данных сроков весьма убедительно, т. к. имеются утвержденные документы на уровне Правительства РФ, с запланированными мероприятиями до 2018 г. по подготовке и введению Профстандарта педагога:

  • Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг8 предусматривает, что повышение квалификации, переподготовка работников с целью обеспечения соответствия современным квалификационным требованиям, закрепленным в профессиональных стандартах, должны быть осуществлены в период с 2013 по 2018 г.;
  • Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников ОО9 содержит подпрограмму 1 «Внедрение профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» и определяет основные мероприятия подпрограммы:
  • разработка и апробация программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в соответствии с Профстандартом педагога (2014-2015 гг.);
  • проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с Профстандартом педагога (2014-2020 гг.);
  • разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе Профстандарта педагога (20152018 гг.);
  • разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов ОО, работающей в условиях Профстандарта педагога (2015-2018 гг.);
  • формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе Профстандарта педагога (2015-2016 гг.);
  • разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню Профстандарта педагога в процессе аттестации (2015-2016 гг.);
  • разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе Профстандарта педагога (2015-2016 гг.);
  • обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований Профстандарта педагога (2015-2020 гг.).

Исходя из вышеизложенного, а также по результатам анализа характеристик деятельности по трудовым действиям, необходимым умениям, необходимым знаниям, заложенным Профстандартом педагога, мы пришли к выводу о том, что на всех уровнях управления ОО работа с педагогическими кадрами может выстраиваться по следующим направлениям, естественно, с учетом мероприятий, предлагаемых федеральными документами (см. выше):

  • организационно-педагогическое (информирование и ознакомление с Профстандартом педагога; анализ и сопоставительная характеристика его содержания с ФГОС общего образования; планирование повышения квалификации и переподготовки в организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы; разработка и (или) обсуждение локальных нормативных актов и т. д.);
  • нормативно-правовое (изучение, анализ и обсуждение нормативных документов; совершенствование и (или) разработка локальных нормативных актов и др.);
  • научно-методическое (внутрифирменное повышение квалификации по результатам диагностики (анализа) Профстандарта педагога; проведение интерактивных форм взаимодействия; дидактическое сопровождение; апробация новых технологий и методов (методических приемов) и т. п.).

За каждым направлением стоят соответствующие вопросы и мероприятия, содержание и тем более глубина которых будут напрямую зависеть от ряда факторов: режима жизнедеятельности, специфики и традиций ОО, качественного состава педагогов, результатов диагностики и т. п.

Руководителю ОО и его заместителям необходимо провести ревизию разработанного плана работы и (или) дорожной карты на год(ы) ОО в целом и структурных подразделений в частности на предмет отражения основных направлений, пересмотреть содержание деятельности, уйти от неэффективных форм работы и т. п., учитывая требования Профстандарта педагога. Руководителям ОО стоит обратить внимание на то, что вводимый Профстандарт педагога школы носит деятельностный характер и не направлен на увеличение бумаготворчества, за которым педагогам не видно учащихся, а администрации - педагогов. Поэтому рекомендуем администрации определиться с перечнем учебной документации, который в обязательном порядке должен быть у педагога, и со сроками ее подготовки. Перечень должен быть согласован в соответствии с нормами действующего законодательства и локальной нормативной базой ОО. При этом стоит помнить, как по видам деятельности строится рабочий день, неделя и учебный год педагога10.

________________________________

1Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». - Примеч. авт.

2Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». - Примеч. авт.

3См. пункт 25 постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (ред. от 23.09.2014) «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». - Примеч. авт.

4Подробнее см.: www.regulation.gov.ru. - Примеч. авт.

5Подробнее см.: www.profstandart.rosmintrud.ru. - Примеч. авт.

6Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога: концепция поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). - Примеч. авт.

7По материалам Ж.П. Осипцевой, канд. юрид. наук, зав. экономико-аналитического отдела аппарата Московской городской организации работников народного образования и науки. – Примеч. авт.

8Утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. – Примеч. авт.

9Утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8. – Примеч. авт.

10Речь идет о режиме рабочего времени педагогических работников ОО (ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ). - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль