Профстандарт педагога образовательной организации: аспекты введения и реализации

6592

С 1 января 2015 г. вступит в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»1 (далее - Профстандарт педагога). Что нужно знать и учесть руководителю общеобразовательной организации (далее - ОО) в своей управленческой деятельности, а педагогам в профессиональной деятельности (оказании образовательных услуг по основным общеобразовательным программам (далее - ООП), чтобы его введение было безболезненным и эффективным, способствовало совершенствованию системы образования?

Обращение к вопросу о готовности введения Профстандарта педагога в ОО общего образования, реализующих ООП начального общего, основного общего и среднего общего образования не случайно, а вызвано насущной потребностью. Прошел год с момента утверждения Профстандарта педагога, меньше месяца осталось до его официального вступления в силу. Страсти поутихли, времени на осмысление и первые шаги к его введению на институциональном уровне было достаточно.

Сразу отметим, что речь идет только о практическом аспекте введения Профстандарта педагога - какие мероприятия по подготовке к введению Профстандарта педагога ведутся с участниками образовательных отношений на федеральном уровне, какие - на уровне ОО, что сделано и планируется сделать, как изменена система работы в структурных подразделениях (профессиональных объединениях) и т. п.

Системные инновационные изменения, инициированные государством, среди которых поэтапное введение по уровням общего образования с 2010 г. федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) общего образования и реализация с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) приводят к пониманию того, что на современном этапе нужны руководитель ОО и педагоги с новыми компетенциями, позволяющими достичь реализации приоритетных целей образования.

Направления и содержание деятельности руководителя ОО и педагогов должны быть существенно переориентированы, а в некоторых случаях и изменены. Профстандарт педагога, утверждение, подготовка и обсуждение проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» - закономерность, вызванная требованиями времени, логичное продолжение инновационных процессов, происходящих в образовании.

Профстандарт педагога: понятие и нормативная база

Понятие «профессиональный стандарт» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт в сфере образования позволяет уточнить понятие «квалификационные характеристики» - краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к специалистам различных направлений в ОО; государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста, сформулированные в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих2. Следовательно, Профстандарт педагога разработан для применения3:

  • при разработке профессиональных образовательных программ в ОО профессионального образования;
  • при формировании кадровой политики ОО, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • при разработке в установленном порядке ФГОС профессионального образования (Минобрнауки России)
  • Если имеется Профстандарт педагога, это позволит:
  • руководителю (как работодателю) обосновать и узаконить на институциональном уровне в локальных нормативных актах (положениях, должностных инструкциях и др.) конкретные требования, в т. ч. и к качеству работы педагога (специалиста);
  • педагогу соотнести имеющуюся профессиональную подготовку с предъявляемыми требованиями с целью выявления проблемных зон для последующего их нивелирования и планирования индивидуальной программы профессионального и(или) карьерного развития.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что «запуском» стандартизации в образовании среди прочих можно считать нормы ч. 5 ст. 43 Конституции РФ, согласно которой «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Дальнейшее развитие процесса стандартизации - это закрепление в нормативных правовых актах самого понятия «профессиональный стандарт»: так, Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании”» введена статья в Трудовой кодекс РФ (ст. 195.1 «Понятие квалификации работника, профессионального стандарта»), в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 7 ст. 11, ч. 1 ст. 46, ч. 2 ст. 51 и др.) также закреплены отдельные нормы.

Если говорить собственно о подходах к разработке, утверждению и применению Профстандарта педагога, то необходимо обратить внимание на следующие нормативные документы, утвержденные на федеральном уровне и имеющие далеко не отраслевой характер:

  1. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
  2. Приказ Минтруда России от 25.03.2013 № 118н «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
  3. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта».
  4. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
  5. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы».

В рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р подготовлены проекты следующих документов:

  1. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Проект подготовлен в соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ в целях оказания помощи работодателям и работникам по использованию профессиональных стандартов в практической деятельности. Методические рекомендации содержат разъяснения по применению профессиональных стандартов при: определении трудовой функции работника, заключении, изменении трудового договора; разработке должностной инструкции, установлении оплаты труда; организации обучения и аттестации работников.
  2. Проект приказа Минтруда России «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»4. Проектом предлагается утвердить форму ведения реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), а также указания по ее заполнению. Устанавливается, что реестр (перечень) размещается на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты». Одновременно определяется порядок включения в названный реестр профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда России.

  3. Проект Методических рекомендаций по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов5. В целях оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов предлагается утвердить методические рекомендации, определяющие: порядок организации профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами; правила проведения экспертизы проекта профессионального стандарта; учет результатов профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта профессионального стандарта.

Таким образом, ознакомление руководителя с содержанием обозначенных выше документов позволит понять сложность вопроса, предоставит возможность вести диалог с участниками образовательных отношений на профессиональном языке, а также выстроить грамотную и эффективную систему работы на уровне ОО по организации и введению Профстандарта педагога.

Говоря о Профстандарте педагога, отметим две важные позиции - в общих сведениях определен вид профессиональной деятельности и его основная цель, что является новизной и должно быть в обязательном порядке разъяснено педагогам ОО. К виду профессиональной деятельности отнесены дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Основная цель вида профессиональной деятельности определена как оказание ОО образовательных услуг по ООП.

Профстандарт педагога: трудовые функции и уровень квалификации

Профстандартом педагога определены две обобщенные трудовые функции (далее - ОТФ): первая ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; вторая ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП (5-й и 6-й уровни квалификации). Профстандарт педагога в ОТФ указывается как уровень квалификации (5-й или 6-й) без его расшифровки, что в какой-то степени затрудняет понимание его сути. Поэтому руководителю ОО и (или) педагогу для более полного восприятия содержания Профстандарта педагога необходимо познакомиться с текстом приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», в котором представлено описание уровней по показателям: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний, а также определены основные пути достижения уровней.

Итак, первая ОТФ включает в себя три трудовые функции:

  • общепедагогическая функция, обучение (6-й уровень квалификации);
  • воспитательная деятельность (6-й уровень квалификации);
  • развивающая деятельность (6-й уровень квалификации).

Вторая ОТФ включает в себя пять трудовых функций:

  • педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования (5-й уровень квалификации);
  • педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования (6-й уровень квалификации);
  • педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (6-й уровень квалификации);
  • модуль «Предметное обучение. Математика» (6-й уровень квалификации);
  • модуль «Предметное обучение. Русский язык» (6-й уровень квалификации).

В состав ОТФ входят трудовые функции педагога.

Профстандарт педагога устанавливает, что трудовые функции педагога включают:

  • разработку и реализацию программ учебных дисциплин в рамках ООП;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС соответствующих уровней образования;
  • участие в разработке и реализации программы развития ОО в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
  • организацию, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимися;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • развитие навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
  • совершенствование мотивации к обучению;
  • объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся.

Сопоставление трудовых функций, которые представляет Профстандарт педагога, нормах Федерального закона № 273-ФЗ и требований ФГОС (по уровням образования), показывает, что в большинстве они максимально близки, а отдельные - идентичны.

Важность понимания трудовых функций существенна. Во-первых, трудовые функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) являются обязательным условием для включения в трудовой договор (ст. 57 Трудового кодекса РФ). Во-вторых, они включаются в должностные инструкции (в случае их наличия в ОО).  Профстандарт педагога, как и профессиональный стандарт педагога-психолога, на стадии создания разработчиками был определен необходимый перечень процедур, в которых планируется применение профессионального стандарта6:

  1. Модернизация системы подготовки кадров (определение компетенций начальной ступени профессионального развития; разработка инструментария независимой оценки выпускников педагогических программ и др.).
  2. Профессиональное развитие работающих педагогов (создание методики и инструментария добровольной самооценки работающих педагогов с целью определения соответствия квалификационным требованиям Профстандарта педагога; разработка персонифицированной модели профессионального развития педагогов, направленной на восполнение дефицитов профессиональных компетентностей и др.).
  3. Оценка результатов профессиональной деятельности (модернизация существующего порядка аттестации с учетом требований Профстандарта педагога, внесения соответствующих изменений в законодательные документы).
  4. Перечень педагогических работников, трудовые отношения, карьера педагога (определение соответствия номенклатуры должностей педагогических работников 2016 уровням профессионального развития педагога; разработка методических рекомендаций по определению должностных обязанностей педагогических работников исходя из системы трудовых функций и штатного расписания ОО и т. п.).
  5. Новая система оплаты труда.

Знакомство с данным перечнем свидетельствует о его актуальности и на настоящем этапе. Мы рассматриваем только профессиональное развитие работающих педагогов, т. е. систему подготовки (переподготовки). Говоря о готовности ОО к работе в условиях введения Профстандарта педагога, стоит заметить, что ее возможно рассматривать в двух плоскостях: с позиции готовности самого ОО, т. е. управленческого аспекта его введения (создания условий администрацией) и с позиции готовности педагогов, работающих в ОО.

Затрагивая проблему готовности педагогов работать в условиях внедрения Профстандарта педагога, стоит отметить, что степень готовности педагогического коллектива в различных ОО будет существенно отличаться в силу разного качественного состава педагогов (по уровню образования, квалификационным категориям, стажу, возрасту и др.), разного режима жизнедеятельности ОО (развития или функционирования), разной степени активности введения ФГОС, наличия (или отсутствия) ресурсов и т. п.

С другой стороны, работающие педагоги уже имеют, как правило, соответствующее образование и опыт работы, владеют набором определенных педагогических технологий, методик, т. е. имеют соответствующую базу, что позволяет говорить об их достаточной готовности к работе в свете новых требований - требований Профстандарта педагога. Поскольку требования, предъявляемые к трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям для них не новы, просто необходима на институциональном уровне системная планомерная работа и (или) коррекция существующей работы как в целом по ОО, так и в отдельных подразделениях. Безусловно, степень готовности не может быть одинакова по всем ОО страны.

Убежденность в том, что педагоги готовы к работе в новых условиях, определена следующим:

  • спецификой профессиональной деятельности;
  • законодательными нормами: право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, получившие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ);
  • требованиями ФГОС (по уровням общего образования) к квалификации педагогических кадров;
  • анализом ОТФ, определенных Профстандартом педагога.

При введении с 2010 г ФГОС начального образования, позже - ФГОС основного образования, во всех субъектах РФ была проведена, да и сейчас проводится, колоссальная работа по подготовке кадров к работе в новых условиях, т. е. организовано повышение квалификации как обязательное требование ФГОС общего образования. Начальная школа практически полностью завершила цикл введения ФГОС, соответственно почти весь массив педагогов уже прошел обучение, и многие «пошли» на второй виток (вспомним, что повышение квалификации происходит 1 раз в 3 года). Несколько иная ситуация с педагогами основного общего и среднего общего образования - переход на ФГОС основного общего образования и тем более ФГОС среднего (полного) общего образования еще необязателен, а по мере готовности. Однако, несмотря на это, по сведениям мониторинговых исследований, процесс подготовки данной категории педагогов к работе по новым стандартам идет достаточно активно.

Еще один комментарий, который подтверждает, что педагоги готовы работать в условиях введения Профстандарта педагога, касается ОТФ:

  • анализ первой ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО и далее по тексту, приводит к пониманию, что представленные трудовые функции практически отвечают тому, чему педагога учили в вузе, что он выполняет с момента его окончания. Отличие заключается в детализации и конкретизации, появлении новых, ранее не предусмотренных в программах учебных дисциплин. Поэтому есть отдельные трудовые функции, необходимые знания и необходимые умения, которые у педагогов будут «прихрамывать», но для ликвидации этого есть различные пути - и самообразование, и консалтинговое сопровождение, и внутрифирменное повышение квалификации, и повышение квалификации в организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы;
  • анализ второй ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП, показывает, что ее выполнение будет зависеть не только от наличия уровня образования, повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки педагога, но и от непосредственного (практического) участия в разработке ООП общего образования, что, к сожалению, практикуется пока крайне редко – в основном ООП разрабатывает администрация ОО.

Нельзя оставить без внимания существующую позицию общероссийского профсоюза образования7 о переносе срока введения в действие и обязательное применение Профстандарта педагога с 1 января 2018 г. Обоснование данных сроков весьма убедительно, т. к. имеются утвержденные документы на уровне Правительства РФ, с запланированными мероприятиями до 2018 г. по подготовке и введению Профстандарта педагога:

  • Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг8 предусматривает, что повышение квалификации, переподготовка работников с целью обеспечения соответствия современным квалификационным требованиям, закрепленным в профессиональных стандартах, должны быть осуществлены в период с 2013 по 2018 г.;
  • Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников ОО9 содержит подпрограмму 1 «Внедрение профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» и определяет основные мероприятия подпрограммы:
  • разработка и апробация программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в соответствии с Профстандартом педагога (2014-2015 гг.);
  • проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с Профстандартом педагога (2014-2020 гг.);
  • разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе Профстандарта педагога (20152018 гг.);
  • разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов ОО, работающей в условиях Профстандарта педагога (2015-2018 гг.);
  • формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе Профстандарта педагога (2015-2016 гг.);
  • разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню Профстандарта педагога в процессе аттестации (2015-2016 гг.);
  • разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе Профстандарта педагога (2015-2016 гг.);
  • обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований Профстандарта педагога (2015-2020 гг.).

Исходя из вышеизложенного, а также по результатам анализа характеристик деятельности по трудовым действиям, необходимым умениям, необходимым знаниям, заложенным Профстандартом педагога, мы пришли к выводу о том, что на всех уровнях управления ОО работа с педагогическими кадрами может выстраиваться по следующим направлениям, естественно, с учетом мероприятий, предлагаемых федеральными документами (см. выше):

  • организационно-педагогическое (информирование и ознакомление с Профстандартом педагога; анализ и сопоставительная характеристика его содержания с ФГОС общего образования; планирование повышения квалификации и переподготовки в организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы; разработка и (или) обсуждение локальных нормативных актов и т. д.);
  • нормативно-правовое (изучение, анализ и обсуждение нормативных документов; совершенствование и (или) разработка локальных нормативных актов и др.);
  • научно-методическое (внутрифирменное повышение квалификации по результатам диагностики (анализа) Профстандарта педагога; проведение интерактивных форм взаимодействия; дидактическое сопровождение; апробация новых технологий и методов (методических приемов) и т. п.).

За каждым направлением стоят соответствующие вопросы и мероприятия, содержание и тем более глубина которых будут напрямую зависеть от ряда факторов: режима жизнедеятельности, специфики и традиций ОО, качественного состава педагогов, результатов диагностики и т. п.

Руководителю ОО и его заместителям необходимо провести ревизию разработанного плана работы и (или) дорожной карты на год(ы) ОО в целом и структурных подразделений в частности на предмет отражения основных направлений, пересмотреть содержание деятельности, уйти от неэффективных форм работы и т. п., учитывая требования Профстандарта педагога. Руководителям ОО стоит обратить внимание на то, что вводимый Профстандарт педагога школы носит деятельностный характер и не направлен на увеличение бумаготворчества, за которым педагогам не видно учащихся, а администрации - педагогов. Поэтому рекомендуем администрации определиться с перечнем учебной документации, который в обязательном порядке должен быть у педагога, и со сроками ее подготовки. Перечень должен быть согласован в соответствии с нормами действующего законодательства и локальной нормативной базой ОО. При этом стоит помнить, как по видам деятельности строится рабочий день, неделя и учебный год педагога10.

________________________________

1Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». - Примеч. авт.

2Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». - Примеч. авт.

3См. пункт 25 постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (ред. от 23.09.2014) «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». - Примеч. авт.

4Подробнее см.: www.regulation.gov.ru. - Примеч. авт.

5Подробнее см.: www.profstandart.rosmintrud.ru. - Примеч. авт.

6Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога: концепция поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). - Примеч. авт.

7По материалам Ж.П. Осипцевой, канд. юрид. наук, зав. экономико-аналитического отдела аппарата Московской городской организации работников народного образования и науки. – Примеч. авт.

8Утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. – Примеч. авт.

9Утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8. – Примеч. авт.

10Речь идет о режиме рабочего времени педагогических работников ОО (ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ). - Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль