Работа с группой учащихся: оценка метапредметных результатов обучения в 5-6 классах

324

Л.Е. Яковенкозам. директора по УВР МБОУ «СШ№ 18» г. Ачинск, Красноярский край,

Ю.В. Дворовиковучитель истории МБОУ «СШ № 18» г. Ачинск, Красноярский край

При введении федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования перед администрацией и учителями образовательных организаций (далее - ОО) стоит ряд вопросов:

  • Какие метапредметные универсальные учебные действия (далее - УУД) формировать и развивать у пятиклассников?
  • Как правильно организовать деятельность учащихся для наиболее результативного формирования и развития у них конкретных метапредметных УУД?
  • Как отслеживать динамику формирования и развития УУД учащихся? Как диагностировать реальный уровень сформированности УУД у учащихся, перешедших в 5-й класс?

Универсальные учебные действия учащихся: основное понятие

Для решения проблемы оценивания метапредметных УУД в МБОУ «СШ № 18» г. Ачинск Красноярского края как краевой пилотной площадке по введению ФГОС общего образования сформирована рабочая группа в составе заместителя директора, учителей-предметников, учителей начальной школы, педагога-психолога и социального педагога. Отвечая на поставленные вопросы, специалисты пришли к выводу, что требуется комплексная система оценивания образовательных результатов учащихся 5-х классов, которая строится на основе характеристики класса, данной учителем начальной школы; рекомендаций педагога-психолога, основанных на индивидуальном и групповом тестировании выпускников начальной школы, а также наблюдений учителей-предметников за пятиклассниками во время адаптационного периода. Опираясь на полученные данные, рабочая группа определила конкретные УУД применительно к определенному возрасту учащихся (5-6-е классы), а также наиболее продуктивные приемы и формы организации групповой работы школьников. При этом обнаружилось, что:

  • пятиклассники демонстрируют низкий уровень развития целого ряда УУД в ходе занятий с использованием работы в группах сменного и произвольного составов;
  • отсутствует инструментарий, позволяющий отслеживать и анализировать конкретные универсальные учебные действия учащихся, демонстрируемые учащимися в процессе групповой работы (это не позволяет администрации ОО своевременно и адекватно спланировать действия педагогов и родителей (законных представителей) учащихся по ликвидации дефицитов).

Поэтому было решено технологизировать групповую работу: четко определить роль каждого участника, выработать определенные критерии, предъявляемые к деятельности учащихся в группе и инструментарию, позволяющему отслеживать умения, необходимые для продуктивной работы. Организованы пробы групповой работы учащихся, сопровождаемые еженедельным анализом в рабочей группе. Этапы работы были следующими:

  • определение круга УУД, которые предпочтительнее и продуктивнее всего формировать и диагностировать в ходе групповой работы учащихся;
  • организация работы учащихся в группах;
  • разработка единых (базовых) критериев оценивания УУД для разных предметов и форм работ;
  • отслеживание сформированности выделенных УУД у обучающихся в процессе разных форм их групповой работы;
  • анализ полученных результатов заместителем директора, социальным педагогом и педагогом-психологом;
  • составление рекомендаций учителям-предметникам, родителям и т. д.

Для объективной оценки демонстрируемых учащихся УУД и их фиксации выделим три направления оценки: «Фиксирование демонстрируемых УУД привлеченными помощниками», «Предметная оценка УУД педагогом и (или) руководителем группы» и «Самооценка учащимися работы своей группы».

Фиксирование демонстрируемых учащимися УУД осуществляется приглашенными помощниками. Это могут быть родители (законные представители) учащихся, старшеклассники, представители администрации, педагог-психолог, социальный педагог, учителя (даже не работающие в этом классе). Их участие является весьма положительным социально-воспитательным моментом. Для этого разработан специальный инструментарий, позволяющий фиксировать универсальные учебные действия учащихся, - «Памятка для помощника» и «Лист фиксирования демонстрируемых учащимися УУД».

Работа с группой учащихся: памятка для помощника

  • Помощник не вмешивается в работу наблюдаемой группы.
  • Фиксирует универсальные учебные действия учащихся, которые демонстрируют учащиеся в процессе групповой работы.

Группа УУД № 1: умение контролировать свое поведение в группе, ставить групповые интересы выше собственных, выслушать и услышать аргументы противоположной точки зрения, признавать свои ошибки.

Характеристика учащегося:

  • активен - проявляет заинтересованность в работе, старается все делать быстро, выдвигает идеи и предложения;
  • пассивен - в работе не заинтересован, задание не выполняет, занимается посторонними делами;
  • деструктивен - действия ученика мешают работе других участников группы, он отвлекает их, создает ситуации внутреннего конфликта в группе.

Группа УУД № 2: включенность учащегося в работу группы.

Характеристика учащегося:

  • включен - ученик ведет себя как часть команды, выполняя порученное задание, участвует в обсуждении, высказывает свое мнение, помогает другим учащимся, принимает критику в свою сторону или обращается за помощью, демонстрирует умения не отвлекаться на посторонние, второстепенные темы и личностные оценки;
  • отстранен - показывает неумение работать в группе, не принимает участия в обсуждениях и презентации работы группы либо занимает позицию «вне группы», возможно, пытается решить поставленные перед группой задачи самостоятельно или выполняет лишь ограниченную (четко поставленную перед ним) задачу, после чего прекращает работа с группой учащихся.

Группа УУД № 3: отсутствие или наличие знаний, умений ученика аргументировать свое мнение в процессе обсуждения в группе, приводить контраргументы при несогласии с какой-то высказанной другими позицией, умение представить выполненную работу с опорой на материал.

Помощник фиксирует универсальные учебные действия учащихся, демонстрируемые обучающимися, с помощью формы 1.

Форма 1

Лист фиксирования демонстрируемых учащимися УУД

Тема урока _______________________________________________________________________

Задание для групповой работы ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Проверяемые УУД

Ф. И. обучающегося

1

2

3

4

5

Группа УУД № 1

Активен

Пассивен

Деструктивен

Группа УУД № 2

Включен

Отстранен

Группа УУД № 3

Отсутствие знаний

Наличие знаний

Аргументация мнения

Контраргументация чужого мнения

Представление выполненной работы

На обратной стороне «Листа фиксирования демонстрируемых учащимися УУД» (форма 1) помощнику предоставляется возможность сделать личные замечания или наблюдения, которые он считает важными или интересными, в отношении группы или ее отдельных участников.

Структура работы группы оформлена в соответствующую памятку, с которой учащихся знакомят учителя (памятка «Алгоритм групповой работы»).

Самоанализ формы организации групповой работы школьников, проводимый фронтально, предназначен для решения нескольких задач: учить находить ошибки и определять трудности при работе в группе; формировать критическое мышление обучающихся в отношении своих возможностей, достижений и поступков; развивать умения слышать окружающих и находить компромиссные решения. Это требует полного, развернутого, аргументированного ответа при самоанализе, предполагает развитие у учащихся логически выстроенного мышления, но самое главное - формирует у них восприятие себя как части группы.

Примерный список вопросов для самооценки групповой работы

  • Насколько слаженно работала группа?
  • С какими проблемами и трудностями группа столкнулась в процессе выполнения задания?
  • Как они были решены (если не решены, то почему)?
  • Что было трудным?

Примерный список отправных фраз, предложенный учащимся 5-6-х классов для построения правильного, развернутого анализа работы группы, представлен ниже. Фразы могут отличаться в зависимости от предмета, поставленных задач и форм работы - обязательной является речь от имени группы, а не индивидуума.

Отправные фразы:

  • Мы считаем, что наша работа получилась...
  • Мы столкнулись в ходе работы с рядом трудностей.
  • Итогом нашей работы стало.
  • Для выполнения работы вовремя мы.
  • Выполняя работу, мы использовали.

Учитель и (или) руководитель групповой работы на уроках (занятиях) выступает в качестве организатора и наблюдателя, оценивающего только предметную часть работы учащихся. Чтобы работа прошла качественно, ему необходимо провести большую подготовку, которую предлагается разбить на ряд этапов.

I этап. Учитель знакомит помощников с содержанием занятия (урока, экспедиции и т. д.), предполагаемым ходом и формой организации групповой работы школьников, перечнем УУД, которые должны проявиться в ходе работы у учащихся, стать ожидаемым результатом групповой работы. Желательно, чтобы количество помощников было равным количеству групп. Это позволит им полноценно контролировать работу учащихся в группах и в полной мере отслеживать демонстрируемые учащимися УУД.

II этап. В 5-6-х классах учитель должен заранее сформировать группы, подобрав в них учащихся различного образовательного и психологического уровня. Оптимальным считается группа, состоящая из 4-5 чел., но (в зависимости от формы работы, объема изучаемого материала, продукта) она может быть больше или меньше. Это делается для того, чтобы учащиеся формировали (развивали) коммуникативные и личностные универсальные учебные действия учащихся в ходе взаимодействия в группах произвольного и переменного состава.

Необходимость выполнения этого условия тем острее, чем более развитыми становятся средства коммуникации, позволяющие человеку выбрать общение только с группами людей, близкими ему интеллектуально и психологически, избежав сотрудничества с антиподами. Это ведет к формированию личности, не умеющей общаться с представителями других групп (социальных, половых, национальных, интеллектуальных, религиозных, профессиональных и т. д.), делая трудным для человека процесс социализации.

III этап. Учитель перед непосредственной работой групп повторяет с обучающимися алгоритм работы группы.

Формы организации групповой работы школьников: алгоритм  работы

  • Определите формы работы группы (с распределением обязанностей или фронтально).
  • Составьте план действий.
  • Выполните работу (в заданных рамках занятия).
  • Соберите материалы.
  • Подготовьте итоги работы к презентации.
  • Представьте презентацию (защита работы).
  • Проведите анализ работы группы.

IV этап. Учитель и (или) руководитель групповой работы и учащиеся в ходе совместного фронтального обсуждения ставят задачи занятия.

V этап. В ходе групповой работы учитель осуществляет внешний контроль без прямого вмешательства в работу групп, отслеживая время (обязательное соблюдение регламента работы).

VI этап. Учитель-предметник дает предметную оценку результатам работы групп, контролирует правильность презентации учащимися работы своей группы или ее итогов, требует от учащихся развернутого анализа работы своей группы.

VII этап . Учитель и (или) руководитель групповой работы собирает листы наблюдения помощников для последующего занесения данных в персональные электронные листы учащихся (на сервере ОО создаются папки классов с персональными электронными листами учащихся (тип файла doc или docx), в которых происходит накопление данных для последующего анализа классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, заместителем директора). Анализ проводится один раз в месяц (четверть, триместр и т. д.). По его итогам выдаются рекомендации родителям (законным представителям) учащихся, учителям-предметникам и т. д. (форма 2).

Форма 2

Пример персонального электронного листа с занесенными результатами наблюдений

Ф. И. учащегося:

Дата, предмет, тема урока

Группа УУД № 1

Группа УУД № 2

Группа УУД № 3

Замечания

Активен

Пассивен

Деструктивен

Включен

Отстранен

Демонстрирует умения

Не демонстрирует умения

22.09.20_, математика

+

+

+

+

27.09.20_, история

+

+

+

+

14.10.20_, биология

+

+

+

Необходимо отметить, что предметная оценка УУД педагогом и (или) руководителем группы проводится учителями, ведущими урочные и неурочные1 занятия с использованием групповых форм работ. Она осуществляется в соответствии с предметными нормами.

Предполагается, что в течение учебного года на каждом предмете будет проведено не менее двух занятий с групповой формой работы и присутствием помощников-наблюдателей. Анализ полученных метапредметных результатов деятельности школьников проводится не менее одного раза в триместр. С персональным электронным листом учащихся работают учитель-предметник, педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора.

Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель отслеживают вопросы формирования оптимальных или проблемных групп, умение работать в группе, личностные предпочтения, демонстрируемые навыки социализации, умение отстаивать свое мнение, аргументируя его, признавать свои ошибки, внутренний психологический конфликт или социальные проблемы обучающегося, вызванные разными причинами. Фиксируют индивидуальные изменения в отношении учащегося к предметам в ходе образовательного процесса.

Социальному педагогу при анализе персональных электронных листов учащихся стоит обращать особое внимание на столбцы «Деструктивен» из «Группы УУД № 1» и «Отстранен» из «Группы УУД № 2». Появление отметок в столбце «Деструктивен» может говорить о конфликте учащегося с одноклассниками или руководителями занятий - в данном случае следует разобраться в причинах и определить возможные пути их решения. Отметки в столбце «Отстранен» могут быть вызваны не только напряженными отношениями учащегося с одноклассниками и учителями, но и какими-то внешними причинами, возможно, семейными, а соответственно, требуют своевременного вмешательства специалиста. Для социального педагога и педагога-психолога эти данные служат своеобразной сигнальной системой - нужно обратить внимание и разобраться с причинами сложившейся ситуации.

Учителя-предметники получают от педагога-психолога и социального педагога рекомендации по формированию групп произвольного и переменного состава, по подбору заданий для решения проблемных вопросов формирование метапредметных результатов обучения в 5-6-х классах посредством любой формы организации групповой работы школьников, полученные на основе анализа данных персональных электронных листов.

Классный руководитель при работе с персональными листами, опираясь на анализ данных «Группы УУД № 1», имеет возможности определить формальных, неформальных лидеров, ведомых и изгоев и, учитывая данные «Группы УУД № 2», подобрать оптимальные рабочие группы (правда, здесь ему требуется кооперация с педагогом-психологом и социальным педагогом). Анализируя данные «Группы УУД № 3», классный руководитель может определить предметные интересы ученика и проследить, как они изменяются (если изменяются) с течением времени, что может поставить вопрос о причинах изменений интересов и разработке (если это необходимо) действий по коррекции изменений.

Полученные данные могут служить как поводом и материалом для работы или беседы с отдельными учениками и их родителями (законными представителями), так и основой для проведения классных часов и родительских собраний. Данный инструментарий поможет учителю при введении ФГОС общего образования в ОО:

  • конкретизировать проблемные моменты в овладении учащимися метапредметными УУД и построить предметную работу в данном плане, для реализации целей метапредметного обучения в школе;
  • своевременно смещать акценты и корректировать индивидуальные программы в соответствии с показываемым уровнем сформированности у учащихся конкретных УУД в ходе занятий с групповой работой.

____________________

1В Красноярском крае в пилотных школах по введению ФГОС реализована урочная, внеурочная и неурочная деятельность обучающихся. – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль