Эффективное изучение иностранного языка: билингвистическое образование

59

С.Ю. Тренихина, канд. социол. наук, директор МАОУ гимназия № 2, г. Екатеринбург,

М.Э. Исхакова, зам. директора по НМР, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 2, г. Екатеринбург

Миссия МАОУ гимназия № 2 г. Екатеринбурга (далее – Гимназия) – обучение и воспитание человека, желающего и способного сделать мир лучше. Гимназическое образование ориентировано на формирование личности выпускника, готового к активному интеллектуальному труду, к творческой деятельности в различных областях фундаментальных наук.
Гимназия является эффективно работающей образовательной организацией (далее – ОО), результаты деятельности которой соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, что подтверждается победами в конкурсе лучших ОО 2007, 2008 и 2013 гг., а также вхождением в рейтинг «500 лучших школ Российской Федерации» 2013 и 2014 гг. (подготовлен Минобрнауки России, НОУ «Московский центр непрерывного математического образования» при информационной поддержке группы МИА «Россия сегодня» и издания «Учительская газета»).

Билингвистическое образование и эффективное изучение иностранного языка

Цели, содержание образования и его специфика в Гимназии связаны с формированием интеллектуального и нравственного облика выпускника, способного активно и в полной мере реализовывать свой творческий созидательный потенциал в открытом информационном обществе, ставить перед собой достойные цели и добиваться их, быть сознательным носителем гуманистической системы ценностей. Принципиальной особенностью образовательного процесса в Гимназии является осуществление билингвистического образования обучающихся (иностранный язык служит средством образования в других предметных областях: зарубежная литература, страноведение и культуроведение стран изучаемого языка и проч.), включающего:

  • эффективное изучение иностранного языка одного или двух с использованием аутентичных пособий и методик;
  • проведение обзорных уроков и семинаров, зачетных уроков и экзаменов по материалам из аутентичных учебных пособий на иностранном языке(ах);
  • преподавание интегрированных гуманитарных дисциплин «Историческое страноведение Великобритании и США», «Английская и американская литература» и др.

Концептуальной основой для определения целевого назначения, содержания и обучающих стратегий билингвистического развития учащихся послужил социокультурный подход к языковому образованию (В.В. Сафонова и др.). Он заключается в том, что коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам как средству межкультурного общения тесно взаимосвязано с интенсивным использованием его как инструмента познания:

  • мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур стран изучаемых языков и их отражения в образе и стиле жизни людей;
  • духовного наследия стран и народов, их историко-культурной памяти;
  • способа достижения межкультурного взаимопонимания.

Поэтому планирование образовательного процесса в Гимназии осуществляется с учетом углубленного изучения английского языка, обеспечивающего дополнительную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля (русский язык» и английский язык) и за счет увеличения количества часов, отводимых на изучение этих предметов. Например, количество учебных часов, отводимое в Гимназии на изучение учебного предмета «Английский язык», превышает количество часов, обозначенных базисным учебным планом*, на 210 ч (7-9-е классы). Эффективное изучение иностранного языка при углубленном изучении предусматривают общеобразовательные программы среднего общего образования, позволяя решить следующие задачи:

  • изучение грамматики и лексики на углубленном уровне для коммуникативно-речевого вхождения в англоязычную среду;
  • обеспечение социокультурного развития гимназистов на основе введения в историю и культуру Великобритании и США;
  • создание условий для развития билингвистической компетенции (социокультурной и речевой).

Обозначенные задачи решаются с помощью:

  • выделения 5 ч в неделю на учебный предмет «Английский язык» в 7-9-х классах;
  • эффективное изучение иностранного языка, введенного как второго иностранного (французского или немецкого) в 7-9-х классах;
  • наличия учебного модуля «Историческое страноведение Великобритании и США» в курсе английского языка 9-го класса;
  • введения учебного предмета «Английская и американская литература» в 9-м классе;
  • изучения учебного предмета «Технология. Выбор профессии» (9-й класс) на английском языке.

Обучение основам переводческой деятельности позволяет обучающимся: применять на практике навыки работы со словарями разных типов; развивать метапредметную коммуникативную компетенцию на родном и английском языках; практически применить знания, полученные на уроках математики, предметах естественнонаучного профиля, гуманитарных дисциплинах; сопоставлять свои возможности и способности с требованиями профессии переводчика, определять дальнейшую образовательную траекторию и делать профессиональный выбор.

Количество учебных часов, отводимое на изучение учебного предмета «Английский язык» на уровне среднего (полного) общего образования, соответствует количеству часов, определенных базисным учебным планом** для изучения иностранного языка на профильном уровне, и составляет 420 ч. При этом решаются следующие задачи:

  • развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности обучающихся;
  • углубление лингвистических знаний гимназистов о вариативности английского языка и особенностях его функционирования в англоязычных и других странах мира;
  • обучение обучающихся основам самооценки уровня сформированности языковой, речевой и социокультурной компетенции и развитие потребности в языковом самообразовании.

Обозначенные задачи решаются с помощью:

  • выделения 6 ч на учебный предмет «Английский язык» в 10-11-х классах;
  • эффективное изучение иностранного языка, введенного как второго иностранного (французского или немецкого) в 10-11-х классах;
  • наличия учебных модулей «Историческое страноведение Великобритании и США», «Основы переводческой деятельности» в курсе английского языка 10-11-х классов;
  • введения учебного предмета «Английская и американская литература» в 10-11-х классах;
  • изучения учебного предмета «Технология. Современное производство и профессиональное образование» (10-11-е классы) на английском языке. Этот предмет сохраняет и развивает традиции практического применения языковых умений и навыков переводческой деятельности. Изучение рынка труда и профессий, виды, формы получения профессионального образования, собственные возможности реализации в различных профессиях, подготовка резюме и презентаций для получения профессионального образования и трудоустройства - все эти темы осваиваются обучающимися на английском и русском языках.

Эффективное изучение иностранного языка: углубленная программа

Учебный курс «Английская и американская литература» предназначен для обучения учащихся 9-х классов ОО с углубленным изучением английского языка и в 10-11-х классах гуманитарного профиля. В вариативной части учебного плана предусмотрено 35 ч на изучение курса (1 ч в неделю).
Общеобразовательные программы среднего общего образования определяют один этап: 9-й класс - английская литература с древних времен до XVII в. На данном этапе изучения курса большое значение имеет введение в мир английской культуры и истории: создание базовой литературоведческой терминологии, психологических и дидактических условий для развития у обучающихся желания изучать английскую литературу, формирование коммуникативных и познавательных потребностей и использование английского языка в этих целях. На этом же этапе происходит последовательное и системное развитие у учащихся двуязычной речевой, социокультурной и языковой компетенции, формирование умений межкультурного общения на английском языке, навыков работы с текстами различных жанров и стилей.
Эффективное изучение иностранного языка и углубленной языковой подготовки, обусловленной спецификой реализуемой в Гимназии системы билингвального образования, предусматривает междисциплинарное ознакомление с социокультурным портретом Великобритании и США, их историческими особенностями и культурным наследием. Базовые направления, которые выделеяют общеобразовательные программы среднего общего образования курса:

  • ознакомление с основными периодами, течениями и эпохами в британской и американской литературе на фоне определенных исторических событий и их характеристика;
  • получение информации о выдающихся представителях этих периодов и особенностях их творчества;
  • овладение специфической лексикой литературоведческого характера и видами работы с текстом;
  • изучение художественной литературы на языке оригинала и последующее обсуждение на иностранном языке.

Огромное внимание в процессе обучения уделяется развитию метапредметной коммуникативной компетенции и совершенствованию общеречевых навыков обучающихся, а также межпредметным связям в обобщении изученного материала. В основе преподавания курса лежит коллективная и групповая деятельность при равноправном сотрудничестве. Кроме того, используются ролевые игры, драматизация, управляемое исследование и широкий спектр творческих заданий:

  • чтение отрывков текста на языке оригинала от лица разных героев, по ролям;
  • заучивание стихов наизусть;
  • творческий перевод;
  • сочинение по проблематике произведения (на английском и русском языках);
  • письменный и устный анализ текста, рецензия, аннотация, краткий пересказ, стилистический анализ:
  • с точки зрения авторского стиля;
  • литературных особенностей;
  • выразительных средств языка;
  • языковых особенностей: использования сленга, американизмов, профессиональной лексики, сложных грамматических структур, использования нереальных или исторических образов и т. д.

Английская и американская литература и эффективное изучение иностранного языка

Обучающиеся на уроках изучают Кельтский период (древнейшие жанры: песнь, стих, поэма, легенда), Англосаксонский период IV-XI вв. (руны, поэма «Беовульф»), Норманнский период XI-XIII вв. (баллады, рыцарский роман «Король Артур и рыцари круглого стола»), раннее английское Возрождение XIV в. (Джеффри Чосер «Кентерберийские рассказы»), народные песни и баллады XV в. («Робин Гуд»), литературу английского Возрождения XVI-XVII вв. (Т. Мор, Б. Джонсон, Кр. Марлоу, Э. Спенсер, В. Шекспир), Просвещения XVII-XVIII вв. (Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», Д. Дефо «Робинзон Крузо», поэзия Р. Бернса).
В результате изучения учебного курса «Английская и американская литература» выпускник 9-го класса ориентируется в иноязычном тексте на следующем уровне:

  • прогнозирует его содержание по заголовку;
  • читает аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания:
  • определяет тему;
  • выделяет основную мысль и главные факты, опуская второстепенные;
  • устанавливает логическую последовательность основных фактов текста;
  • читает аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста:
  • языковую догадку;
  • анализ;
  • выборочный перевод;
  • оценивает полученную информацию, выражает свое мнение;
  • читает текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
  • анализирует сюжет, поступки героев, выделяет проблемы, может охарактеризовать героев;
  • пересказывает и переводит текст;
  • интерпретирует прочитанное, может выразить собственную точку зрения, сформулировать выводы, привести пример, выявить подтекст, сделать предположения, аргументированно обосновать свои мысли;
  • выслушивает собеседника, может понять его позицию, возразить, согласиться (умения межличностного общения) при обсуждении содержания текста;
  • излагает свои мысли письменно в объеме 3000 знаков (сочинение) или 120-180 слов (эссе, аннотация);
  • пользуется справочной литературой, словарями, сетью Интернет и другими источниками информации;
  • применяет полученные знания на других уроках (русская литература, история, мировая художественная культура, русский язык) и в повседневной жизни.

Общеобразовательные программы среднего общего образования в процессе изучения программы учебного курса «Английская и американская литература» контроль знаний учащихся проводится после изучения каждой темы в каждой четверти. Формы контроля: устный опрос, терминологический диктант, викторина, письменная проверочная работа, собеседование, доклад, проект, разработка электронного образовательного ресурса (компьютерной презентации), творческий перевод, реферат.

Билингвальные общеобразовательные программы среднего общего образования

В конце года обучающихся ждет дифференцированный зачет по пройденной программе. Ученики 9-х классов по желанию сдают зачет в виде презентации творческого или электронного проекта по одной из выбранных тем, связанных с культурой и историей Великобритании или Америки.
На учебный предмет «Технология» в 10-11-х классах отведен 1 ч в неделю. Обучающиеся на занятиях значительную часть времени посвящают основам предпринимательской деятельности. Например, изучают информацию об экономических системах, этике предпринимательства, значении имиджа предпринимателя, его умении организовать свой офис, построить правильные деловые отношения и спроектировать собственную деятельность. Также на учебных занятиях систематизируются языковые и социокультурные знания, приобретенные при освоении уровня основного общего образования, развивается эффективное изучение иностранного языка, умение использовать английский язык как инструмент восприятия иноязычного материала.
Преподавание предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

  • сопровождение формирования личности обучающихся как достойных представителей нового поколения жителей Среднего Урала (Свердловской области);
  • подготовка обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору, корректировке и реализации перспектив своего личностного и профессионального развития в социально-технологической среде Среднего Урала (Свердловской области);
  • актуализация конкретных проблем социально-технологической среды жизнедеятельности граждан Среднего Урала (Свердловской области);
  • формирование технологических знаний и умений по распространенным способам преобразования материалов и информации в условиях региона;
  • формирование умения работать с технологически ориентированной информацией (поиск, анализ, обработка, хранение) на русском, английском и немецком языках.

Для развития умения работать с технологически ориентированной информацией обучающимся предлагалось создать ряд текстов на иностранных языках: о своем регионе, его значимости, быте, культуре, истории, проблемах народов, проживающих в Свердловской области. Групповая, проектная, исследовательская, консультативная деятельность обучающихся на занятиях организуется на иностранном языке.
Обучающиеся в процессе освоения курса «Технология»:

  • проектировали создание материальных объектов или услуг;
  • выдвигали идеи продукта труда для представления товаропроизводителям, анализировали востребованность объекта или услуги потенциальными потребителями, выбирали технологии для реализации проекта;
  • планировали организацию рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда, выполнения операций и контроля промежуточных этапов деятельности;
  • оформляли проект на русском и иностранных языках и проводили презентацию продукта труда или предлагаемой услуги;
  • составляли профессиональные планы, учитывая свое состояние здоровья, образовательный потенциал, личностные особенности;
  • проектировали тексты резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства на русском и иностранных языках.

В результате изучения предмета «Технология» на профильном уровне обучающиеся научились:

  • понимать относительно полно высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях профессионального общения;
  • находить сведения, необходимые для построения профессиональной деятельности, используя различные источники информации, уточнять и корректировать профессиональные намерения;
  • понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем; выборочно извлекать из них необходимую информацию; оценивать важность и новизну информации; определять свое отношение к ней;
  • читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • писать резюме, заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране (странах) изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности.

Общеобразовательные программы среднего общего образования: билингвальное образование

Развитие билингвального образования и в целом поликультурной образовательной среды - приоритет деятельности Гимназии. Развитие культуры образования - методологический и педагогический эпицентр, вокруг которого организуется весь образовательный процесс. Расширение пространства взаимодействия в Гимназии приобретает особое значение, переосмысляется как образовательный и развивающий фактор и происходит:

  • на уровне содержания (надпредметное, межпредметное), педагогических технологий, форм образования;
  • на уровне организации образовательного пространства через расширение в сфере дополнительного образования, развитие инициативы обучающихся;
  • через открытость ОО социуму, расширение взаимодействия с вузами, социальными партнерами и образовательным сообществом;
  • во взаимодействии учащихся, учителей, родителей в микрогруппах различных школьных коллективов.

Гимназия является членом сети инновационно активных ОО Уральского региона ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва). Организована работа педагогического коллектива по проблеме «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями единого государственного экзамена».
С каждым годом увеличивается количество социальных партнеров Гимназии, совершенствуются формы сотрудничества, в т. ч. международного: с издательством «Макмиллан», Американскими Советами по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС (программа по обмену старшеклассниками FLEX), Школой Кейтор Парк (Лондон, Великобритания), Екатеринбургским центром «Обучение за рубежом», Американским информационным центром, Экзаменационным центром English Lab, Международными центрами: «Интерстади», London School of English и др.
Ежегодно проводятся встречи с носителями языка, которые дают учащимся возможность пообщаться с представителями разных стран и культур, задать вопросы об образовании и повседневной жизни, развеять некоторые культурные стереотипы. За последние два года учащиеся Гимназии стали активными участниками целого ряда конкурсов и мероприятий:

  • выставка, посвященная образованию за рубежом, где были представлены высшие учебные заведения Великобритании, Нидерландов, Канады, Швейцарии;
  • региональный конкурс письменного перевода Amber September, организованный институтом иностранных языков ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (далее – УрГПУ) и ассоциацией учителей английского языка ELTA;
  • конкурс Американского центра в г. Екатеринбурге, посвященный месяцу любителей библиотек, на лучший перевод стихотворения Иви Иствика;
  • конкурс эссе Американского центра America I discovered;
  • Российско-американский конкурс школьников American Challenge по экономике и культуре США с участием американских студентов в рамках проекта «Американская мечта в УрГЭУ - 2», организованный ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»;
  • онлайн-тестирование (Macmillan English Testing System);
  • читательские конкурсы издательства «Макмиллан»;
  • отборочные туры международной программы по обмену старшеклассниками FLEX;
  • конкурс эссе международного центра «Люди говорят»;
  • региональная олимпиада презентаций исследовательских проектов на английском языке Ahead To Science для учащихся 8-11-х классов;
  • городской страноведческий турнир;
  • VII Всероссийский конкурс проектов на английском языке среди учащихся школ и студентов (очно и заочно), проведенный УрГПУ (кафедрой английской филологии и сопоставительного языкознания), Ассоциацией учителей английского языка Elta-Urals в г. Екатеринбурге.

Но самым значимым мероприятием для гимназистов всегда остается традиционный Фестиваль зарубежной песни, который проводится с середины 60-х годов. Победа в престижных номинациях этого фестиваля очень важна для каждого класса, учителя английского языка и классного руководителя. Фестиваль проводится в дни европейского Рождества, накануне Нового года, и это создает особое настроение и праздничную атмосферу, делает его каждый год неповторимым и всегда любимым.

__________________________

*Утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». - Примеч. авт.

**Утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». - Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль