Грипп наступает: профилактика гриппа в образовательных учреждениях

1396

Грипп – острая вирусная инфекционная болезнь с воздушно-капельным путем передачи возбудителя, характеризующаяся острым началом, лихорадкой (с температурой 38 °C и выше), общей интоксикацией и поражением дыхательных путей.

В текущем эпидемиологическом сезоне специализированные медосмотры, профилактика гриппа и обязательная вакцинация обучающихся и работников сферы образования в образовательных учреждениях должны осуществляться в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций. СП 3.1.2.3117-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 № 63 (далее – СП 3.1.2.3117-13). Документ вступил в силу в апреле 2014 г.

Профилактика гриппа в образовательных учреждениях: симптомы заболевания

Грипп начинается остро с резкого подъема температуры (до 38– 40 °C) с сухим кашлем или першением в горле и сопровождается симптомами общей интоксикации: ознобом, болями в мышцах, головной болью, а также болью в глазных яблоках. Спустя три дня после снижения температуры тела обычно начинается насморк. При кашле могут быть боли за грудиной.

При легком течении заболевания симптомы сохраняются три – пять дней, после чего больной обычно выздоравливает. Но при этом несколько дней остается чувство выраженной усталости, особенно у лиц старшего возраста, потому особенно важно применять меры профилактики гриппа в школе.

Тяжелое течение гриппа сопровождается поражением нижних дыхательных путей с развитием пневмонии и (или) признаками дыхательной недостаточности: появляется одышка или затрудненное дыхание в покое (у детей до пяти лет наблюдается втяжение грудной клетки или свистящее дыхание), цианоз носогубного треугольника. При тяжелых формах гриппа могут развиваться отек легких, сосудистый коллапс, геморрагический синдром, присоединяться вторичные бактериальные осложнения, потому профилактика гриппа в образовательных учреждениях крайне важна.

План мероприятий по профилактике гриппа в школе: вакцинация

Оптимальный план мероприятий по профилактике гриппа в школе предполагает введение противогриппозной вакцины в сентябре-ноябре, до начала возможного подъема заболеваемости гриппом. Однако прививку не запрещается делать и в более поздние сроки. Иммунитет после введения вакцины формируется через 14 дней и сохраняется в течение года. Профилактическая эффективность такой меры профилактики гриппа в школе как вакцинация составляет 70–90%.

Вакцинации против гриппа в первую очередь подлежат лица, относящиеся к категории высокого риска заболевания. В их числе:

  • лица старше 60 лет, прежде всего проживающие в учреждениях социального обеспечения;
  • лица, страдающие заболеваниями эндокринной системы (диабет), нарушениями обмена веществ (ожирение), болезнями системы кровообращения (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца), хроническими заболеваниями дыхательной системы (хронический бронхит, бронхиальная астма), хроническими заболеваниями печени и почек;
  • беременные женщины;
  • лица, часто болеющие острыми респираторными вирусными заболеваниями;
  • дети старше шести месяцев, дети, посещающие дошкольные образовательные организации и (или) находящиеся в организациях с постоянным пребыванием (детские дома, дома ребенка);
  • школьники;
  • медицинские работники;
  • работники сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений;
  • воинские контингенты.

Определение численности групп населения, подлежащих ежегодной иммунизации против гриппа, осуществляют медицинские организации. Они согласуют план мероприятий по профилактике гриппа в школе, заявку на прививки и вакцину с территориальными органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Меры профилактики гриппа в школе и основные разновидности вакцины

Для специфической профилактики гриппа используют живые, инактивированные, в т. ч. расщепленные и субъединичные, гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вируса, зарегистрированные на территории РФ.

Живые вакцины изготавливают из аттенуированных штаммов вируса гриппа, культивируемых в аллантоисной жидкости куриных эмбрионов. Они способны стимулировать местный ответ при интраназальном (через слизистую носа) введении. Вакцинация проводится взрослым и детям старше трех лет с помощью распылителя-дозатора. Для вакцинации дошкольников живые вакцины, как правило, не используются.

Инактивированные цельновирионные вакцины состоят из очищенных и концентрированных вирусов гриппа, культивированных на куриных эмбрионах, инактивированных формалином или УФ-облучением. Профилактика гриппа в образовательных учреждениях предполагает, что вакцинация разрешена детям старше семи лет и взрослым. Инактивированные расщепленные вакцины (сплит-вакцины) состоят из очищенных поверхностных антигенов вируса гриппа и внутренних белков, субъединичные – только из очищенных поверхностных антигенов вируса гриппа.

Сплит-вакцины и субъединичные вакцины разрешены к применению с шести месяцев жизни. Их вводят внутримышечно в верхнюю треть наружной поверхности плеча в дозе 0,5 мл однократно детям старше трех лет и в дозе 0,25 мл детям с шести месяцев до трех лет. Детям младшего возраста вакцины с малой мышечной массой вводятся в наружную латеральную поверхность бедра в качестве меры профилактики гриппа в школе. Детям, не привитым ранее или не болевшим ранее гриппом, а также лицам с иммунодефицитом рекомендуется вводить две дозы с интервалом четыре недели.

Виросомальные вакцины содержат инактивированный виросомальный комплекс с поверхностными антигенами вируса гриппа. Виросомы также усиливают иммунный ответ на вакцинацию. В составе таких вакцин нет консервантов, они отличаются хорошей переносимостью. Способ и схема введения аналогичны субъединичным и сплит-вакцинам. Они разрешены к применению у взрослых и детей с шести месяцев.

Перечень зарегистрированных в РФ вакцин от гриппа приведен в таблице:

Название вакцины

Производитель

Тип вакцины

Вакцина гриппозная аллантоисная интраназальная живая (ЖГВ)

ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России (Россия)

Живая аттенуированная, интраназальная

Грипповак

Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток (Россия)

Инактивированная, цельновирионная (центрифужная)

Ваксигрип

Sanofi Pasteur (Франция)

Инактивированная, сплит

Бегривак

Novartis Vaccines and Diagnostics GmbH & Co. KG (Германия)

Инактивированная, сплит

Флюарикс

ООО «СмитКляйн Бичем-Биомед» (Россия)

Инактивированная, сплит

Инфлювак

Abbott Products (Нидерланды)

Инактивированная, субъединичная

Агриппал S1

Novartis Vaccines and Diagnostics S.r.l. (Италия)

Инактивированная, субъединичная

Гриппол

ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России (Россия)

Инактивированная, полимер-субъединичная, с полиоксидонием

Гриппол плюс

ООО «ФК «ПЕТРОВАКС» (Россия)

Инактивированная, полимер-субъединичная, с полиоксидонием

Инфлексал V

Berna Biotech Ltd. (Швейцария), дистрибьютор в РФ – Baxter AG (Швейцария)

Инактивированная, виросомальная

Медики выделяют общие противопоказания к противогриппозной вакцинации и частные – к конкретным прививкам против гриппа.

К общим противопоказаниям относятся:

  • тяжелые аллергические реакции на белок куриного яйца;
  • тяжелые реакции или осложнение на предыдущее введение вакцины.

Временным противопоказанием является острое инфекционное заболевание или обострение хронического процесса какого-либо заболевания. В этом случае профилактика гриппа в образовательных учреждениях в виде вакцинации проводится после выздоровления или на фоне ремиссии.

Противопоказанием к введению сплит, субъединичных и виросомальных вакцин считается аллергическая реакция на антибиотики группы аминогликозидов и полимиксин (для вакцин их содержащих).

Противопоказаниями к введению живой интраназальной вакцины являются:

  • первичные иммунодефициты, иммуносупрессия, злокачественные новообразования;
  • ринит.

После введения инактивированной вакцины в первые три дня возможны постпрививочные реакции, в т. ч. недомогание, повышение температуры тела, болезненность, уплотнение и (или) покраснение в месте укола. Это нормальные реакции, они не являются осложнением, побочным действием и противопоказанием к дальнейшей вакцинации в школе. Обычно реакции слабо выражены и проходят самостоятельно. При высокой температуре тела можно принять жаропонижающее средство (парацетамол, ибупрофен), при сильной болезненности или уплотнении в месте укола – использовать местно раствор магнезии 25%, траумель (мазь).

Меры профилактики гриппа в школе: гигиеническое воспитание населения

План мероприятий по профилактике гриппа в школе предполагает гигиеническое воспитание населения. За его проведение отвечают сотрудники медицинских организаций, специалисты органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, организаций, обеспечивающих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и др. В их задачи входит представление населению подробной информации с помощью листовок, плакатов, бюллетеней, средств массовой информации, информационно-коммуникационной сети Интернет:

  • об основных симптомах заболевания;
  • о мерах профилактики.

Каждый год медицинские работники сталкиваются с протестом родителей против вакцинации детей. В связи с этим педагоги образовательных организаций должны заблаговременно проводить гигиеническое воспитание родителей обучающихся, разъяснять им необходимость вакцинации, развеивать «народные» мифы о вреде прививки.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль