Энергосбережение и энергоэффективность в школе: как организовать

1109

Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

Энергоэффективность – характеристика, отражающая отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) организации с участием государства или муниципального образования*, к которым относятся в т. ч. и образовательные организации, обязаны регулярно (не реже чем один раз в пять лет) проводить энергетические обследования, по результату – вносить сведения в энергодекларацию с учетом изменений в законодательстве. Целью таких обследований в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 261-ФЗ является в т. ч. получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов и нормативных затрат, составление соответствующей бухгалтерской отчетности. Если по результатам обследования выяснится, что энергетические ресурсы расходуются неэффективно, руководитель организации должен принять меры и разработать план мероприятий по энергосбережению в школе.

_______________________

* К организациям с участием государства или муниципального образования относятся юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50% и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

План мероприятий по энергосбережению в школе

Помимо проведения энергетического обследования, организации с участием государства или муниципального образования должны согласно ст. 25 Закона № 261-ФЗ утверждать и реализовывать план мероприятий по энергосбережению в школе или программы повышения энергетической эффективности. Каждая такая программа должна содержать:

  1. целевые показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этой программы или плана мероприятий по энергосбережению в школе;
  2. мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;
  3. иные положения согласно требованиям ч. 2–4 ст. 25 Закона № 261-ФЗ.

Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности в образовательной организации создается на основании федеральных нормативных правовых актов, законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления. К федеральным правовым актам об энергосбережении и о повышении энергоэффективности, помимо Закона № 261-ФЗ, относятся распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р <Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года> и приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности».

Как внедрить энергосбережение и энергоэффективность в школе 

Действенным способом обеспечить экономию энергоресурсов и повышение энергоэффективности в образовательной организации является внедрение энергосберегающих технологий. Запланировать и осуществить мероприятия с целью внедрения энергосберегающих технологий можно как за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, иных целевых субсидий, так и за счет средств от приносящей доход деятельности. Перечень рекомендуемых мероприятий приведен в таблице.

План мероприятий по энергосбережению в школе: перечень технических мероприятий

Мероприятия

Экономический эффект

1

2

Установка приборов учета воды

Экономия водопотребления

Замена вентильных кранов на современные включатели/выключатели (датчики, клавиши, рычаги)

Периодическая ревизия систем инженерных коммуникаций с целью своевременного обнаружения и устранения утечек

Установка приборов учета тепла

Экономия тепловой энергии

Ежегодная плановая промывка отопительной системы

Теплоизоляция трубопроводов

Утепление чердаков, тамбуров

Ремонт и замена окон, дверей

Установка на радиаторы отопления защитных ограждений, пропускающих тепло

Установка индивидуального теплового пункта для регулирования потребления тепловой энергии

Включение отопления на полную мощность в помещениях организации только во время присутствия детей

Применение современных технологий теплоизоляции трубопровода и распредели- тельных сетей

Покрытие оконных стекол теплоудерживающей пленкой

Балансировка внутренней системы отопления

Рационализация расположения источников света в помещениях

Экономия электроэнергии

Замена ламп накаливания на энергосберегающие, замена ламп РКУ-250 на ЖКУ- 250 и ДНАТ-250 в опорах освещения на территории организации

Замена указателей с лампами накаливания на светодиодные указатели

Применение автоматического выключения электрического освещения за счет использования датчиков присутствия людей в помещениях (главным образом во вспомогательных, складских и т. п.)

Замена электросчетчиков, трансформатора тока, автоматов в щитовой

Покраска стен и полов светлой краской для более эффективного использования естественного освещения

Установка отражающих поверхностей в плафонах ламп

Регулярное выключение неиспользуемых электроприборов из сети (вместо перевода в режим ожидания)

Применение техники с высоким классом энергоэффективности

Изменение режима работы оборудования пищеблока (плиты, вытяжки)

Расходы на указанные мероприятия рекомендуется заложить в план мероприятий по энергосбережению в школе или план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации. По возможности следует запросить у учредителя субсидию на иные цели.

Энергосбережение и энергоэффективность в школе должны обеспечивать работники

Энергосбережение и энергоэффективность в школе можно обеспечить путем посредством формирования энергосберегающего поведения работников. Решить эту задачу можно с помощью профилактических бесед, памяток и правил экономного расходования ресурсов в образовательной организации. План мероприятий по энергосбережению в школе рекомендуется закрепить отдельным локальным нормативным актом, а потом контролировать его исполнение (назначить ответственного за осуществление контроля, ежемесячно заслушивать его отчет и при необходимости принимать меры по мотивации работников).

Требования о неукоснительном соблюдении работниками правил энергосбережения, обязанности по экономному расходованию энергоресурсов желательно прописать в должностных инструкциях, трудовых договорах и коллективном договоре с работниками. В них же следует указать меры дисциплинарной ответственности за нарушение норм сохранения энергосбережения и энергоэффективности в школе.     

При привлечении работников к дисциплинарной ответственности нужно руководствоваться ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, при назначении мер поощрения – учитывать письмо Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 «О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Как реализовать план мероприятий по энергосбережению в школе

План мероприятий по энергосбережению в школе не предусматривает нарушение нормативных актов, устанавливающих требования к условиям образовательного процесса: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, и др.

Руководителю образовательной организации следует помнить о том, что нарушение санитарного законодательства, направленое на сохранение энергосбережения и энергоэффективности в школе, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная ответственность может наступить на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа для должностных лиц организации: за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ) и др.

Уголовная ответственность, в свою очередь, может наступить на основании ст. 236–238 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в виде штрафа, ограничения или лишения свободы, лишения права заниматься определенными видами деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль