«Уроки доброты»: социальный подход к пониманию инвалидности

238

Анна Михайленко, координатор проектов по образованию региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива»

Уроки понимания инвалидности

С 1997 г. региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (далее – РООИ «Перспектива») проводит в школах Москвы, других городов России, а также стран СНГ цикл занятий для учащихся уроки понимания инвалидности «Уроки доброты». Цикл был разработан на основе занятий по пониманию инвалидности, реализуемых в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Его основными задачами являются знакомство школьников с особенностями жизни людей с инвалидностью, преодоление предрассудков и развитие толерантности по отношения к ним в детской и подростковой среде.

Уроки понимания инвалидности проводятся для учащихся всех возрастов – от 7 до 17 лет. На данный момент разработаны программы для начальной школы (1–2-е и 3–4-е классы), средней школы (5–6-е и 7–8-е классы) и старшей школы (9–11-е классы).

Тематика занятий одинакова:

  • стереотипы в отношении к людям с инвалидностью;
  • различные подходы к пониманию инвалидности;
  • права и возможности людей с инвалидностью, социализация обучающихся;
  • организация доступности образования, работы и досуга для людей с инвалидностью;
  • создание доступной архитектурной среды для всех людей, в т. ч. для людей с инвалидностью;
  • терминология и этикет в общении с людьми с инвалидностью и др.

Однако в зависимости от возраста детей работа с ними строится по-разному. Кроме того, по-разному подается учебный материал.

На «Уроках доброты» дети узнают:

  • об особенностях людей с инвалидностью, о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • о правах и социальных гарантиях людей с инвалидностью;
  • о возможностях людей с инвалидностью – о том, где и как они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности.

Как реализуется социальный подход к пониманию инвалидности на «Уроках доброты»

«Уроки доброты» отличаются от обычных школьных уроков. Если занятие проводится в классе, то парты или столы пододвигаются к стенам, а учащиеся рассаживаются в один ряд полукругом. В центре полукруга находится рабочее место ведущего – таким образом он становится равноправным участником интерактивного процесса. Занятия могут проводиться не только в классе, а, например, в спортзале, в рекреации или на открытом воздухе.

Обычно занятие организуется для группы школьников одного возраста. Количество участников не превышает среднюю численность одного класса (от 15 до 25–30 человек). Оптимальное количество – до 20 человек.

Цикл состоит из 5 уроков. Время одного урока для учащихся начальной школы – 30–35 мин, для учащихся средней и старшей школы – 45 мин.

В процессе обучения упор делается на интерактивные формы проведения занятий: ролевая игра, игровые упражнения, блиц опрос, фокусированная дискуссия, мозговой штурм, конкурс и др. Это дает детям возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими детьми своими мыслями.

В ходе занятий обязательно используется наглядный материал: документальные и игровые фильмы, азбука Брайля, фотографии и др., который позволяет детям лучше понять и запомнить новую информацию.

Уроки понимания инвалидности ведут люди с инвалидностью, прошедшие специальную подготовку. Оптимальным является вариант, когда в качестве ведущих* выступают молодые люди с различными формами инвалидности. Как правило, они быстро находят общий язык с учащимися.

Учащиеся, в свою очередь, могут общаться с ними напрямую: задавать интересующие их вопросы, осматривать реабилитационные приспособления и т. д.

Результаты уроков понимания инвалидности

«Уроки доброты» позволяют учащимся получить новую информацию о людях с инвалидностью, расширить свой кругозор.

Кроме того, за время «учебы» меняются их внутренний мир, ценностные установки. Если после таких уроков в школе появляются учащиеся с инвалидностью, они быстро социализируются, поскольку детский коллектив готов их принять.

Занятия, безусловно, оказывают благотворное влияние и на тех, кто их проводит.

Сегодня школьные занятия по пониманию инвалидности по разработкам РООИ «Перспектива» реализуются более чем в 20 городах России и 5 городах стран СНГ. В общей сложности в «Уроках доброты» приняли участие более 400 тыс. школьников.

__________________________

* На «Уроках доброты» никогда не используются слова «учитель», «лектор», «педагог», «преподаватель», употребляется только один термин – «ведущий занятий».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль