Как может быть организована шефская помощь школе

577

Вера Елтышева, директор средней общеобразовательной школы № 22 г. Асбеста Свердловской обл.

В 2006 г. в Асбестовском городском округе по программе государственно-общественного управления образованием началось восстановление шефских связей между образовательными организациями и промышленными предприятиями. Постановлением главы Асбестовского городского округа от 21.04.2006 № 140-ПГ «О подготовке учреждений образования к новому 2006–2007 учебному году» руководителям предприятий, организаций малого и среднего бизнеса было рекомендовано «заключить соглашения с руководителями учреждений образования об оказании шефской благотворительной помощи по организации образовательного процесса». За нашей школой в качестве шефа было закреплено ООО «Строительно-монтажное управление». Это предприятие находится в нашем микрорайоне и тесно связано со школой, поскольку было подрядной организацией при ее строительстве, поэтому мы быстро наладили с ним шефские связи.

После экономического кризиса 2008–2010 гг. часть предприятий города закрылась, началась реорганизация образовательных организаций с последующим переводом учащихся.

В результате некоторые школы лишились старых и приобрели новых шефов. В частности, шефом нашей школы стало ООО «Асбестовский ремонтно-машиностроительный завод» – дочернее предприятие ОАО «Комбинат Ураласбест».

Сотрудничество школы с предприятием существовало и до этого: наши коллективы объединяли тесные связи. Учащиеся приходили на завод на экскурсии, принимали участие в концертах для ветеранов и митинге ко Дню Победы. Работники завода, в свою очередь, посещали линейки, посвященные Дню знаний и последнему звонку. В 2010 г. Шефская помощь школе была закреплена нормативно, появились новые возможности для взаимодействия.

С чего начиналось сотрудничество школы с предприятием

Практически сразу же сотрудничество школы с предприятием было зафиксировано в соглашении (приложение). В нем были установлено, по каким направлениям будет предоставляться шефская помощь школе, а также права и обязанности сторон. Руководство завода назначило ответственного за работу со школой. Вместе с представителем администрации школы он составил план сотрудничества школы с предприятием на учебный год. Теперь такой план составляется ежегодно.

На первом этапе сотрудничества шефская помощь школе от завода подразумевала совместное решение вопросов при подготовке к новому учебному году, в т. ч. по устранению проблем, обнаруженных органами надзора, а также в текущем благоустройстве помещений и территории. За короткий период работники завода полностью восстановили ограждение, частично отремонтировали кровлю, канализацию, лестничные площадки, заменили светильники. И это притом, что тогда на заводе проходила реорганизация, изменился профиль производства, что требовало вложения больших финансовых средств.

Шефская помощь школе привела к началу профориентационной работы среди учащихся

В марте 2011 г. сотрудничество школы с предприятием активизировалось: во время очередной встречи администрации школы с руководством завода выяснилось, что завод нуждается в рабочих и квалифицированных кадрах, а значит, существует необходимость в активизации профориентационной работы среди учащихся. На втором этапе сотрудничества шефская помощь школе привела к тому, что уже не только завод помогал нам, но и мы заводу.

Первоначально цеха и подразделения посетили педагоги школы, ведь для того, чтобы вести разговор с учащимися о производстве, надо знать, какую продукцию производит завод, какое оборудование на нем используется, какие условия созданы для рабочих и т. д. Затем на заводе в рамках профориентационного курса «Профессиональное самоопределение» побывали учащиеся 8-х классов. Они познакомились с рабочими профессиями литейщика, формовщика, столяра, токаря, фрезеровщика, чертежника-конструктора и условиями их труда.

В конце 2010–2011 учебного года в рамках программы сотрудничества школы с предприятием наша администрация пригласила руководство завода посмотреть на оснащение школьных мастерских.

Шефская помощь школе была активизирована, так как мастерские пребывали в плачевном состоянии. Шефы пообещали не только помочь с оборудованием и инструментами, но и создать на базе школы кружок конструирования из дерева, а также назначить из числа своих работников его руководителя.

Кружок заработал в сентябре 2012 г. Первыми кружковцами стали учащиеся 5–6-х классов. За год они закрепили навыки работы с инструментами, полученные на уроках технологии, своими руками изготовили множество моделей и игрушек. В течение 2012–2013 учебного года сотрудничество школы с предприятием продолжалось: через кружок прошли около 30 учащихся, в т. ч. четыре девочки. Они освоили изготовление плавающих и летающих моделей, научились делать ветряные мельницы, кормушки, разделочные доски и шкатулки (подарки для мам). В 2013–2014 учебном году состав кружка расширился за счет учащихся 4-х классов. Занятия постоянно посещали 13 человек, из них три девочки. По итогам года кружковцы подарили школьному музею деревянную модель танка Т-34.

Шефская помощь школе и сейчас заключается в поддержке работы кружка и поощрении учащихся, которые его посещают: для них проводят экскурсии по заводу, им дарят подарки (самым ценным из них стал сертификат на 10 тыс. руб. на приобретение полного комплекта инструментов) и т. д.

Шефская помощь школе разнообразила школьный календарь праздников

У завода и школы есть свои профессиональные праздники – День машиностроителя и День учителя, которые мы отмечаем вместе. В День машиностроителя (последнее воскресенье сентября) представители школьного коллектива приходят на торжественное собрание на завод, поздравляют заводчан, среди которых, кстати, есть и родители наших учащихся. Представители завода, в свою очередь, являются желанными гостями на концерте в честь Дня учителя. Школа предоставляет шефам спортивный зал для подготовки к спортивным соревнованиям, посвященным Дню машиностроителя. При этом учащиеся имеют возможность принять участие как в тренировочном процессе, так и в самих соревнованиях.

За четыре года сотрудничество школы с предприятием дало результаты: расширился круг работников завода, знающих о школе не понаслышке. Мы тесно общаемся с главным инженером, руководителями структурных подразделений, председателем совета ветеранов и председателем профсоюзной организации.

В течение учебного года шефская помощь школе реализуется следующим образом: представители администрации завода имеют возможность увидеть учащихся и пообщаться с ними в различных ситуациях – на классном часе, во время подведения итогов конкурсных мероприятий, в практической деятельности на занятии кружка, во время работы летнего трудового отряда. Школе есть что рассказать о шефствующем предприятии, а работникам предприятия – о школе, с которой они дружат.

Ежегодно в начале марта, когда проводится день градообразующего предприятия ОАО «Комбинат Ураласбест», шефская помощь школе видна во всех образовательных учреждениях города. В этот день в школы приходят руководители структурных подразделений и дочерних предприятий комбината. Они участвуют в организации профориентационной работы в школе, организуют конкурсы рисунков, сочинений и проектов на темы, имеющие отношение к деятельности предприятия (история ОАО «Комбинат Ураласбест», почетные работники комбината и т. д.).

Итоги конкурсов подводятся в августе на традиционном празднике, который проводит комбинат для подшефных школ: шефская помощь школе гарантирует получение учащимися-победителями ценных подарков, и премирование самых активных педагогов, подготовивших наибольшее количество победителей этих конкурсов.

Сотрудничество школы с предприятием способствует знакомству работников завода с учащимися всех возрастов во время подготовки к конкурсам. Благодаря этому легко отметить учеников, у которых есть интерес и желание работать в заводских коллективах.

Приложение

Соглашение о сотрудничестве в сфере общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» Асбестовского городского округа, именуемое в дальнейшем «Школа», в лице директора Елтышевой Веры Геннадьевны, действующей на основании устава Школы, с одной стороны и общество с ограниченной ответственностью «Асбестовский ремонтно-машиностроительный завод», именуемое в дальнейшем «АРМЗ», в лице генерального директора АРМЗ Егорова Константина Евгеньевича с другой стороны, именуемые вместе «стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Предметом настоящего соглашения является сотрудничество между сторонами по вопросам организации образовательной, воспитательной и досуговой деятельности Школы.

1.2. В рамках настоящего соглашения стороны договорились о взаимодействии по следующим направлениям:

1.2.1. Профессиональная ориентация.

1.2.2. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

1.2.3. Досуговая деятельность.

1.3. АРМЗ обязуется оказывать Школе материальную помощь в порядке, предусмотренном настоящим соглашением.

1.4. Взаимодействие сторон по другим направлениям осуществляется на основании дополнительного соглашения, заключенного между сторонами в установленном порядке.

2. Обязанности сторон

2.1. АРМЗ обязуется:

2.1.1. Оказывать Школе следующие виды материальной помощи:

  • выполнение ремонтных работ при подготовке Школы к началу учебного года;
  • устранение аварийных ситуаций в здании и помещениях Школы в течение учебного года;
  • предоставление Школе инструментов и материалов для уроков технологии и работы кружка конструирования из дерева;
  • оказание помощи в благоустройстве территории Школы;
  • оказание материальной помощи учащимся Школы из малообеспеченных и неблагополучных семей;
  • предоставление транспорта для нужд Школы.

2.1.2. Осуществлять совместно со Школой следующую деятельность в рамках профессиональной ориентации учащихся:

  • проведение экскурсий с учащимися в целях профессиональной ориентации;
  • организация внеурочной работы с учащимися 5–9-х классов технической направленности;
  • организация встреч учащихся с работниками АРМЗ.

2.1.3. Осуществлять совместно со Школой следующую работу в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • организация работы спортивной секции «Волейбол»;
  • организация дружеских встреч (соревнований) по волейболу, баскетболу.

2.1.4. В рамках досуговой деятельности организовывать и проводить экскурсии в музей АРМЗ (заводской музей).

2.2. Школа обязуется:

2.2.1. В рамках профессиональной ориентации учащихся:

  • предоставлять базу для организации внеурочной работы технической направленности;
  • организовывать конкурсы технической направленности.

2.2.2. В рамках физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • предоставлять спортивный зал Школы для работы спортивной секции «Волейбол», подготовки к спортивным соревнованиям;
  • проводить совместные с АРМЗ спортивные встречи, праздники.

2.2.3. В рамках досуговой деятельности:

  • организовывать и проводить совместные с АРМЗ праздники (веселые старты, спортивная семья и т. д.);
  • организовывать концерты и творческие выступления на корпоративных праздниках АРМЗ.

3. Ответственность сторон

3.1. Стороны обязуются не разглашать конфиденциальные сведения производственного и коммерческого порядка, которые стали известны в процессе совместной деятельности.

3.2. Стороны обязуются передавать друг другу все необходимые материалы и документы в целях добросовестного исполнения каждой из сторон обязательств по настоящему соглашению.

3.3. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) сторонами обязательств по настоящему соглашению виновная сторона несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

4. Форс-мажорные обстоятельства

4.1. При наступлении обстоятельства невозможности полного или частичного исполнения одной из сторон обязательств по настоящему соглашению (пожар, стихийное бедствие и др.) срок исполнения обязательств сдвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.

4.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему соглашению, должна известить об этом другую сторону в срок не позднее двух недель.

4.3. Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств будут служить документы соответствующих организаций.

5. Прочие условия

5.1. Стороны примут все меры к разрешению всех споров и разногласий, могущих возникнуть в процессе совместной деятельности на основании настоящего соглашения, дружественным путем.

5.2. В случае, если стороны не договорятся, все споры и разногласия решаются в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Срок действия соглашения

6.1. Настоящее соглашение вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами и действительно до «____»_________________ 20____ г.

6.2. Настоящее соглашение может быть расторгнуто с письменного уведомления и прекращает свое действие по истечении двух месяцев со дня направления другой стороне уведомления о прекращении соглашения. В таком случае условия расторжения соглашения определяются по взаимному согласию сторон.

7. Заключительные положения

7.1. Споры и разногласия, касающиеся настоящего соглашения, решаются переговорами или в установленном законодательством порядке.

7.2. Все изменения и дополнения к настоящему соглашению действительны только в том случае, если они сделаны в письменном виде и подписаны уполномоченными на то лицами обеих сторон.

7.3. Настоящее соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

8. Адреса, реквизиты и подписи сторон



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль