«Самое сильное мое желание, чтобы участники образовательных отношений понимали друг друга»

33

Образовательный комплекс Свердловской области является одним из крупнейших в Российской Федерации. В течение ряда лет здесь успешно реализуются мероприятия в рамках государственных и областных программ развития образования, ведется активная работа по созданию современной инфраструктуры, обеспечению доступного образования для детей с ОВЗ. По словам министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрия Ивановича Биктуганова, в 2015 г. решение этих вопросов продолжится. Особое внимание будет уделяться повышению качества физико-математического образования, формированию читательской культуры в детской и подростковой среде, развитию взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Юрий Иванович, Вы вступили в должность в 2011 г., и в этом же году началась реализация целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011–2015 годы». Расскажите, пожалуйста, что удалось сделать за это время?

На мой взгляд, сделано было немало. Назову лишь некоторые результаты. Прежде всего, нам удалось модернизировать школьную инфраструктуру. В 2010 г. вступили в силу новые СанПиНы, и нам пришлось приводить все образовательные организации в соответствие с установленными требованиями. Чтобы решить эту проблему, из областного бюджета муниципалитетам в 2011–2013 гг. было выделено 560 млн руб. На эти средства плюс средства местных бюджетов был проведен капитальный ремонт 1340 зданий и сооружений.

Кроме того, 570 млн руб. было выделено на капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений государственных образовательных организаций.

В результате в целом по области доля зданий образовательных организаций, нуждающихся в проведении капитального ремонта, сократилась со 100 до 40%.

Еще одним направлением реализации про граммы стало введение нового образовательного стандарта. В 2011 г. на базе учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» была создана стажировочная площадка по введению ФГОС.

В результате доля педагогических и руководящих работников, прошедших курсы повышения квалификации в связи с введением ФГОС, увеличилась с 15 до 60%. Это стало одним из факторов, позволивших обеспечить в 2011–2013 гг. переход 1–3-х классов всех общеобразовательных организаций Свердловской области на новый стандарт.

Достаточно много удалось сделать и для развития системы дополнительного образования детей. За три года в общеобразовательных организациях и в организациях дополнительного образования детей было открыто 18 специализированных центров, создана сеть базовых площадок с целью реализации образовательных программ по робототехнике и 3D-моделированию. Это позволило увеличить долю учащихся, участвующих в мероприятиях для талантливых детей и молодежи, с 15 до 35%, а долю образовательных организаций, реализующих специальные программы по работе с талантливыми детьми и молодежью, – с 30 до 45%.

Также в рамках реализации программы было осуществлено строительство здания экологического отделения центра дополнительного образования детей «Дворец молодежи» в г. Екатеринбурге, здания школы на 480 мест в г. Сысерть, завершена реконструкция здания школы в г. Артемовский, начато строительство здания школы в с. Платоново Шалинского городского округа. Для различных муниципальных и государственных образовательных организаций было приобретено 132 автобуса для подвоза учащихся, практически все школьные автобусы были оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и тахографами.

В 2014 г. в связи с началом реализации государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» реализация программы, о которой я говорил выше, была прекращена, однако основные направления нашей работы остались прежними.

Во всех российских регионах сейчас проводится работа по созданию доступной школьной среды для детей с ОВЗ. Свердловская область не исключение. А решается ли у вас проблема дальнейшего обучения и трудоустройства таких детей?

Эта проблема сейчас решается на самом высоком уровне. В 2012 г. Президент России своим указом поставил задачу увеличить к 2020 г. долю образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25%. У нас в регионе делается все, чтобы эту задачу выполнить.

В 2013 г. элементами доступной среды (пандусы, поручни, кнопка вызова персонала и др.) были обеспечены 45 организаций начального и среднего профессионального образования. Что касается вузов, то их, конечно, меньше, но ведь и требования к ним жестче. На данный момент доступная среда для студентов с ограниченными возможностями здоровья частично или полностью создана в восьми вузах: в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральском государственном педагогическом университете, Уральской государственной юридической академии, Уральском государственном университете путей сообщения, Уральском государственном медицинском университете, Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Уральском государственном лесотехническом университете и др. Из названий вузов понятно, что мы постарались охватить все основные направления высшего образования.

Вопросы дальнейшего обучения и трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ регулярно обсуждаются на рабочих совещаниях в министерстве. На них приглашаются не только директора, но и представители общественных организаций инвалидов. На сайте министерства размещен перечень востребованных экономикой Свердловской области профессий, рекомендуемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В Екатеринбурге ежегодно проводится межрегиональная специализированная выставка «Образование от А до Я. Карьера», предназначенная для будущих абитуриентов, в т. ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья, и студентов. В рамках выставки проводятся деловые мероприятия: семинары, круглые столы, мастер-классы, презентации ведущих ссузов и вузов Свердловской области и других регионов России.

В этом году Свердловская область показала хорошие результаты сдачи ЕГЭ – средние баллы по всем предметам оказались выше среднероссийских показателей. А насколько объективна, по Вашему мнению, система зачисления в вузы по результатам ЕГЭ – не только для детей с ОВЗ, но и вообще для всех выпускников школ? Практика показывает, что многие дети с высокими баллами не рискуют подавать аттестаты в престижные вузы, если они не рекомендованы к зачислению. В результате выигрывают те, у кого крепкие нервы, и те, чьи родители готовы обучать своего ребенка платно.

Подавляющее большинство выпускников школ зачисляется в вуз на основании результатов ЕГЭ. При этом возможности абитуриента по сравнению с прежними временами значительно расширены – прежде всего за счет права претендовать на поступление в несколько вузов и на несколько специальностей одновременно. С учетом того, что процедура зачисления во все государственные вузы производится в одни и те же сроки, абитуриенту необходимо заранее определиться, в какой вуз и на какую специальность он хотел бы поступить.

Если же четкого решения у абитуриента нет, а есть только единственное желание во что бы то ни стало стать студентом, он действительно попадает в ситуацию ожидания – куда примут, куда позовут… В целом процедура зачисления по результатам ЕГЭ объективна и прозрачна, но она требует от абитуриента определенных морально-волевых качеств.

Приближается новый, 2015 г. Каких изменений к лучшему Вы ждете от него в профессиональной деятельности?

Я не только жду, но и стараюсь по мере возможности повлиять на эти изменения. Надеюсь, что они затронут систему физико-математического школьного образования. Когда-то я начинал свою деятельность в школе как учитель физики и сейчас переживаю за результаты ЕГЭ по этому предмету.

На первый взгляд причин для волнения нет: Свердловская область по сравнению с другими российскими регионами выглядит на порядок лучше. Однако мы живем на Урале, наши промышленные предприятия давно испытывают дефицит в инженерных кадрах, поэтому губернатор Евгений Куйвашев поставил перед нами стратегическую задачу – возрождение Уральской инженерной школы. А без хорошей школьной подготовки по физике и математике настоящих инженеров не будет.

Второе мое ожидание связано с тем, что 2015 г. объявлен Годом литературы. Мечтаю о том, чтобы в учительские вернулись разговоры о прочитанных книгах. В моей сельской школе, в которой я работал директором, обсуждение книжных новинок было нормой. Кстати, чтобы пробудить интерес к чтению, министерство общего и профессионального образования Свердловской области и министерство культуры Свердловской области разработали совместный проект «Открытая книга», который с декабря 2013 г. реализуется в школах и библиотеках области.

Ну и наконец, я жду, что в 2015 г. система образования Свердловской области обретет прозрачность. Почему это важно? Все наши программы и мероприятия по модернизации не обретут запас прочности, если не будут понятны педагогам, родителям, журналистам, общественности.

Меня удивляет, когда дискуссии о тех или иных проблемах образования на радио или телевидении ведутся по принципу «закон не читали, но считаем…». А ведь это и есть следствие непрозрачности системы. В результате мы получаем формирование неверных представлений в обществе о реформах в сфере образования и возникновение барьеров на пути ее развития. Так что самое сильное мое желание, чтобы участники образовательных отношений, понимали друг друга. Надеюсь, это случится в будущем году.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль