Положение о доступной среде в образовательной организации: схема формирования

398

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает принцип равных возможностей в области образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (как взрослых, так и детей).

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются такими же правами, как и их сверстники, не имеющие недостатков в физическом или психическом развитии. Поэтому государство ставит перед собой задачу обеспечить условия для получения такими детьми образования, создать условия для их беспрепятственного доступа в помещения образовательных организаций.

Положение о доступной среде в школе, предусматривающее обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и комфортных условий в помещениях школы, закреплено и в других нормативных правовых актах.

Формы организации образовательной среды: нормативно-правовая основа

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны применять современные формы организации образовательной среды, создавая условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.

За уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время такая ответственность установлена ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Положение о проверке доступности школьной среды предусматривает советы по оборудованию зданий и помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, что содержатся в Методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, направленных письмом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602.

С 1 января 2013 г. вступил в действие СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605.

В этом документе впервые в российском законодательстве используется термин «универсальный дизайн», который закреплен в Конвенции о правах инвалидов. Универсальный дизайн – это дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их максимально удобными для всех людей без дополнительной адаптации, предусмотренный формами организации образовательной среды.

В то же время в письме Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ дано разъяснение, что актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов. Ими необходимо руководствоваться до тех пор, пока не будут официально внесены изменения в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р.

Таким образом, в настоящее время основным документом для проектировщиков и строителей любых зданий общественного назначения, в т. ч. образовательных организаций, является старый СНиП 35-01-2001. Паспортизация объекта социальной инфраструктуры должна отражать все вышеперечисленные положения.

Формы организации образовательной среды: обустройство зданий и помещений

Очевидно, что для детей-инвалидов с разными физическими и сенсорными возможностями требуются разные приспособления и оборудование, для того чтобы они могли посещать обычные школы по месту жительства. Положение о доступной среде в образовательной организации регламентирует требования к зданиям, помещениям и их обустройству.

Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата вход в здание школы необходимо оборудовать пандусом с перилами с двух сторон. Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть 0,9–1,0 м в свету между перилами, максимальный уклон пандуса – 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%.

Следует иметь в виду, что в нормативных документах, закрепляющих формы организации образовательной среды доступной для инвалидов, уклон определяется в процентах (или как соотношение высоты подъема на длину пандуса по горизонтали), а не в градусах. 8% (1 : 12,5) соответствует 5 градусам. Иными словами, если длина пандуса в 12,5 раз больше высоты крыльца, то уклон пандуса должен составлять 8%.

При благоустройстве территории школы необходимо от ближайшей остановки и парковки до крыльца здания организовать безбарьерный пешеходный путь. Для инвалидов по зрению должны быть предусмотрены предупреждающие и направляющие тактильные полосы. Встречающиеся на пути высокие бордюры в местах пересечения тротуара с проезжей частью нужно понизить до одного уровня с дорогой, ступеньки или перепады высот – выровнять либо продублировать пологим пандусом.

Ступеньки наружного крыльца лестницы должны иметь высоту 0,12 м и ширину 0,40 м. Дверь в здание школы должна открываться в сторону, противоположную от пандуса. Ширина рабочего полотна двустворчатой двери должна быть не менее 0,9 м. Один из турникетов на входе необходимо сделать без «вертушки» и шириной не менее 0,9 м для свободного прохода учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т. ч. на инвалидных колясках.

Положение о доступной среде в образовательной организации рекомендует организовать пути движения в самом здании, учитывая, что:

  • ширина пути при движении кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 м, при встречном движении – не менее 1,8 м;
  • ширина прохода в помещение с оборудованием и мебелью должна быть не менее 1,2 м;
  • конструктивные элементы внутри здания и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края и не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 м до 2 м от уровня пола;
  • ковровые покрытия на путях движения необходимо плотно закрепить, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий;
  • двери в помещения не должны иметь порогов и перепадов высот;
  • нижнюю часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола необходимо защитить противоударной полосой от повреждения инвалидной коляской;
  • прозрачные двери и ограждения должны быть из ударопрочного материала.

Лестницы внутри здания должны иметь закругленные, надежно закрепленные поручни, непрерывные по всей длине, а конструкция поручней – исключать возможность травмирования людей. Завершающие части поручня должны быть длиннее лестничного марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

Если в школе больше одного этажа, здание необходимо оборудовать лифтом или подъемником.

Положение о доступной среде в образовательной организации: основные помещения

Современные формы организации образовательной среды доступной для инвалидов рекомендуют мебель и оборудование в классах размещать с учетом досягаемости для колясочников. Под столами и другими поверхностями должно быть свободное пространство на высоту около 0,65–0,70 м, чтобы они могли подъехать к ним вплотную.

Проходы между рядами парт должны быть не менее 0,9 м.

Доску желательно повесить чуть ниже обычного. Чтобы определить приемлемый уровень для колясочников, можно сесть на обычный стул и попробовать из этого положения дотянуться до доски. Перед доской должно быть достаточно места, чтобы формы организации образовательной среды доступной соблюдались, и ребенок на коляске или костылях свободно перемещался.

Оборудуя школьные туалеты, нужно обратить внимание на следующее:

  • как минимум одна из раковин должна быть установлена на высоте не более 0,8 м от уровня пола и на расстоянии от боковой стены не менее 0,2 м;
  • универсальная кабина уборной, предназначенная для учащихся с инвалидностью, должна иметь ширину не менее 1,65 м и глубину не менее 1,8 м без раковины и 2,2 м при наличии раковины;
  • возле унитаза следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски и поручни; поручень с той стороны, с которой инвалид на кресле-коляске подъезжает и пересаживается на унитаз, должен быть откидным;
  • высота унитаза должна соответствовать возрасту ребенка (специальный унитаз для колясочников имеет высоту, равную высоте сиденья инвалидной коляски, для старших классов она составляет 0,46–0,48 м;
  • водопроводные краны необходимо установить рычажного или нажимного действия.

Мобильные подъемники или подъемные платформы не обеспечивают полной свободы перемещения, поэтому если в школе нет лифта, желательно оборудовать доступный туалет на каждом этаже.

Для слабовидящих учащихся, чтобы им было легче ориентироваться в здании, на отдельные конструктивные элементы и мебель должна быть нанесена маркировка, утвержденная в положении о доступной среде в образовательной организации. Так, например, для предупреждения о начале лестничного марша нижнюю и верхнюю ступени следует выделить контрастным (желтым или белым) цветом. На прозрачных полотнах дверей нужно сделать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пути. Рабочее полотно двери необходимо выделить с помощью контрастной надписи, таблички или рисунка.

Важная визуальная информация в здании и помещениях школы должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне). Для незрячих учащихся ее необходимо продублировать шрифтом Брайля.

Мебель в классах также должна быть хорошо различимого контрастного цвета.

Для учащихся с нарушением слуха доступность школьной среды достигается за счет использования специальных световых сигналов, дублирующих звуковые: предупреждающих о начале и конце урока, о пожарной тревоге и т. п. То, что учащийся не может услышать, он должен иметь возможность увидеть и прочитать.

Разумеется, не каждая школа сегодня может выполнить положение о доступной среде в образовательной организации и учесть все указанные выше рекомендации, однако к этому необходимо стремиться. Не будем забывать, что физическая доступность образовательных организаций нужна не только учащимся, но и их родственникам (бабушкам, дедушкам, родителям с ограниченной мобильностью и т. д.), а также пожилым педагогам.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль