• Главная страница
  • » Статьи
  • » Кадры
  • » Применение Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

Применение Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

204

Определение должностей руководителей

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура), принята в целях реализации положения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Подобный нормативный правовой акт для сферы образования принят впервые.

Номенклатуры, определяющей наименования должностей педагогических работников и руководителей, не утверждалось ни органами государственной власти СССР, ни органами государственной власти РФ, что создавало определенные трудности при решении вопросов, связанных с трудовыми и иными правами как педагогических работников, так и работников из числа руководителей образовательных организаций.

Условной номенклатурой должностей для сферы образования в какой-то степени служили наименования должностей квалификационных характеристик, которым согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ должны соответствовать наименования должностей работников, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Вместе с тем отсутствие официально утвержденного перечня могло, к примеру, повлиять на то, что правом на назначение трудовой пенсии досрочно пользовались не все педагогические работники, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Теперь же в соответствии со ст. 27 (ранее это была ст. 28) Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» предусматривается лишь сохранение права на досрочную трудовую пенсию за теми педагогическими работниками, которые имели это право до принятия указанного закона, а Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 5 ч. 5 ст. 47) определил для педагогических работников право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ, т. е. в порядке, указанном в законе о пенсиях.

Следует отметить, что если при разработке Номенклатуры в части должностей педагогических работников разногласий практически не возникало, то по определению должностей работников, относящихся к категории руководителей, мнения разработчиков не были однозначными. Отдельные представители разработчиков считали, что к должностям руководителей относятся только должности руководителей организаций, а должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений к таковым не относятся и в необходимых случаях для их обозначения следует использовать понятие «руководящие работники». Такой подход к формированию Номенклатуры не нашел поддержки, поскольку это противоречило бы Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 (далее – ОК 016-94).

При формировании Номенклатуры были приняты во внимание положения ОК 016-94, согласно которым должности руководителей организаций классифицированы в зависимости от объекта руководства: руководители организаций; руководители служб и подразделений организаций. Должности заместителей руководителей организаций и заместителей руководителей служб и подразделений организаций признаны производными от базовых должностей соответствующих руководителей.

Таким образом, раздел Номенклатуры «Должности руководителей образовательных организаций» состоит из должностей работников, которые осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей.

Раздел делится на два подраздела: 1) «Должности руководителей» и 2) «Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей». Ко второму подразделу относятся в т. ч. такие должности, как «помощник ректора», «помощник проректора», «руководитель (заведующий) учебной (учебно-производственной, производственной) практики», «советник при ректорате», «старший мастер», «ученый секретарь совета организации», «ученый секретарь совета факультета (института)».

Следует также отметить, что Номенклатура в целом сформирована на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС), включающего разделы ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее – квалификационные характеристики), утв. соответственно приказами Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – Приказ № 761н) и от 11.01.2011 № 1н (далее – Приказ № 1н).

Формирование Номенклатуры на основе квалификационных характеристик необходимо было, прежде всего, для обеспечения сохранения за работниками действующих мер социальной поддержки, а также недопущения снижения их правового и социального статуса в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Определение должностей педагогических работников

Раздел Номенклатуры «Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» состоит их двух подразделов: 1) «Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу» и 2) «Должности иных педагогических работников».

Выделение должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, в отдельную группу обусловлено существенными различиями правового регулирования, установленными для этой категории педагогических работников трудовым и образовательным законодательством РФ.

Так, особенности правового регулирования связаны с заключением трудового договора, которому предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, а также с его прекращением в случае неизбрания по конкурсу на соответствующую должность или истечения срока избрания по конкурсу. К должностям профессорско-преподавательского состава предъявляются особые требования к квалификации, связанные с наличием ученой степени. Особенности установлены также при формировании должностных окладов профессорско-преподавательского состава в соответствии с ч. 11 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Должности педагогических работников в каждом из подразделов Номенклатуры представлены не по их значимости для функционирования и развития системы образования РФ, а в алфавитном порядке.

Номенклатура предусматривает ряд примечаний – они содержат пояснения к наиболее вероятным вопросам, которые могут возникнуть в ходе ее применения.

Пример

В каких случаях используются наименования должностей «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры», «заместитель начальника кафедры», «учитель-логопед», «логопед»?

Или – в каких случаях:

  • должность «директор института» относится к профессорско-преподавательскому составу, а в каких случаях – к руководителям образовательных организаций?
  • должность «преподаватель» – к профессорско-преподавательскому составу, а в каких случаях – к иным педагогическим работникам?
  • должность «тьютор» – к педагогическим работникам, а в каких случаях – к ним не относится?
  • должность «ученый секретарь совета института» – к должностям руководителей образовательных организаций?

Применяя Номенклатуру и примечания к ней, также необходимо учитывать следующие особенности. К должностям профессорско-преподавательского состава должности директоров институтов относятся при соблюдении двух условий:

  • если институт является структурным подразделением организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • если директор института, возглавляя структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность, непосредственно участвует в образовательной деятельности, т. е. его должностные обязанности определяются в соответствии с квалификационной характеристикой по должности «декан факультета (директор института)», утв. Приказом № 1н.

Должности ученых секретарей советов институтов относятся к должностям руководителей образовательных организаций, если институты являются структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а ученые секретари непосредственно участвуют в образовательной деятельности, т. е. их должностные обязанности определяются в соответствии с квалификационной характеристикой по должности «ученый секретарь совета факультета (института)», утв. Приказом № 1н.

Наименование должности «логопед», предусмотренное в подразд. 2 разд. 1 Номенклатуры, в образовательных организациях не применяется, а используется только в организациях сферы здравоохранения, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

В образовательных организациях применяется наименование должности «учитель-логопед».

Такое регулирование по применению наименований должностей предусмотрено квалификационной характеристикой, утвержденной Приказом № 761н по должностям «учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)».

Как следует из Номенклатуры, наименование должности «преподаватель» предусмотрено как в подразд. 1 разд. 1, так и в подразд. 2 разд. 1, но в одном случае должность с таким наименованием относится к должностям профессорско-преподавательского состава, в другом – к иным должностям педагогических работников.

Согласно примечанию 3 Номенклатуры к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, следует относить только те должности педагогических работников с наименованием «преподаватель», деятельность которых связана с реализацией образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, т. е. программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Это условие вытекает из ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Преподаватели, занятые в структурных подразделениях образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена), программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы, к лицам профессорско-преподавательского состава не относятся.

Согласно примечанию 4 Номенклатуры наименование должности «тьютор» относится к должностям педагогических работников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением образовательных организаций высшего образования. В образовательных организациях высшего образования должность с наименованием «тьютор» в соответствии с квалификационной характеристикой, утв. Приказом № 1н, относится к должностям работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала.

Примечание 5, устанавливающее, что наименование должности «президент» применяется только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования, обусловлено соответствующим положением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Примечанием 6 определено, что должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры», «заместитель начальника кафедры» предусматриваются только в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Данное примечание включено с той целью, чтобы в других организациях, реализующих образовательные программы высшего образования иной направленности, применялись традиционные наименования должностей, отнесенные к должностям профессорско-преподавательского состава, такие как «декан факультета» и (или) «директор института», «заведующий кафедрой».

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль