Положение об образовательной программе учреждения

154

Образовательные программы занимают важнейшее место в системе образования. В статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная деятельность определяется как деятельность по реализации образовательных программ в рамках учебных курсов. Образовательные программы, реализуемые образовательными организациями в рамках основной цели деятельности, выступают основанием для разделения образовательных организаций на типы (ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Нормативные требования к образовательной программе

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные требования к образовательной программе обуславливают присутствие в документе комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. 

Образовательная программа как документ, регламентирующий деятельность образовательной организации, включает:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
  • оценочные и методические материалы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит норму о том, что образовательные программы определяют содержание образования. При этом к содержанию образования предъявляется ряд требований, согласно которым оно должно:

  • содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
  • учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
  • обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно также обеспечивать получение квалификации, т. е. уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Виды образовательных программ в школе

Образовательные программы подразделяются на основные и дополнительные.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основные виды образовательных программ в школе включают:

  • основные образовательные программы общеобразовательных организаций – образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
  • основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • основные профессиональные образовательные программы. К их числу относятся образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки).

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, предпрофессиональные программы;
  • дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Нормативные требования к образовательной программе (примерной)

Термин «примерная основная образовательная программа» в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяется как «учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы образовательного учреждения, определяющие рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы».

Необходимо отметить, что нормативные требования к дополнительной образовательной программе (примерной) ранее регулировался Законом РФ «Об образовании», однако в нем отсутствовало определение данного термина. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» примерные образовательные программы:

  • разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено законом;
  • включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Положение об образовательной программе учреждения: разработка и утверждение

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Однако в ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения об образовательной программе учреждения, регламентирующие разработку и утверждение ряда отдельных образовательных программ. В их числе:

  • образовательные программы дошкольного образования, которые должны разрабатываться и утверждаться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования;
  • образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), которые должны разрабатываться образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ;
  • образовательные программы, реализуемые образовательными организациями высшего образования, имеющими право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатываются на основе таких образовательных стандартов.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль