Обязательные элементы наименования образовательной организации

590

Какие элементы наименования образовательной организации являются обязательными

Согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») наименования и уставы образовательных учреждений должны быть дополнены обязательными элементами наименования образовательной организации в соответствии с указанным законом не позднее 1 января 2016 г.

При этом необходимо учитывать следующие нормы:

  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
  • образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования, решающие проблему профессиональной ориентации учащихся, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования, выдающие документы установленного образца, должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;
  • образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;
  • образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

Таким образом, с одной стороны, на переименование учреждений дается более двух лет, с другой – данное требование уже сейчас вызывает много вопросов: можно ли в названии образовательной организации сохранить слово «учреждение», нужно ли включать в него указание на тип и т. д. Понять, какие элементы наименования образовательной организации являются обязательными, и определить, как именно с 2016 г. должны называться образовательные организации, поможет анализ норм действующего законодательства.

Часть 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) гласит: «Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица».

Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дополняет это положение: «Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип».

Напомним, что деление учреждений на типы введено Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).

Согласно данному закону государственные и муниципальные учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными.

Подпункт 1 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) устанавливает, что наименование образовательной организации должно содержать следующие сведения:

1) наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества…».

В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» использовался термин «образовательное учреждение», который относился ко всем образовательным организациям. Это противоречило гражданскому законодательству РФ, в котором учреждением называется лишь одна из организационно-правовых форм юридических лиц наряду со многими другими формами (автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, общественная организация и т. п.), широко используемыми для создания негосударственных образовательных организаций. Обязательные элементы наименования образовательной организации исправлены согласно гражданскому законодательству: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указанное выше противоречие устранено: вместо термина «образовательное учреждение» используется термин «образовательная организация». Однако «термин» и «наименование» – нетождественные понятия. По поводу того, какие элементы наименования образовательной организации являются обязательными, новый закон об образовании гласит следующее:

  • образовательная организация (как и ранее образовательное учреждение) должна создаваться в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 22);
  • наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип (ч. 5 ст. 23).

Обязательные элементы наименования образовательной организации могут включать наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и т. д. (ч. 6 ст. 23).

Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм. ОК 028-2012, утв. приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст (далее – Классификатор организационно-правовых форм), к организационно-правовым формам юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, в т. ч. относятся:

Код

Наименование

2 09 00

Учреждения

2 09 01

Автономные учреждения

2 09 02

Благотворительные учреждения

2 09 03

Бюджетные учреждения

2 09 04

Казенные учреждения

2 09 05

Общественные учреждения

2 09 06

Частные учреждения

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Таким образом, в соответствии с новым законом об образовании тип образовательной организации определяется по типу реализуемой образовательной программы, а если таких программ несколько, – по реализуемой программе наиболее высокого уровня.

Анализ изложенных выше законодательных требований позволяет сделать вывод, что государственные и муниципальные образовательные учреждения сохраняют свои наименования, если в них имеется указание на тип реализуемой образовательной программы.

Наименования таких учреждений могут быть дополнены указаниями на особенности образовательной деятельности, например: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад» (в наименовании отражается уровень программы) или Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № ____» (в наименовании отражается направленность программы).

Неопределенность в вопросе об указании в наименовании образовательного учреждения организационно-правовой формы создает Классификатор организационно-правовых форм, в котором код организационно-правовых форм расшифровывается следующим образом: первая цифра (2) – раздел классификатора; вторая цифра (09) – тип организационно-правовой формы; третья цифра (01, 02 и др.) – вид организационно-правовой формы.

Иными словами, по букве классификатора «учреждение» является не организационно-правовой формой, а типом организационно-правовой формы некоммерческой организации. Данный тип, в свою очередь, подразделяется на виды: автономное, благотворительное, бюджетное, казенное и т. д. Однако, как уже было сказано выше, согласно Закону № 83-ФЗ автономное, бюджетное и казенное являются не видами, а типами государственных и муниципальных учреждений.

В соответствии с принципами разрешения коллизии правовых актов специальный правовой акт (каковым является Классификатор организационно-правовых форм) обладает приоритетом над общими правовыми актами (федеральными законами), если явно не противоречит им как актам более высокого уровня.

Таким образом, вопрос о применении единообразных правил для наименований образовательных организаций в настоящее время нуждается в официальном разъяснении или в истолковании судебными органами, уполномоченными разрешать коллизии правовых актов.

Обязательные элементы наименования образовательной организации: разъяснения Минобрнауки РФ

Письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» (далее – письмо Минобрнауки России № ДЛ-151/17) частично отвечает на вопрос. Однако в письме имелось расхождение с Законом № 174-ФЗ, согласно которому в наименовании автономного учреждения должно быть указание на собственника такого учреждения (муниципальное, государственное, федеральное).

Данное расхождение было исправлено письмом Минобрнауки России от 09.07.2013 № ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений». При переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименование с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона № 174-ФЗ включается в т. ч. указание на собственника имущества образовательного учреждения.

Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ и ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием и соответственно создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

На основании изложенного при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их наименование должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».

С учетом положений Классификатора организационно-правовых форм, федеральных законов, разъяснений Минобрнауки России и сложившейся традиции в наименовании образовательного учреждения рекомендуется указывать:

  • организационно-правовую форму образовательной организации. При этом для государственных или муниципальных автономных учреждений обязательно указание на собственника (муниципальное, государственное, федеральное), для бюджетных и казенных учреждений – по усмотрению;
  • тип учреждения в соответствии с реализуемой образовательной программой (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение, профессиональное образовательное учреждение, учреждение высшего образования, учреждение дополнительного образования, учреждение дополнительного профессионального образования).

В наименовании образовательного учреждения могут также указываться дополнительные сведения, в частности:

  • собственное наименование (детский сад, школа, образовательный центр, комплекс и т. п., номер учреждения, собственное имя – например, школа «Лесная» и др.);
  • особенности реализуемых образовательных программ (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов и др.);
  • присвоенное учреждению имя выдающего гражданина или наименование юридического лица, в т. ч. фирменное.

Следует обратить внимание, что согласно письму Минобрнауки России № ДЛ-151/17 понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. Самим же законом включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация» – не предусмотрено, из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль