Инструкция по приведению деятельности образовательной организации в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

150

Действия образовательной организации по приведению в соответствие с законом наименования, системы управления, локальных нормативных актов, образовательной и иных видов деятельности.

Необходимые действия

Пояснения, примечания

Нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконных актов

1

2

3

Образовательная деятельность образовательной организации

Определить тип образовательной организации. Решить, какие виды образовательных программ могут быть реализованы в качестве основных и иных целей деятельности. Соотнести их с реально ведущимися видами деятельности. При необходимости исключить ведение неразрешенной деятельности, рассмотреть вопрос о начале ведения разрешенной

В случае если реализуются  неразрешенные виды образовательных программ, необходимо перестать их вести (исключить из устава, лицензии, прекратить прием на обучение по данным программам, решить вопрос с переводом обучающихся либо иным прекращением отношений  с обучающимися, которое бы не нарушало их прав).

В случае если не реализуются разрешенные виды образовательных программ, рассмотреть вопрос о возможности их реализации, в т. ч. о получении задания учредителя, прохождении процедур лицензирования и государственной аккредитации

Части 1–4 ст. 23 Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)

Проверить структуру утвержденных образовательных программ, обеспечить их доработку в случае внесения изменений в соответствующие Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), Федеральные государственные требования

Образовательная программа  разрабатывается непосредственно на основе ФГОС.

Примерные основные образовательные программы учитываются, но от них можно отступать. Состав программы определен Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Пункт  9 ст. 2, ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оценить, какая именно деятельность – инновационная или экспериментальная – ведется в образовательной организации (при наличии). Организовать ведение данной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами

Ведение экспериментальной деятельности регулируется Правительством РФ. Это означает, что региональных экспериментальных площадок быть не может, они должны оформляться как региональные  инновационные площадки с соответствующим описанием их инновационной деятельности.

Ведение инновационной деятельности регулируется нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также Минобрнауки России. С муниципального уровня инновационная деятельность регулироваться не может. Муниципальные инновационные площадки должны либо стать региональными, либо прекратить существование

Части 1–4 ст. 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»

Проверить обеспечение учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами и средствами обучения за счет бюджета (в случае обучения в пределах ФГОС за счет средств бюджета)

Обеспечение учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами и средствами обучения в случае обучения в пределах ФГОС за счет средств бюджета должно быть бесплатным, т. е. не может  быть реализовано за счет обучающихся и их законных представителей

Части 1, 2 ст. 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Решить вопрос с обеспечением обучающихся документами об образовании

Данные полномочия возложены не на учредителя или региональные органы власти, а на саму образовательную организацию. Решить вопрос с механизмом реализации полномочий возможно, обратившись к учредителю с запросом о включении соответствующих рас- ходов в состав нормативных затрат на предоставление услуги

Пункт 17 ч. 3 ст. 28 Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации»

В случае реализации программ дошкольного образования отслеживать  принятие  ФГОС дошкольного образования с целью своевременной коррекции образовательной программы

Введение ФГОС предъявляет  новые качественные требования к содержанию дошкольного образования

Часть 6 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

В случае реализации программ дошкольного образования исключить проведение аттестации обучающихся в любых формах и видах

Проведение аттестации запрещено. В образовательной организации не должно проводиться ни документально оформленных, ни скрытых аттестаций воспитанников

Часть 2 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

В случае обучения  детей на дому и в медицинских организациях оценить финансирование данного обучения. При необходимости поставить вопрос о его финансировании перед учредителем. Следить за появлением подзаконных нормативных правовых актов

Обучение на дому и в медицинских организациях относится к правам обучающихся и должно быть профинансировано учредителем (нормативные  затраты на предоставление образования данной категории лиц могут отличаться от нормативных затрат на предоставление образования лицам, посещающим образовательную организацию)

Части 5, 6 ст. 41, ч. 10, 11 ст. 66 Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации»

В случае наличия экстернов оценить финансирование предоставления данной услуги. При необходимости поставить вопрос о финансировании перед учредителем

Услуга по проведению  аттестации для экстернов является бесплатной. Соответственно, учредитель должен включить ее отдельной строкой в государственное (муниципальное) задание, для чего предварительно  ввести в перечень государственных (муниципальных) работ, услуг, рассчитать нормативные затраты. Если данная услуга не включена в задание, она не может быть профинансирована за счет средств субсидии на выполнение задания. Кроме того, данный вид деятельности должен быть включен в устав

Часть 3 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Иные виды деятельности образовательной организации

Оценить наличие иных, помимо образовательных, бес- платных для обучающихся услуг, оказываемых образовательной организацией. В частности:

–  предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

–  предоставление различных видов помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного  образования.

В случае  фактического оказания таких услуг проверить оформление их оплаты со стороны учредителя (отдельная строка в государственном (муниципальном) задании, нормативные затраты для расчета субсидии). В случае  отсутствия подобного оформления инициировать включение услуг в задание.

В случае возможного  оказания услуг обратиться к учредителю с предложением о включении их в задание

Данные виды услуг являются отдельными услугами, не входящими в состав реализации образовательных программ. Если образовательная организация  их оказывает, она не вправе финансировать такую деятельность за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, в которое соответствующие услуги не включены. Например, аттестация экстернов осуществляется на бесплатной для них основе, однако зачастую без надлежащего оформления в государственном (муниципальном) задании. Это является нарушением, поскольку средства субсидии не могут быть потрачены на услуги, не включенные в задание. Тратить на промежуточную и итоговую аттестацию рабочее время сотрудников, оплаченное за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, противозаконно

Часть 3 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

В случае наличия групп продленного дня для обучающихся по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования оценить реальное содержание данной услуги, проверить источники ее финансирования, оформить услугу в соответствии с реальным содержанием

На практике, в состав услуги нередко входят как присмотр и уход, так и элементы образовательной деятельности. При выявлении образовательного компонента необходимо оформить его либо как часть основной образовательной программы, либо как дополнительную общеразвивающую программу.

Если соответствующие услуги не были доведены в составе государственного (муниципального) задания или данная деятельность не является фактически реализацией образовательной программы в пределах ФГОС, финансирование услуг должно быть организовано за счет средств обучающихся (их законных представителей)

Часть 7 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

В случае осуществления присмотра и ухода за обучающимися проверить источники финансирования данной услуги

Если услуга не включена в государственное (муниципальное) задание, средства субсидии на его выполнение нельзя потратить на финансирование оказания услуги присмотра и ухода. При этом услуга не может быть включена в задание, если учредитель не возьмет на себя расходы по присмотру и уходу в полном размере. Теоретически он может взять на себя расходы, довести задание на эту услугу и полностью компенсировать расходы на нее в составе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Части 1–4 ст. 65, ч. 7–9 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», письмо Минобрнауки России от 24.04.2013

Однако такое решение не принято на данный момент ни в одном регионе.

Источником финансирования может быть родительская плата в размере, установленном учредителем.

Если учредитель установил размер менее себестоимости оказания услуги, целесообразно выяснить способы компенсации выпадающих доходов образовательной организации  с целью определения источников финансирования услуги, помимо средств от родительской платы.

Существует три способа.

1. Довести до образовательной организации иную целевую субсидию (согласно абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ). В этом случае услуга финансируется за счет средств родительской  платы и данной субсидии.

2. Ввести дополнительную  компенсацию  для родителей. То есть родители платят родительскую плату в полном объеме, однако получают дополнительную компенсацию за счет средств учредителя.

3. «Разгрузить» услугу  по присмотру и уходу, выделив, например, питание как отдельную бесплатную услугу и включив ее в задание отдельной строкой, и т. п. Услуга будет финансироваться в остаточной своей части за счет средств родительской  платы, а исключенные составные части услуги – в зависимости от выбранного формата финансирования. Учредитель может не решать вопрос с компенсацией выпадающих доходов. В таком случае услуга может быть профинансирована за счет средств родительской платы и в недостающей части – за счет средств от приносящей доход деятельности образовательной организации. При этом целесообразно ставить перед учредителем вопрос о компенсации расходов

№ ДЛ-101/08 «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми»

В случае оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся оценить финансирование данной услуги и при необходимости поставить вопрос о финансировании перед учредителем

Указанные услуги могут быть оказаны не только специализированными центрами, но и образовательными организациями в случае принятия такого решения учредителем. Для финансирования услуги учредитель должен включить ее отдельной строкой в государственное (муниципальное) задание

Часть 1 ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Наименование образовательной организации

Проверить точность указания типа образовательной организации в наименовании, при необходимости внести изменения в устав

К наименованию предъявляется два требования: оно должно содержать указание на организационно-правовую форму (для большинства организаций – учреждение), а также на тип образовательной организации (в строгом соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В наименовании могут содержаться иные слова, указывающие на особенности осуществления образовательной деятельности (например, математический, полного дня, интернат, санаторного типа, коррекционное и т. п.). Кроме того, разрешено использовать имя собственное (в кавычках): «Солнышко», «Мир  знаний»  и т. п.

В наименовании автономной организации должно быть указание на собственника имущества

Части 5, 6 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Система управления образовательной организацией

Проверить, сформированы ли в образовательной организации обязательные для создания коллегиальные органы управления. Если таких органов нет, решить вопросы их создания, формирования, полномочий, структуры

Обязательно формирование таких органов, как общее собрание работников образовательной организации и педагогический совет. Иные органы могут формироваться по желанию. В любом  случае, вместо органов общественного самоуправления речь теперь идет о коллегиальных органах управления. Наименование необходимо исправить в уставе и иных локальных нормативных актах

Части 4, 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принять решение о том, какие еще органы управления целесообразно иметь в образовательной организации. Отредактировать их наименования на основании закона, решить вопрос о необходимости изменения порядка формирования, срока полномочий, компетенции

Вместо органов общественного самоуправления предполагается создание коллегиальных органов управления образовательной организацией. Можно создавать любые органы коллегиального управления, с закреплением порядка их формирования, компетенции и срока полномочий в уставе

Части 4, 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Выяснить наличие в образовательной организации советов обучающихся, советов родителей (законных представителей), представительных органов обучающихся и пр.

Администрация образовательной организации не создает подобные органы, не определяет порядок  их работы, структуру и т. п. Данные органы являются не коллегиальными органами управления, а представительными, т. е. неким аналогом профсоюзов

Часть 6 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

В случае наличия  упомянутых советов разместить информацию об их создании, а также их контактные данные в общедоступном месте в образовательной организации, на сайте образовательной организации, довести информацию до участников образовательных отношений иным образом (на собраниях и т. п.)

Данное положение является рекомендацией, а не требованием к администрации. Федеральный закон «Об образовании  в Российской Федерации» не предъявляет подобных требований, однако целесообразно проинформировать участников образовательных отношений о том, что представительные органы созданы и функционируют в образовательной организации

Принять локальные нормативные акты, регламентирующие:

– порядок учета мнения представительных органов при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся;

– порядок учета мнения представительных органов при выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося

Локальный нормативный акт принимается в порядке, определенном уставом, утверждается приказом руководителя образовательной организации (если иное не предусмотрено в рамках системы управления этой организацией). Данная норма может быть включена в устав (при желании)

Части 3, 4 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Создать комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений на основании приказа руководителя, если уставом не установлено иное. Предварительно провести учет мнения о приказе, выраженного советами обучающихся (при их наличии)

Документ о создании комиссии принимается с учетом мнения советов обучающихся (иных представительных органов обучающихся, созданных в образовательной организации).

Следовательно, предварительно должен быть принят локальный нормативный акт о порядке учета мнения советов.

Документ должен урегулировать порядок создания комиссии, организации работы и принятия решений. В качестве модели для разработки документа можно рассматривать положение о комиссии по трудовым спорам в образовательной организации. Комиссия по урегулированию споров должна стать переговорной площадкой, созданной в целях согласования интересов участников образовательных отношений

Части 2–6 ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Разместить информацию о создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, ее контактные данные в общедоступном месте в образовательной организации, на сайте образовательной организации, довести информацию до участников образовательных отношений иным образом (на собраниях и т. п.)

Данное положение является рекомендацией, а не требованием к администрации. Однако целесообразно проинформировать участников образовательных отношений о новом способе защиты своих прав

Сайт образовательной организации и иные вопросы открытости деятельности образовательной организации

Проверить сайт на предмет наличия необходимой информации

Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» расширяет требования к информации и документам, размещаемым на сайте. Необходимо привести сайт образовательной организации в соответствие с положениями закона. Информация о персональном составе педагогических  работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы теперь может размещаться на сайте без получения согласия субъекта персональных данных (педагогических работников). Законодательство о персональных данных позволяет такое размещение в случаях, прямо установленных федеральными законами

Части 2, 3 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации», письмо Минобрнауки России от 22.07.2013 № 09-889 «О размещении на официальном сайте образовательной организации информации»

Отнести к должностным обязанностям того или иного работника обязанности по ведению сайта в соответствии с установленными нормами. При необходимости разработать систему взаимодействия между работниками, зафиксировать обязанности в должностных инструкциях либо трудовых договорах

Изменения в условия трудовых договоров вносятся в порядке, установленном ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ). Внесенные изменения должны гарантировать полноту и своевременное обновление информации на сайте, а также формировать оптимальную схему взаимодействия между работниками

Проверить соответствие процедуры самообследования новому порядку

Образовательная организация  проводит самообследование и оформляет информацию о его результатах в форме отчета. При этом необходимо соблюдать требования подзаконных актов

Пункты  3, 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»

Устав образовательной организации

Внести изменения в устав, разработав проект устава. Устав должен быть утвержден в порядке, установленном законодательством РФ (по общему правилу – учредителем)

Срок внесения изменений – до 01.01.2016, однако есть смысл сделать это раньше, после принятия основных подзаконных актов.

Иные локальные нормативные акты образовательной организации  должны быть приведены в соответствие с законом формально с 01.09.2013, что делает желательным первоочередное утверждение устава в целях системной доработки указанных актов.

Предварительное принятие устава коллективом образовательной организации  более не требуется

Часть 1 ст. 25, ч. 5 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Указать в уставе тип образовательной организации и виды образовательных программ

Изменения вносятся в соответствии с положениями закона

Пункты  1, 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Изменить в уставе систему органов управления образовательной организацией

Следует уточнить наименования органов управления, указав их как коллегиальные (не органы общественного самоуправления), при необходимости изменить систему, порядок формирования, компетенцию коллегиальных органов управления

Пункт 4 ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Определить порядок принятия иных локальных актов образовательной организации. Если целесообразно участие коллегиальных органов управления в принятии локальных актов по тому или иному вопросу, закрепить данные полномочия в уставе

Участие коллегиальных органов управления может выражаться в форме учета их мнения (обязательное представление проекта до его принятия руководителем и рассмотрение официально выраженного мнения органа), в форме получения согласия органа (руководитель не вправе принять акт без такого согласия), инициативы по принятию  акта в форме разработки проекта, самостоятельного принятия локального нормативного акта. В противном случае локальные нормативные акты будут разрабатываться и утверждаться руководителем за редкими исключениями, установленными законом (учет мнения представительных органов обучающихся и работников)

Продумать вопрос исключения из устава информации, которая в соответствии с законом не обязательна к включению в устав, в частности норм, регулирующих ведение образовательной деятельности, определяющих  статус обучающихся и работников

Устав должен содержать информацию, перечисленную в ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В нем также необходимо указать наименование образовательной организации, ее организационно-правовую форму, собственника имущества, место нахождения, филиалы и представительства, порядок внесения изменений в устав, предмет и цели деятельности, а также перечень основных видов деятельности и иных разрешенных видов деятельности, приносящей доход. Кроме того, следует указать источники  формирования имущества образовательной организации, порядок использования имущества в случае ликвидации. Остальные вопросы могут быть исключены из устава и включены в иные локальные нормативные акты

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Иные локальные нормативные акты

Проверить локальные нормативные акты на предмет выявления противоречий закону и внести соответствующие изменения

Формально срок уже прошел, все локальные нормативные акты уже должны быть приведены в соответствие с законом.

В случае создания советов обучающихся их мнение должно быть учтено

Части 3, 4 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принять правила внутреннего распорядка обучающихся

В случае их отсутствия разработать и принять документ, в случае наличия – проверить документ на соответствие закону

Пункт 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Решить вопрос об установлении требований к одежде обучающихся

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» установить требования к одежде может именно образовательная организация. Дополнительные нормы могут быть введены на уровне федеральных законов и законов субъектов РФ

Пункт 18 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», письмо Минобрнауки России от 28.03.2013 № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»

Определить в локальном нормативном акте язык (языки) образования

Таким локальным нормативным актом может выступить устав либо любой иной локальный нормативный акт. Порядок принятия устава определяется законом, иных локальных нормативных актов – уставом. По общему правилу локальный нормативный акт утверждается приказом руководителя.

Необходим учет мнения советов обучающихся (иных аналогичных органов)

Часть 6 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Порядок принятия такого локального нормативного акта определяется уставом. По общему правилу локальный нормативный акт утверждается приказом руководителя. Необходим учет мнения советов обучающихся (иных аналогичных органов).

При разработке такого локального нормативного акта можно учесть регламентирование деятельности комиссии по трудовым спорам

Часть 6 ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок учета мнения советов обучающихся, советов родителей (законных представителей), представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих интересы обучающихся

Порядок принятия такого локального нормативного акта определяется уставом. По общему правилу локальный нормативный акт утверждается приказом руководителя.

При установлении порядка можно учитывать аналогичные нормы ТК РФ (ст. 372)

Часть 3 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок учета мнения советов обучающихся, советов родителей (законных представителей), представительных органов обучающихся при выборе меры дисциплинарного взыскания для обучающегося

Порядок принятия такого локального нормативного акта определяется уставом. По общему правилу локальный нормативный акт утверждается приказом руководителя.

При установлении порядка можно учитывать аналогичные нормы ТК РФ (ст. 371–373). Также необходимо учитывать срок в семь учебных дней после получения мнения совета обучающихся, по истечении которого применить взыскание будет невозможно, а также срок в месяц со дня обнаружения проступка, по истечении которого применить взыскание будет невозможно. При установлении сроков запроса мнения и сроков рассмотрения вопроса советами необходимо согласовать их так, чтобы применение взыскания укладывалось и в месячный, и в семидневный сроки

Часть 7 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»

Урегулировать основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности

Перечисленные в ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вопросы организации и осуществления образовательной деятельности обязательно должны быть урегулированы  на локальном уровне (локальные нормативные акты могут быть любыми, вопросы могут быть урегулированы в т. ч. в уставе)

Часть 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану

Порядок принятия таких локальных нормативных актов определяется уставом. По общему правилу локальный нормативный акт утверждается приказом руководителя.

Необходим учет мнения советов обучающихся (иных аналогичных органов)

Пункт 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принять локальный нормативный акт, регулирующий вопросы зачета результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей

Пункт 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Урегулировать порядок участия обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования, если реализуются соответствующие образовательные программы

Пункт 4 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Урегулировать порядок освоения иных учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, не входящих в осваиваемую образовательную программу

Пункт 6 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Урегулировать порядок ознакомления с документами образовательной организации

Пункт 18 ч. 1 ст. 34 Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации»

Урегулировать порядок ознакомления с документами образовательной организации поступающих в нее лиц

Часть 2 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Урегулировать порядок пользования объектами инфраструктуры образовательной организации

Пункт 21 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Урегулировать порядок посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом

Часть 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Урегулировать текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся

Закон относит решение данных вопросов к компетенции образовательной организации. Особенно важно решить вопрос проведения промежуточной  аттестации для экстернов

Пункт 10 ч. 3 ст. 28, ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Урегулировать вопросы оказания платных образовательных услуг, приняв локальный нормативный акт о порядке их оказания

Закон требует размещения документа о порядке оказания таких услуг, а также формы договора и документа об утверждении стоимости услуг на сайте образовательной организации

Пункт 4 ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Оценить, какие нарушения дисциплины со стороны обучающихся достаточно серьезны, чтобы инициировать процедуру дисциплинарных взысканий в отношении обучающихся. Проверить, чтобы все обязанности и нарушения были предусмотрены локальными нормативными актами

Дисциплинарное взыскание может быть применено только в случае нарушения тех или иных локальных нормативных актов образовательной организации. Соответственно, все обязанности, за нарушение которых планируется привлекать к дисциплинарной ответственности, необходимо включить в те или иные локальные нормативные акты

Часть 4 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Отслеживать появление порядка приема на программы соответствующего вида. При его утверждении принять либо изменить правила приема

Порядок приема на обучение по программам различных уровней образования будет установлен Минобрнауки России. В части, не урегулированной законом и данным порядком, правила приема должны быть определены непосредственно образовательной организацией. Регион вправе установить правила индивидуального отбора по программам с углубленным или профильным обучением. Правила приема в образовательную организацию должны быть приняты с учетом данных подзаконных нормативных актов

Части 8, 9 ст. 55, ч. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Локальные ненормативные (распорядительные) акты, гражданско-правовые договоры

Проверить на соответствие закону порядок оформления возникновения, прекращения, изменения образовательных отношений

По общему правилу требуется только распорядительный акт, т. е. приказ руководителя.

В случае реализации  программ  дошкольного образования и ведения платной образовательной деятельности требуется также договор с обучающимся либо его законными представителями. В случае возникновения  и изменения образовательных отношений приказ принимается на основании заключения либо внесения изменений в договор, в случае досрочного прекращения договор расторгается на основании приказа.

До получения основного общего образования либо до достижения возраста 18 лет решение ряда вопросов осуществляется законными представителями обучающихся (соответственно, решается вопрос о том, кто пишет заявление и т. п.)

Пункт 1 ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2, 4 ст. 53, ч. 1, 3, 4 ст. 57, ч. 4, 5 ст. 61 Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации»

Определить статус обучающихся (экстерны, обучающиеся по заочной  форме обучения либо по индивидуальному учебному плану). Переоформить отношения соответствующим образом

Закон не рассматривает экстернат как форму получения образования  либо форму обучения. Соответственно, экстерны должны зачисляться исключительно на время прохождения и с целью прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Они не должны зачисляться, как, например, учащиеся для освоения программы в пределах ФГОС, на них не должна доводиться субсидия на основе общих нормативных затрат на реализацию программы  (это отдельная услуга).

Однако ранее экстерны не просто аттестовались, а именно обучались, т. е. с ними  проводилась работа, занятия и т. п. в целом ряде организаций. В таком случае их статус ближе к статусу не экстерна, а обучающегося по образовательной  программе  в форме заочного обучения либо по индивидуальному учебному плану.

Необходимо привести документальное оформление статуса данных обучающихся либо по первому варианту (зачисление на время прохождения аттестации, услуга – исключительно прохождение аттестации), либо по второму варианту (зачисление для освоения образовательной программы в целом, разработка индивидуальных учебных планов, оформление заочной формы обучения)

Статья 17, п. 9 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Определить перечень факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей

Определяется в рамках образовательной программы

Пункт 5 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Учесть требования закона при заключении договоров о сетевом взаимодействии

Законом установлены обязательные требования к содержанию таких договоров, они должны быть отражены в текстах вновь заключаемых договоров  о сетевой форме реализации образовательных программ. Изменения в уже действующие договоры не обязательны, хотя возможны

Статья 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принять образец договора об оказании платных образовательных услуг, утвердить стоимость обучения. Отслеживать принятие примерных форм договоров Минобрнауки России

Закон требует размещения документа о порядке оказания таких услуг, а также формы договора и документа об утверждении стоимости услуг на сайте организации. Образец необходимо утвердить, а также ожидать утверждения  примерных форм договоров Минобрнауки России с целью возможного совершенствования утвержденных форм

Пункты 2, 4 ч. 2 ст. 29, ч. 10 ст. 54 Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации»

Учесть требования закона в договоре об оказании платных образовательных услуг

Закон устанавливает, какая информация должна быть в обязательном порядке включена в договор об образовании. Необходимо проверить, чтобы вся эта информация была включена во вновь заключаемые с обучающимися договоры.

В договор об оказании платных образовательных услуг могут быть включены основания его одностороннего расторжения

Части 1–3, 7, 8 ст. 54 Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации»

Проверить соответствие информации, размещенной на сайте образовательной организации, сведениям, указанным в договорах об оказании платных образовательных услуг. Включить в процедуру заключения договора обязательную проверку соответствия данных сведений

Закон требует обязательного соответствия сведений, указанных в договоре об образовании, информации, размещенной на сайте образовательной организации. Необходимо включить в обязанности того или иного работника проверку соответствия этих сведений с тем, чтобы гарантировать соблюдение нормы закона

Часть 4 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Работники образовательной организации

Отслеживать процессы совершенствования системы нормирования труда педагогических работников. Довести до работников информацию о составе рабочего времени

Необходимо следить за процессами изменения требований к нормированию педагогического труда в рамках работы по реализации Программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда), с целью обеспечения своевременного внесения изменений в локальные нормативные акты, включая положение об оплате труда

Часть 6 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Отслеживать процессы совершенствования квалификационных требований к педагогам, утверждение профессиональных стандартов

Необходимо следить за процессами изменения требований к квалификации педагогического труда в рамках работы по реализации Программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда с целью обеспечения своевременного внесения изменений в локальные нормативные акты, включая должностные инструкции, трудовые договоры, положение об оплате труда

Статья 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Довести до работников информацию о запрете частного репетиторства, т. е. оказания платных образовательных услуг обучающимся данной организации, если это приводит к конфликту интересов

Данный запрет введен Федеральным законом «Об образовании  в Российской Федерации», не все работники могут быть информированы о его появлении

Часть 2 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Подготовиться к созданию аттестационной комиссии образовательной организации с целью проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. Отслеживать появление порядка данной аттестации с целью своевременного формирования комиссии и проведения аттестации в отношении работников

Закон переносит создание аттестационных комиссий с целью проведения аттестации на соответствие занимаемой должности на уровень образовательной организации.

До создания такой комиссии необходимо дождаться утверждения порядка проведения аттестации

Части 1, 2, 4 ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

При наличии филиалов проверить, чтобы руководители филиалов не работали по совместительству

Закон запрещает руководителю филиала образовательной организации работать по совместительству

Часть 5 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Проверить структуру заработной платы на предмет выполнения требований закона о включении в должностные оклады компенсации за книгоиздательскую продукцию

В случае невыполнения  требований  закона изменить структуру заработной платы работников в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ

Часть 11 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Лицензия, государственная аккредитация и иные вопросы государственной регламентации образовательной деятельности

Переоформить лицензию, свидетельство о государственной аккредитации

Срок – до 01.01.2016

Части 7–9 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

В случае ведения профессионального обучения использовать возможность не указывать места ведения образовательной деятельности в лицензии

Переоформить лицензию в данной части

Часть 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Отслеживать формирование и ведение различных федеральных информационных систем (с целью как пользования системами, так и оценки наличия обязанностей в рамках ведения таких систем)

По соответствующим вопросам принимаются и будут приниматься подзаконные нормативные акты, которые необходимо оценить с точки зрения интересов образовательной организации

Части 1–10 ст. 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль