В процессе обучения детей с ОВЗ у педагогов и руководителей образовательной организации возникают вопросы. Наши эксперты ответили на некоторые из них.
Ребенок получил неудовлетворительную оценку за год по неродному русскому языку за 5 класс (ребенок двуязычный), остался на повторное обучение в 4 классе, по закону должен остаться снова на второй год, родители на ПМПК не согласны. Есть ли выход из этой ситуации? Ребенок не может овладеть русским языком. Как учить его дальше?
С точки зрения защиты прав ребенка: образовательная организация все-таки должна инициировать совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и совместно с органами опеки работу с родителями по прохождению ребенком психолого-медико-педагогической комиссии, либо рассмотрение ситуации о нарушении родителями прав ребенка. В данном случае возможно административное воздействие вплоть до административного штрафа, если дело выносится в суд. По сути, родители нарушают закон, и образовательная организация должна решить, как будут учтены образовательные возможности ребенка. В любом случае конечный итог – это как будет обеспечиваться образовательный результат. Нужно довести до сведения родителей о сложившейся ситуации. Все должно быть оформлено документально: письма, любые взаимодействия с родителями должны быть сохранены в письменном виде с уведомлением, с распиской-уведомлением. Для того чтобы образовательная организация, с одной стороны, защитила свои интересы, с другой стороны – интересы ребенка, она должна инициировать взаимодействие со своей муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это небыстрый путь. Если семья дома разговаривает на своем родном языке, который не является русским, то усваивать русский язык в школе ему будет значительно сложнее, поэтому необходимо продумать какие-то промежуточные варианты.
Возможно ли инклюзивное образование для детей с ментальными нарушениями?
Такие практики в Российской Федерации имеются, но мы не можем их выделять в отдельную группу, потому что это будет дискриминацией по одному из видов нарушения. Школа, которая организует обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для детей с нарушением интеллекта, должна быть к этому очень хорошо подготовлена. То есть образовательное учреждение должно обеспечить все необходимые условия, которые связаны с кадровой составляющей, связанные со специальными индивидуальными программами развития для детей с ОВЗ и так далее.
Существует ли организация, осуществляющая специальную подготовку педагогов на региональном уровне?
В рамках программы «Доступная среда» в Российской Федерации проводится обучение тьюторов. Это преподаватели региональных институтов повышения квалификации, институтов развития образования во всех регионах. Ежегодно проводится обучение преподавателей и повышение квалификации по программам, которые связаны с инклюзивным образованием. Также обучение педагогов проводится в дистанционном, а в дальнейшем и в очном режиме. Поэтому для того, чтобы включиться в эти курсы, нужно знать две вещи: во-первых, нужно узнать, вошла ли ваша школа в перечень школ, участвующих в создании «Доступной среды», и во-вторых, нужно узнать есть ли курсы повышения квалификации в вашем региональном институте. В идеале нужно добиться следующего результата: каждый педагог должен быть внутренне и методически готов к работе для обучения детей с ОВЗ.
Имеет ли право педагог дополнительного образования работать с детьми с ментальными нарушениями, не имея специальной подготовки?
Общий педагогический уровень предполагает наличие диплома о педагогическом образовании и возможность работы с детьми в целом. Специфические аспекты обучения требуют повышения квалификации, но это не ограничивает право проведения занятий, но совместно с другими специалистами, которые уже имеет нужную специализацию. Совсем ограничивать права на проведение занятий нельзя, это будет нарушением закона, так как квалификация «учитель» предполагает возможность работы с любыми детьми, но в тоже время специализированные курсы или разработка специализированных программ будут требовать повышения квалификации.
У нас в лицензии прописана программа для обучения детей с нарушением интеллекта с 1 по 9 класс. Родители выпускника коррекционного класса написали заявление в 10 класс. В общеобразовательный класс нельзя, а в 10 коррекционный можно?
В Стандарте для школьников с нарушением интеллектуального развития, с умственной отсталостью, указано, что обучение предполагается на протяжении всего периода школьного обучения. Поэтому вы имеете право на открытие коррекционного класса. Также, если есть возможность, можно доукомплектовать детей из других школ. Инклюзивно обучать, конечно, будет сложнее. Также есть вариант – обучать в общеобразовательном классе, но необходимо учитывать стандарт и учебный план, коррекционный план, углубление трудовой подготовки, трудового обучения. Конечно, совмещать эти учебные планы будет достаточно сложно. Хотя, учитывая то, что у вас есть лицензии на 9 класс включительно, то база у вас есть. Смотрите по динамике, чтобы права детей с ОВЗ на образование в школе были реализованы в полной мере. Еще очень важный момент, если вы ребенка все-таки зачисляете, необходимо учитывать договор с родителями о выполнении всех условий, о том, как будет выглядеть индивидуальный учебный план, и на какую итоговую аттестацию вы ориентируете выпускника. То есть здесь вопрос о рекомендации психолога медико-психологической комиссии выйдут на первый план.
Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах» Подписаться на журнал!
Материал проверен экспертами Актион Образование