Организация учебного процесса в инклюзивном классе

656

Инклюзивное образование в школе – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В последнее время становится нормой в начальной школе деление классного пространства на две зоны: учебную и игровую. Игровая зона помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья снять напряжение. Поэтому в классе должна быть организована зона для расслабления.

Зонирование территории - это один из ключевых аспектов, позволяющих формировать произвольность у ребенка, помогает переключиться, формирует регулятивную сферу.

Методы организации процесса для детей с задержкой психического развития

Для инклюзивного образования в школе и инклюзивного урока требуются различные методы организации процесса. Рассмотрим на примере организации специальных условий учитывая особенности ребенка с задержкой психического развития.

В идеале класс начальной школы должен иметь два помещения: 1-е помещение – это помещение для проведения урока, 2-е помещение для проведения индивидуальных занятий. Ребенок с нежелательным поведением с урока не удаляется, а переводится в соседнее помещение, где в то же время, что и основной урок, проводится индивидуальное занятие, либо есть возможность отдохнуть, переключиться и потом обратно включиться в учебный процесс. Есть определенные сложности с конструктивными особенностями наших зданий, но, однако, все будет зависеть от творчества, от возможности коллектива. Методы организации образовательного процесса педагогам давно и хорошо известны.

Для детей с задержкой психического развития нужно использовать следующие методы: наглядные, практические, словесные, использование специальных технических средств и средств коммуникации.

Наглядные методы

Наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Дети в первую очередь видят в классе школьную доску. Она должна эффективно использоваться, обеспечивать зрительную опору. На этапе предварительного обследования специалистами комиссии должно быть дано подробное описание информации в части зрительного канала восприятия ребенка.

Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

Уровень введения информации должен быть четко дозирован и по времени и по количеству. Формирующие у этой категории детей словестно-логические конструкции и трудности концентрации внимания и памяти требуют определённых опор, применения четких схем, таблиц, приближенных к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определение объема применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности.

Учет различных дидактических функций и возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании, предусмотреть активное включение учащихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев на их основе.

Практические методы

Организация инклюзивного образования в школе строится на использовании практических методик. Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей с ОВЗ для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

На начальных этапах обучения целесообразно использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). Эти виды работ вызывают у детей интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.

Словесные методы

При использовании словесных методов необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности.

Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводятся с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Управление начальной школой» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль