Организация учебного процесса в инклюзивном классе

697

Инклюзивное образование в школе – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В последнее время становится нормой в начальной школе деление классного пространства на две зоны: учебную и игровую. Игровая зона помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья снять напряжение. Поэтому в классе должна быть организована зона для расслабления.

Зонирование территории - это один из ключевых аспектов, позволяющих формировать произвольность у ребенка, помогает переключиться, формирует регулятивную сферу.

Методы организации процесса для детей с задержкой психического развития

Для инклюзивного образования в школе и инклюзивного урока требуются различные методы организации процесса. Рассмотрим на примере организации специальных условий учитывая особенности ребенка с задержкой психического развития.

В идеале класс начальной школы должен иметь два помещения: 1-е помещение – это помещение для проведения урока, 2-е помещение для проведения индивидуальных занятий. Ребенок с нежелательным поведением с урока не удаляется, а переводится в соседнее помещение, где в то же время, что и основной урок, проводится индивидуальное занятие, либо есть возможность отдохнуть, переключиться и потом обратно включиться в учебный процесс. Есть определенные сложности с конструктивными особенностями наших зданий, но, однако, все будет зависеть от творчества, от возможности коллектива. Методы организации образовательного процесса педагогам давно и хорошо известны.

Для детей с задержкой психического развития нужно использовать следующие методы: наглядные, практические, словесные, использование специальных технических средств и средств коммуникации.

Наглядные методы

Наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Дети в первую очередь видят в классе школьную доску. Она должна эффективно использоваться, обеспечивать зрительную опору. На этапе предварительного обследования специалистами комиссии должно быть дано подробное описание информации в части зрительного канала восприятия ребенка.

Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

Уровень введения информации должен быть четко дозирован и по времени и по количеству. Формирующие у этой категории детей словестно-логические конструкции и трудности концентрации внимания и памяти требуют определённых опор, применения четких схем, таблиц, приближенных к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определение объема применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности.

Учет различных дидактических функций и возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании, предусмотреть активное включение учащихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев на их основе.

Практические методы

Организация инклюзивного образования в школе строится на использовании практических методик. Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей с ОВЗ для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

На начальных этапах обучения целесообразно использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). Эти виды работ вызывают у детей интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.

Словесные методы

При использовании словесных методов необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности.

Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводятся с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Управление начальной школой» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль