Может ли педагог-психолог в образовательной организации заменить психологическую службу?

799

Рассмотрим модель, когда психологическая служба в самом образовательном учреждении отсутствует, но есть педагог-психолог. Даже если он соответствует установленным профессиональным стандартам, он не может охватить весь спектр тех проблем, которые существуют в образовательной организации. Тогда образовательному учреждению необходима помощь ресурсного Центра. Это может быть Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения (отдельный центр или структурное подразделение в другой образовательной организации, которое полностью берет на себя обязанности Центра).

В этом случае образовательное учреждение заключает соответствующий контракт по сетевому взаимодействию о предоставлении тех услуг, которые не может осуществить один педагог-психолог в образовательной организации. В этом случае по договору безвозмездного оказания услуг на Центр ложатся функции консилиума.

Обязанности педагога-психолога в образовательной организации

Педагог-психолог в образовательной организации сопровождает основную образовательную программу, занимается первичным выявлением детей группы риска (методом наблюдения, методом групповой диагностики выявляется группа риска). Он ведет плановую работу с учащимися и родителями всех категорий детей, работает с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы, проводит психологическую диагностику и групповые коррекционно-развивающие психологические программы, программы, рассчитанные на работу с классом, либо подгруппой класса. Также в обязанности педагога-психолога в школе входит проведение групповых коррекционно-развивающиз программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. Хотя, нужно отметить, что одному педагогу-психологу в образовательной организации справиться со всем объемом этой деятельности практически невозможно. Скорее всего, физически он сможет проводить только групповые занятия с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации.

Обязанности психологического Центра

Тогда на плечи психологического Центра, с которым у образовательного учреждения будет заключен договор, ложатся функции методического сопровождения, консультирования специалистов, обучающие семинары для педагогов-психологов в образовательной организации. Также на Центр ложатся функции консилиума образовательной организации, занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, с нейропсихологом. Также центр занимается проведением супервизии, групповым и индивидуальным консультированием педагогов, которые помогают детям с ОВЗ и детям-инвалидам в освоении адаптированной образовательной программы, либо в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы (ОП). Кроме того, Центр проводит супервизию и консультирование педагогов, которые работают с этой категорией обучающихся.

Разграничение функций между Центром и педагогом-психологом в образовательной организации закреплено в  договоре, который заключает образовательная организация с Центром психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, либо с другим ресурсным Центром.

Когда в образовательной организации отсутствует служба психолого-педагогического сопровождения

Рассмотрим еще одну модель реализации психологической службы в образовательном учреждении. Она модель предполагает, что в образовательной организации отсутствует служба психолого-педагогического сопровождения. В таком случае специалисты Центра осуществляют весь объем психолого-педагогического сопровождения на основании договора с образовательной организацией. Они продолжают работать с той же категорией детей, по тем же программам, но берут на себя весь спектр оказания услуги по психолого-педагогическому сопровождению в образовательной организации.

Подведем итог:

1. Наличие психологической службы в образовательном учреждении предполагает, что на ресурсный Центр, либо на вуз возлагается методическое сопровождение специалистов.

2. Наличие одного педагога-психолога предполагает, что он занимается мониторингом и выявляет ту категорию обучающихся детей, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи. Помощь и консультирование специалистов, а также работу с некоторыми категориями детей осуществляют специалисты Центра.

3. Отсутствие психологической службы в образовательном учреждении предполагает, что все ее функции берет на себя Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль