Позволяет ли аттестация работников, не являющихся педагогами, занимать должности учителей?

3249

Может ли учитель не быть педагогом

Допустим, педагогический работник не имеет педагогического образования, а имеет только юридическое образование. Имеет ли он право быть аттестованным на соответствие занимаемой им должности учителя истории?

Конечно, в образовательной организации могут быть работники, у которых направление подготовки не совпадает, но здесь немного другое направление – человек имеет юридическое образование. Однако следует обратить внимание на то, что специфика их аттестации отличается от аттестации педагогов. Если аттестация работников не являющихся педагогами показала высокий уровень квалификации, а их деятельность признана эффективной, то работодатель может назначить их, руководствуясь теми же нормами, что и для остальных – это пункт 9 Общих положений Единого квалификационного справочника и пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Однако для разъяснения вопроса назначения и аттестации работников не являющихся педагогами обратимся ко всем законодательным документам.

Законодательные противоречия и их правомерность

Касаясь этого вопроса, стоит пояснить, почему требования тех же уровней контрольного надзора бывают неправомерны. В свое время было очень много обращений в профсоюзные организации в разных субъектах, касающихся фактов, когда органы контроля и надзора штрафовали, принуждали руководителей, чтобы они расторгали договор с работниками, которые имеют образование не соответствующее направлению образования педагогов. Или имели педагогическое образование, но работали не по профилю. В связи с этими обращениями профсоюз образования обратился с письмом в Федеральную службу по надзору в сфере образования, проинформировал об этих фактах и высказал свою позицию о том, что это не всегда бывает правомерно.

В статье 46 Закона об образовании предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и/или профессиональных стандартах. В соответствии с разделом квалификационной характеристики работников образования Единого квалификационного справочника, в документах на должность учителя требования к квалификации предполагают высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть должно быть высшее, среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении. Без предъявлений требований к стажу. В то же время справочник предусматривает, что те, кто не имеет специальной подготовки или стажа работы, но обладают достаточным практическим опытом и компетентностью (которая подтверждается как итогом работы, так и аттестацией работников не являющихся педагогами), выполняют качественно и в полном объеме возложенные должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующую должность так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Учитывая, что руководитель в соответствии с Законом об образовании определяет подбор и расстановку кадров, утверждает штатное расписание, он и назначает работника на должность педагогического работника. В том числе, в порядке исключения по рекомендации соответствующих органов после прохождения аттестации работников не являющихся педагогами, может назначить и работника, не имеющего необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании. Лицензионные требования, которые предъявляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», снова направляют нас к квалификационному справочнику, который, в свою очередь, предусматривает возможность прохождения аттестации работников не являющихся педагогами с дальнейшим назначением их на должность.

Разъяснения Рособрнадзора

Таким образом, органам, которым переданы полномочия по этим вопросам, часто бывает сложно разобраться и принять решение, которое негативно влияет на работников, с которыми работодателю приходится прекращать трудовые отношения. Да и работодателю не всегда бывает легко расстаться с работником при дефиците кадров, например, с учителем русского языка начальной школы сельской местности.

В связи с этим в Рособрнадзор направлялась просьба дать разъяснения, и они были получены. Действительно, те нормы, которые мы указываем, применяются, и есть некоторая коллизия. Учитывая некоторые положения Единого квалификационного справочника, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленной в разделе «Требования к квалификации», но прошедшие аттестацию работников не являющихся педагогами и обладающие большим практическим опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на эти должности. Руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника такое лицо наравне с имеющими специальную подготовку и стаж работы.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль