Каким должно быть содержание программ образования для школы?

122

Содержательный раздел программ образования

Содержательный раздел программ образования определяется в основном содержательным разделом в зависимости от уровня общего образования. Естественно, ключевым элементом является раздел программы отдельных учебных предметов, курсов. Как показывает практика, и как это реализовано в примерных образовательных программах соответствующего уровня образования, в данном разделе прописано, что «ученик научится …тому-то и тому-то…». Данный раздел должен быть подкреплен: учебниками, которые взяты в основу реализации обязательных учебных предметов, т.е. предметов, определенных обязательной частью учебного плана, и теми рабочими программами, посредством которых и будет реализовано основное содержание программ образования для школы. Это фундамент образовательных программ. Но это не значит, что те программы, которые есть в содержательном разделе, например программы здорового образа жизни, либо программа духовно-нравственного развития и воспитания, должны реализовываться за пределами урочной деятельности. Необходимо сделать сквозными эти  программы, т.е. обеспечить сквозную преемственность по содержанию образования. Невозможно на уроках не формировать здоровый образ жизни, поскольку мы в любом случае его формируем, если  организуем современный урок согласно требованиям здоровьесбережения.  Невозможно вести внеурочную деятельность или дополнительное образование, если не соблюдаются принципы дидактики, не соблюдаются системно-деятельностный подход и т.п.  Таким образом: содержание программ образования для школы формируется в первую очередь содержанием образования, тем, каким учебником работаем, и как это содержание образования представлено в обязательной части, в рабочих программах педагога.

Использование рекомендованных учебников

На сегодняшний день принят новый порядок формирования Федерального перечня учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. И данный Порядок так же, как и само содержание программ образования для школы, имеет составляющие: это учебники которые рекомендованы  к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, при реализации образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Если образовательная организация работает в условиях региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, то третья часть перечня будет состоять из учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации, реализацию прав  граждан на получение образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа народов Российской Федерации, и литературы народов Российской Федерации на родном языке.

В образовательной организации  должны быть урегулированы вопросы по порядку обеспеченности учебниками и учебными пособиями обучающихся – в рамках реализации ФГОС общего образования по уровням и за его пределами. То есть, если учебник находится за пределами реализации ФГОС, например в части, формируемой участниками процесса, выбран какой-то  предмет, который не входит в Федеральный перечень, не является обязательным, например вышивание крестиком (возможно, не совсем удачный пример), то необходимо продумать вопрос по обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями по данному выбранному курсу, предмету и тому подобное.

Различия содержаний программ образования для школы как база для создания рыночной среды

Содержание программ образования для школы должно быть разработана так, чтобы потребитель образовательной услуги, а на начальном этапе обучения это является родители, законные представители, сами обучающиеся, читая образовательную программу, которая в обязательном порядке, согласно новым требованиям закона, должна быть размещена на сайте образовательной организации, понимал, чем она лучше, чем отличается от программы другого образовательного учреждения, видели, чему  может научиться их ребенок.

То есть, содержание программ образования для школы должно быть убедительным, потребитель услуги должен понимать, как образовательная организация себя позиционирует. Это поможет организовать живую конкуренцию образовательных программ между образовательными организациями.

Особенности учебных программ

Необходимо заметить, что образовательные программы организаций порой похожи как близнецы. Бывают и такие ошибки разработчиков, когда школа позиционирует себя как школа с усиленным изучением какого-то языка, а в содержательном разделе не представлены требования и позиции, родителям не понятно,  чему научится их ребенок. В разделе «учебники, рабочие программы» забывают указывать, по каким учебникам работают. Поэтому необходимо обратить внимание, что если образовательная организация позиционирует себя как «с углубленным  изучением», «с профильным изучением» отдельных предметов, либо со здоровьесбереганием, это должно красной нитью идти через содержание образовательной программы вашего учреждения. И это позволит образовательной программе образовательной организации быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль