Проектирование рабочих программ по предмету: принципы и алгоритм

910

Проектирование рабочих программ по предмету

Рабочая программа учебного предмета – это часть образовательной программы, учитывающая все особенности изучения предмета в конкретном образовательном учреждении, и отражающая конкретный стиль педагога.

Проектирование рабочих программ по предмету ведется на двух уровнях:

  • на уровне индивидуальной деятельности педагога;
  • на уровне коллективной деятельности педагогического коллектива.

Таким образом, в соответствии с основной примерной программой обучения, проектирование рабочих программ по предмету представляет собой процесс сотворчества, в который педагогические работники вкладывают весь свой профессионализм и талант. Безусловно, процесс проектирования рабочих программ по предмету отнимает огромное количество времени и творческих сил, но это позволит выйти на тот уровень выпускника, который бы хотелось видеть.

Принципы проектирования рабочих программ по предмету

При проектировании рабочих программ по предмет необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип системности - это соблюдение соответствия целей, содержания, методов, форм, средств и оценивания результатов деятельности основных образовательных программ;
  • принцип преемственности - это связь между различными этапами и ступенями развития образовательного процесса. Суть данного принципа состоит в сохранении элементов целого и отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию компетентно-ориентированных программ рабочих предметов самой образовательной программы.
  • принцип учета потребностей и интересов заинтересованных сторон – это социо-культурная и организационно-управленческая норма, представленная в виде учета запросов заинтересованных сторон как потребителя образовательных услуг. Принцип заинтересованности сторон выполняет своего рода консолидирующую функцию при проектировании и последующем совершенствовании образовательного процесса.
  • принцип технологизации – это активное инновационное обучение как организационный инвариант вовлечения всех участников образовательного процесса.

Это основные принципы проектирования учебных программ по предмету. В каждом конкретном учреждении могут использоваться и дополнительные принципы, согласованные с основной образовательной программой предметной деятельности.

Алгоритм проектирования рабочих программ по предмету

Для облегчения задачи, стоящей перед педагогическим работником при проектировании рабочей программы по предмету, работу следует разделить на несколько последовательных этапов. Данный алгоритм включает в себя:

  1. Создание плана предмета на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения.
  2. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Все эти задачи можно разделить на 2 группы: связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в течение изучения всего курса. Вторая же группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков.
  3. Прогнозирование результатов, которые должны быть доступны по завершению изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на две группы: по содержанию и способу работы.
  4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На этом этапе важно продумывать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. При этом стоит понимать, что каждый класс, с которым работает учитель, требует индивидуального подхода.
  5. Определение методик и технологий обучения, которые предполагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положение образовательной программы школы.
  6. Разработка содержания и формы проведения рубежного контроля, определение периодичности этого контроля.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль