Права детей с ОВЗ на образование и их реализация

302

Одной из важных задач в организации доступного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является социализация ребенка. Если мы посмотрим на особые категории детей: со сложными дефектами развития, с нарушением интеллекта, и др.; то возникают серьезные вопросы: «Как обучать ребенка в общеобразовательной школе?», «Как определить степень сложности, степень возможности обучения?». Данные вопросы можно разрешить, исходя из анализа условий, которые имеются у образовательной организации.

Адаптированная образовательная программа (АОП) разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования.

За основу обучения берется информация, содержащаяся в ФГОС начального общего и/или ФГОС образования детей с ОВЗ, в соответствии с особыми образовательными потребностями.

Проекты ФГОС, реализующие права детей с ОВЗ на образование

В настоящее время разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов образования для детей с ограниченными возможностями. Они размещены на сайте РГПУ им. Герцена в рамках федерального проекта, который реализует Минобрнауки России. На указанном сайте в разделе «ФГОС для обучающихся с ОВЗ" размещены проекты стандартов для каждой категории обучающихся, а также примерные образовательные программы, что является подспорьем для учителя при разработке адаптированной образовательной программы. Примерные образовательные программы разработаны с учетом специфики каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Защита прав детей с ОВЗ на образование

В рамках Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» идет речь о правах детей с ОВЗ на образование, что подразумевает, что каждый ребенок имеет право на получение образование и должен обучаться. Раньше существовала категория – «необучаемые» дети. Сейчас такой категории нет. Для каждого ребенка, вне зависимости от уровня его интеллектуального развития, должна быть разработана образовательная программа. Она может быть разработана на основе стандарта общего образования всех уровней, или же для детей создается адаптированная основная образовательная программа.

Категории образовательных программ для детей с ОВЗ

В основном АОП разрабатываются в рамках школ, которые осуществляют обучение именно по этим программам: бывшие коррекционные школы. В рамках адаптированной основной образовательной программы, которую реализует коррекционная школа, есть определенная степень ограничения. А адаптированная стандартная программа может рассматривать возможность использования не только тех предметных областей, которые заложены в рамках стандартов для реализации права обучающихся с ОВЗ на образование, но еще использовать стандарты, которые есть во ФГОС для обучения детей с ОВЗ по отдельным предметным областям. Это очень важно для детей, у которых имеются пограничные уровни ограничения возможностей здоровья.

АОП разрабатывается с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии: с учетом технических условий, наличия вспомогательных условий в части тьютора или ассистента, наполнительной необходимости проведения дополнительных занятий, сопровождения специалистов, учитывая индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида и временные рамки.

Адаптация общеобразовательной программы включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен календарный период усвоения предметного материала.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль