Трудовое обучение и трудовое воспитание детей с ОВЗ

485

Система трудового воспитания детей с ОВЗ обязательно должна выстраиваться в школе, исходя из конкретных региональных условий, ориентированных на потребность в тех кадрах, профессиях, которые будут востребованы в этом регионе. И, конечно, с учетом индивидуальных особенностей психо-физического развития, здоровья, возможностей детей, обязательно с учетом их интересов, интересов их родителей.

Особенно сложно это организовать в условиях инклюзивного обучения. Но поскольку в вопросах обучения и адаптации таких детей трудовое воспитание детей с ОВЗ имеет ведущую роль, этому должно быть уделено особое внимание в каждой образовательной организации, занимающейся обучением детей с нарушениями интеллекта.

В образовательных организациях для реализации адаптированных образовательных программ могут создаваться отдельные классы для детей с умственной отсталостью, отдельно с умеренной и тяжелой степени. В такие классы и группы при общеобразовательных школах должны приниматься дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации и, конечно же, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

Для трудового воспитания обучающихся с ОВЗ при реализации образовательной деятельности, независимо от того, отдельная это организация или инклюзивная школа, должны быть созданы условия для лечебно-восстановительной работы, для организации образовательных деятельности и коррекционных занятий. При этом существуют определенные рекомендации по штатной численности таких специалистов.

Рекомендации для школ по штатной численности специалистов, занимающихся трудовым воспитанием детей с ОВЗ

Если в такой школе обучаются дети с ОВЗ, в ней обязательно должен быть учитель-дефектолог (специалист сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог и т. д., в зависимости от той категории детей, на которые эта школа специализируется). На каждые 6-12 детей с ОВЗ в школе имеется ставка учителя-дефектолога. В его обязанности входят не только индивидуальные или групповые занятия по трудовому воспитанию детей с ОВЗ для коррекции их развития, но и оказание помощи в разработке адаптированных образовательных программ.

  • В школе обязательно должен работать учитель-логопед с расчетом на 6-12 обучающихся с ОВЗ и педагог-психолог на каждые 20 человек.
  • Тьютор и ассистент - в зависимости от рекомендаций ПМПК на каждые 1-6 человек.

Однако «Законом об образовании» формирование штатной численности образовательных организаций уже давно отнесено к компетенции самого учреждения.  Поэтому утверждения о нехватке средств или штатных единиц не являются достаточными для отсутствия подобных специалистов в школах, где обучаются дети с ОВЗ. У руководителя образовательной организации есть прямая ответственность создания специальных условий для психологического сопровождения таких детей, к которым относят и создание необходимых кадровых перестановок.

Судебная практика по защите прав детей с ОВЗ

В России уже прецеденты, когда родители детей с ОВЗ и представители общественных организаций, защищающие права таких детей, обращались в суды за решением вопроса о ненадлежащем исполнении школами подобных рекомендаций по трудовому воспитанию детей с ОВЗ. Подобные суды были выиграны.

Не стоит доводить ситуацию до момента, когда родители будут вынуждены в суде отстаивать законное право своего ребенка на специальные условия трудового воспитания детей с ОВЗ. Выполнять требования Закона "Об образовании" - обязанность образовательных организаций.

В настоящее время политика  в области образования направлена на пропедевтические меры: создаются условия, формируется сеть базовых образовательных учреждений, в которых есть условия для трудового воспитания детей с ОВЗ. Когда такой ребенок появляется в зоне видимости ПМПК либо обращается в орган управления образования субъекта, родителю уже должны предоставить данные, в каком образовательном учреждении есть необходимые условия для трудового воспитания детей с ОВЗ.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль