Политика качества образования: основные ориентиры и инструменты

193

Ориентиры политики качества образования

Основными ориентирами политики качества образования, по мнению специалистов, являются развитие, здоровье и права. Все они в значительной степени регламентируются и регулируются на федеральном законодательном уровне. Под развитием понимается естественное развитие и прогресс, оценочные показатели, и все то, благодаря чему общеобразовательное учреждение имеет свое место в рейтинге. Здоровье является основополагающим фактором способности ребенка успешно и с интересом осваивать образовательную программу. Выявлена прямая зависимость между рядом заболеваний и качеством образования, называемая дидактогенией у школьников. Федеральный же закон описывает все права участников образовательного процесса, включая форму обучения, режим, программы, выбор, и т.д. Как приводить каждый из этих показателей к нужному результату, можно понять, зная и грамотно выбирая нужный инструмент политики качества образования.

Инструменты политики качества образования

Политика качества образования предусматривает наличие стандартных управленческих механизмов – это программы, проекты и функции. Именно с помощью этих инструментов можно планировать, реализовывать и оценивать качество образования в общеобразовательной организации. В государственных целевых программах используется, как правило, индикативный подход. Например, государственная программа развития образования содержит такой индикатор, как «доля слабых школ в общей выкладке школ в российской федерации», и программа задает сокращение этого параметра. То есть доля школ с низкой успеваемостью, низкими показателями и рейтингами, должна сократиться на заданную величину и в определенный промежуток времени. Однако известно, как трудно изменить работу целого коллектива, преодолеть стереотипы, добиться финансирования и т.д. Программа как государственный инструмент предполагает с одной стороны очень жесткий и четкий расчет, с другой стороны достаточно длительное время и ресурсы.

Примеры практического применения инструментов политики качества образования

Прорабатывая ориентир качества «здоровье», инструмент «программа» может касаться, например, поставок технологического оборудования для школьных столовых  и изменения режимов питания для детей. По ее результатам можно оценить эффективность этой программной инвестиции на реальное качество образовательной организации. То есть, обеспечивая систему качественного регулярного горячего питания, школа понижает уровень заболеваний ЖКТ, аллергических заболеваний и т.п.

Прорабатывая ориентир «развитие», можно использовать инструмент «проект» - найти грант, дополнительное финансирование и привлечь в общеобразовательную организацию,  допустим, университетских преподавателей на то, чтобы они преподавали углубленную математику в 10-11 классах, повысив тем самым оценочные показатели по ЕГЭ и ГИА и т.п.

Прорабатывая ориентир «права», можно использовать инструмент «функция», попробовав, например, в рамках текущего финансирования перестроить для 10-11 классов, образовательный процесс так, что каждый ребенок будет иметь индивидуальный график занятий, так как более 70% старшеклассников считают, что индивидуальный учебный план им очень сильно помогает в обучении.

Обсуждать любой проект в публичной политике необходимо именно с точки зрения того, что он изменит в развитии детей в части предметных, метапредметных и личностных результатов. То есть в любом случае и всегда необходимо получить и баланс интересов, и измеритель, и результат.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль