Политика качества образования: основные ориентиры и инструменты

215

Ориентиры политики качества образования

Основными ориентирами политики качества образования, по мнению специалистов, являются развитие, здоровье и права. Все они в значительной степени регламентируются и регулируются на федеральном законодательном уровне. Под развитием понимается естественное развитие и прогресс, оценочные показатели, и все то, благодаря чему общеобразовательное учреждение имеет свое место в рейтинге. Здоровье является основополагающим фактором способности ребенка успешно и с интересом осваивать образовательную программу. Выявлена прямая зависимость между рядом заболеваний и качеством образования, называемая дидактогенией у школьников. Федеральный же закон описывает все права участников образовательного процесса, включая форму обучения, режим, программы, выбор, и т.д. Как приводить каждый из этих показателей к нужному результату, можно понять, зная и грамотно выбирая нужный инструмент политики качества образования.

Инструменты политики качества образования

Политика качества образования предусматривает наличие стандартных управленческих механизмов – это программы, проекты и функции. Именно с помощью этих инструментов можно планировать, реализовывать и оценивать качество образования в общеобразовательной организации. В государственных целевых программах используется, как правило, индикативный подход. Например, государственная программа развития образования содержит такой индикатор, как «доля слабых школ в общей выкладке школ в российской федерации», и программа задает сокращение этого параметра. То есть доля школ с низкой успеваемостью, низкими показателями и рейтингами, должна сократиться на заданную величину и в определенный промежуток времени. Однако известно, как трудно изменить работу целого коллектива, преодолеть стереотипы, добиться финансирования и т.д. Программа как государственный инструмент предполагает с одной стороны очень жесткий и четкий расчет, с другой стороны достаточно длительное время и ресурсы.

Примеры практического применения инструментов политики качества образования

Прорабатывая ориентир качества «здоровье», инструмент «программа» может касаться, например, поставок технологического оборудования для школьных столовых  и изменения режимов питания для детей. По ее результатам можно оценить эффективность этой программной инвестиции на реальное качество образовательной организации. То есть, обеспечивая систему качественного регулярного горячего питания, школа понижает уровень заболеваний ЖКТ, аллергических заболеваний и т.п.

Прорабатывая ориентир «развитие», можно использовать инструмент «проект» - найти грант, дополнительное финансирование и привлечь в общеобразовательную организацию,  допустим, университетских преподавателей на то, чтобы они преподавали углубленную математику в 10-11 классах, повысив тем самым оценочные показатели по ЕГЭ и ГИА и т.п.

Прорабатывая ориентир «права», можно использовать инструмент «функция», попробовав, например, в рамках текущего финансирования перестроить для 10-11 классов, образовательный процесс так, что каждый ребенок будет иметь индивидуальный график занятий, так как более 70% старшеклассников считают, что индивидуальный учебный план им очень сильно помогает в обучении.

Обсуждать любой проект в публичной политике необходимо именно с точки зрения того, что он изменит в развитии детей в части предметных, метапредметных и личностных результатов. То есть в любом случае и всегда необходимо получить и баланс интересов, и измеритель, и результат.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль