Специальные условия для детей с ОВЗ в образовании

1151

Особенности организации специальных условий для детей с ОВЗ отражены в Приказе Минобрнауки РФ № 1015 от 30 августа 2013 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам" (образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования).

В приказе сказано, что число учащихся с ОВЗ в классе/группе не должно превышать 15 человек. Наполняемость класса/групп отдельными категориями детей нигде не прописана.

В Приказе прописаны специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, глухих, позднооглохших и т. д.).  Это важно, поскольку появляется все больше инклюзивных школ, которые не просто обучают детей в общеобразовательном классе, но и имеют в своем составе специальные классы. Это так называемые комбинированные инклюзивные школы, в которых начинает обучение в специальном классе ребенок с ОВЗ, а по мере получения необходимой коррекционной помощи может обучаться и в общеобразовательном классе. При этом в школе остаются специалисты, которые его сопровождают и при необходимости могут оказать помощь ему и педагогическим работникам.

Специальные условия для детей с ОВЗ в общеобразовательных школах

Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, прописанные в Приказе, должны учитываться и общеобразовательными школами.

  • Если в них обучаются дети с ОВЗ по слуху, в школе должны создаваться 2 отделения для них: отделение для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и второе - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
  • В образовательной организации, осуществляющей деятельность по адаптированным программам, можно совместно обучать слепых и слабовидящих (учащихся с пониженным зрением, страдающих косоглазием, амблиопией, нуждающихся в офтальмологическом сопровождении). Основой обучения слепых является система Брайля, поэтому необходимы специальные условия и специалисты, владеющие этой системой.
  • В качестве специальных условий для детей с ОВЗ - учащихся с тяжелыми нарушениями речи необходимо также создавать 2 отдельных отделения: 1 отделение для учащихся с общим недоразвитием речи тяжелой степени (это алалия, дизартрия, ринолалия, афазия и учащиеся с заиканием); 2 отделение – для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
  • В образовательных организациях допускается совместное обучение в одних классах\группах учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития. Может быть организовано совместное обучение для школьников с умственной отсталостью и учащихся с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью. В данных условиях целессобразно составить индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ. 

Сопровождение психолога или тьютора

Для адаптации в классе учащихся с расстройствами аутистического спектра, у которых есть задержка психического развития, необходимо специальное сопровождение психологом, тьютором предусмотренное в адаптированной образовательной программе по созданию специальных условий для детей с ОВЗ. Обычно оно организовывается с полугода до года. В классе, где обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, помимо учителя присутсвует воспитатель либо тьютор, проводятся индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития.

Педагог-психолог в таких учреждениях вводится из расчета 5-8 учащихся на ставку педагога-психолога, тьютор определяется из рекомендаций ПМПК, которые есть у ребенка. Тарифно-квалификационные характеристики тьютора есть в квалификационном справочнике, поэтому образовательное учреждение имеет право вводить такую должность в свое штатное расписание, обеспечивая специальные условия обучающихся с ОВЗ.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль