Учитель для детей с ОВЗ и группа сопровождения

920

Скачать книгу «Обучение детей с ОВЗ» в формате pdf >>>

Одной из самых важных целей в политике в сфере образования является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью на получение доступного образования.

Еще одним из принципиальных требований к условиям получения доступного образования является непосредственная деятельность специалистов сопровождения.

Функции группы сопровождения и учителей для детей с ОВЗ

В группу сопровождения входят следующие специалисты:

  • педагог-психолог,
  • учитель-логопед,
  • учитель-дефектолог,
  • социальный педагог,
  • координатор,
  • тьютор,
  • врач-педиатр.

Специалисты группы сопровождения, в зависимости от различных особенностей ребенка, должны:

  • сформировать индивидуальную программу сопровождения,
  • проводить индивидуальные, групповые или коррекционные занятия,
  • отслеживать динамику,
  • помогать педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения,
  • взаимодействовать с родителями.

Все эти задачи специалисты сопровождения должны учитывать при разработке и в дальнейшем реализации адаптированной образовательной программы.

Функции учителя для детей с  ОВЗ

Учитель для детей с ОВЗ является одной из ключевых фигур в организации инклюзивного образования. Ему необходимо учитывать все особенности развития ребенка, он должен знать ответы на вопросы:

1.     Нужен ли ребенку тьютор? Тьютор принимает непосредственное участие в образовательном процессе, оказывает помощь ребенку в усваивании учебного материала.

2.     Нужен ли ребенку ассистент? Ассистент оказывает техническую помощь в передвижении, выполнении каких-то других действий, бытовых функций и так далее.

В случае если ребенку требуется специалист в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (тьютор или ассистент), но он по каким-то причинам предоставлен не был, то учитель должен сообщить об этом завучу, директору школы, чтобы они обеспечили такую возможность.

Организация образовательного процесса

Педагог, ответсвенный за обучение детей с ОВЗ в ДОУ и школе, проектирует образовательный процесс, создает условия для развития каждого обучающегося:

  • разрабатывает адаптированную образовательную программу по предметным областям с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
  • отвечает за организацию развивающей среды в классе;
  • создает и поддерживает эмоционально-комфортную атмосферу в классном коллективе, формирует между детьми отношения сотрудничества и принятия;
  • формирует положительную учебную мотивацию;
  • применяет вариативную технологию обучения, отвечающую задачам развития всех детей;
  • при необходимости адаптирует содержание основных и дополнительных учебных материалов.

Создание эмоционально-комфортной среды учителем для детей с ОВЗ

В начале учебного года или еще до начала специалисты группы сопровождения и учитель должны познакомиться с ребенком, установить теплые взаимоотношения. Такой промежуток времени называется периодом психолого-педагогического изучения особенностей ребенка. Если знакомство происходит до начала учебного года, то специалисты могут изучать ребенка, организовывая, например, игровые процедуры. Если же после начала учебного года, то имеют возможность наблюдать его уже на уроках в классе.

В любом случае важна организация, поддержка эмоционально-комфортной среды. Также важно, чтобы другие дети были готовы к принятию ребенка с ОВЗ. На этом этапе проводятся:

  • совместные мероприятия, которые обеспечивают информирование детей о принятии, о толерантности;
  • тренинги о специфике инклюзии, адаптированные под возрастные возможности детей.

Все эти моменты в целом формируют эмоционально-комфортную среду. Группе специалистов сопровождения и учителю необходимо учитывать указанные факторы, формировать и прогнозировать развитие эмоциональной атмосферы.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль