Учитель для детей с ОВЗ и группа сопровождения

991

Скачать книгу «Обучение детей с ОВЗ» в формате pdf >>>

Одной из самых важных целей в политике в сфере образования является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью на получение доступного образования.

Еще одним из принципиальных требований к условиям получения доступного образования является непосредственная деятельность специалистов сопровождения.

Функции группы сопровождения и учителей для детей с ОВЗ

В группу сопровождения входят следующие специалисты:

  • педагог-психолог,
  • учитель-логопед,
  • учитель-дефектолог,
  • социальный педагог,
  • координатор,
  • тьютор,
  • врач-педиатр.

Специалисты группы сопровождения, в зависимости от различных особенностей ребенка, должны:

  • сформировать индивидуальную программу сопровождения,
  • проводить индивидуальные, групповые или коррекционные занятия,
  • отслеживать динамику,
  • помогать педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения,
  • взаимодействовать с родителями.

Все эти задачи специалисты сопровождения должны учитывать при разработке и в дальнейшем реализации адаптированной образовательной программы.

Функции учителя для детей с  ОВЗ

Учитель для детей с ОВЗ является одной из ключевых фигур в организации инклюзивного образования. Ему необходимо учитывать все особенности развития ребенка, он должен знать ответы на вопросы:

1.     Нужен ли ребенку тьютор? Тьютор принимает непосредственное участие в образовательном процессе, оказывает помощь ребенку в усваивании учебного материала.

2.     Нужен ли ребенку ассистент? Ассистент оказывает техническую помощь в передвижении, выполнении каких-то других действий, бытовых функций и так далее.

В случае если ребенку требуется специалист в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (тьютор или ассистент), но он по каким-то причинам предоставлен не был, то учитель должен сообщить об этом завучу, директору школы, чтобы они обеспечили такую возможность.

Организация образовательного процесса

Педагог, ответсвенный за обучение детей с ОВЗ в ДОУ и школе, проектирует образовательный процесс, создает условия для развития каждого обучающегося:

  • разрабатывает адаптированную образовательную программу по предметным областям с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
  • отвечает за организацию развивающей среды в классе;
  • создает и поддерживает эмоционально-комфортную атмосферу в классном коллективе, формирует между детьми отношения сотрудничества и принятия;
  • формирует положительную учебную мотивацию;
  • применяет вариативную технологию обучения, отвечающую задачам развития всех детей;
  • при необходимости адаптирует содержание основных и дополнительных учебных материалов.

Создание эмоционально-комфортной среды учителем для детей с ОВЗ

В начале учебного года или еще до начала специалисты группы сопровождения и учитель должны познакомиться с ребенком, установить теплые взаимоотношения. Такой промежуток времени называется периодом психолого-педагогического изучения особенностей ребенка. Если знакомство происходит до начала учебного года, то специалисты могут изучать ребенка, организовывая, например, игровые процедуры. Если же после начала учебного года, то имеют возможность наблюдать его уже на уроках в классе.

В любом случае важна организация, поддержка эмоционально-комфортной среды. Также важно, чтобы другие дети были готовы к принятию ребенка с ОВЗ. На этом этапе проводятся:

  • совместные мероприятия, которые обеспечивают информирование детей о принятии, о толерантности;
  • тренинги о специфике инклюзии, адаптированные под возрастные возможности детей.

Все эти моменты в целом формируют эмоционально-комфортную среду. Группе специалистов сопровождения и учителю необходимо учитывать указанные факторы, формировать и прогнозировать развитие эмоциональной атмосферы.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль