Инклюзивное образование в школе: организационно-управленческие задачи

639

Инклюзивное образование в школе - процесс развития общего образования, ориентированный на обеспечение условий доступности образования, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей разных категорий граждан.

От директора для создания индивидуальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью требуются организационно-управленческие шаги, действия, мотивационная готовность работать не в логике линейной обычной классно-урочной системы, а подстраиваться под специфику индивидуального учебного плана ребенка.

Организационно-управленческие требования к созданию специальных условий получения образования:

  • наличие координатора по инклюзии;
  • работа междисциплинарной команды;
  • работа психолого-медико-педагогического консилиума;
  • методическая и мотивационная поддержка педагогов.

Координатор по инклюзивному образованию в школе

Одним из важных требований является наличие координатора по инклюзивной системе образованию в школе. Как правило, функции координатора по инклюзии выполняет заместитель директора, так как направления его работы связаны с административной деятельностью, такую роль может выполнять педагог-психолог, социальный педагог.

В настоящее время актуальным становится взаимодействие учреждений специального и общего образования для координации обучения детей в формате инклюзивного образования в школе. В рамках реализации проекта инклюзивного образования в школе, например, в Псковской области роль ресурсных центров и координаторов по инклюзии выполняют коррекционные школы, осуществляющие трансляцию образцов новой образовательной практики по единой программе для понимания специфики тех или иных трудностей у детей.

Создание таких ресурсных центров помогают выстраивать непосредственно инклюзивное образование в школе.

Междисциплинарная команда по инклюзивному образованию в школе

Эффективное взаимодействие всех специалистов образовательной организации, кадровые возможности для реализации инклюзивной практики являются важными характеристиками инклюзивного образования в школе.

Не обязательно они должны быть штатными специалистами образовательной организации, они могут быть и внештатными, но они обязаны быть одной командой. Работу школы по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс можно назвать успешной, только при слаженной работе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога доктора (в зависимости от специфики диагноза по здоровью) и других специалистов.

Психолого-медико-педагогический консилиум по инклюзивному образованию в школе

Психолого-медико-педагогический консилиум дает возможность междисциплинарной команде на основании психолого-медико-педагогического заключения и поставленного диагноза совместно определить задачи по разработке адаптированной образовательной программы для инклюзивного образования в школе.

Консилиум определяет общее, целостное, межпрофессиональное представление о каждом ребенке и его особенностях, которое складывается из профессионального мнения педагога, медицинского работника, и других специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Методическая и мотивационная поддержка педагогов при инклюзивном образовании в школе

Еще одним важным организационно-управленческим решением для обеспечения инклюзивного образовательного процесса является методическая и мотивационная поддержка педагогов при инклюзивном образовании в школе.

Проводимые исследования показывают, что уровень эмоционального выгорания у людей, которые работают по схеме «человек - человек», очень высок. У педагогов это является одной из серьезных профессиональных трудностей: из года в год повторяется один и тот же образовательный цикл. Поэтому в последние годы организована специальная работа по методической и мотивационной поддержке педагогов в силу трудностей работы с детьми и специфики взаимодействия с ними.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль