Проблемы и особенности образования детей с ОВЗ

370

Говоря об особенностях выбора и реализации специальных индивидуальных программа развития (СИПР) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), необходимо остановиться на основных проблемах в данной сфере. Известно, что обучение детей с ОВЗ является одним из важных аспектов государственной политики в сфере образования. Усилия Минобрнауки России и органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования должны быть сосредоточены на том, чтобы обеспечить доступность учебных программ для детей с ОВЗ, которые позволили бы им получить качественное и доступное образование.

Сеть образовательных организаций для детей с ОВЗ

В прошлом учебном году детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывалось 450 500 человек. Часть из них обучается в специальных организациях, а часть – в общих образовательных школах, где реализована инклюзия.

Для таких детей в РФ существовала сеть специальных образовательных организаций для детей с ОВЗ. В нее входят и дошкольные образовательные учреждения, и специальные коррекционные школы (так они назывались до вступления в силу «Закона об образовании»).

Тенденция сокращения коррекционных учреждений для детей с ОВЗ

В последние несколько лет в части субъектов наблюдается тенденция, когда при увеличении количества детей с ОВЗ количество специальных коррекционных учреждений сокращается. Это вызывает беспокойство, поскольку политика в сфере образования таких детей заключается в сохранении сети специальных образовательных организаций наряду с развитием инклюзивных форм обучения.

Следует помнить о необходимости функционирования существующей сети специальных организаций. Именно для отдельной категории детей является целесообразным и возможным обучение в специализированных организациях. А на сегодняшнем этапе развития системы образования специальные коррекционные учреждения должны выполнять функции неких ресурсных учебно-методических центров: оказывать помощь в освоении образовательных программ и коррекционной работе с детьми с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в общеобразовательных школах, предоставлять консультационно-методическую помощь педагогам таких школ и проводить консультации для родителей.

Во многих субъектах федерации такой опыт есть: функционирует целая сеть ресурсных центров, которые созданы на базе подобных образовательных организаций. Достаточно успешный опыт сопровождения таких детей в инклюзивном образовании тоже имеется.

Развитие инклюзивного образования должно осуществляться постепенно, потому что оно требует в первую очередь создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. К таким условиям относятся:

  • материально-технические условия;
  • кадровые перестановки;
  • разработка специальных адаптированных образовательных программ;
  • проведение разъяснительной работы с обучающимися и родителями, с педагогами школ.

В противном случае инклюзивное образование будет развиваться стихийно лишь потому, что экономически более выгодно закрывать специальные образовательные учреждения и отправлять всех детей в инклюзивные школы.

Однако такая мера не позволит обеспечить качественное инклюзивное образование детей с ОВЗ и, более того, негативно скажется на организации образовательного процесса в обычных школах. Поэтому основная политика государства в этой сфере должна заключаться в том, что развитие инклюзивного образования никак не должно заменять собой полный отказ от развития системы специального коррекционного образования.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль