Проблемы и особенности образования детей с ОВЗ

340

Говоря об особенностях выбора и реализации специальных индивидуальных программа развития (СИПР) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), необходимо остановиться на основных проблемах в данной сфере. Известно, что обучение детей с ОВЗ является одним из важных аспектов государственной политики в сфере образования. Усилия Минобрнауки России и органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования должны быть сосредоточены на том, чтобы обеспечить доступность учебных программ для детей с ОВЗ, которые позволили бы им получить качественное и доступное образование.

Сеть образовательных организаций для детей с ОВЗ

В прошлом учебном году детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывалось 450 500 человек. Часть из них обучается в специальных организациях, а часть – в общих образовательных школах, где реализована инклюзия.

Для таких детей в РФ существовала сеть специальных образовательных организаций для детей с ОВЗ. В нее входят и дошкольные образовательные учреждения, и специальные коррекционные школы (так они назывались до вступления в силу «Закона об образовании»).

Тенденция сокращения коррекционных учреждений для детей с ОВЗ

В последние несколько лет в части субъектов наблюдается тенденция, когда при увеличении количества детей с ОВЗ количество специальных коррекционных учреждений сокращается. Это вызывает беспокойство, поскольку политика в сфере образования таких детей заключается в сохранении сети специальных образовательных организаций наряду с развитием инклюзивных форм обучения.

Следует помнить о необходимости функционирования существующей сети специальных организаций. Именно для отдельной категории детей является целесообразным и возможным обучение в специализированных организациях. А на сегодняшнем этапе развития системы образования специальные коррекционные учреждения должны выполнять функции неких ресурсных учебно-методических центров: оказывать помощь в освоении образовательных программ и коррекционной работе с детьми с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в общеобразовательных школах, предоставлять консультационно-методическую помощь педагогам таких школ и проводить консультации для родителей.

Во многих субъектах федерации такой опыт есть: функционирует целая сеть ресурсных центров, которые созданы на базе подобных образовательных организаций. Достаточно успешный опыт сопровождения таких детей в инклюзивном образовании тоже имеется.

Развитие инклюзивного образования должно осуществляться постепенно, потому что оно требует в первую очередь создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. К таким условиям относятся:

  • материально-технические условия;
  • кадровые перестановки;
  • разработка специальных адаптированных образовательных программ;
  • проведение разъяснительной работы с обучающимися и родителями, с педагогами школ.

В противном случае инклюзивное образование будет развиваться стихийно лишь потому, что экономически более выгодно закрывать специальные образовательные учреждения и отправлять всех детей в инклюзивные школы.

Однако такая мера не позволит обеспечить качественное инклюзивное образование детей с ОВЗ и, более того, негативно скажется на организации образовательного процесса в обычных школах. Поэтому основная политика государства в этой сфере должна заключаться в том, что развитие инклюзивного образования никак не должно заменять собой полный отказ от развития системы специального коррекционного образования.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль