Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья

664

Специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья перечислены в статье 79 Федерального закона № 273 об образовании:

  • это учебные программы, рагработанные согласно государственным образовательным стандартам, методы обучения, воспитания;
  • это учебники, учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения, специальные помещения коллективного и индивидуального пользования;
  • это представление услуг ассистента-помощника, то есть технического помощника, проведение коррекционных занятий и обеспечение доступа в здание организации.

Часть в создании специальных условий отражена в деятельности службы психолого-педагогического сопровождения: это проведение коррекционных занятий. Это регламентируется Федеральным законом № 273 в частности 42 статьей, Приказом Министерства образования и науки № 1014 и Приказом № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования».

В целом, эти документы регламентируют деятельность специалистов службы сопровождения, а также помощь специалистам образовательной организации, помощь учителю в разработке адаптированной образовательной программы и также помощь в подборе методов обучения и воспитания для каждого конкретного ребенка.

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ

Та же статья 79 Федерального закона № 273 определяет те адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного начального, общего, основного общего образования, которые могут быть реализованы в образовательной организации: это адаптированная основная общеобразовательная программа для глухих, слабослышащих и позднооглохших, для слепых и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью, для детей с расстройствами аутистического спектра, для детей со сложными дефектами.

Адаптированная основная общеобразовательная программа и программа трудового воспитания детей с ОВЗ могут быть реализованы в образовательной организации, как отдельная программа для группы детей в отдельном классе, в отдельном структурном подразделении образовательной организации, либо в отдельной образовательной организации. Если же ребенок приходит в класс, приносит рекомендации ПМПК с созданием специальных условий обучения, воспитания и ребенок попадает в инклюзивное пространство, то специалисты службы психолого-педагогического сопровождения должны адаптировать основную образовательную программу под конкретного ребенка. И тогда образовательная организация при помощи специалиста службы сопровождения (психолога, логопеда и дефектолога) реализуют для этого обучающегося адаптированную основную образовательную программу.

  • Адаптированная образовательная программа - это для ребенка который попал в инклюзивное образовательное пространство и нуждается в помощи специалиста сопровождения психолога, логопеда, дефектолога.
  • Адаптированная основная общая образовательная программа - это программа, которая реализуется в отдельном классе, в отдельном структурном подразделении, либо в отдельной образовательной организации.

Как создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ в общеобразовательной школе нуждаются в изменении задач службы психолого-педагогического сопровождения:

  • если это организация, которая реализует адаптированные основные общеобразовательные программы, то служба сопровождает однородную группу обучающихся;
  • если это инклюзивное образовательное пространство, то здесь нагрузка на службу сопровождения значительно тяжелее и сложнее, потому что педагог-психолог, учитель-логопед и дефектолог должен помочь в создании адаптированной основной программы для каждого обучающегося, с учетом его физиологических возможностей.

Таким образом, можно заключить, что, если ребенок получил рекомендации о необходимости создания специальных условий обучения и воспитания, то перед школьной службой стоит задача, как реализовать каждому конкретному ребенку тот объем помощи, который ему требуется.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль