Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5-х классов

219

Переход из младшего звена школы в среднее сопровождается большим количеством изменений в жизни учеников: от социальных, связанных с переменами в учебной среде, до личностных и физиологических, обусловленных началом подросткового возраста. Опыт показывает – большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Определенная часть осознает свое новое положение как возможность начать школьную жизнь с нового листа, наладить не сложившиеся с педагогами отношения. С другой стороны, переход в среднее звено связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Период адаптации ребенка к новым условиям обучения, по данным психологических и психофизиологических исследований, во многом схож с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В связи с этим подготовка к пятому классу и сопровождение в период адаптации ребенка должны проводиться с учетом психологической подготовленности, физиологических, личностных и психологических особенностей возраста (а именно – наличия потребности в общении со сверстниками.

Способы психологического сопровождения учащегося и работа с родителями

В этот период актуально проведение мероприятий, направленных на:

общение учащихся друг с другом, выработку навыка эффективного межличностного общения и преодоления школьной тревожности, развитие коммуникативных навыков, рефлексии; выявление детей с высоким уровнем тревожности (с проведением в дальнейшем индивидуальной или мини-групповой работы с ними, анализом общей тревожности и выработкой стратегии работы с конкретным классом); просвещение родителей по вопросам, связанным с особенностями возраста и перехода на новый уровень обучения; оказание родителям и учителям психологической поддержки при возникновении трудностей.

Влияние физиологического развития на этапе перехода в среднее звено и в период адаптации ребенка

Переход в среднее звено совпадает с началом процесса полового созревания. В этот период наблюдается активный и часто неравномерный рост тела, сопровождающийся перестройкой работы некоторых внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, эндокринной), а соответственно, и гормональными изменениями. Все эти метаморфозы в организме оказывают влияние на поведение и эмоциональное состояние пятиклассника. Ему становится сложнее управлять своим растущим телом, может ухудшиться координация движений, возможны опасения по поводу некоторых изменений, связанных с половым созреванием, периодически снижается активность, наблюдаются упадок сил, невнимательность и перепады настроения.

Для минимизации нежелательных последствий бурного роста организма детей следует на специальных встречах (собраниях, лекториях и проч.) подробно информировать родителей пятиклассников о физических и психических особенностях подросткового возраста и способах поддержки детей в данный период.

Родителям необходимо объяснить, что в период адаптации ребенка:

он бывает более тревожным, робким или, напротив, развязным, чрезмерно шумным, суетливым; нередко снижается работоспособность, пятиклассник может стать забывчивым, неорганизованным, у него наблюдаются нарушения сна, аппетита. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства из них они носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс социальной адаптации подростка затягивается на 2–3 месяца и даже больше; часты заболевания психосоматического характера.

Психологическое сопровождение детей со стороны родителей

В период адаптации ребенка важно обеспечить ему спокойную, щадящую обстановку, четкий режим – сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Они должны понять, что на данном этапе главное – верить в возможности и успех ребенка и демонстрировать ему свою уверенность в этом. В частности, рекомендуется часто повторять: «Я в тебя верю», «У тебя все получится», «Я не сомневаюсь, что ты справишься со всеми трудностями», акцентировать внимание на его достижениях (пускай пока небольших) и совершенных им хороших поступках, а не наоборот. Критика в период адаптации может возыметь негативные последствия и даже парадоксальным образом закрепить нежелательное поведение и частоту неудач.

Проблемы психического и личностного развития пятиклассников в подростковом возрасте

Наряду с бурным физическим развитием не менее активно происходит развитие психическое и личностное. Подросток начинает много думать, размышлять о своих и чужих поступках, у него развивается рефлексия, ему интересно исследовать себя, он пытается понять свой внутренний мир, ориентируясь на сверстников. В подростковом возрасте он начинает выбирать авторитеты, но прежде всего рассматривает себя в разных «зеркалах», каковыми для него являются глаза окружающих людей. При этом он все чаще задается вопросами: «Какой я, в чем мои особенности, каковы мои достоинства?» В пятом классе, с приходом новых учителей, а иногда и в связи со сменой состава класса таких «зеркал» становится значительно больше. Это может повысить уровень тревоги подростка либо стать основой его самооценки.

За первые четыре года учебы в школе ребенок общался с одним-тремя учителями. Он привык к ним, их поведение было для него предсказуемым, он знал их реакцию на свое поведение. Теперь же учителей стало в несколько раз больше, у каждого из них свои требования. Это может стать дополнительным тревожащим фактором в период адаптации ребенка. Так же, как и родителям, педагогам рекомендуется обращать внимание на сильные стороны учащихся в подростковом возрасте. У каждого педагога индивидуальный подход к обучению, но в начале пятого класса всем рекомендуется быть более терпимыми к ошибкам и невнимательности учащихся, нежели когда-либо, чаще хвалить их, обращая внимание на присущие им сильные стороны. Серьезные замечания лучше делать наедине с подростком, чтобы не занижать его самооценку и не вызывать тревожность у ровесников.

Перед началом учебного года рекомендуется организовать совместный совет учителей среднего звена с бывшими классными руководителями нынешних пятых классов для выработки педагогами-предметниками единообразной системы оценивания, правил и предъявления требований, которая соотносилась бы с требованиями начальной школы.

Повышение уровня тревожности, связанное с необходимостью привыкания к новым учителям, показывают результаты опросов. В частности, согласно опроснику Филлипса, который содержит восемь шкал (общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями), пики в начале пятого класса приходятся на шкалы «проблемы и страхи в отношениях с учителями» и «страх ситуации проверки знаний». Это подтверждается в беседах с учащимися, а также в ходе групповой работы, когда ученики рассказывают, чего конкретно они опасаются, что их тревожит, с какими сложностями они сталкиваются при общении с новыми учителями.

Еще одним важным аспектом, который следует принять во внимание специалистам, работающим с подростками, является то, что ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками (возрастная периодизация Д.Б. Эльконина). Мотивы общения в подростковом периоде различаются в зависимости от возраста, в 10–12 лет детям важно находиться в группе сверстников, осуществлять совместную деятельность.

Последствия дефицита общения в период адаптации ребенка

Для преодоления возможных проблем и дальнейшего успешного обучения требуется сплочение ученического коллектива, поскольку проблема снижения успеваемости часто бывает следствием нарушения позитивного общения подростков со сверстниками. Преодоление напряженности в общении способствует успехам в учебе. К тому же возможность общения со сверстниками определяет привлекательность тех или иных видов деятельности. В период адаптации ребенка полезны групповые формы работы на уроке, проектная и внеурочная деятельность (например, разработка правил поведения в школе; создание рекламных плакатов на тему здорового образа жизни и т. п.).

Будучи не в состоянии удовлетворить потребность в общении, занять соответствующее своей личности место в коллективе сверстников, подросток «устраняет себя» из школы психологически или даже физически (начинает прогуливать занятия).

В целом дефицит общения может приводить к снижению общего уровня дисциплины в классе, поскольку дети будут восполнять его прямо во время уроков. При этом может возрасти уровень агрессии, т. к. подросткам нужно занять свою позицию в группе и, если нет продуктивного пути и навыков общения приемлемым способом, они прибегают к утверждению своей личности через конфликты. В связи с этим важно предоставить учащимся в подростковом возрасте возможность общаться в неформальной обстановке, например в рамках внеурочной деятельности с учителем или на групповых и тренинговых занятиях с педагогом-психологом.

Как осуществляется поддержка детей в период адаптации

Для того чтобы дети успешно адаптировались к условиям обучения в пятом классе, рекомендуется заблаговременно проводить групповые занятия по подготовке к переходу в среднее звено уже в конце четвертого класса (приложение).

Желательно в дискуссионной форме проработать с будущими пятиклассниками темы, посвященные взрослению, новым возможностям, ожиданиям, связанным с переходом в среднее звено и периодом адаптации ребенка, вероятным сложностям обучения в пятом классе с обязательной дальнейшей разработкой стратегий и путей их преодоления.

Также важно обсудить пройденный этап начальной школы: выяснить, какие у детей были ожидания до поступления в школу, что для них было трудным (легким), чего они ожидали и т. д. Надо обязательно вспомнить все приятное, что связано с младшей школой, зафиксировать в памяти учащихся значение каждого этапа их школьной жизни.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль