text

✎ Скидка 25% и 90 дней подписки в подарок! Получи ДВОЙНУЮ выгоду >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Консультация для педагогов: репрезентативная система

  • 1 января 2015
  • 179

Выявление репрезентативной системы учащегося помогает педагогу вести более продуктивную коммуникацию,  то есть позволяет говорить с воспитанником на одном с ним языке. В том случае, если педагог сможет подать один и тот же материал сразу в нескольких репрезентативных системах, это в значительной мере повысит эффективность процесса образования, поскольку учащимся будет легче усваивать новую информацию. 

Понятие репрезентативной системы 

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.

Педагог-психолог на занятиях с детьми отмечает, что все воспитанники совершенно разные и воспринимают окружающий нас мир каждый по-своему: один ребенок с любопытством прислушивается к звукам, другому нужно обязательно все потрогать, третьему - рассмотреть необычные рисунки и предметы. 

Первый ребенок является аудиалом, то есть для него важно то, что он слышит, он воспринимает информацию через органы слуха. Второй - кинестетик, воспринимает мир через тактильные ощущения, двигательные, температурные, вкусовые, обонятельные. Третий малыш – визуал, самая главная информация для него это зрительная. 

Понятия, которые использует педагог-психолог на занятиях с детьми 

Модальность – форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).

Ведущая модальность – это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее.

Часто случается так, что разные модели восприятия сочетаются между собой, но при столкновении с новой информацией, ребенок, по обыкновению, прибегает к наиболее для него удобной. Она имеет название - доминантная или ведущая модельность восприятия.  Педагог-психолог на занятиях с детьми отмечает средние данные по модальностям восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов – 25%.

Для успешной организации занятий с детьми педагог-психолог должен знать характерности каждого воспитанника, проявляющиеся при восприятии информации, запоминании, переработке, и уже с учетом этих данных выбирать способ общения.  При его совпадении с ведущей модальностью, ребенок будет замечательно справляться с поставленными задачами, продуктивно работать с материалом, запоминая и перерабатывая его. 

Рассмотрим основные характеристики каждого типа.

Характеристики типов репрезентативной системы

Изучив характеристики типов репрезентативной системы, педагог может подробно описать детей-аудиалов. Поскольку, как было отмечено выше, такие дети познают мир через звуки, они раньше других сверстников начинают говорить, имеют при этом большой словарный запас, помнят до мельчайших подробностей кто, где, когда, что сказал, легко запоминают имена, однако также легко забывают лица людей. 

Такие дети обожают слушать аудиозаписи, вести разговоры, любят и умеют доказывать, убеждать, уговаривать, они очень коммуникабельные. Они могут придумывать разные истории и игры (однако сами при этом не испытывают большого желания учавствовать в подвижных играх). 

Педагогу-психологу на занятиях с детьми - аудиалами рекомендуется использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения ребенком необходимых навыков, ему можно предложить комментировать то, что он делает.

Исходя из репрезентативной системы, дети-визуалы воспринимают информацию, ориентируясь больше на зрительные ощущения.  Они достаточно быстро запоминают цвет. форму, размер. Если предложить ребенку-визуалу новую игрушку, в первую очередь он внимательно ее рассмотрит, будет крутить со всех сторон. Такие дети не любят сюсюканья и поцелуйчики, любят поговорить на взрослые темы. Самые излюбленные для них занятия - рисовать, лепить, вырезать,соединять пазлы.  Имеют бурную фантазию, думают образно.Для них характерны такие слова, как «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и прочие. Небольшой шум не помешает им заниматься своими делами, они обладают устойчивым вниманием. 

Воспитывая визуала, необходимо уделять должное внимание развитию речи, коммуникабельности, физической координации. В процессе занятий педагога-психолога с детьми визуалами рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Дети-кинестетики, исходя из репрезентативной системы, познают мир с помощью прикосновений, движений.  Ввиду развитой моторики, такие дети много двигаются, раньше других делают первые шаги. Они с удовольствием играют в активные игры, связанные с бегом, борьбой, прыжками. Кинестетики неусидчивы, не могут долго заниматься одним делом.  

Педагог-психолог на занятиях с детьми - кинестетиками отмечает, что воспитанники все познают через прикосновения, любят трогать, ощупывать. И нет ничего страшного в том, что игрушки таких детей быстро ломаются, теряют форму, ведь разбирая их ребята познают мир. Они очень привязаны к матери, любят обниматься, целоваться, подолгу сидеть на коленях. Поэтому к таким деткам нужно проявлять больше ласки, любви, и как можно меньше употреблять знакомую всем родителям фразу «Не трогай!».

В речи кинестетиков присутствует великое множество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». На занятиях с педагогом-психологом дети с трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, запоминают информацию лучше в движении. Таким деткам нужно давать моторную разрядку.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Менеджер
Образования

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.