Консультация для педагогов: репрезентативная система

120

Выявление репрезентативной системы учащегося помогает педагогу вести более продуктивную коммуникацию,  то есть позволяет говорить с воспитанником на одном с ним языке. В том случае, если педагог сможет подать один и тот же материал сразу в нескольких репрезентативных системах, это в значительной мере повысит эффективность процесса образования, поскольку учащимся будет легче усваивать новую информацию. 

Понятие репрезентативной системы 

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.

Педагог-психолог на занятиях с детьми отмечает, что все воспитанники совершенно разные и воспринимают окружающий нас мир каждый по-своему: один ребенок с любопытством прислушивается к звукам, другому нужно обязательно все потрогать, третьему - рассмотреть необычные рисунки и предметы. 

Первый ребенок является аудиалом, то есть для него важно то, что он слышит, он воспринимает информацию через органы слуха. Второй - кинестетик, воспринимает мир через тактильные ощущения, двигательные, температурные, вкусовые, обонятельные. Третий малыш – визуал, самая главная информация для него это зрительная. 

Понятия, которые использует педагог-психолог на занятиях с детьми 

Модальность – форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).

Ведущая модальность – это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее.

Часто случается так, что разные модели восприятия сочетаются между собой, но при столкновении с новой информацией, ребенок, по обыкновению, прибегает к наиболее для него удобной. Она имеет название - доминантная или ведущая модельность восприятия.  Педагог-психолог на занятиях с детьми отмечает средние данные по модальностям восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов – 25%.

Для успешной организации занятий с детьми педагог-психолог должен знать характерности каждого воспитанника, проявляющиеся при восприятии информации, запоминании, переработке, и уже с учетом этих данных выбирать способ общения.  При его совпадении с ведущей модальностью, ребенок будет замечательно справляться с поставленными задачами, продуктивно работать с материалом, запоминая и перерабатывая его. 

Рассмотрим основные характеристики каждого типа.

Характеристики типов репрезентативной системы

Изучив характеристики типов репрезентативной системы, педагог может подробно описать детей-аудиалов. Поскольку, как было отмечено выше, такие дети познают мир через звуки, они раньше других сверстников начинают говорить, имеют при этом большой словарный запас, помнят до мельчайших подробностей кто, где, когда, что сказал, легко запоминают имена, однако также легко забывают лица людей. 

Такие дети обожают слушать аудиозаписи, вести разговоры, любят и умеют доказывать, убеждать, уговаривать, они очень коммуникабельные. Они могут придумывать разные истории и игры (однако сами при этом не испытывают большого желания учавствовать в подвижных играх). 

Педагогу-психологу на занятиях с детьми - аудиалами рекомендуется использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения ребенком необходимых навыков, ему можно предложить комментировать то, что он делает.

Исходя из репрезентативной системы, дети-визуалы воспринимают информацию, ориентируясь больше на зрительные ощущения.  Они достаточно быстро запоминают цвет. форму, размер. Если предложить ребенку-визуалу новую игрушку, в первую очередь он внимательно ее рассмотрит, будет крутить со всех сторон. Такие дети не любят сюсюканья и поцелуйчики, любят поговорить на взрослые темы. Самые излюбленные для них занятия - рисовать, лепить, вырезать,соединять пазлы.  Имеют бурную фантазию, думают образно.Для них характерны такие слова, как «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и прочие. Небольшой шум не помешает им заниматься своими делами, они обладают устойчивым вниманием. 

Воспитывая визуала, необходимо уделять должное внимание развитию речи, коммуникабельности, физической координации. В процессе занятий педагога-психолога с детьми визуалами рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Дети-кинестетики, исходя из репрезентативной системы, познают мир с помощью прикосновений, движений.  Ввиду развитой моторики, такие дети много двигаются, раньше других делают первые шаги. Они с удовольствием играют в активные игры, связанные с бегом, борьбой, прыжками. Кинестетики неусидчивы, не могут долго заниматься одним делом.  

Педагог-психолог на занятиях с детьми - кинестетиками отмечает, что воспитанники все познают через прикосновения, любят трогать, ощупывать. И нет ничего страшного в том, что игрушки таких детей быстро ломаются, теряют форму, ведь разбирая их ребята познают мир. Они очень привязаны к матери, любят обниматься, целоваться, подолгу сидеть на коленях. Поэтому к таким деткам нужно проявлять больше ласки, любви, и как можно меньше употреблять знакомую всем родителям фразу «Не трогай!».

В речи кинестетиков присутствует великое множество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». На занятиях с педагогом-психологом дети с трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, запоминают информацию лучше в движении. Таким деткам нужно давать моторную разрядку.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль