Диагностика уровня формирования ключевых компетенций учащихся школы по ФГОС

653

Важность сформированности компетенций учащегося в школе

Важность сформированности компетенций обусловлена тем, что в дальнейшем они способны определить будущее выпускника как в общественной, так и в личной сферах. Они являются интегрированным результатом личностного развития. Диагностика представляет собой «заключительный» этап диагностики личностных результатов обучения. Обозначенные во ФГОС ОО формулировки ЛРО должны проходить «красной линией» по всем направлениям работы педагога-психолога. Необходимо определить все те изменения, которые следует провести в целях обеспечения качественного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и достижения учащимися ЛРО.

Алгоритм работы педагога-психолога в рамках диагностической работы основана на диагностике компетенций учащегося в школе и может быть представлен следующим образом:
1. Изучение ЛРО, изложенных во ФГОС начального, основного и полного среднего образования и их ранжирование на основе приоритетов школы и учащихся.
2. Создание эффективной качественной базы диагностических методик по ФГОС по всем показателям ЛРО.
3. Диагностика и анализ исходного уровня личностного развития учащихся на всех ступенях обучения.
4. Диагностика и анализ исходного уровня сформированности ключевых компетенций в школе на всех ступенях обучения.
5. Оценка результата и планирование работы по всем направлениям работы педагога-психолога.
6. Реализация плана работы (программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса).
7. Промежуточная диагностика и анализ уровня личностного развития учащихся.
8. Оценка результата и внесение корректив в работу по отдельным направлениям работы педагога-психолога.
9. Реализация плана (программы).
10. Рубежная диагностика и анализ уровня личностного развития учащихся на всех ступенях обучения.
11. Рубежная диагностика и анализ уровня сформированности ключевых компетенций на всех ступенях обучения.

Модель диагностики качества образования с позиций формирования компетенций учащихся

В рамках экспериментальной деятельности в НОУ СОШ «Московская интернациональная школа “Планета”» разработана модель диагностики качества образования с позиций оценки формирования  ключевых параметров компетенции учащихся по ФГОС:

  • учебная; в сфере непрерывного самообразования;
  • в сфере гражданско-общественной деятельности;
  • в культурно-досуговой деятельности;
  • в бытовой сфере, включая физическую культуру и спорт;
  • в социально-трудовой деятельности.

Модель получила название «Эволюция содержания ключевых компетенций», поскольку в ней раскрывается содержание каждой из них на разных уровнях обучения: «Школьная готовность» – «Готовность пятиклассника» – «Готовность старшеклассника» – «Студенческая готовность» (таблицы 1–4). Модель содержит совокупность основных показателей по каждой из них в зависимости от возрастной группы. Спектр диагностических методик предполагает расширение, что позволит получить более объективные результаты.

Анализ результатов диагностики позволяет оценить динамику формирования каждого вида компетенций учащихся как на уровне класса, так и на уровне каждого отдельного учащегося. Диагностика уровня сформированности в значительной степени является инструментом для оценки результатов обучения предметных, метапредметных и личностных. Результаты, полученные по данному диагностическому инструментарию формирования компетенций учащихся, также могут являться одним из показателей качества образовательного процесса в целом.

Таблица 1

Первая ступень. «Школьная готовность» (момент поступления в школу)

Вид компетенции Совокупность основных показателей уровня сформированности Диагностический инструментарий
название методики, автор цель методики литература
Учебная компетенция, компетенция в сфере непрерывного самообразования Умение нести определенные нагрузки при выполнении заданий. Сосредоточенность на каком-либо занятии «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) Выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линий, самостоятельно выполнять задание Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003
«Образец и правило» (А.Л. Венгер) Выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов
Когнитивная компетентность: способность к дифференциации, умение воспринимать определенные взаимосвязи. Соответствующий возрасту уровень диалогической и монологической речи «Установление последовательности событий» (А.Н. Берштейн) Выявление сообразительности ребенка, его умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2010
«Объяснение сюжетных картин» Исследование сообразительности ребенка, умения выделять существенное из деталей
Компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности Понимание правил и следование этим правилам «Анкета для родителей» (Дж. Чейпи) Определение уровня развития детей по следующим показателям: оценка развития познания, базового опыта ребенка, языкового развития, эмоционального развития, умения общаться, физического развития и др. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003
Компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности Сформированное представление о распорядке дня «Анкета для родителей» (Дж. Чейпи) См. выше Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. М.: Ось-89, 2008
Наличие стремления к творческой деятельности «Что это? Дорисуй предметы» (Н.П. Локалова) Определение уровня развития воображения ребенка, креативности, умения находить нестандартные решения и др.
Компетенция в бытовой сфере, включая физическую культуру и спорт Самостоятельность (умение обходиться без посторонней помощи). Физическая готовность (моторная компетентность). Умение пользоваться ручкой, карандашом «Анкета для родителей» (Дж. Чейпи), «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) См. выше
Компетенция в сфере социально-трудовой деятельности Способность к контактам с детьми и взрослыми «Анкета для родителей» (Дж. Чейпи) См. выше

Таблица 2

Вторая ступень. «Готовность пятиклассника» (момент окончания начальной школы и переход в основную школу)

Вид компетенции Совокупность основных показателей уровня сформированности Диагностический инструментарий
название методики, автор цель методики литература
Учебная компетенция, компетенция в сфере непрерывного самообразования Готовность к собственно познавательной деятельности и самообразованию ШТУР (школьный тест умственного развития) (разработан НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) Диагностика уровня интеллекта, кругозора, багажа знаний ребенка. Включает шесть последовательных субтестов Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003
Умение целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты и осознанно прилагать волевые учебные усилия Анкета «Изучение познавательной потребности» (В.С. Юркевич) Определение интенсивности познавательной потребности, оценка волевых качеств ребенка Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Сформированность личностной позиции по отношению к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений Опросники «Изучение направленности на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), «Направленность на отметку» Определение интенсивности познавательной потребности ребенка, мотивации на приобретение знаний или отметку Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности Наличие ответственной осознанной позиции ребенка к внутришкольным отношениям. Конструктивность во взаимоотношениях, чтобы занять в новом социальном микросообществе определенное статусное положение Опросник «Оценка отношения подростка с классом» Выявление отношения ребенка к группе Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003
Компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности Наличие осознанного стремления к творческой деятельности. Самостоятельность в рациональной организации свободного времени Анкета «Твой досуг» Определение спектра интересов и увлечений ребенка, их устойчивость и глубина Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003
Сформированность основ личной системы ценностей «Ценностные ориентации» (М. Рокич) Измерение уровня значимости десяти типов ценностей. Состоит из двух частей. Первая часть изучает нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, структуру ценностей. Вторая – изучает ценности на уровне поведения, индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в социуме Лаборатория «ПСИТОН». Профессиональная компьютерная диагностика
Компетенция в бытовой сфере, включая физическую культуру и спорт Выполнение определенных обязанностей по самообслуживанию и помощи другим людям Опросник для родителей (разработан на кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ) Определение степени вовлеченности ребенка в систему семейных отношений (помощь по хозяйству, уборке квартиры и т. п.) Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Умение оценивать уровень своего здоровья, физического развития, физическую и двигательную подготовленность Анкета «Мое здоровье» Определение отношения учащегося к собственному здоровью и здоровому образу жизни как ценности Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. М.: Новая школа, 2001
Сформированность «естественных движений человека» в рамках возрастной группы. Умение красиво и правильно держать свое тело стоя и сидя Опросник для родителей (разработан на кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ) Определение особенностей психофизиологического развития ребенка (мелкая моторика, контроль движений тела и др.) Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Компетенция в сфере социально-трудовой деятельности Наличие определенной социальной зрелости. Умение наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками в совместной деятельности Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (методика «КОС», Л.А. Головей) Выявление степени развития коммуникативных и организаторских способностей учащихся Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: ПИТЕР, 2002

Таблица 3

Третья ступень. «Готовность старшеклассника»

Вид компетенции Совокупность основных показателей уровня сформированности Диагностический инструментарий
название методики, автор цель методики литература
Учебная компетенция, компетенция в сфере непрерывного самообразования Умение решать познавательные и практические задачи и соединять в единое целое элементы знаний по разным учебным дисциплинам. Умение выявлять причинно-следственные связи прошлого, настоящего и будущего, а также функциональные зависимости ШТУР (школьный тест умственного развития). Разработан НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР Диагностика уровня интеллекта учащегося, кругозора, багажа знаний. Методика включает шесть последовательных субтестов Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003
Компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности Умение эффективно общаться, излагать собственную позицию. Умение соотносить собственное поведение с поведением других Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (методика «КОС», Л.А. Головей) Выявление степени развития коммуникативных и организаторских способностей учащихся Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: ПИТЕР, 2002
Компетенция в сфере социально-трудовой деятельности Умение оценивать собственную профессиональную направленность Анкеты «Выбор профессии», «Опросник профессиональных склонностей» и др. (Г.В. Резапкина) Определение уровня профессиональной готовности старшеклассника Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2005
Умение организовывать собственную деятельность и деятельность других, владеть орудиями и техниками труда Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (методика «КОС», Л.А. Головей) См. выше Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: ПИТЕР, 2002
Компетенция в бытовой сфере, включающая физическую культуру и спорт Сформированность ценностных ориентиров «Ценностные ориентации» (М. Рокич) См. выше Лаборатория «ПСИТОН». Профессиональная компьютерная диагностика
Умение оценивать уровень и качество своего здоровья, эффективно использовать режим нагрузок и ограничений Анкета «Мое здоровье» См. выше Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образования по результатам. М.: Новая школа, 2001
Умение создавать и планировать недельный, месячный режим Тест «Ваш образ жизни» Определение сформированности умения правильно организовывать режим дня, досуг Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: ЦГЛ, 2004
Компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности Наличие определенных знаний культурного наследия, целенаправленное удовлетворение духовных потребностей ШТУР (школьный тест умственного развития) (разработан НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) См. выше Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003

Таблица 4

Четвертая ступень. «Студенческая готовность»1 (момент окончания школы)

Вид компетенции Совокупность основных показателей уровня сформированности Диагностический инструментарий
название методики, автор цель методики литература
Учебная компетенция, компетенция в сфере непрерывного самообразования Способность организовывать процесс самостоятельного учения и нести ответственность за качество приобретенного образования. Умение вести поиск информации, пользоваться различными источниками, в том числе СМИ Анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам» Выявление уровня сформированности потребности в самообразовании, самостоятельном получении знаний Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. М.: Новая школа, 2001
Методика «Определение локализации контроля» (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин) Определение, в какой степени учащийся способен нести ответственность за свои поступки или перекладывать ответственность на других Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: ПИТЕР, 2002
Компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности Умение адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе, вести поиск новых решений, противостоять трудностям «Шкала тревожности» Спилбергера – Ханина Выявление предрасположенности субъекта к тревоге, наличия у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: ПИТЕР, 2002
Компетенция в сфере социально-трудовой деятельности Умение целенаправленно планировать деятельность и нести ответственность за ее ход и результат. Умение вести переговоры и достигать согласия, коллективно решать проблемы, применять и поддерживать контакты с другими людьми Методика «Определение локализации контроля» (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин). Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (методика «КОС», Л.А. Головей) См. выше Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: ПИТЕР, 2002
Компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности Умение целенаправленно планировать и рационально организовывать культурно-досуговую деятельность, ориентируясь на потенциалы человеческой культуры и собственные приоритеты Тест «Ваш образ жизни» Определение сформированности умения правильно организовывать режим дня, досуг Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: ЦГЛ, 2004
Компетенция в бытовой сфере, включающая физическую культуру и спорт Способность к активной жизни, успешному функционированию организма в процессе работы, в период отдыха, учебы, семейной жизни. Обеспечение физической и нравственной стойкости «Ценностные ориентации» (М. Рокич) См. выше Лаборатория «ПСИТОН». Профессиональная компьютерная диагностика

1 Ориентированность учащихся на непрерывное образование, самообразование и самосовершенствование.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль