Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК

939

Г.П. Козина, директор МБУ ПМПК Нерюнгринского района, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Ю.В. Кобазова, канд. психол. наук, доцент кафедры ПиМНО СВГУ им. М.К. Амосова, заместитель директора МБУ ПМПК Нерюнгринского района, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Перед педагогическим сообществом стоит задача повышения эффективности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом условий, необходимых для обеспечения их развития, получения ими качественного образования, адаптации и интеграции в социум.

В рамках реализации основных положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) (ст. 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации») центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют:

  • помощь организациям, которые ведут образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания учащихся;
  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся реализации основных общеобразовательных программ;помощь в разработке основных общеобразовательных программ (далее – ООП), индивидуальных учебных планов;
  • в выборе оптимальных методов обучения и воспитания учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП;
  • в выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
  • мониторинг эффективности организаций, которые ведут образовательную деятельность, психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации.

Сфера деятельности территориальной ПМПК Нерюнгринского района

ПМПК работает с психолого-медико-педагогическими консилиумами 64 образовательных организаций (далее – ОО), учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения, Республиканским центром реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» (г. Нерюнгри), Центром реабилитации детей с нарушением психики и ДЦП, детской поликлиникой, комиссией по делам несовершеннолетних, психоневрологическим диспансером, медико-социальной экспертизой и др.

К сведению педагога-психолога

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082).

Задачи ПМПК, связанные непосредственно с опытом инклюзивной практики:

оценка возможности быть включенным в инклюзивную среду ОО;выбор организационной формы инклюзивного образования;выбор оптимального уровня включения ребенка с ОВЗ в среду обычных сверстников;определение условий и срока (в том числе диагностического) включения ребенка в среду обычных сверстников;оценка динамики его обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции (инклюзии) в ОО;просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей.

В рамках своей деятельности ПМПК своевременно выявляет детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) с отклонениями в поведении, проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, по результатам которого разрабатываются рекомендации по работе медико-психолого-педагогической комиссии в школе и оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания.

С 2002 по 2014 г. обследование в ПМПК Нерюнгринского района прошел 3501 ребенок в возрасте от 0 до 18 лет.

Модель психолого-педагогического сопровождения ПМПК инклюзивного образования

С 2010 г. ПМПК Нерюнгринского района осуществляет инновационно-экспериментальную деятельность в рамках республиканской экспериментальной площадки по теме «Модель сопровождения ПМПК инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Результат этой деятельности – разработка модели психолого-педагогического сопровождения психолого-медико-педагогической комиссией внедрения и реализации инклюзивного образования в Нерюнгринском районе. Инклюзивное образование в Законе № 273-ФЗ понимается как обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В группу детей с ОВЗ входят те, у кого наблюдаются различные нарушения в развитии слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, задержка психомоторного развития и комплексные нарушения развития.

Методической базой инновационно-экспериментальной деятельности служат теоретические и экспериментальные исследования, в которых рассматриваются проблемы реформирования системы воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко), а также результаты исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения интеграционных процессов, инклюзивного подхода к дошкольному и общему образованию (Е.Л. Гончарова, С.В. Алехина, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.). При этом особую значимость приобретают учет возрастных особенностей и выявление механизмов и функций компенсаторных психических образований, которые, на наш взгляд, определяют задачи и принципы психологического сопровождения детей, позволяют более дифференцированно воздействовать на их потенциальные возможности (Л.С. Выготский, Г.В. Грибанова, Е.Е. Дмитриева, С.Д. Забрамная и др.).

Анализ системы общего образования в Нерюнгринском районе позволил выделить ряд проблем, среди которых основными являются следующие:

на уровне ПМПК и ОО недостаточно развиты координирующие механизмы по организации инклюзивного образовательного процесса, обеспечивающего высокий уровень социализации детей-инвалидов в обществе;не созданы определенные условия для возникновения предпосылок к смене потребности и определенных содержательных мотивов педагогических кадров;не существует законченной технологии педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования;не разработана система психолого-педагогического мониторинга детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Обозначенные проблемы формируют противоречие между интеграцией детей с ОВЗ в современное общество и невозможностью удовлетворить в полной мере их образовательные потребности, а также между стремлением предотвратить дискриминацию в отношении детей с ОВЗ в части равноправного положения с членами своих сообществ и общества в целом и невозможностью обеспечить это по причине несовершенства сложившейся образовательно-воспитательной системы.

Компоненты модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

Главная цель создания модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования – определение организационно-технологических и содержательных основ, разработка инструментария сопровождения ребенка с ОВЗ для обеспечения его успешной социализации.

Основные задачи:

создание благоприятного общественного мнения для становления и развития инклюзивного образования в Нерюнгринском районе;обеспечение доступности образования детям с ОВЗ, детям-инвалидам;поддержка и сопровождение педагогических кадров, работающих с детьми с ОВЗ;распространение опыта психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

Модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования состоит из трех компонентов: содержательного, диагностического и процессуального.

Содержательный компонент направлен на развитие инклюзивного образования, внедрение инклюзивных ценностей в педагогическое и родительское сообщество Нерюнгринского района.

Формирование содержательного компонента реализуется через разработанную программу психолого-педагогической поддержки и сопровождения организации и внедрения инклюзивного образования в Нерюнгринском районе; методические рекомендации учителям, педагогам-психологам по осуществлению инклюзивного образования.

Специалистами ПМПК создана база нормативных документов (российских, республиканских, районных), регламентирующих внедрение и реализацию инклюзивного образования в Нерюнгринском районе. Федеральные: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голоссованием 12.12.1993); Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.); Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого–медико–педагогической комиссии»; приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и др. Региональные: Закон РС (Я) «Об образовании» (в новой редакции 2012 г.); Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Безбарьерная среда на 2012–2016 годы»; Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012–2016 годы»; Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) на 2012–2016 годы. Муниципальные: приказ от 24.12.2007 № 773 «О создании и утверждении устава Муниципального учреждения Психолого-медико-педагогическая комиссия Нерюнгринского района», Устав ПМПК (Постановление Нерюнгринской районной администрации от 03.10.2011 № 2015) и др.

В вопросах реализации инклюзивного образования тер- риториальная ПМПК активно сотрудничает с ОО Нерюнгринского района, ИМЦ Нерюнгринского района, Институтом инклюзивного образования при ГОУ ВПО МГППУ, специалисты которого принимают участие в интерактивных научных семинарах, научных конференциях по проблемам инклюзивного образования.

Диагностический компонент модели направлен на оценку успешности реализации проводимых для этого мероприятий. Оценка успешности определяется сформированностью индикаторов инклюзии, компонентов оценки эмоционально-личностной сферы, психологического климата ОО и т. д. Диагностический компонент модели реализуется в психолого-педагогической диагностике и мониторинге детей с ОВЗ.

Специалистами ПМПК разработан психолого-педагогический мониторинг инклюзивного обучения. Проведен анализ сформированности инклюзивных индикаторов, готовности к внедрению инклюзивного образования в ОО, участвующих в проекте. Проведено психолого-педагогическое исследование уровня социализации учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов, психологической адаптации к обучению в ОО. Проведен анализ психологического комфорта в педагогических коллективах СОШ № 3 и СОШ № 18, на базе которых апробируется и внедряется модель, изучены уровень эмоционального и профессионального выгорания педагогов, их профессиональные и личностные характеристики.

Для мониторинга профессионального выгорания педагогов, уровня «субъект – субъектных взаимоотношений» в процессе взаимодействия использовались следующие методики:

«Эмоциональный интеллект»;«Самодиагностика: готов ли учитель к диалогу с учениками» (Т. Фролова);«Психологический портрет учителя» (Г.В. Резапкина);«Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко);анкета «Индикаторы инклюзии»;анкета «Саморазвитие педагогов»;оценка уровня психологического климата коллектива (А.Н. Лутошкин);опросник «Индикаторы инклюзивного образования».

В ходе разработанного психолого-педагогического мониторинга нами отслеживаются:

адаптация, уровень самооценки обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона (СПА); опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) (Э. Шостром); методика «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин); исследование самооценки по методике Дембо–Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан); исследование самооценки с помощью ранжирования (модификация методики С.А. Будасси);тревожность, агрессия, фрустрация, ригидность: методика «Самооценка психических состояний» (САН); тест школьной тревожности Филипса; шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан);социально-психологический климат в классном коллективе: социометрия (Дж. Морено); опросник «Индикаторы инклюзивного образования»; анкета «Психологический комфорт и эмоциональное состояние в школе».

Исследование готовности к внедрению и реализации инклюзивного образования выявило недостаточное знание руководителями и специалистами ОО целей, задач, принципов и особенностей организации инклюзивного подхода к образованию; неполную методическую компетентность педагогов, воспитателей; трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ; непринятие педагогами идеологии инклюзии; сложности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ; нежелание некоторых родителей обучать своих детей совместно с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Процессуальный компонент реализуется через формирование у учащихся и учителей представления о понятии инклюзии, принятие инклюзивных ценностей. В рамках рассматриваемой модели нами выделены следующие основные задачи:

повышение уровня психолого-педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов;организация взаимодействия всех участников инклюзивного обучения;улучшение психологического климата образовательной среды, повышение уровня психологического комфорта в классном коллективе;повышение уровня социализации детей с ОВЗ.

Процессуальный компонент формируется в ходе психолого-педагогического просвещения, индивидуальных и групповых консультаций, занятий.

При введении и реализации инклюзивного образования в Нерюнгринском районе выявлена проблема индивидуализации обучения. У педагогов ОО возникают психологические трудности из-за недостаточной мотивации на обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Педагоги, а иногда и специалисты справочно-правовой системы воспринимают обучение и сопровождение детей с учетом особенностей познавательной и личностной сферы как дополнительные трудности и нагрузку. Профессиональное выгорание, низкий уровень психологического комфорта, недостаточная готовность к инновационной деятельности педагогов, выявленные в процессе диагностики, позволяют сделать вывод о том, что внедрение инклюзивного образования возможно не во всех ОО. Необходимо очень четко дифференцировать ОО и ДОО по реализации принципов инклюзии и созданию инклюзивного пространства.

В целом низкая готовность педагогов к обучению детей с ОВЗ в ОО представляет собой большую проблему в районе. Специалисты ПМПК решают ее путем реализации комплекса мероприятий по повышению психологической и методической готовности учителей и специалистов ПМПК в школе к реализации и сопровождению инклюзивного образования. Проводятся методические и научно-методические семинары, круглые столы, дискуссии (в том числе в ходе веб-конференций) с привлечением педагогов системы коррекционного образования и научных кадров. На специализированных сайтах Нерюнгринского района размещается соответствующая информация. Ежегодно проводится неделя инклюзивного образования.

Специалисты ПМПК повысили свою квалификацию в процессе прохождения 19 курсов по реализации инклюзивного образования, коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и их семьями. Повышение квалификации специалистов ПМПК способствует созданию инклюзивной образовательной среды, использованию современных психолого-педагогических технологий.

Результаты работы

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что деятельность специалистов ПМПК в рамках экспериментальной деятельности по внедрению и реализации инклюзивного образования в Нерюнгринском районе способствует:

научно-методическому обеспечению деятельности педагогических коллективов, реализующих инклюзивную практику;психолого-педагогическому сопровождению и поддержке всех участников инклюзивных процессов (реализуется межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам раннего выявления детей с проблемами в развитии);разработке методических пособий и рекомендаций по психолого-педагогическим особенностям организации образования, комплексной реабилитации, созданию предпосылок для социализации детей с ОВЗ школьного возраста в условиях инклюзивной практики;повышению квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий ОО и ДОО по вопросам образования и развития детей в условиях инклюзивного образования;проведению системной организационно-методической, консультативно-разъяснительной работы среди руководителей ОО, общественности, родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов по вопросам их развития и обучения. Оптимизация сотрудничества специалистов ПМПК и администрации, педагогов ОО, родителей, их методическая поддержка способствуют созданию адаптивной развивающей среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию таких детей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль