Психологическая безопасность как фактор обеспечения здоровья педагога

581

Проблема психологического здоровья педагога

В настоящий момент перед обществом стоит актуальная проблема здоровьесбережения, которая решается как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятых организаций. Так, проблема психологического здоровья педагога выступает как частная проблема общества в связи с тем, что педагог является активным субъектом образовательного процесса и представляет собой одну из ведущих составляющих здоровьесберегающего образовательного пространства. В рамках проблемы здоровьесбережения наблюдается взаимообусловленность психологического здоровья педагога и учащегося. Здоровьесберегающий образ жизни взрослого как личностная установка определяет его модель поведения, которая демонстрируется подрастающему поколению.

Проблема психологического здоровья педагога выражается в профессиональных деформациях, которые проявляются в изменениях, нарушающих целостность личности, снижающих уровень адаптации и эффективности профессионального функционирования. Существуют как общепедагогические деформации, свойственные всем занимающимся педагогической деятельностью, так и типологические – вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности.

К числу феноменов личностной деформации относится синдром эмоционального выгорания, который является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей в себя психологические, психофизические и поведенческие компоненты. Как отмечает Т.В. Форманюк, данный синдром может привести к профессиональной дезадаптации учителя. Среди основных симптомов эмоционального выгорания выделяют следующие: истощение, эмоциональную усталость, изнеможение; дегуманизацию, деперсонализацию; психосоматическое недомагание; переживание чувства вины; агрессивные чувства по отношению к себе и окружающим; негативное самовосприятие в профессиональном плане; скудость репертуара рабочих действий.

Проявления синдрома эмоционального выгорания сказываются на взаимоотношениях с учащимися, родителями, коллегами. Педагог, находящийся в ситуации эмоционального выгорания, не может выступать надежным партнером по взаимодействию. Кроме того, он начинает оценивать всю систему сквозь призму своего состояния, чаще замечая в ней недостатки и угрозы и обесценивая положительные моменты. Таким образом, образовтельная среда становится субъективно небезопасной для самого педагога и в определенной степени объективно небезопасной для других ее участников.

Возникает ряд актуальных вопросов: «Как быть? Что делать? Как выходить из ситуаций с минимальными потерями?»

Профилактика эмоционального выгорания возможна при комплексном подходе, необходима активная деятельность в этом направлении ряда специалистов: администрации образовательной организации (далее – ОО), сотрудников психологической службы, других специалистов ОО и, безусловно, самих педагогов.

Модель психологической устойчивости педагога

Анализируя опыт работы по проблеме сохранения психологического здоровья педагога, мы отметили эффективность применения модели психологической устойчивости. Взгляды известного американского психотерапевта Мерелин Мюррей на психологическую безопасность выступают в качестве методологической основы данной модели, которая отражает «базовые» потребности человека. Освещая основные аспекты модели психологической устойчивости, проанализируем ее с точки зрения того, что находится в компетенции администрации и педагога-психолога для создания условий психологического здоровья педагога.

Психологическая безопасность как фактор обеспечения здоровья педагога

Модель психологической устойчивости педагога

Рассмотрим основные составляющие модели.

Блок 1. «Безопасность»

Данная категория включает в себя отсутствие физической угрозы, удовлетворенность физиологических потребностей (в тепле, питании, режиме). На данный момент потребность в безопасности в ОО удовлетворяется и регулируется законодательством РФ. Например, вопросы охраны труда регулируются трудовым законодательством. Педагогу необходима поддержка и гарантия безопасности, транслируемая государством и администрацией ОО. В частности, необходимо информирование педагогов по юридическим вопросам, касающимся их безопасности и безопасности окружающих; максимальное участие в предупреждении и разрешении конфликтов, в которых задействован конкретный педагог.

Блок 2. «Защищенность»

Под защищенностью стоит понимать эмоциональный аспект безопасности, а именно отсутствие оскорблений, унижения и пренебрежения от всех субъектов образовательного процесса, наличие уважительного отношения, признание значимости работы и достижений учителя. Психологическая, эмоциональная безопасность здоровья педагога решается, как правило, регламентируется уставом ОО. В настоящий момент в ОО этот блок оказывается наиболее уязвимым. Стали распространены хамство, оскорбления и унижения со стороны учеников, но и учитель также бывает несдержан. Администрация может решать подобные конфликты самостоятельно или проявить свое участие, перенаправив случай к другим специалистам: социальному педагогу, педагогу-психологу, классному руководителю. За администрацией остается контроль работы со специалистами и выполнение наказания в случае несоблюдения устава ОО. В целом, неудовлетворенность потребностей этого блока «психологической устойчивости» приводит в кратчайшие сроки к эмоциональному выгоранию педагога.

Блок 3. «Опора»

Данный блок включает в себя финансовую стабильность и социальное постоянство, транслируемые государством, а именно уверенность в завтрашнем дне. Так, сейчас педагоги столкнулись с новшествами: Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Порядком аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276; новой системой оплаты труда. Как и все новшества, эти изменения в 99% случаев воспринимаются как пугающие, ведущие к негативным последствиям. Таким образом, все работники ОО находятся в состоянии фрустрации, растерянности. Это может показаться несправедливо, но административное звено в меньшей мере может себе позволить проявлять волнение и беспокойство, т. к. педагоги в ситуации социального стресса очень чувствительны к изменению в поведении руководителя.

Блок 4. «Конгруэнтность»

Данный блок содержит в себе ощущение соответствия своей профессии, личностную и профессиональную реализованность, что дает чувство собственной значимости, ценности, незаменимости. Данный аспект модели зависит в большей степени от самого педагога, от того, как он ищет возможности собственной реализации. При этом администрация не остается в стороне, может влиять на энтузиазм и активность педагога, организуя время и пространство для его творческих идей, поощряя его деятельность общественным признанием – грамотами и премиями. Кроме того, учитывая предложения педагога, руководитель дает понять, что он является важной частью системы.

Говоря образно, каждый из блоков – ножка стула, стул – это сама психологическая устойчивость педагога. Что будет, если убрать один блок, например «поддержку конгруэнтности педагога»? А если повредить ножку стабильности и постоянства? Или лишить ножки защищенности? Сколько энергии потребуется педагогу, чтобы удержать баланс на такой шаткой конструкции?

Исследование восприятия педагогом модели психологической устойчивости

Чтобы получить ответы на вопросы, сформулированные выше, в рамках педагогического совета по данной теме был проведен опрос, в котором приняли участие 73 педагога ГОУ Центр образования № 1840. Полученные данные являются иллюстрацией субъективного восприятия педагогом модели психологической устойчивости. Рассмотрим результаты.

1. Исследование блока «Безопасность». 65% педагогов связывают переживание неустойчивости данного блока с нестабильностью и небезопасностью в окружающем мире, в т. ч. транслируемой в средствах массовой информации. У 10% педагогов подобных переживаний выявлено не было. 25% опрошенных отмечают, что данный блок подвержен ситуативным изменениям, связанным с происшествиями и событиями в стране, городе, доме.

2. Исследование блока «Защищенность». Было установлено, что выраженность синдрома эмоционального выгорания влияет на отношение педагога к школе, удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды, ощущение его защищенности от игнорирования, угроз, принуждения, недображелательного отношения, унижения, а также в целом на его ощущение защищенности от коллег, администрации и учеников. 57% педагогов оценивают данный блок как устойчивый, что выражается в удовлетворенности перечисленными показателями. 43% отмечают уязвимость в ряде факторов, например в недоброжелательном отношении и пренебрежении со стороны учащихся и др.

3. Исследование блока «Опора». 86% опрошенных ощущают неустойчивость данного блока, которая выражается в тревоге, беспомощности относительно нововведений в системе образования. По мнению педагогов, эти переживания связаны не только с самими изменениями, но, в первую очередь, с непредсказуемостью последствий для них лично. 14% педагогов воспринимают изменения как положительные. Стоит отметить, что данную группу составили преимущественно молодые специалисты. На наш взгляд, этот факт объясняется тем, что существующая система в образовании в силу минимума проведенных лет в ГОУ Центр образования № 1840 не «вросла» в их образ жизни.

4. Исследование блока «Конгруэнтность». 91% педагогов отмечают устойчивость данного блока в конструкте их модели психологической устойчивости, а также признают ответственность самого педагога в стабилизации данного блока. 9% опрошенных педагогов считают этот блок недостаточно устойчивым: 2,5% сообщили о наличии межличностных проблем; 6,5% связывают это с усталостью и установкой направлять собственные силы на исполнение функциональных обязанностей. Участники опроса выделили несколько важных факторов устойчивости данного блока: активность; субъектная позиция; «здоровая» конкуренция; признание заслуг коллегами; результативность работы, очевидная для участников образовательных отношений и др.

Психологическое сопровождение

Остается актуальным вопрос о роли педагога-психолога в создании условий психологической безопасности, выступающей фактором психологического здоровья педагога.

На наш взгляд, в работе педагога-психолога учитываются потребности, представленные в этих четырех блоках, и сопровождение обеспечивается на основе трех из них.

Работая на уровне эмоциональной безопасности, эффективно применять личные беседы, в ходе которых проговаривать проблемы конфликтных ситуаций и обсуждать возможные выходы из них. Как уже было отмечено, педагог часто оказывается в стрессе, что сопровождается глубокими и сильными эмоциональными переживаниями. В этом случае показана психотерапевтическая работа с внешним специалистом, в ходе которой учитель может отреагировать «социально неприемлемые» чувства и проработать неэффективные устойчивые паттерны поведения.

На уровне стабильности и постоянства работа педагога-психолога заключается в поддержке и укреплении внутренних ресурсов педагога, стабилизации эмоционального состояния и объективизации восприятия внешних условий, изменений.

Групповая работа эффективна при работе с потребностью четвертого блока, т. к. повышение психологической компетентности и профессиональной самооценки возможно в ситуации совместной деятельности и обмена опытом. Примером такой деятельности может быть тренинг развития психологических навыков взаимодействия с учащимися.

Разумеется, говоря о психологической поддержке здоровья педагога, важно отметить необходимость развития корпоративной культуры, которая направлена на единение и взаимодействие участников образовательных отношений. Реализовать эту задачу позволит проведение в ОО праздников, концертов, спортивных соревнований, туристических слетов и психологических акций, в которых могут принять участие как учащиеся, так и педагоги.

В целом, для поддержания эффективного взаимодействия участников образовательных отношений важно учитывать основные потребности, необходимые для поддержания психологической безопасности.

Подводя итог, можно отметить, что деформация психологического здоровья педагога связана с неустойчивостью того или иного блока модели психологической устойчивости. Недостаток психологической безопасности может выступать фактором профессиональной, личностной дезадаптации педагога. Модель психологической устойчивости, внедренная в организацию работы ОО, позволит отслеживать и обеспечивать взаимодействие участников образовательных отношений и реализовывать профилактику психологического здоровья педагога.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль