text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Профилактика суицида в школах: методы и цели

  • 1 февраля 2015
  • 437

Профилактика суицида в школах является одной из основных задач педагогов. Профилактика включает в себя выявление тех учеников, которых посещают мысли о суициде, кто предпринимал попытки покончить жизнь самоубийством и тех, в чьем поведении отмечаются признаки расположенности к суициду. Работы по выявлению учеников с наклонностями к суициду проводятся во второй половине осени (октябрь-ноябрь) среди учащихся 5-11 классов. Работа включает в себя несколько этапов, обязательных для выполнения, с целью получения максимального профилактического эффекта. Вот эти этапы:

  • проведение скрининг-диагностики (как правило, проводится классным руководителем);
  • обсуждение результатов тестов с классными руководителями, составление списков учеников, которых можно отнести к группе суицидального риска (к слову, таких детей в классе может и не быть вовсе);
  • информирование и проведение индивидуальных работ с родителями тех детей, которых относят к группе суицидального риска. Чаще всего необходимо получить от законных представителей таких учеников согласия (порой достаточно устного) для проведения психологических работ с целью устранения и профилактики суицида в школах. С детьми, не достигшими 15 лет, работы психологического характера проводятся лишь после предоставления письменного одобрения родителей ученика. По достижению 15 лет такое разрешение является не обязательным, но роль играет личное согласие учащихся. Основной задачей психолога, который будет проводить подобного рода профилактические работы, является донесение до учеников и их родителей основных целей и задач этих занятий. Нужно доступно дать понять, что профилактика суицида в школах может лишь положительно отображаться на психологическом здоровье учеников;
  • консультации, проводимые в индивидуальном порядке для тех учеников, которые состоят в группах риска. Этот этап характерен установлением психологом причин, способствовавших развитию и возникновению наклонностей к суициду у ученика, проведением анализа необходимости и целесообразности применения работ психологического характера;
  • разработка схем для проведения углубленной диагностики детей;
  • непосредственное применение углубленной диагностики к детям из группы суицидального риска. Проводится такая диагностика с целью профилактики суицидального поведения учащихся.

Диагностические инструменты для профилактики суицида в школах

Скрининг-диагностика – один из инструментов, позволяющих провести анализ учащихся с целью определения у них суицидальных наклонностей. Обычно диагностику проводят классные руководители, т.к. они лучше знакомы с учениками, чем кто-либо иной из числа преподавателей школы. Сама методика предусматривает заполнение карт-индикаторов суицидального риска лицом, проводящим диагностику. Для того чтобы правильно работать с картами-индикаторами риска проявления суицидных наклонностей, достаточно просто ознакомиться с краткой инструкцией. По итогам заполнения карт, преподаватель (психолог, социальный педагог или классный руководитель) может распознать вероятность и степень риска возникновения суицидальных наклонностей у своих подопечных. С целью профилактики суицидального поведения учащихся, классный руководитель может проводить такую диагностику регулярно, к примеру, в конце каждой четверти, оценивая изменения в лучшую или в худшую сторону.

О диагностических опросниках для профилактики суицида в школах

Одним из известных методов определения типа акцентуации характера подростков-школьников, является ПДО (патахарактерологический диагностический опросник). Он разработан А.Е. Личко. Следует сразу отметить то, что его применяемость в школах не столь высока, как у других опросников. Связанно это со сложностями применения методики диагностирования к группе учеников. Он направлен больше на индивидуальную работу с каждым учащимся. В то же время, применения разработанной А.Е. Личко методики требует затрат времени и усилий.

В задачи школьной психологической службы входит диагностика учащихся по модифицированному патахарактерологическому диагностическому опроснику (МДПО). Целью применения МДПО на практике, является определение тех характерных особенностей психологического состояния подростка, которые присущи учащимся, склонным к суициду.

К числу преимуществ МДПО можно отнести следующие:

  1. внесены лишь диагностические вопросы, что в свою очередь сократило общее их число до 143 (вместо изначальных 351);
  2. значимыми для максимально точной диагностики считаются лишь ответы «да». Эта особенность позволяет провести исследование психологического поведения подростка в один этап (в оригинале МДПО их было два);
  3. ведение подсчетов по результатам тестового опроса осуществляется лицом, которое отвечало на вопросы. Это значительно упрощает задачу педагогу-психологу, сокращая время проверки результатов и составления выводов по проведенной диагностической работе с целью профилактики суицида в школах;
  4. предусмотрена возможность самотестирования, благодаря руководству по проведению опроса, что упрощает групповые диагностические исследования.

Важно помнить, что своевременное определение тех поведенческих особенностей характера учащихся, присущих для лиц, склонных  к суициду, чрезвычайно важная задача педагогов. Именно своевременность их определения, позволит сократить число случаев совершения суицидов подростками-школьниками.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.