Профилактика суицида в школах: методы и цели

296

Профилактика суицида в школах является одной из основных задач педагогов. Профилактика включает в себя выявление тех учеников, которых посещают мысли о суициде, кто предпринимал попытки покончить жизнь самоубийством и тех, в чьем поведении отмечаются признаки расположенности к суициду. Работы по выявлению учеников с наклонностями к суициду проводятся во второй половине осени (октябрь-ноябрь) среди учащихся 5-11 классов. Работа включает в себя несколько этапов, обязательных для выполнения, с целью получения максимального профилактического эффекта. Вот эти этапы:

  • проведение скрининг-диагностики (как правило, проводится классным руководителем);
  • обсуждение результатов тестов с классными руководителями, составление списков учеников, которых можно отнести к группе суицидального риска (к слову, таких детей в классе может и не быть вовсе);
  • информирование и проведение индивидуальных работ с родителями тех детей, которых относят к группе суицидального риска. Чаще всего необходимо получить от законных представителей таких учеников согласия (порой достаточно устного) для проведения психологических работ с целью устранения и профилактики суицида в школах. С детьми, не достигшими 15 лет, работы психологического характера проводятся лишь после предоставления письменного одобрения родителей ученика. По достижению 15 лет такое разрешение является не обязательным, но роль играет личное согласие учащихся. Основной задачей психолога, который будет проводить подобного рода профилактические работы, является донесение до учеников и их родителей основных целей и задач этих занятий. Нужно доступно дать понять, что профилактика суицида в школах может лишь положительно отображаться на психологическом здоровье учеников;
  • консультации, проводимые в индивидуальном порядке для тех учеников, которые состоят в группах риска. Этот этап характерен установлением психологом причин, способствовавших развитию и возникновению наклонностей к суициду у ученика, проведением анализа необходимости и целесообразности применения работ психологического характера;
  • разработка схем для проведения углубленной диагностики детей;
  • непосредственное применение углубленной диагностики к детям из группы суицидального риска. Проводится такая диагностика с целью профилактики суицидального поведения учащихся.

Диагностические инструменты для профилактики суицида в школах

Скрининг-диагностика – один из инструментов, позволяющих провести анализ учащихся с целью определения у них суицидальных наклонностей. Обычно диагностику проводят классные руководители, т.к. они лучше знакомы с учениками, чем кто-либо иной из числа преподавателей школы. Сама методика предусматривает заполнение карт-индикаторов суицидального риска лицом, проводящим диагностику. Для того чтобы правильно работать с картами-индикаторами риска проявления суицидных наклонностей, достаточно просто ознакомиться с краткой инструкцией. По итогам заполнения карт, преподаватель (психолог, социальный педагог или классный руководитель) может распознать вероятность и степень риска возникновения суицидальных наклонностей у своих подопечных. С целью профилактики суицидального поведения учащихся, классный руководитель может проводить такую диагностику регулярно, к примеру, в конце каждой четверти, оценивая изменения в лучшую или в худшую сторону.

О диагностических опросниках для профилактики суицида в школах

Одним из известных методов определения типа акцентуации характера подростков-школьников, является ПДО (патахарактерологический диагностический опросник). Он разработан А.Е. Личко. Следует сразу отметить то, что его применяемость в школах не столь высока, как у других опросников. Связанно это со сложностями применения методики диагностирования к группе учеников. Он направлен больше на индивидуальную работу с каждым учащимся. В то же время, применения разработанной А.Е. Личко методики требует затрат времени и усилий.

В задачи школьной психологической службы входит диагностика учащихся по модифицированному патахарактерологическому диагностическому опроснику (МДПО). Целью применения МДПО на практике, является определение тех характерных особенностей психологического состояния подростка, которые присущи учащимся, склонным к суициду.

К числу преимуществ МДПО можно отнести следующие:

  1. внесены лишь диагностические вопросы, что в свою очередь сократило общее их число до 143 (вместо изначальных 351);
  2. значимыми для максимально точной диагностики считаются лишь ответы «да». Эта особенность позволяет провести исследование психологического поведения подростка в один этап (в оригинале МДПО их было два);
  3. ведение подсчетов по результатам тестового опроса осуществляется лицом, которое отвечало на вопросы. Это значительно упрощает задачу педагогу-психологу, сокращая время проверки результатов и составления выводов по проведенной диагностической работе с целью профилактики суицида в школах;
  4. предусмотрена возможность самотестирования, благодаря руководству по проведению опроса, что упрощает групповые диагностические исследования.

Важно помнить, что своевременное определение тех поведенческих особенностей характера учащихся, присущих для лиц, склонных  к суициду, чрезвычайно важная задача педагогов. Именно своевременность их определения, позволит сократить число случаев совершения суицидов подростками-школьниками.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль