Оценка портфеля достижений учащихся 1-4 классов

301

Для отражения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы служит портфель достижений учащегося. Это способ фиксирования, накопления и оценки качества знаний учащихся и индивидуальных образовательных достижений в определенный период обучения по уровням образования с 1-го по 11-й классы. При этом портфель достижений учащегося является формой накопительной оценки качества знаний учащихся и результатов освоения учебных программ не только по предметам, но и программ развития универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся, программ их воспитания и социализации.

Портфель достижений учащегося дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разных видах деятельности на каждом уровне образования: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Оценку портфеля достижений учащихся 1-4 классов рекомендуется использовать для отслеживания личностных (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества) и метапредметных (освоенные УУД [познавательные, регулятивные и коммуникативные], обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) результатов образования, которые не подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов.

Необходимо отметить, что портфель достижений является подтверждением становления личностных характеристик учащихся, обозначенных в «портрете выпускника» начальной1, средней и старшей школ. Он играет важную роль при переходе ребенка в 5-й или 10-й класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

В нормативных документах, в частности в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также в примерной основной образовательной программе начального общего образования2 подчеркивается, что в портфеле достижений должны находиться документы, подтверждающие формирование у учащегося совокупности компетентностей, представленных в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ (по каждому уровню обучения). В этом случае портфель достижений учащегося используется как средство педагогической диагностики для изучения сформированности компетентностей выпускника образовательной организации.

Формирование и оценка портфеля достижений учащихся 1-4классов имеет следующие задачи:

1) поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

2) поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3) развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

4) формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

5) содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

6) закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

7) обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса учащихся в широком образовательном контексте, демонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;

8) формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях учащихся;

9) обеспечивать комплексную оценку планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Оценка портфеля достижений учащегося 1-4 классов вызывает много споров, т. к. механизм оценки портфеля не установлен нормативными документами, есть лишь общее указание о необходимости его оценивания. Поэтому каждая образовательная организация обязана разработать локальный акт, в котором должна прописать структуру и содержание, порядок формирования и оценку материалов портфеля достижений учащегося.

В МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода для реализации требований к портфелю достижений учащегося рабочей группой, в состав которой вошел и педагог-психолог, разработаны локальный акт «Положение о портфеле достижений учащегося» и система оценивания портфеля достижений. При этом рабочая группа руководствовалась следующими нормативными документами и локальными актами:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”»;основная образовательная программа уровня начального общего образования (далее – ООП НОО) МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода.

При создании системы оценки портфеля достижений учащихся 1-4 классов исходили из обязательного требования, предъявляемого к оценке: оценка тех или иных достижений или результатов, входящих в портфель достижений, может быть только качественной.

Основные положения оценки портфеля достижений учащихся 1-4 классов

1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального, основного и среднего общего образования, устанавливаемых требованиями ФГОС общего образования.

2. Оценка как отдельных составляющих портфеля достижений учащегося, так и в целом, ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

3. Все составляющие портфеля достижений учащегося оцениваются только качественно. Оценка качества знаний учащихся и индивидуальных образовательных достижений ведется методом сложения, при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

4. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфеля достижений, например, оценка качества знаний, целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

зачет/незачет, т. е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;«хорошо», «отлично» – свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов;уровень (высокий, средний, низкий) при оценке личностных результатов.

5. Оценка качества знаний учащихся, предметных, личностных и метапредметных результатов осуществляется по критериям:

5.1. Предметные результаты:

показатели: средний балл отметок по предметам за год;критерии: от 4,5 до 5 баллов – повышенный, от 3 до 4,4 баллов – базовый.

5.2. Личностные результаты:

показатели: соответствие возрастной норме;критерии: соответствует возрастной норме; выше возрастной нормы; ниже возрастной нормы.

Выводы делаются на основе анализа психологической диагностики и в процессе наблюдения.

5.3. Метапредметные результаты:

показатели: уровень активности участия во внеурочной деятельности;критерии: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню соответствуют ежегодное активное участие в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, достижения (победитель, призер лауреат).

Среднему уровню соответствует эпизодическое участие в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, отсутствие фактических результатов (победитель, призер лауреат).

Низкому уровню соответствует отсутствие участия в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, отсутствие фактических результатов (победитель, призер лауреат).

6. Оценка характера динамики развития результатов осуществляется по критериям:

показатели: устойчивость характера динамики развития;критерии: положительная; волнообразная; незначительная; отрицательная.

Положительная динамика – наблюдается улучшение в результатах.

Волнообразная динамика – улучшения в результатах нестабильные.

Незначительная динамика – результаты стабильные (высокие, средние, низкие), изменения практически не определяются.

Отрицательная динамика – произошло снижение показателей.

7. Вывод об оценке качества знаний учащихся и уровне освоения основной образовательной программы делается на основе показателей и их критериев.

Показатели:

  • сформированность предметных и универсальных способов действий и владение опорной системой знаний;
  • сформированность основ умения учиться (способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач);
  • наличие индивидуального прогресса в мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой сферах развития личности и саморегуляции (отсутствие прогресса свидетельствует о том, что ребенок не может овладеть опорной системой знаний и УУД).

Критерии:

овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том чисел при решении нестандартных задач;овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач;не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями.

8. По результатам оценки портфеля достижений учащихся 1-4 классов, делается вывод:

  • о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Для удобства оценки создана Сводная таблица результатов оценки портфеля достижений учащихся 1-4-х классов, завершивших уровень начального общего образования (таблица 1), которая является ориентиром, памяткой, а в шаблон (таблица 2) заносится показатель.

В ней можно отразить итоговые результаты и использовать эту информацию для дальнейшей работы как с каждым учеником класса, так и со всем классом в целом. Все результаты в обобщенном виде отражаются в итоговой характеристике учащегося, освоившего соответствующий уровень образования.

Таблица 1

Сводная таблица результатов оценки портфеля достижений учащихся
1-4-х  классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Ф. И. О. учаще-гося

Оценка результатов по критериям

Характер динамики развития результатов

Вывод об уровне освоения ООП НОО

Предметные результаты

Показатели:
средний балл отметок по предметам за год. Критерии:
• от 4,5 до 5 баллов – повышенный;
• от 3 до 4,4 баллов – базовый

Личностные результаты

Показатели:
соответствие возрастной норме.
Критерии:
• соответствует возрастной норме;
• выше возрастной нормы;
• ниже возрастной нормы.
Примечание:
выводы делаются на основе анализа психологической диагностики и в процессе наблюдения

Метапредметные результаты

Показатели:
уровень активности участия во внеурочной деятельности.
Критерии:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Примечание:
• высокому уровню соответствует ежегодное активное участие в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, достижения (победитель, призер лауреат);
• среднему уровню соответствует эпизодическое участие в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, отсутствие фактических результатов (победитель, призер лауреат); 
​ • низкому уровню соответствует отсутствие участия в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, отсутствие фактических результатов (победитель, призер лауреат)

Показатели: устойчивость характера динамики развития.
Критерии:
• положительная;
• волнообразная;
• незначительная;
• отрицательная.
Примечание:
• положительная динамика – наблюдается улучшение в результатах;
• волнообразная динамика – улучшения в результатах нестабильные;
• незначительная динамика – результаты стабильные (высокие, средние, низкие), изменения практически не определяются;
• отрицательная динамика – произошло снижение показателей

Показатели:
• сформированность предметных и универсальных способов действий, владение опорной системой знаний;
• сформированность основ умения учиться (способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач);
• наличие индивидуального прогресса в мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой сферах развития личности и саморегуляции (отсутствие прогресса свидетельствует о том, что ребенок не может овладеть опорной системой знаний и УУД).
Критерии: 
• овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач 
• овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач;
​• не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Таблица 2

Шаблон для внесения показаний

Ф. И. О. учащегося

Оценка результатов по критериям

Характер динамики развития результатов

Вывод об уровне освоения ООП НОО

предметные

личност-ные

метапред-метные

предмет-ные

личност-ные

метапред-метные

балл

уровень

соответ-ствие норме

уровень

характер динамики

критерий

1


1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373). Раздел I, п. 8.

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Составитель Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль