Методическая неделя в школе: роль педагога-психолога

220

Понятие методической недели в школе

Методическая неделя – одна из форм методической работы образовательной организации (далее – ОО). Она проводится ежегодно с целью усиления эффективности влияния методического пространства организации на становление и развитие профессиональных компетенций педагогов как основного условия повышения качества образовательного процесса.

Участниками методической недели в школе могут быть учителя, педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный работник, родители, учащиеся, представители других ОО, вышестоящих организаций.

Цели методической недели в школе

Общие:

  • обеспечение методического сопровождения образовательного процесса;
  • обобщение и внедрение в образовательный процесс передового педагогического опыта;

Специальные:

  • оказание комплексной модульной методической поддержки в реализации деятельности в рамках одной темы (например, тема «Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время» – модули: психологический, социологический, педагогический, медицинский и др. – рассматриваются в комплексе в течение недели);
  • обеспечение индивидуального подхода в формировании и повышении уровня компетенций педагогов;
  • создание условий для реализации творческого потенциала как педагогического коллектива в целом, так и каждого его члена в отдельности.

Задачи методической недели в школе

Общие:

  • совершенствование профессионального мастерства через непосредственное участие в ОО и проведение различных урочных и внеурочных мероприятий;
  • согласование понятий, ценностей и представлений, выработка единой педагогической позиции (в рамках основной темы методической недели в школе);
  • способствование формированию созидательной педагогической среды;
  • организация, педагогическая и содержательная (знакомство педколлектива с содержанием рассматриваемого на методической неделе в школе вопроса на более глубоком уровне, рассмотрение существующих инноваций – как правило, это происходит посредством приглашения ведущих специалистов в данной области) поддержка экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;
  • создание условий для зарождения, оценки и использования ценного педагогического опыта;
  • поддержка педагогов, создающих и стремящихся к реализации авторских разработок;
  • привитие интереса к самообразованию и создание для него условий.

Специальные:

разработка новых форм, способов для раскрытия творческого потенциала каждого члена коллектива;

обеспечение индивидуального подхода при выборе форм и методов обобщения, презентации и распространении собственного передового опыта.

Этапы организации методической недели в школе

Организация и подготовка методической недели в школе включает несколько этапов, каждый из которых решает определенные задачи.

1. Подготовительный этап – организационно-целевой (временные рамки – 1 месяц).

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий методическую работу в ОО, организует деятельность, направленную на реализацию задач методической недели в школе, рассмотрение и обсуждение плана методической недели на методическом совете ОО, составляет и вывешивает план проведения методической недели (содержащий цель, задачи, конкретные мероприятия на каждый запланированный день, ответственные). Директор ОО издает приказ «О проведении методической недели» и утверждает план методической недели.

2. Основной этап – содержательно-деятельностный (временные рамки – 5 дней).

Методическая неделя в школе включает пять методических дней, объединенных одной темой. В рамках недели могут использоваться любые формы методической работы, обеспечивающие наиболее эффектную реализацию целей и задач методической недели, соответствующие имеющемуся в ОО опыту использования данной формы методической работы.

Примерные активные формы проведения мероприятий в рамках методической недели в школедиспут, дебаты; защита методического, творческого проекта; встреча с учеными, психологами, вебинар; научная конференция; открытый урок; методический ринг, вернисаж, конкурс эссе по актуальным вопросам методики преподавания предмета; проблемный семинар; методический капустник; творческая презентация; авторская мастерская, персональная выставка; круглый стол по актуальным проблемам образования; мастерская (приложение).

3. Заключительный этап – рефлексивный (временные рамки – 1–2 дня).

Педагог-психолог проводит рефлексивные мероприятия по итогам методической недели в школе.

Каждый из заместителей директора, ответственных за конкретное мероприятие недели, по итогам своего мероприятия составляет итоговые справки и подробный план-конспект мероприятия с целью создания итогового портфолио мероприятия.

Заместитель директора, курирующий методическую работу в ОО, проводит общешкольную рефлексию по поводу степени реализации задач методической недели в школе и уровня получения ожидаемых результатов, обобщает данные анкетирования педагогического коллектива, составляет рейтинг мероприятий, проводимых в рамках методической недели, составляет справку, в которой подводятся итоги методической недели, определяется вклад каждого педагога в ее проведение.

Заместитель директора по ИКТ готовит презентационные материалы мероприятия.

По итогам мероприятия издается приказ директора ОО о поощрении наиболее активных участников методической недели.

На данном этапе возможен выпуск общешкольного методического вестника, в котором будет представлен лучший опыт методической недели в школе, таблица психологических методических рекомендаций по прошедшим мероприятиям и проч.

Формы участия педагога-психолога в работе методической недели в школе

Особая роль в проведении единой методической недели отводится педагогу-психологу: специалисты ОО зачастую недостаточно владеют знаниями в области психологии. Таким образом, появляются новые запросы к педагогу-психологу, соответственно, возникают новые модели взаимодействия педагога-психолога и участников образовательных отношений.

Формы такого взаимодействия разнообразны:

участие в составе рабочей группы (психолог-методист) – педагог-психолог оказывает помощь педагогам в овладении современными психолого-педагогическими технологиями деятельностного типа для формирования универсальных учебных действий учащихся;

проведение учебных курсов (психолог-преподаватель) – педагог-психолог проводит учебный курс психологической тематики в рамках урочной деятельности или психологические занятия в рамках внеурочной деятельности по направлениям развития личности, предусматриваемым ФГОС ОО (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное);

участие в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения (психолог-куратор) – педагог-психолог участвует в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы методической недели в школе;

организация и проведение диагностических процедур (психолог-консультант) – педагог-психолог оценивает уровень сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных и познавательных) с помощью специально сконструированных диагностических задач, а также проводит оценку достижения результатов в личностном развитии.

Приложение

Педагогическая мастерская «Создание ситуации успеха учащегося в учебной деятельности»

Составила и провела И.А. Борисова, заместитель директора МАОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска при участии педагога-психолога.

Пояснительная записка

Организация учебного процесса, основанного на гуманистических позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися. И только в том случае, если учащиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин, – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. Успех порождает новый успех, это пусковой механизм самореализации, это горючее развития.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых человек испытывает радость успеха. Ситуация успеха невозможна без мотивации достижения успеха. Человек со сформированной надеждой на успех не боится неудач. Человек со страхом неудачи всегда избегает ситуации, где нужно себя проявить. Большая часть учащихся находится в состоянии избегания неудач.

Предлагаемая педагогическая мастерская в рамках методической недели в школе способствует осмыслению учителями сущности создания ситуации успеха на уроке, стимулирует поиск эффективных механизмов проектирования таких ситуаций каждому ученику.

Цель мероприятия: выработка различных приемов профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха учащегося на уроке.

Задачи:

информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;

инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;

развитие навыков сотрудничества.

Оптимальное количество педагогов: 10–12 человек.

Продолжительность: 45 минут.

Ход мастерской

1. Организационная часть

2. Вводная часть. Анализ анкет учащихся

Примечание. До работы мастерской необходимо провести опрос учащихся (можно одной параллели) с целью выяснения их представлений об успехе и уровня оценки собственных учебных результатов. Для исследования используются опросники:

1) «Что такое успех?»

Как вы представляете себе успех в жизни? Что означает для вас быть успешным в учебе? Какие слова учителя на уроке помогли бы вам почувствовать себя успешным? От кого, по вашему мнению, зависит ваш успех?

2) «Оценка моих учебных результатов»

Вполне доволен. Не всегда доволен. Я часто бываю собой недоволен. Мне это безразлично.

Ведущий: Опрос показывает, что 77% – в той или иной степени не удовлетворены учебными результатами. Среди причин своей неуспешности дети называют следующие: разбросанность интересов, домашние проблемы, отсутствие интереса к отдельным предметам, нереальность выполнения всех домашних заданий, «иногда бывает плохое настроение, мне кажется, учитель несправедливо меня оценивает, не всегда все понимаю из объяснений учителя, но не хочу показать это перед классом» и другие.

Уважаемые участники, какие, на ваш взгляд, психологические и педагогические условия должен создать на уроке учитель, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность чувствовать себя уверенно, испытывать радость от процесса познания нового?..

Вопросы для беседы:

Какое значение, по вашему мнению, имеет создание ситуаций успеха в учебном процессе? Какие виды ситуаций успеха вам знакомы? Назовите фамилии авторов, рассматривающих вопрос о создании ситуаций успеха в учебном процессе. Находят ли отражение ситуации успеха в вашей педагогической деятельности? Каким образом?

3. Теоретическая часть (тезисы)

(Сопровождается мультимедийной презентацией.)

Уровни мотивации достижения успеха учащимся:

само стремление к успеху (я очень хочу это сделать); надежда на успех (я смогу это сделать, я уверен в себе); субъективно оцененная вероятность достижения успеха (когда человек дает себе установку: все зависит только от меня); субъективные эталоны при оценке достижений.

При отсутствии этих установок у человека формируется вариант поведения избегания неудач.

Основные психологические реакции такого поведения:

обезличивание деятельности; отчуждение деятельности (это мне не нужно); снижение значимости деятельности (и без этого проживу).

Условия, усиливающие мотивацию достижения успеха:

постановка учащегося на уроке в субъектную позицию; вербальное и невербальное стимулирование деятельности учащегося; применение прогрессивных образовательных технологий; использование индивидуально ориентированных критериев оценки (модели оценки должны быть разными, подходящими к определенному случаю: мимика, добрый взгляд, зачет/незачет, 100-балльная система).

4. Практическая часть

Инструкция. Работа проходит в микрогруппах. Участникам предлагается раскрыть содержание каждого из названных выше условий. На обсуждение дается не более 10 мин, после чего представитель от каждой микрогруппы зачитывает информацию всем.

Затем участникам предлагается разработать и представить свои рекомендации по реализации одного из условий повышения мотивации достижения успеха в виде таблиц, схем, правил поведения для учителя и т. д.

Правила для учителя, выработанные в ходе проведения мастерской в рамках методической недели в школе

1) Опирайтесь на желания. Чего хочет учащийся – главный вопрос для учителя. Нужно раз и навсегда понять – важно не только то, чего мы желаем, но и то, чего хочет учащийся. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он невиноват в своих желаниях. Вспомните о природосообразности. Задача педагога – сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

2) Используйте идентификацию. Заставьте учащихся страстно чего-нибудь пожелать, пусть это будут даже желания, которые не совсем согласуются с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли и вы смогли бы опереться на них.

3) Учитывайте интересы и склонности. Понять – значит простить. Кому же понять учащегося, как не учителю? Нет учащихся, ничем не интересующихся. И хотя это давно известная аксиома, учитывать интересы учащихся мы так и не научились. 20–50% учащихся-подростков вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты. Но есть множество других интересов – к деньгам, успеху, красивой жизни. Есть еще врожденная любознательность, природные склонности. Но именно широта интересов характеризует развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе.

Говорите о том, что интересует ваших учащихся, точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть учащийся выступит вашим «учителем». Помните: ваша цель переориентировать интересы учащихся на воспитание и дидактические цели.

4) Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). У них высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в осознании учащегося и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.

Как заразить этим желанием учащихся, потерявших надежду «выйти в люди», страдающих заниженной самооценкой? Знайте, что 75% школьников – это те, у кого повышенная тревожность, – ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и записей в дневнике.

5) Показывайте последствия совершаемых поступков. Наши дети не научены принимать точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не научены они оценивать и последствия совершаемых действий и поступков. Если педагог вовремя, эмоционально и убедительно раскроет глаза своих питомцев, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

6) Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Актерствуйте. Было проведено много исследований, подтверждающих неизменную эффективность признания достоинств учащихся. Поэтому не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства, авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть.

7) Одобряйте успехи. «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться», – пишет американский педагог А. Дреер. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися.

5. Творческая часть

Работа на методической неделе в школе проводится в микрогруппах.

Инструкция ведущего: Сухомлинский А.А. писал о необходимости создания школы Радости. Попробуйте создать свою собственную школу – школу Успеха. Какой будет эта школа? Дайте ее короткое, но яркое описание по следующему алгоритму: концептуальные основы развития школы, чем эта школа будет отличаться от существующей? Например, в новой школе педагог решил построить интегрированную систему образования, которая будет включать в себя несколько уровней (раннее развитие, дошкольный и школьный) и несколько форм образования (формальное и неформальное – внеурочное, семейное). А какой будет ваша школа?

Время на выполнение задания – не более 10–12 мин.

Примечание. По ходу работы участникам методической недели в школе можно задать следующие вопросы:

Возможно ли приблизить идеал к действительности? Что можно улучшить в процессе развития нашей школы, чтобы она стала похожа на школу будущего?

6. Рефлексия

Инструкция. По завершении работы мастерской участникам методической недели в школе предлагается оценить мероприятие и свое участие в нем.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль